Все о стройке и ремонте

Ресторан альпийская роза. Ресторан и гостиница "альпийская роза" на софийке

В 1870-м году в Москве рядом с Немецким клубом (дом 9) на Софийке открылся ресторан и гостиница "Альпийская роза" (дом 4). Ресторан был немецкий, с настоящим пельзенским пивом и европейской кухней. Завсегдатаями ресторана были немцы.
Однако вскоре москвичи разузнали про недорогое пиво, сытную кухню, и чинным бюргерам пришлось потесниться.

Ресторан "Альпийская роза" вообще-то считался заведением чинным, европейским. Во всяком случае, в
дневное время. В завтрак и обед сюда приходили московские немцы, как торговые, так и служилые. Кушали свиную ногу с кислой капустой, пили настоящее баварское пиво, читали берлинские, венские и рижские газеты. Но к вечеру скучные пивохлебы отправлялись по домам - подвести баланс по учетным книгам, поужинать да засветло на перину, а в "Розу" начинала стекаться публика повеселей и пощедрей. Преобладали все-таки иностранцы, из тех, кто легче нравом и при этом предпочитает веселиться не на русский, а на европейский лад, без пьяного крика и расхристанности. Б.Акунин "Смерть Ахиллеса"

В.Гиляровский вспоминает: "Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах".

В неприкосновенности оставался только "немецкий" кабинет ресторана. Консервативные бюргеры заранее откупили этот кабинет за 600 рублей в год с условием, что кроме них никто занимать его не будет. До сих пор наверху в одной из комнат бывшей гостиницы есть заложенная кирпичом дверь, которая раньше вела на черную лестницу, по которой носили еду и напитки из ресторана в номера. Доход от гостиницы и ресторана был выше стоимости дома и составлял в 1903 году 45 тыс.рублей, а в 1909 году - 58.910 рублей.


Рельефный фриз "Альпийской розы" может соревноваться с фризом Андреева на "Метрополе".

С рестораном "Альпийская роза" был тесно связан "кофейный" или "кафейный" период русской литературы. «Был в истории русской словесности один этап, который можно назвать «кофейным периодом поэзии,» - писал А.М.Арго в своих воспоминаниях. Это были годы после революции: «Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке (теперь Пушечная)» - это воспоминания П.Н.Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе".

Поэзия стала последним этапом в жизни кафе. После революции гостиница и ресторан закрылись.

Михаил Афанасьевич Булгаков описал "хрустальный зал" кухни "Альпийской розы" в своей "Дьяволиаде", именно в этой кухне располагалась контора Главцентрбазспимата (Главная Центральная База Спичечных Материалов) на штатной должности делопроизводителя и прослужил целых 11 месяцев товарищ Коротков.

Коротков пешком одолел три версты и, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы "Альпийской розы" пробили одиннадцать раз. В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное
для одиннадцати часов утра. Лидочка де Руни, Милочка Литовцева, Анна Евграфовна, старший бухгалтер Дрозд, инструктор Гитис, Номерацкий, Иванов, Мушка, регистраторша, кассир - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана "Альпийской розы", а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги.

"Дьяволиада" сменилась цирком. И в наше время в доме 4 на Пушечной улице (бывшей Софийке) располагается Творческий союз цирковых деятелей России.

Мы привыкли к тому, что при гостинице всегда есть ресторан. Его отсутствие - серьезный повод для размышлений: а настолько ли хороша и удобна гостиница, чтобы в ней останавливаться? В XIX и в XVIII веках люди рассуждали так же, как и мы сейчас, поэтому сегодня гостиничные рестораны уже возведены в ранг доброй традиции! Хотя бывало и так, что именно ресторанный бизнес являлся поводом для развития гостиничного бизнеса…

Сложилось так, что истории гостиниц и ресторанов часто переплетались. Всё начиналось с придорожных трактиров и постоялых дворов, в которых за отдельную плату гости получали не только ночлег, но и довольно неплохой стол. Со временем хозяйские кухни в таких заведениях превратились в самостоятельные трактиры, которые воспринимались уже не только как необходимость, но и как место, где можно было отдохнуть и отведать чего-то действительно вкусного и питательного. Известно, что в XVIII веке хозяева постоялых дворов даже «выписывали» к себе столичных поваров, дабы привлечь больше постояльцев. Дорогое удовольствие! Поэтому, к сожалению, иногда ресторан был для владельца отеля скорее обузой. Вплоть до 50-х годов

XX века считалась допустимой небольшая убыточность ресторана, которая покрывалась доходами от номерного фонда. Большинство постоялых дворов не могло себе позволить слишком дорогих поваров. И качество пищи часто оставляло желать лучшего. Постоялец отеля часто считал еду в гостиничном ресторане неважной по качеству и предпочитал обедать и ужинать вне гостиницы…

Однако по мере снижения «загрузки» гостиниц роль службы питания как источника дохода стала возрастать и вскоре практически сравнялась с ролью номерного фонда. Отсюда повышенное внимание к этой службе - рестораны отелей со временем становились всё более роскошными, число их в одном отеле увеличивалось, а в ХХ веке появились и специализированные рестораны с национальными кухнями, кофейни, бары и т. д.

Но не всегда именно появление гостиницы служило поводом для организации ресторана при ней. Часто происходило совсем наоборот. Существует множество примеров, когда обыкновенный ресторан становился настолько популярным, что гости предпочитали проводить в нем большую часть суток! Тогда руководство многих из них принимало решение о создании гостиницы при ресторане… Так получилось с ныне существующей московской гостиницей «Савой»: ее ресторан появился раньше, чем она сама. Более 80 лет ресторан «Савой» по праву считался одной из «жемчужин» среди московских ресторанов. Еще в середине ХIX века в доме по Пушечной улице, принадлежавшем княгине

О. А. Туркестановой, открылся немецкий ресторан «Альпенрозе». Позднее великий знаток Москвы Владимир Гиляровский писал об «Альпенрозе» как об одном из самых популярных заведений столицы. После спектаклей артисты Большого и Малого театров приходили сюда на собрания знаменитого Литературно-художественного кружка, объединившего цвет московской интеллигенции. Известные журналисты и редакторы, врачи и адвокаты, профессора и политики также входили в число постоянных посетителей «Альпенрозе». Ресторан «Альпенрозе» (позже - «Альпийская роза») сменил нескольких владельцев до того, как его новые собственники не приняли решение о сдаче в аренду части здания, которое должно было быть использовано как гостиница с кафе на первом этаже. Видимо, по аналогии с Савойскими Альпами, было решено назвать гостиницу «Савой». Позднее под этим названием стали понимать и гостиницу, и известный ресторан, который, кстати, и сегодня не утратил прежней славы и до сих принимает гостей, принося своим владельцам многотысячные доходы, а гостинице - славу и популярность.

Подобная история произошла и с московским рестораном «Яръ». Он открылся в

1851 году как загородный ресторан в Петровском парке на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект). А в 1910 году «Яръ» был перестроен: из деревянного дома он превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена «Яръ» прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном № 1 в России и Европе! В 1952 году к зданию ресторана «Яръ» по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле «русский ампир». И «Яръ» был переименован в ресторан «Советский» и стал частью гостиницы «Советская».

В то время он считался официальным «правительственным» рестораном и был широко известен в правительственных и дипломатических кругах. Ресторан «Советский» неоднократно награждался почетными грамотами и вымпелами!

Действительно, в советские годы рестораны при гостиницах снискали славу самых шикарных заведений! Отметить здесь юбилей или любой другой праздник могли себе позволить только люди состоятельные. Яркий пример - московский ресторан «Метрополь» при одноименной гостинице. Именно в нем в свое время Ленин произносил пламенные речи, пел Шаляпин и снимался фильм «Доктор Живаго». Знаменитый зал «Метрополь» стал главным в Москве местом для празднования особых событий. До сих пор над залом возвышается крыша из цветного стекла, которая придает ресторану уникальную атмосферу. В центре зала расположен прекрасный мраморный фонтан, и тихий звук падающей воды добавляет ресторану очарования. В конце зала находится сцена - еще одна причина множества запросов на проведение различных мероприятий в зале «Метрополь».

Итак, история доказывает, что гостиничные рестораны довольно скоро после своего появления завоевали особую нишу. Сегодня, как и несколько десятков лет назад, ресторан при гостинице - это часть стиля и имиджа, показатель соответствия международным стандартам качества. Достаточно заглянуть в меню гостиничного ресторана, чтобы в этом убедиться. Помимо набора услуг для постояльцев гостиниц - завтраков, обедов и ужинов - здесь существуют специальные предложения для деловых встреч, корпоративных праздников, свадебных торжеств, банкетов и фуршетов, а также возможности кейтеринга - выездного обслуживания. Кроме всего прочего, каждый ресторан имеет свое позиционирование, предлагает разнообразные блюда - от национальных кухонь до всемирно известного фаст-фуда. Словом, всё, что захочет клиент.

Специалисты говорят об определенной закономерности: чем выше класс отеля, тем значительнее роль ресторана! Теперь за ресторанную кухню отвечают профессионалы. Довольно часто помещение ресторана гостиницы со всем оборудованием сдается в аренду какому-либо профессиональному ресторатору, а в договоре аренды оговариваются условия, необходимые для удовлетворения потребностей постояльцев гостиницы. Вот почему гостиничные рестораны сегодня не утратили своего значения в ресторанном бизнесе и до сих пор остаются престижными местами, открывающими разнообразные возможности для всех гостей.

Это касается не только столичных заведений. В нашем городе существует огромное количество гостиниц, которые вправе гордиться своими ресторанами.

Ресторан бизнес-отеля «Полет»

Директор ресторана Соболева Рина Шамильевна:

Для удобства гостей в бизнес-отеле «Полет» имеется ресторан с одноименным названием. Специфичность отеля обусловливает и многофункциональность ресторана.

В первую очередь ресторан «Полет» - это место, где в спокойной обстановке гости отеля смогут пообедать и поужинать. Для этого им всегда будет предложено отведать блюда европейской и авторской кухни. Мы постараемся угодить как изысканному гурману, предложив ему карпаччо из семги и утку по-швейцарски, так и любителю сытной русской кухни, угостив его уральскими пельмешками и ухой с расстегаями. Для всех посетителей ресторана «Полет» - свежеиспеченные хлеб и выпечка. Просторный светлый зал, высокие окна и великолепный вид... Всё это располагает к отдыху и общению. Комфортная обстановка, выраженная в простоте и изысканности классики, дарит гармонию и чувство умиротворенности. С 3 до 10 утра гостям отеля предложат 7 вариантов завтраков, которые уже входят в стоимость проживания, - английский, европейский, уральский, континентальный, домашний, деревенский и десертный.

Во-вторых, ресторан «Полет» - это также и место для ведения дел. Часто два человека, работающих в одной или разных компаниях, решают, что им удобнее обсудить служебные проблемы в ресторане, где не раздражают постоянные телефонные звонки и никто не прерывает их разговор посторонними вопросами. Ресторан «Полет» располагает всеми условиями для того, чтобы комфортно и эффективно провести деловую встречу. Здесь гарантированы спокойствие, удобство и, конечно же, вкусная еда. С 12.00 до 15.00 - бизнес-ланч стоимостью 120 рублей. Беспроводной Интернет позволит даже в зале ресторана вести дела вдали от места работы. Для гостей ресторана «Полет» - услуги бизнес-центра, секретаря и переводчика. Отдохнуть или продолжить беседу можно в еще более неформальной обстановке - за стаканчиком виски, играя в бильярд. Также можно расслабиться с кальяном или выкурить хорошую сигару после еды.

В-третьих, ресторан «Полет» имеет огромный опыт банкетного облуживания корпоративных мероприятий ведущих компаний Пермского края. Для успешного проведения разнообразных мероприятий в отеле сотрудниками ресторана «Полет» разработано множество вариантов меню с разнообразными ценовыми предложениями завтраков, обедов, ужинов, банкетов, фуршетов, кофе-брейков. Ресторан «Полет» имеет сформированные пакеты предложений для таких мероприятий, как конференции, презентации, тренинги, юбилеи, свадьбы, корпоративные вечеринки. Для этого ресторан располагает двумя залами вместимостью 50 и

30 человек. Таким образом, ресторан «Полет» имеет возможность обслуживать мероприятия любого формата и структуры - от деловых вечерних мероприятий и дневных событий до неформальных торжеств.

Мы рады будем видеть вас в ресторане «Полет» в любое время суток! Какие акции проводятся в гостинице «Полет»? Последняя наша акция - это феерическое новогоднее шоу. Мы хотим пригласить не только всех желающих провести ночь под Новый год в «Полете», но и повеселиться на корпоративных вечеринках. С полной уверенностью могу сказать, что мы приятно удивим всех гостей новогодней программой, душевной и в тоже время зажигательной обстановкой.

А также, что немаловажно, - приемлемыми ценами. Искренне рады будем видеть всех в «Полете»!

Ресторан «Полет», тел. 2-949-646

Отель «New Star»

маркетолог Ольга Козлова:

Для гостиницы, большой или маленькой, ресторан является необходимым элементом. Гостю гораздо проще прийти в ресторан при гостинице, нежели бегать по городу в поисках подобного.

К тому же практически все гостиницы предоставляют своим гостям завтрак. Ресторан при гостинице - это неотъемлемая ее часть. Ранее считалось, что наибольшая составляющая прибыли гостиниц складывается благодаря ресторанам. По моему мнению, ресторану вне гостиницы продвинуться и завоевать позиции на рынке гораздо проще. Также бытует мнение, что ресторан при отеле работает лишь на его гостей, то есть на тех, кто живет в отеле. На самом деле ресторан при гостинице открыт для всех без исключения посетителей.

В гостиничном комплексе «New Star» - два ресторана. Ресторан «Европейский» предлагает попробовать блюда европейской и авторской кухни. Ресторан очень удобен для проведения мероприятий с большим количеством людей: его вместимость - до 200 человек. Кроме того, здесь установлены современная аудиоаппаратура и свет, есть плазменный телевизор и сцена. Китайский ресторан менее вместителен: зал на 100 посадочных мест. Вы можете заказать здесь блюда как русской, так и китайской кухонь. Кроме того, повара могут приготовить китайские блюда непосредственно перед гостями. И в европейском, и в китайском ресторанах обслуживание осуществляют метрдотели и официанты. Оба ресторана приглашают всех гостей и жителей города на бизнес-ланчи с 12.00 до 16.00. Кроме того, мы предоставляем услугу кейтеринга. Она сейчас наиболее интересна для предприятий, так как есть возможность организовать мероприятие в любом удобном для организации месте.

Рестораны отеля «New Star» дарят своим гостям специальные предложения. При заказе свадебных банкетов молодожены получают номер «Студио» за 50 %. В ноябре в ресторане «Европейский» - акция: при покупке бутылки французского вина «Божоле» вы получите сырную тарелку в подарок.

В пятницу и субботу рестораны приглашают посетить дискотеки. 2 танцпола - ретро и поп - сочетание прошлого и настоящего. Вход с флаером -

100 рублей. В ресторане «Европейский» и в китайском ресторане действует единая бонусная карта отеля «New Star».

Ресторанные порядки

Со временем менялись и состав посетителей петербургских кафе и ресторанов, и часы работы, и царившие в них порядки.

Во времена A.C. Пушкина, да и позднее, рестораны предназначались главным образом для холостяков, для тех, кто не имел собственного повара или кухарки и домашнего стола. Дорогие французские рестораны служили местом встреч «золотой молодежи», светских львов, а их посещение вписывалось в распорядок дня петербургских денди. «Холостяцкий» характер трактирных заведений сформировал и особый уклад их существования, в котором находилось место для бурных кутежей, для дам сомнительных добродетелей, но не для порядочных женщин.

Считается, что женщины посещать рестораны начали только со второй половины 1840-х годов, причем ни в коем случае не в одиночку.

Однако А.П. Керн в своих мемуарах подробно описывает состоявшийся в более ранее время обед у Дюме в компании A.C. Пушкина, А.Н. Вульфа и П.А. Осиповой. Она же вспоминала и устроенную бароном A.A. Дельвигом поездку также смешанной компанией в Красный кабачок «на вафли». Правила хорошего тона предусматривали, что без сопровождения собственного мужа или другого члена собственной семьи мужского пола дама могла пойти в ресторан только в компании, включавшей непременно семейную пару, впрочем, как видно из мемуаров Керн, это правило соблюдалось далеко не всегда. Поскольку поначалу это было внове, то приглашение дам в ресторан быстро сделалось «модным».

Сцены ресторанной жизни

Вслед за вполне добропорядочными женщинами эту моду стали быстро осваивать и представительницы древнейшей профессии. Петербургские «камелии» посещали рестораны со своими поклонниками и даже превратили некоторые фешенебельные кафе и рестораны в настоящие места знакомств. Содержанки высокого полета и таких же высоких гонораров, те, кого называли «сенаторские девушки», в начале XX столетия в одиночку или парами занимали столики в знаменитых французских ресторанах столицы, причем исключительно во время завтрака. Таким образом, одновременно соблюдались приличия и можно было заполучить выгодного клиента. Впрочем, к 1910-м годам, по мере того как посещение ресторанов делалось все более и более популярным в столице, почти все крупные трактирные заведения оказались оккупированы девицами легкого поведения, в особенности в послеобеденное время.

Делались попытки завлечь в некоторые заведения общественного питания женщин из простонародья, впрочем, с вполне благородными целями. Так, в 1910-е годы активистки женской прогрессивной партии выступили с инициативой создания специальных женских чайных-аудиторий, как тогда называли чайные, специально создавшиеся с целью отвлечения народа от пьянства, заменив хождение в кабак посещением чистых цивилизованных заведений с безалкогольным меню и с обширной просветительской программой: лекциями, чтениями, библиотекой и т. п.

С начала XX века в первоклассных ресторанах столицы стало появляться значительно больше гвардейских офицеров. Из соображений престижа был введен строгий запрет на посещение гвардейцами трактиров и прочих заведений второго класса, что не столько повысило статус столичного офицерства, сколько обеспечило неплохими заработками владельцев перворазрядных ресторанов. Офицеры быстро стали завсегдатаями самых фешенебельных ресторанов Петербурга, которые «разделялись» по видам войск и по полкам. К примеру, ресторан Бореля называли «кавалергардским»: здесь в одном из больших кабинетов действительно встречались за регулярными трапезами кавалергарды, прославив заведение своими грандиозными кутежами. Располагавшийся неподалеку ресторан Кюба считался «гвардейским». А соседний Дюссо был рестораном конной гвардии. Офицеры являлись в рестораны главным образом вечером. В каждом полку существовали на этот счет свои неписаные законы. Так, согласно полковым правилам, офицеры Семеновского полка, приезжавшие в послеобеденное время, должны были заказывать в перворазрядных ресторанах только шампанское, а оно стоило тогда не менее 10 рублей за бутылку.

Если в первой половине XIX века, когда курение еще только входило в моду, в кафе-ресторанах были отдельные курительные комнаты, то к концу столетия в ресторанных залах курили уже вовсю. И только летом 1902 года в столичных газетах появились сообщения о том, что с 1 января следующего года владельцы перворазрядных ресторанов будут обязаны организовать хотя бы один специальный зал для некурящих, однако как на практике выполнялось это распоряжение, неизвестно. Зато известно, что некоторые шикарные столичные заведения, как, например, кафе «Централь» на Невском проспекте, для удобства посетителей завели отдельные табачные киоски, цены в которых были выше, чем в соседних табачных лавках.

С конца XIX века в Петербурге, где было много приезжих, установился обычай для людей, не обремененных семьей, или приезжих встречать в ресторанах Новый год в отличие от Рождества, которое оставалось домашним праздником, отмечаемым непременно в семейном кругу. Появились особые новогодние меню, а также поздравления клиентам. Так, в ресторане «Контан» под Новый год посетителям предлагали стихотворные поздравления, например в декабре 1903 года столики ресторана украшали такие строки:

Контановские слуги,

Утром ранним, в поздний час

Для вниманья и услуги

Мы приставлены для Вас.

Мы встречаем Вас с поклоном,

Рады гостю угодить

И шампанским, и крушоном…

Что угодно закусить ?

К Вам в усердьи, как в азарте,

Мы летим на первый зов :

Что закажите по карте,

Завтрак, ужин вмиг готов !

Здесь, у нас, в «Контане »,

Сладко пить и сладко есть,

Нашим кушаньям заране

Мы Вас просим сделать честь.

Для Лукулла-гастронома

Все у нас припасено, -

Наша кухня Вам знакома,

Наше лучшее вино.

И поздравить Вас с участьем

Нам почтительно велит :

С Новым годом, с новым счастьем,

Будь лишь старый аппетит !

Газеты отмечали, что в начале нового столетия у швейцаров лучших ресторанов столицы установился обычай – встречать и провожать новогодних посетителей подходящим к случаю стихотворным экспромтом. Не нужно объяснять, что экспромты эти тщательно готовились загодя в расчете на щедрые чаевые…

В последней трети XIX столетия окончательно сформировалась структура большого столичного ресторана. По русской традиции непременной принадлежностью ресторана был буфет с крепкими напитками и горячими и холодными закусками. Это могла быть отдельная комната (первая при входе) или же просто стойка в общем зале 18 . Так, ресторан М.Ф. Федорова на Малой Садовой славился именно «стойкой» (имелась в виду буфетная стойка); отмечали современники и закуски у Лейнера… Заведовавший стойкой буфетчик пользовался особым уважением среди ресторанного персонала, в тех же заведениях, где не было метрдотеля, именно буфетчик выполнял его обязанности и был полным хозяином обеденного зала, отвечающим за работу и официантов, и кухни. По мере развития ресторанного дела в больших ресторанах стали заводить не только обыкновенный закусочный буфет, но и чайный. Соответственно отвечали за них особые – винный и чайный – буфетчики. В XX веке при ресторанах появились «американские бары» – со стойкой, высокими «барными» стульями и непременными коктейлями. Затем были непременно общий обеденный зал (иногда не один) и «кабинеты», и, опять же в начале XX века, нередко рядом с рестораном, но с отдельным входом имелась еще кофейная или кондитерская. Последняя обычно работала с раннего утра, когда ресторан был еще закрыт.

В некоторых ресторанах за платьем гостей присматривал швейцар, получавший за это какую-то мелочь, что, впрочем, не исключало и недоразумений, когда верхняя одежда клиентов оказывалась подмененной. Такое случалось в самых популярных ресторанах с большим наплывом посетителей. В частности, известно о подобных кражах в ресторане «Северной» гостиницы. В других заведениях «вешалку» арендовали частные лица, платившие владельцам ресторана немаленькие деньги, но компенсировавшие свои расходы за счет клиентов. Вообще большой столичный ресторан представлял собой сложную организацию. Главным в ней была гастрономическая часть и все с ней связанное, а прочие услуги – уборные, гардеробы, бары – считались скорее дополнительными. Содержать их должным уровнем было делом хлопотным, поэтому чаще всего их отдавали в аренду. Вопрос с устройством гардеробов очень волновал как посетителей, так и самих рестораторов, так что в 1910-е годы даже предлагалось воспользоваться опытом американских ресторанов, оснащенных автоматическими камерами хранения для одежды клиентов.

Одной из типичных петербургских традиций в последней трети XIX столетия сделались деловые встречи за завтраком. Это во многом объясняет широкую популярность завтраков в дорогих ресторанах «Кюба», «Донон» и «Доминик», о которых так часто вспоминают мемуаристы… За завтраком в петербургских кафе и ресторанах встречались не только «погибшие, но милые создания» и их клиенты, здесь артисты находили ангажемент, антрепренеры – артистов, издатели – авторов; за завтраком композиторам заказывали оперы и балеты, художникам – декорации и костюмы; за завтраком получались стотысячные подряды и заключались миллионные сделки.

«„Деловой“ Петербург, в свою очередь, распадается на несколько категорий, так сказать, „покафэйно“, т. е. по месту, где он делает свои „дела“…

Есть дельцы от кафе Рейтер и от Caf? de Paris (на Морской), от „Ермака“, „Капернаума“ и прочих „низков“.

По внешнему виду между всеми этими дельцами разница громадная. У одних: атомобиль, платье английского портного и бутылка шампанского за завтраком; у других -„трам“, лодзинское трико от Ягельской (в рассрочку) и пиво.

Но общее у них у всех – миллионы.

Эти миллионы, т. е. миллионные проекты и „дела“, начинаются у Кюба и по использовании переходят к Рейтеру и дальше – в „низки“», – отмечали газетчики 19 .

Начиная со второй половины XIX века большинство петербургских ресторанов специально указывали время завтраков, впрочем, довольно поздних, которые долго именовали на немецкий манер – «фриштик» 20 . Завтраки обычно сервировали в промежуток с 11 до 15 часов. Чем дороже и респектабельнее был ресторан, тем позже в нем подавали завтрак. Для чиновников, конторских и банковских служащих это было время перерыва в работе. Недаром ресторан В.И. Соловьева (ул. Гоголя, 15) в 1910-е годы рекламировался как «старинный ресторан завтраков».

В 1900-е годы в столичных ресторанах появилось понятие «шведский стол», правда, относилось оно поначалу только к завтракам. По крайней мере в 1903 году петербургские газеты разместили следующее рекламное объявление: «Ресторанъ „Петергофъ“ / с 15-го сентября ежедневно; / с 11 1 / 2 до 3 ч. дня шведский завтрак. / Водка, закуска, 2 горяч, блюда 1 р. с персоны. / Во время завтраков обедов и ужинов играет румынский оркестр». В 1915 году уже настоящий шведский стол в течение всего дня предлагал своим посетителям ресторан «Турист» (Невский пр., 110). В 1916 году на месте бывшего «Бара-Экспресса» на Екатерининском канале хозяйка «Туриста» Л.М. Сазонова открыла «Бар-Турист» с такой же организацией дела. За 1 руб. 25 коп. в «Туристе» и за 1 руб. 50 коп. в «Баре-Туристе» клиент мог по собственному выбору взять со стола любые закуски, горячие блюда и безалкогольные напитки в любом количестве. Это были первые в стране рестораны самообслуживания, прислуга ресторана только убирала грязную посуду со столов. Закусочный стол в «Баре-Туристе» состоял из 15 наименований: заливное из дичи, винегрет, ассорти из сыров и колбас, соленья и маринады, заливное из рыбы, холодная осетрина, грибы, телятина и т. д. Также можно было получить перловый суп, бульон с рисом, консоме жульен, бефстроганов, антрекот, кокиль из рыбы, сливочное мороженое и прочее. Алкогольные напитки в этих ресторанах не подавались.

Впрочем, позавтракать в петербургском ресторане можно было далеко не всегда. Довольно долго для завтраков использовались… фруктовые лавки, в которых, несмотря на название, продавались также сыры, сардины, трюфели и устрицы, шла торговля винами. В задних комнатах расположенных на Невском проспекте фруктовых лавок накрывались столы и подавались «модные завтраки», как их характеризовали современники: мадера, рейнвейн, английский портер, зельтерская вода, аи, креман 21 , устрицы, сыры, салфеточная икра, сельди…

Первые столичные рестораны ориентировались, главным образом, на обеденное время: открывались поздно и закрывались рано. Вечера приличная публика проводила в театрах, на маскарадах и балах, где непременно накрывался стол для ужина или подавалась какая-либо закуска. В первой трети XIX века обед в петербургских ресторациях по сравнению с минувшим веком начинался поздно – обычно часа в 4 пополудни. Это была дань «европейской» традиции. К концу столетия обеденное меню предлагали уже в 18 и даже в 20 часов. А ужином в петербургской традиции было принято называть прием пищи, следовавший после посещения спектаклей в Императорских театрах или же после танцев на частных балах. Кто не ходил в театры и на балы, тот, как правило, и не ужинал, довольствуясь чаем. Само понятие ужина в Петербурге появилось довольно поздно.

Поскольку трактиры и рестораны нередко открывались при гостиницах, в XVIII – первой половине XIX века в них приглашали публику к общему столу – табльдоту 22 . Для модных ресторанов это было вполне оправдано, ведь за столом собирались, как правило, люди одного круга, и им было о чем поговорить.

В середине XIX столетия при петербургских ресторанах появились и так называемые «кабинеты» – отдельные помещения, где можно было уединиться, не привлекая внимания остальных посетителей ресторана. Полагают, что первым отдельные кабинеты (cabinets particuliers) устроил в своем кафе-ресторане на Невском пр., 42, И.И. Излер в 1849 году. Стоит иметь в виду, что уже в 1820-1830-е годы в большинстве иностранных ресторанов Петербурга, например у Сен-Жоржа, гость мог не только пользоваться табльдотом, но и заказать себе обед в отдельной комнате, что мало чем отличалось от кабинета.

Появление отдельных кабинетов, вероятнее всего, связано с целой системой гласных и негласных запретов, действовавших в столице. Так, запрещалось посещение ресторанов «нижними чинами»: «По окончании каждого из экзаменов (в Константиновском пехотном военном училище, т. е. экзаменов на звание офицера. – Ю.Д .) мы вместе посещали находившийся против училища серапинский трактир. Это было очень опасно, так как нижним чинам в то время вход в трактиры и рестораны строго воспрещался. Поэтому мы ходили в трактир с заднего хода, откуда и попадали прямо в отдельный кабинет, где хозяин редким гостям „из господ“ давал завтраки по особому заказу. Обыкновенные посетители, лавочники и мастеровые, сидели в двух залах за столиками и пили без конца чай с блюдечка» 23 . Так что находилось немало желающих эти запреты нарушить. Именно для них и были созданы «особые условия».

Ресторанные кабинеты использовались как для деловых встреч, так и для интимных свиданий. В них, в частности, можно было пообедать с дамой, не являвшейся близкой родственницей своему спутнику. О характере взаимоотношений внутри таких пар можно только догадываться…

В отдельных кабинетах петербургских ресторанов проходили и конспиративные встречи деятелей русского революционного движения. Вероятно, именно поэтому в 1907 году владельцам столичных ресторанов предписывалось не предоставлять отдельных кабинетов компаниям, насчитывающим более 15 человек. О свиданиях в ресторане Палкина упоминает в своих «Воспоминаниях террориста» Б.В. Савинков. Размеры некоторых кабинетов позволяли устраивать в них довольно многолюдные пирушки. К началу XX столетия в некоторых петербургских ресторанах было до 10–20 отдельных кабинетов, убранных «в разных стилях» и оснащенных настоящими пианино или же музыкальными аппаратами.

Названия московских мест
Для моего привычны слуха,
Как для иных привычен лес,
И ливня плеск, и шорох луга.
И.Волгин
Улица Пушечная.
Улица Пушечная - одна из старейших улиц Москвы. Она расположена в Мещанском районе столицы в границах Центрального административного округа. Улица начинается от Неглинной, проходит на восток, пересекает Рождественку и выходит на Лубянскую площадь. Свое название она получила в 1922 году. По свидетельству историков, когда-то улица именовалась Пушечный переулок, но это название было не единственным. Ее называли Екиманкой (по храму во имя Иоакима и Анны), Софийкой (по храму во имя Софии Премудрости Божией). Пушечную улицу можно назвать младшей сестрой Кузнецкого моста - она проходит параллельно, но уступает ему во всём - и длиной, и значением, и популярностью. Между тем именно Пушечный двор, стоявший здесь, породил Кузнецкую слободу с Кузнецким мостом, а не наоборот.
Свою историю Пушечная улица ведет с XV столетия, когда Иван III основал здесь Пушечный двор. Тут жили и работали кузнецы, специализирующиеся на производстве оружия. Во второй половине XVI века в Москве существовала целая школа замечательных мастеров пушечно-литейного искусства: Чохов, Дубинин, Осипов и другие. В конце XVI века талантливый умелец Андрей Чохов отлил здесь легендарную Царь-пушку. Масса изделия составляла целых 40 тонн. Великолепный памятник и по сей день радует взоры жителей столицы и туристов со всей России и из других стран. Памятник известен во всём мире, а появился он именно здесь, в сердце Москвы, на Пушечной улице. Отливали здесь так же пищали (орудия для прицельной стрельбы), мортиры (орудия для навесного боя), тюфяки (пушки для стрельбы дробью), органы (орудия небольшого калибра, стреляющие залпом), а также колокола для храмов. Пушечный двор в Первопрестольной столице XV-XVIII столетий был важным стратегическим объектом - первым заводом по выпуску артиллерийских орудий в древней Руси. За территорией казенного предприятия, на берегу Неглинной, стояли хозяйственные постройки, куда закладывали снопы зерновых культур перед их дальнейшей молотьбой. По проулку за Рождественкой был разбит двор окольничего Собакина, парадный въезд которого и выходил на Екиманскую улицу (церковь Софии Премудрости стояла за двором Собакина на открытой площадке). Прямо напротив располагался Пушкарский приказ, переехавший сюда в 1670 году из московского Кремля. Так выглядела местность в конце семнадцатого столетия, и таковой оставалась вплоть до 1776 года.
Несмотря на многочисленные пожары, здания Пушечного двора просуществовали до начала XIX века, затем их разобрали, а камень использовали на строительство Яузского моста. Образовавшийся пустырь был застроен в двадцатые годы XIX века: тогда-то в основном сформировалась современная Пушечная улица. Преобразования начались после создания в городе Комиссии для строения Москвы, по проекту которой к 1819 году речка Неглинная была заключена в подземный коллектор, а перепланировке была подвергнута вся территория, доходившая до Лубянки и Китайгородских стен. Бывшие бастионы петровских времен срыли, а землю с них использовали для подсыпки нынешних улиц Неглинной и Театрального проезда, а также бывшего берега реки. В дальнейшем архитектурный облик сложился творениями архитекторов Василия Ивановича Ерамишанцева, Василия Николаевича Карнеева, Владимира Павловича Гаврилова, Александра Васильевича Власова, Павла Павловича Висневского, Анатолия Александровича Остроградского, Александра Александровича Веснина и Виктора Андреевича Величкина.
На Пушечной улице представлено большое количество архитектурных памятников. На нечетной стороне улицы привлекает внимание церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке (дом №15). Издавна в Москве существовало два Софийских храма. Оба сохранились прекрасно и сегодня являются действующими. Их появление связано с походами Ивана III на Новгород. Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке основали у Пушечного двора новгородцы, которых переселили из покоренного Москвой Новгорода. Соответственно, церковь являлась обычной приходской для новгородцев, которые выстроили храм в память о своем родном городе. Нынешний храм был возведен в 1692 году. В документах сохранились сведения и о более ранней истории святыни. Так, известно, что примерно в 1585 года здесь находилась деревянная Софийская церквушка, которая, как и многие подобные постройки, сгорела в пожаре 1685 года. В XVIII веке храм Софии Премудрости Божией на Лубянке перестраивают. У нового здания декорация фасадов была иной, появился новый придел, а также колокольня в 2 яруса, соединенная с храмом у Пушечного двора специальным переходом. Пострадавшую в пожаре 1812 году церковь отремонтировали. На этот раз здание приобрело новый ампирный облик. В 1816 году нижний колокольный ярус украшают портики, на втором ярусе проемы обрамлены колоннами. Над последним ярусом сделана надстройка со шпилем и куполом. В 1839 году принят проект реконструкции церкви у Пушечного двора на Лубянке: в восточной части приделы симметричны, южный же сужается к западу; центральная апсида прямоугольная. В 1842 году при храме Софии Премудрости Божией появилась трапезная и Казанский придел, имевший немного срезанную неправильную форму. Алтарь заменили другим, прямоугольным. В XIX веке вновь поменяли декор храма. В 1890 году обновили покрытие куполов и фасады, под купольным покрытием спрятали остатки кокошников. В 1901 храм на Лубянке очередной раз обновили. В советский период церковь Софии у бывшего Пушечного двора закрыли, многое было разрушено или уничтожено. Здание находилось в ведении КГБ: здесь размещался склад, а позже фабрика спортивной одежды. В 1934 году колоннада храма и верх колокольни были разобраны. Храм относительно недавно вернули Русской православной церкви. В 2001 году святыню отреставрировали, чему большое содействие оказали сотрудники ФСБ. В 2002 году храм на Лубянке освятил патриарх Алексий II. На освящении присутствовал директор службы безопасности, который отдал символический ключ от святыни патриарху. Сегодня в храме находятся особо почитаемые иконы святой Матроны, а также адмирала Ушакова, которого к лику святых причислили не так давно.
Напротив расположен Центральный Детский Магазин. Сегодня в Москве не так много мест, куда родителям хочется привести ребенка и куда малыш хочет вернуться сам: зоопарк, цирк, планетарий… Центральный Детский Мир на Лубянке всегда возглавлял этот список. Его построили в 1957 году (архитектор А. Душкин), специально к Международному фестивалю молодежи и студентов, чтобы гости столицы могли своими глазами увидеть, что и в советской стране есть счастливое детство. В то время это сооружение было самым большим детским магазином в СССР. Большой объём здания был создан как часть ансамбля площади Дзержинского (ныне Лубянская площадь). Большие аркады и изначально задуманный декор придавали огромному сооружению лёгкость и приподнятость, скрывающие грандиозные масштабы сооружения. Первые три этажа Детского Мира представляли собой большие и удобные пространства, в которых были расположены стенды с продукцией всех заводов и фабрик СССР в сфере детской одежды, обуви, игрушек и т. д. В угловых частях здания были расположены большие пролёты лестниц с крупномасштабными лифтами. Центром всего магазина стал двухъярусный атриум, ставший брендом Центрального Детского Мира. В 90-х годах магазин начал терять свое очарование. Многие москвичи вспоминают, как в центральном зале располагался автомобильный салон, в стенах здания находились структуры, не имеющие отношение к детским товарам: интернет-магазин, банк и прочие компании. В конструкции здания, имеющего большую площадь, расположенного на неровном рельефе, на разных фундаментах, появились признаки деформации. В 2008 году здание Центрального Детского Мира было закрыто на реконструкцию и только 31 марта 2015 года оно вновь распахнуло свои двери для москвичей. Заявлялось, что будет сохранена историческая форма и размеры атриума, шаг окружающих его колонн, воссоздана оригинальная балюстрада, однако легко обнаружить, что от легендарного универмага остались одни стены. Здание уничтожено полностью. В ходе реконструкции трёхэтажный атриум был превращён в семиэтажный, а три последний этажа, неполные и содержащие ранее служебные помещения, были перестроены и открыты для публики. В новом магазине можно увидеть самые большие часы в мире, созданные на Петродворцовом часовом заводе "Ракета", уникальные световые шоу "История России" и "Природа России". Свои двери также откроет "Музей Детства" с уникальными игрушками и товарами, которые продавались в магазине в 60-90-х годах 20 века.
Здание магазина «Детский Мир» выросло на месте целого квартала, состоящего из нескольких зданий, в которые входил также Лубянский пассаж. Сложившийся исторический ансамбль торговых рядов в 1953-54 году был снесен до основания. Владение, где в 1882 году был построен Лубянский пассаж, было самым крупным из трех в квартале, ограниченном улицами Рождественкой, Пушечной (Софийкой), Лубянской площадью и Театральным проездом. Оно занимало всю восточную его часть. С 1820-х годов на красные линии улицы, площади и проезда выходили двух- и трех - этажные здания магазинов и лавок. По границе с соседним владением располагался протяженный деревянный сарай в каменных столбах. В центре хозяйственного двора были поставлены каменные погреба, сеновалы и сарай. Центральное положение в этом комплексе торговых зданий занимало двухэтажное здание с подвалом, выходившее на площадь. Со стороны двора оно имело третий, антресольный, этаж.
Архитектурное оформление главного фасада характерно для послепожарной застройки Москвы и полностью отвечало канонам ампирной архитектуры 1820 - 1830-х годов. В 1843 году это владение купил московский купец И. В. Алексеев, семейству которого оно принадлежало до 1912 года. При его сыне, потомственном почетном гражданине А. И. Алексееве, в 1882 году была осуществлена реконструкция владения, в результате которой значительно изменилась его планировочная структура и стилистика отдельных зданий. В западной части владения, по границе с соседями, на месте разобранного протяженного сарая было построено торговое здание иного типа по сравнению с существовавшими магазинами - пассаж, получивший впоследствии название Лубянского. Пассаж построили по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума. Торжественное освящение нового пассажа состоялось 25 сентября 1883 года. Он имел две продольные крытые галереи, освещенные стеклянными фонарями, и одну поперечную, выходившую во двор. Под всем зданием пассажа размещался сводчатый подвал. По обеим сторонам галереи располагались квадратные в плане лавки, в каждой из которых имелись отдельный вход и внутренняя лестница на второй этаж. Поперечная галерея вела к служебной пристройке, сделанной со стороны двора к пассажу. В ней находились туалеты и другие подсобные помещения. Корпуса пассажа, выходившие на красную линию Театрального проезда и улицы Софийки (Пушечной), в отличие от остальной части здания были трехэтажными. Их одинаково оформленные насыщенные декоративными элементами фасады, решенные в формах эклектики, были характерны для торговых зданий 80-х годов XIX века. Входы в галереи выделены слабо выступающими ризалитами с треугольными фронтонами. В отделке интерьеров были использованы подольский камень, из которого сделали ступени лестниц в галереях, лещадные плиты для мощения полов в галереях, дубовый паркет для полов в магазинах, зеркальные стекла для витрин и чугунные винтовые лестницы, ведущие на антресоли. Стены внутри здания были оштукатурены и обработаны прямоугольными филенками. Пассаж имел духовое отопление. В нем преобладала торговля мануфактурой, готовым платьем, пряжей и нитками, шляпами и прочим товаром. Подвал пассажа использовался для склада товаров мелких магазинов.
В 1883 году, еще до завершения строительства пассажа, был разработан проект его расширения за счет возведения новой крытой галереи, имевшей Г-образную в плане форму. Во вновь построенном здании и реконструированном двухэтажном корпусе по Софийке разместилась торговля мануфактурой, золотыми и серебряными изделиями и кондитерскими товарами. В начале XX века перестроили двухэтажный торговый корпус по Театральному проезду. Над ним возвели третий этаж, заменили деревянные перекрытия на своды Монье. В здание провели центральное отопление. В 1912 году владение приобрел потомственный почетный гражданин Иван Матвеевич Грушин. В 1910-х годах чистый доход от сдачи внаем помещений магазинов и лавок Лубянского пассажа составлял почти 160 000 рублей. В 1920-х годах в Лубянском пассаже размещался театр кооператива Центрального управления лесной промышленности. Вход в него был со стороны Софийки (Пушечной). На втором этаже здания размещались зал на 200 мест, фойе и библиотека, а на первом – гардероб и туалеты. Лубянский пассаж просуществовал до 1950-х годов, когда вся застройка квартала была разобрана и на их месте было построено здание универсального магазина «Детский мир». При строительстве здания магазина «Детский мир» были фрагментарно сохранены сводчатые подвалы Лубянского пассажа.
Наиболее интересным зданием на Пушечной улице считается дом №9. Это доходный дом Торлецкого - Захарьина - исторический доходный дом в Москве. Он занимает весь квартал от Пушечной улицы до Кузнецкого Моста. Здание неоднократно переходило из рук в руки, в нем размещались многочисленные магазины и учреждения. Последними владельцами его были коммерции советник А.Л.Торлецкий и терапевт Г.А.Захарьин. А с 1925 года часть здания занимает Центральный дом работников искусств (ЦДРИ). К концу 1840-х годов вся территория находилась во владении А. Л. Торлецкого, а впоследствии его сына, А. А. Торлецкого. В это время здесь работали: популярный книжный магазин переводных книг по естественным наукам А. И. Глазунова, «Магазин чаёв братьев К. и С. Поповых», чайный магазин Н. Корещенко «Китай», «Московский магазин» О. И. Ливенштейна, торговавший широким ассортиментом модной дамской одежды. 1997-2006 годах в здании размещался бутик марки Valentino. В настоящее время на первом этаже дома находится магазин «Кузнецкий Мост, 20», интерьер которого создан архитектурным бюро А.Бродского. При устройстве магазина фасаду здания был нанесён ущерб. В доме размещается также издательство «Радиотехника», выпускающее многочисленные журналы и книги. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Часть этого здания (улица Пушечная, дом № 9\6) занимает ЦДРИ - единственный в России Дом, объединяющий деятелей всех видов и жанров искусства. Духовная жизнь нескольких поколений творческой интеллигенции связана с этим Домом. За десятилетия своего существования он накопил свои традиции, нашел и утвердил свои неповторимые особенности, свой стиль. Его создавали крупнейшие деятели культуры: В. И. Качалов, И. Н. Берсенев, О. Л. Книппер-Чехова, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Е. Н. Гоголева, и молодые тогда артисты С. Образцов, Б. Тенин, Н. Хмелев, Р. Зеленая и др. Этот уникальный клуб творческой интеллигенции возник по инициативе Наркома просвещения А. В. Луначарского, поддержанной ЦК профсоюза работников искусства и деятелями культуры. В 1938 году Клубу мастеров искусства был передан особняк на Пушечной улице, дом 9, историческое здание, в стенах которого зарождался будущий МХАТ. Ремонт особняка был сделан на средства работников искусства, и в мае 1939 года Клуб переехал в новое здание, получив название Центральный Дом работников искусств - ЦДРИ. Бригады артистов выступали на дрейфующей станции «Северный полюс». Выступления перед трудящимися Москвы и Московской области, договоры о сотрудничестве с трудовыми коллективами Метростроя, Метрополитена, Братцевской птицефабрики, КАТЭКа и др. Выступали не только в клубах, но и на строительных площадках, в шахтах, на полевых станах. Все великие стройки имели возможность увидеть и услышать артистов. Для некоторых зрителей это была первая встреча с профессиональным искусством.
В годы Великой Отечественной войны ЦДРИ был единственным в Москве клубным учреждением, ни на один день не прекращавшим свою работу.
Суздальское архиерейское подворье на углу улиц Рождественка и Пушечная, д. 5/7, появилось на этом участке еще в семнадцатом столетии. Для молебнов была возведена Рождественская церковь во имя Иоанна Предтечи. Шло время, и старые строения, обращенные фасадами на обе улицы, стали перестраивать под доходные дома и помещения для лавок. Эта тенденция особо проявилась после 1812 года, когда большая часть домов во владениях подворья сгорела. Облик этого уголка Москвы создавался архитекторами Владимиром Павловичем Гавриловым, который на месте разрушенной и упраздненной церкви (1772 год) в 1886 году строит трехэтажное доходное здание. Впоследствии, в 1903 году, его перестроили по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда. В строительстве и реконструкции других зданий принимал участие и зодчий Василий Николаевич Карнеев. До революции 1917 года в этом угловом доме на Пушечной, 7/5 (Рождественка), на первом уровне, размещался трактир, который при Советах был преобразован в рыбное кафе с соответствующим названием – «Сардинка», а затем в «Сосисочную», и далее в «Пельменную». В настоящее время формат заведения остается прежним и здесь принимает посетителей известное московское сетевое кафе. Стоит отметить, что ранее весь этот квартал, который простирался от Пушечной до Кузнецкого Моста, был прорезан проходами через скопище внутренних дворов. Если взглянуть на карту, то этот лабиринт можно рассмотреть и сегодня, правда, из-за строительства фасадов вдоль улиц и ограждающих стен внутри квартала, попасть туда практически невозможно. Последние жильцы из строений бывшего Суздальского подворья были расселены в ходе реконструкции зданий, произведенной в 60-70-х годах XX столетия. В настоящее время комплекс строений на Рождественке, 5/7 (Пушечная улица) является ценным московским градоформирующим объектом. Сейчас в этом доме расположены: Музей экслибриса, Московский клуб любителей миниатюрных книг; Международный союз общественных объединений книголюбов; Московский институт национальных и региональных отношений.
По проекту архитектора А.С. Каминского был построен корпус Пассажа (дом № 3) в 1873-1880 годах известным купцом К.С.Поповым. Парадный фасад Пассажа Попова, богато украшенный лепным орнаментом, был вдвое выше окружающей застройки и многие годы являлся композиционной доминантой Кузнецкого моста, а с Пушечной улицей его соединял сквозной проход. В здании размещались многочисленные магазины: ювелирный магазин И. Фульда, меховых изделий С. И. Белкина, юридических книг А. Скорова, фотография А. А. Эйхенвальда. В июле 1882 г. в доме открылась первая в Москве телефонная станция на 800 номеров; в 1885 г. здесь же была устроена первая в городе световая реклама - слово ПАССАЖЪ, выложенное из электрических лампочек. В 1894 году в одном из помещений Пассажа открылось «Русское фотографическое общество», на заседаниях которого выступали Н. Е. Жуковский, Н. А. Умов, К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский и другие видные учёные.
На улице Пушечная расположена гостиница «Савой» (на углу улицы Рождественка 3/6 стр.1 и Пушечной), которая имеет не малый спрос у туристов города, но и у горожан. Наряду с «Националем» и «Метрополем» гостиница «Савой» - одна из старейших действующих гостиниц Москвы. Пятиэтажное здание гостиницы «Савой», выстроенное в неоклассическом стиле, расположено в самом сердце столицы, недалеко от Большого театра, на пересечении двух старинных московских улочек - Рождественки и Пушечной. Обрамленные колоннами балконы, лепные маски, полукруглые трехчастные окна - все эти архитектурные детали придают зданию нарядный и самобытный вид. Неудивительно, что «Савой» входит в десятку самых красивых гостиниц российской столицы. История гостиницы «Савой» началась в 1909 году, когда Страховое от огня товарищество «Саламандра» приобрело земельный участок на углу Пушечной и Рождественки. Прежней владелицей участка была княгиня Аргамакова-Туркестанова, хозяйка популярного в Москве ресторана «Альпенрозе» («Альпийская Роза»). Сам ресторан располагался по соседству с будущей гостиницей, на Пушечной дом № 4. Строительство гостиницы «Савой» велось с 1910 по 1912 годы. Проектировал здание архитектор Виктор Величкин, он же создал стилизованные под рококо интерьеры ресторана, который находился в первом этаже гостиницы. Своеобразным символом новой гостиницы стала саламандра, что, безусловно, связано с названием страхового общества, первого владельца «Савоя». Изображение саламандры можно и в наши дни отыскать в интерьерах гостиницы – в лепнине, на коврах, на дне бассейна. Существует несколько версий о том, почему гостиница была названа именно «Савой». По одной из этих версий название гостиницы связано с Савойскими Альпами, то есть, намекает на близкое соседство ресторана «Альпийская Роза». По другой версии (наиболее вероятной) московский «Савой» получил свое название в честь знаменитого лондонского отеля «Савой», который в те годы был одним из символов роскоши, престижности и комфорта.
В 1913 году гостиница «Савой» приняла первых постояльцев и очень скоро приобрела репутацию роскошного отеля международного уровня. Среди первых гостей гостиницы «Савой» были Сергей Есенин и Айседора Дункан. После Октябрьской революции 1917 года гостиница была национализирована и много лет использовалась для размещения иностранных гостей. Так в 1935 году в номерах гостиницы «Савой» проживали Ромен Роллан и Анри Барбюс, приехавшие в Москву для изучения советской действительности. В 1958 году гостиница «Савой», входившая в систему «Интуриста», была переименована в «Берлин» и работала под этим названием до первой реконструкции, проведенной в 1987-1989 годах. В ходе реконструкции гостинице были возвращены не только историческое имя, но и исторический облик, а здание «Савоя» было внесено в список московских памятников архитектуры, находящихся под охраной государства. Гордостью обновленной гостиницы «Савой» стала картинная галерея «Альпийская Роза», в которой были представлены произведения современных русских художников.
В 2006 году гостиница «Савой» первой в России стала работать под известным брендом международной группы гостиниц - «Small Luxury Hotels of the World», которая существует уже более 30 лет. В группу «Small Luxury Hotels of the World» входят сотни гостиниц во многих странах мира. Все эти небольшие (менее 200 номеров) гостиницы с эксклюзивными интерьерами и высоким уровнем обслуживания.
К началу XX столетия владение на Пушечной улице дом № 4, которое включало в себя и здание со знаменитым и презентабельным уже в то время рестораном «Альпенрозе» («Альпийская роза» (стр.2), находилось в собственности О.А. Туркестановой-Аргамаковой. Одна из ветвей княгини Ольги исходила от старейшего грузинского рода Туркенишвили, прибывших в Российскую империю в годы правления императора Петра I в составе свиты Вахтанга VI - последнего царя Грузинского государства. Первым владельцем «Альпенрозе» был купец немецкого происхождения Генрих Гермес. Главными посетителями ресторана являлись его соотечественники из Немецкого клуба и другие представители этой европейской диаспоры, проживавшие в Москве. Любили собираться в заведении и артисты расположенных по-соседству Большого и Малого Императорских театров: в субботние вечера здесь можно было лицезреть Марию Николаевну Ермолову, Гликерию Николаевну Федотову, Надежду Алексеевну Никулину, не говоря уже о мужской части той и другой труппы. В двух кабинетах «Альпенрозе», где собиралась многие артисты, представители бывшего Артистического кружка певец Антон Иванович Барцал и литератор Владимир Александрович Михайловский проводили диспуты, которые стали прелюдией к созданию известного Литературно-художественного кружка на Воздвиженке, собиравшегося в особняке графини Игнатьевой. Помимо деятелей искусства в ресторан заходили пообедать известные в Москве юристы, художники, архитекторы, врачи, профессура городских университетов и просто состоятельные граждане. «Певец Москвы» Гиляровский утверждал, что ресторан этот был чуть ли не самым популярным местом в городе. В.Гиляровский вспоминает: "Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах". В ресторане "Альпийской розы" устраивается Эраст Петрович Фандорин в романе Б.Акунина «Смерть Ахиллеса» под видом лихого купчика, чтобы побольше разузнать о певице Ванде, у которой нашли мертвого Белого Генерала. В 1898 году заведение на Пушечной улице, 4 выкупает И.К. Петкович, при котором и произошла русификация его названия, после чего ресторан становится известным, как «Альпийская роза». Спустя некоторое время новый владелец расширяет площадь зала и оформляет его в шикарном европейском стиле. К 1910 году бизнес Петковича и рядом расположенную гостиницу (стр.1), которая была построена на месте доходного дома Туркестановой - Аргамаковой в 1902 году Павлом Павловичем Висневским по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского, выкупает почетный гражданин и состоятельный купец А.А. Михайлов. Далее Александр Александрович создает акционерное общество «Альпийская роза», которое включало в себя гостиницу, ресторан, а также виноторговый бизнес. Устав этой организации с капиталом в 200 тысяч рублей утвердил лично император Николай II в 1910 году 23 февраля. Начиная с 1909 года история общества тесно переплетена со страховой компанией «Саламандра», выкупившей рядом стоящее здание на углу с улицей Рождественкой, 3/6, стр.1 у все той же Ольги Туркестановой-Аргамаковой и построившей гостиницу-отель «Савой». Что касается здания ресторана «Альпийская роза», то в период с 1911 по 1912 годы архитектором Павлом Павловичем Висневским и его коллегой Александром Александровичем Весниным была проведена значительная реконструкция, после которой оно и получило современный вид. Открытие состоялось уже в 1913 году 13 февраля. После революции 1917 года в бывшем ресторане заседали всевозможные присутственные учреждения, но серым канцелярским будням воспротивились, кажется, сами стены, привыкшие к буйным полетам фантазии. «Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке (теперь Пушечная)» - это воспоминания П.Н.Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе". Поэзия стала последним этапом в жизни кафе. После революции гостиница и ресторан закрылись. Михаил Афанасьевич Булгаков описал "хрустальный зал" кухни "Альпийской розы" в своей "Дьяволиаде". В 1935 году здание было передано творческой интеллигенции - учителям. Во время войны стало не до творчества: роскошные залы поделили на душные «ведомственные» клетушки, в каждой из которых на свой лад «ковалась Победа». И лишь в 1954-м Дом учителя вновь стал Домом учителя.
Дом № 2\6 по Пушечной улице, построенный в 1822 году по проекту О. Бове на участке Пушечного двора, занимало Военно-сиротское училище, где воспитывались осиротевшие дети военнослужащих. С 1863 года здесь располагается театральное училище, ныне - Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. История училища неразрывно связана с деятельностью Малого театра и ведёт своё начало с 1773, когда при Воспитательном доме была создана театральная школа. В 1809 году она была преобразована в Московское театральное училище. С 1830-х годов и до конца жизни в ней преподавал М. С. Щепкин (с 1938 училище носит его имя). В 1943 училище получило право вуза. Училище окончили крупнейшие актёры Малого театра: В. И. Живокини, С. В. Шумский, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина, М. Н. Ермолова, А. А. Остужев, А. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, М. Ф. Ленин, Ю. М. Юрьев и другие. Во время Великой Отечественной войны училище было эвакуировано в Челябинск (1941-1942 гг.). Концертные бригады училища выступали в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах. Педагогами училища были: И. В. Самарин, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, В. Н. Пашенная, Н. Ф. Костромской, К. А. Зубов, В. И. Цыганков, А. Д. Дикий, Л. И. Дейкун, А. И. Благонравов, Т. А. Дынник и другие. В составе училища (1978 г.): актёрский факультет, отделение сценической речи (основано в 1976 г.), 4 кафедры, 3 национальные студии, библиотека (свыше 30 тысяч томов). В 1977-1978 учебном году обучался 171 студент, работало 43 преподавателя, в том числе 3 профессора и доктора наук, 12 до¬центов и кандидатов наук. Среди них старейшие мастера Малого театра и педагоги: П. М. Садовский, Л. А. Волков, М. И. Царёв, Н. А. Анненков, М. Н. Гладков, М. М. Новохижин, Г. Н. Дмитриев, О. М. Головина и другие.
В 1980 году во дворе дома установлен памятник Щепкину (скульптор А.В. Тарасенко).
В Москве нет мелочей, всё важно. В этом можно убедиться, если пройти всего немногим более 360 метров по Пушечной улице и познакомиться с ее достопримечательностями. Внешне не слишком примечательная улица очень интересна с исторической точки зрения. Пушечная улица хранит связь с историей Москвы и России непосредственно в своем наименовании.
«Воспитание патриотизма... начинается с углубленного познания своей родины» - писал М. И. Калинин. Экскурсия по Пушечной улице - достойный вклад в это благородное дело.


Всего 47 фото

Хочется мне рассказать об одном примечательном месте в Москве - Ресторане «Альпийская роза», что на Пушечной улице, 4 (бывшая Софийка). Сейчас этого ресторана здесь нет, но есть реальная история и уцелевшие исторические здания, где размещался этот, наверное, по словам Гиляровского, один из самых знаменитых ресторанов Москвы. Кроме того, меня инициировало на написание этого материала, что этот ресторан был местом действия раннего романа Булгакова «Дъяволиада» (1925 год). В общем, эти здания имеют отношение к булгаковскому наследию, а это означает, что я не мог его пропустить. Мало того, этот ресторан упоминается еще в ряде литературных произведений и не рассказать о нем было бы искусствоведческим преступлением) Как всегда будет много фото. Итак, начнем!

Ранее здесь было одно большое владение. В 1821 году этот земельный участок был приобретен полковником А.В. Аргамаковым, родословная которого связана с А.Н. Радищевым и Д.И. Фонвизиным. У него неоднократно останавливался состоявший под секретным надзором декабрист, член Союза благоденствия князь П.А. Голицын. В 1848 г. в одном из флигелей здания открылась типография А. Семена. В 1851 г. эту типографию захаживал Н.В. Гоголь. Позднее в 1870-х годах здесь помещалась "печатня С.П. Яковлева".
02.


Это вид со стороны Рождественки на гостиницу "Савой", справа от него - рестран "Альпийская роза".

Были тут в середине XIX века и модные магазины, Например заведение Виктора Булье, принимавшее в окраску и чистку, материю, кружева, дымку и модную тогда прозрачную, похожую на кисею ткань - тарлатан. Здесь была открыта одна из первых тогда фотография француза Девервиля, изготовлявшая дагерротипы. В 1860-е годы располагался магазин столовой посуды и хрусталя, изготовленных на фабриках Гарднера и Мальцова.
03.



Софийка (ныне Пушечная улица).

В 1880-х годах одна из Аргамаковых стала княгиней Туркестановой, и владение было разделено на две части (первоначально №4 и №6; сейчас - дом 4, строения 1 и 2). К началу XX столетия владение на Пушечной улице, 4, которое включало в себя и здание со знаменитым и презентабельным уже в то время рестораном «Альпенрозе» (Альпийская роза) (стр.2), находилось в собственности О.А. Туркестановой-Аргамаковой. Одна из ветвей княгини Ольги происходила от старейшего грузинского рода Туркенишвили, прибывших в Российскую империю в годы правления императора Петра I в составе свиты Вахтанга VI - последнего царя Грузинского государства.


В 1870-х годах открылся ресторан "Под Альпийской розой" с заграничным баварским (кольмбахским) пивом. Первым владельцем «Альпенрозе» был купец немецкого происхождения Генрих Гермес. Позднее ресторан и гостиница стали называться "Альпийская роза". Главными посетителями ресторана являлись его соотечественники из Немецкого клуба, который с 1860 года располагался на месте нынешних владений на Пушечной, 9 и другие представители этой европейской диаспоры, проживавшие в Москве.
04.

В 1898 году заведение на Пушечной улице, 4 выкупает И.К. Петкович, при котором и произошла русификация его названия, после чего ресторан становится известным, как «Альпийская роза». Спустя некоторое время новый владелец расширяет площадь зала и оформляет его в шикарном европейском стиле.

В 1901 г. на месте строения 4 был возведен четырех этажный особняк с сохранением старых стен по проекту архитектора А.А. Остроградского.
05.

В 1910 году ресторанный бизнес Петковича и расположенную рядом гостиницу (стр. 1 - на фото выше), которая была построена на месте доходного дома Туркестановой-Аргамаковой в 1902 году Павлом Павловичем Висневским по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского, выкупил почетный гражданин и состоятельный купец А.А. Михайлов. Впоследствии Александр Александрович создает акционерное общество «Альпийская роза», которое включало в себя гостиницу, ресторан, а также виноторговый бизнес. Устав этой организации с капиталом в 200 тысяч рублей утвердил лично император Николай II в 1910 году 23 февраля.

Начиная с 1909 года история общества тесно переплетена со страховой компанией «Саламандра», выкупившей рядом стоящее здание на углу с улицей Рождественкой, 3/6, стр.1 у все той же Ольги Туркестановой-Аргамаковой и построившей на этом месте гостиницу-отель «Савой» (фото 02). Что касается здания ресторана «Альпийская роза» по улице Пушечная, 4, то в период с 1911 по 1912 годы архитектором Павлом Павловичем Висневским и его коллегой Александром Александровичем Весниным была проведена значительная реконструкция, после которой оно и получило современный вид. Открытие состоялось уже в 1913 году 13 февраля.

К открытию «Альпийской розы» газета «Московский листок» 13 февраля 1913 г. писала: «Старый, с былых лет излюбленный представителями московской немецкой колонии ресторан «Альпийская роза», как и многие другие московские рестораны, не устоял перед натиском времени. И вот в воскресение, 17 февраля, открывается новый грандиозный зал этого популярного в Москве ресторана...

Зал этот построен по проекту архитектора П.П. Висневского и поражает не только массой света, громадными размерами и роскошью отделки в стиле «барокко», но и оригинальным и смелым, даже при современных технических усовершенствованиях, железобетонным потолком, сделанным зеркальным сводом. Устройство этого зала … обошлось в солидную сумму...
07.

Но в «Альпийской розе» устроен не только новый зал; весь ресторан переделан заново, включая лестницу с вестибюлем в стиле итальянского возрождения, и кабинеты, и залы для заказов в стиле Ампир. Как характерную особенность следует отметить, что переделывая весь ресторан, превратив его в один из роскошнейших в столице, владельцы оставили неприкосновенным знаменитый «немецкий кабинет», к которому так привыкли представители немецкой колонии...»....

Владимир Гиляровский вспоминает: - «…Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах…».
08.

Роспись сводов холла ресторана "Альпийская роза".

«...Перестроенное помещение может считаться по обширности и красоте своей отделки одним из лучших существующих до сих пор ресторанов. Чудная бледно-палевая с золотыми блестками окраска зала придает ему величественный и уютный вид. Интересны и красивы люстры и бра стиля Версальских дворцов, исполненные фирмой А. Шнейдера. Это, кажется, первые люстры в ресторане, которые не носят характерного типа ресторанного освещения. Эти живописно развешенные хрустальные украшения невольно притягивают взор посетителей и заставляют радоваться за Москву, что с таким тонким европейским вкусом связаны не только эти люстры, а также и вся остальная арматура ресторана», - писал Гиляровский.

Любили собираться в заведении и артисты расположенных по соседству Большого и Малого Императорских театров: в субботние вечера здесь можно было увидеть Марию Николаевну Ермолову, Гликерию Николаевну Федотову, Надежду Алексеевну Никулину, не говоря уже о мужской части той и другой труппы. Помимо деятелей искусства в ресторан заходили пообедать известные в Москве юристы, художники, архитекторы, врачи, профессура городских университетов и просто состоятельные граждане.
09.



10.

До сих пор на фронтоне, венчающем здание, можно увидеть вензель ресторана «Альпийская роза»...
11.

12.

В книге знаменитого Бориса Савинкова "Записки террориста" описывается сцена, когда он и его друзья из Боевой организации решили погреться в ресторане после неудачного покушения на Великого Князя…

«…Мы пришли в ресторан «Альпийская роза» на Софийке, и, действительно, швейцар не хотел нас впустить [террористы были из соображений конспирации выряжены крестьянами]. Я вызвал распорядителя. После долгих переговоров нам отвели заднюю залу. Здесь было тепло и можно было сидеть... Каляев скоро оживился и с волнением в голосе начал опять рассказывать сцену у думы. Он говорил, что боялся, не совершил ли он преступления против организации, и что счастлив, что товарищи не осудили его. Куликовский молчал. Он как-то сразу осунулся и ослабел. Я и до сих пор не понимаю, как он провел остаток ночи на улице… Около четырех часов утра, когда закрыли «Альпийскую розу», я попрощался с ними. Было решено, что мы предпримем покушение на этой же неделе…».

13.


14.

В ресторане "Альпийской розы" устраивается Эраст Петрович Фандорин в романе Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса» под видом лихого купчика, чтобы побольше разузнать о певице Ванде, у которой нашли мертвого Белого Генерала.

«…В восьмом часу вечера к немецкому ресторану "Alpenrose", что на Софийке, подкатил лихач: пролетка лаковая, на стальных рессорах, у пары вороных гривы переплетены алыми лентами, спицы на колесах выкрашены охрой. Лихач оглушительно тпрукнул, да еще залихватски щелкнул кнутом. - Просыпайся, ваше здоровье, доставили в лучшем виде! Сзади, откинувшись на бархатном сиденье, похрапывал ездок - молодой купчина в длиннополом синем сюртуке, малиновом жилете и сапогах бутылками. На голове гуляки залихватски скособочился сияющий цилиндр. Купец приоткрыл осоловелые глаза, икнул: - К-куда?- Куда заказывали, ваше степенство. Она самая "Роза" и есть…». …

... «…Первым делом сунул ему (швейцару) беленькую. Потом, обдав коньячным запахом, потребовал: - Ты мне, немец-перец-колбаса, стол обеспечь, и чтоб не какой у вас так на так пустой простаивает, а какой мне пондравится. - Народу много-с... - развел руками метрдотель, который был хоть и немец, но по-русски говорил на истинно московский лад. - Обеспечь, - погрозил ему пальцем купец. - Не то забедокурю!...».
15.


В 1918 г. в помещении ресторана помещался театральный уголок "Омона". Тут читали свои стихи поэту. Бывал здесь и Сергей Есенин. Из воспоминаний П.Н. Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе": «…Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке…».
16.

Ну, и наконец, здание этого ресторана было местом действия повести Михаила Булгакова «Дьяволиада».

«…На следующее утро Коротков с радостью убедился, что глаз его больше не нуждается в лечении повязкой, поэтому он с облегчением сбросил бинт и сразу похорошел и изменился. Напившись чаю на скорую руку, Коротков потушил примус и побежал на службу, стараясь не опоздать, и опоздал на 50 минут, …, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы «Альпийской Розы» пробили одиннадцать раз». В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное для одиннадцати часов утра… - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана «Альпийской Розы», а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги. При входе Короткова наступило внезапное молчание, и все потупились.

Здравствуйте, господа, что это такое? - спросил удивленный Коротков. Толпа молча расступилась, и Коротков прошел к четвертушке. Первые строчки глянули на него уверенно и ясно, последние сквозь слезливый, ошеломляющий туман.

„Приказ № 1“

§ 1. «За недопустимо халатное отношение к своим обязанностям, вызывающее вопиющую путаницу в важных служебных бумагах, а равно и за появление на службе в безобразном виде разбитого, повидимому, в драке лица, тов. Коротков увольняется с сего 26-го числа, с выдачей ему трамвайных денег по 25-е включительно». Параграф первый был в то же время и последним, а под параграфом красовалась крупными буквами подпись: Заведующий Кальсонер... Двадцать секунд в пыльном хрустальном зале «Альпийской Розы» царило идеальное молчание. При этом лучше всех, глубже и мертвеннее молчал зеленоватый Коротков. На двадцать первой секунде молчание лопнуло. - Как? Как? - прозвенел два раза Коротков совершенно как разбитый о каблук Альпийский бокал, - его фамилия Кальсо-нер?...»...
17.


С 1935 г. и по сей день в этом здании находится «Московский городской дом учителя».
18.

Немного о гостинице «Альпийская роза»

Доходный дом княгини Туркестановой. В 1901 г. - строение 1 было реконструировано в модном тогда стиле модерн. Сейчас это четырех этажный особняк с сохранененными старыми стенами. В настоящее время здесь находится творческий союз цирковых деятелей России.

19.

«...Стиль этого дома тяготеет к наиболее пышному декору французского модерна - Ар Нуво. Фасад обильно украшен лепниной, при этом она отражает все разнообразие альпийских трав - между окнами четвертого этажа тюльпаны и ирисы, между вторым и третьим этажом причудливый орнамент из тягучих линий сплетающихся маков... Особенно стоит приглядеться к рельефу под последним этажом. Автор явно был под философским впечатлением лепного фриза скульптора Н.А. Андреева на фасаде гостиницы «Метрополь», чье строительство бурно обсуждалось во всех газетах города...

20.


21.


22.

И если фриз «Метрополя» «Времена года», где женщины, старухи и дети в непрерывающемся шествии пытаются вырваться из плоскости стены из круга Жизни символизирует собой тщетность борьбы с естественным кругом Жизни - рождением, расцветом и умиранием, то фриз на гостинице поддерживает его и перекликается с ним, ведь они стоят рядом, через квартал, почти параллельно. Тут дети, женщины и старухи пытаются выплыть из реки Жизни. Их смывает бурным потоком, и они плывут по жизни рождаясь, расцветая и старея приближаются к вечной жизни - смерти.
23.


24.

Глубокий философский смысл, вложенный автором в это творение - делает его одним из лучших образцов модерна в городе. Кроме всего прочего на фасаде, мы видим с вами удивительной красоты чугунные решетки балконов и ограждения карнизов крыши в виде причудливых стебельков извивающихся и стремящихся к свету. Остроградский очень любил эти ажурные орнаменты чугунного литья, очень украшающие все его постройки...».
25.


26.


27.


28.