Все о стройке и ремонте

Праздник клары цеткин. Реальная история «8 марта» — прочтите, кто не знает! Биография Розы Люксембург

Казалось, что легенды о создании праздника 8 марта стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег, и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день. У каждой из этих версий есть под собой обоснования, и каждый выбирает для себя во что верить.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, итем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник притащила подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз “великой фразой”: “Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды”. 8 марта стало официальным праздником в СССР в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери их. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех еврейских врагов, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подругой Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на “трудящихся женщин”.

Судя по всему, 8 марта – обычная политическая кампания социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно просто пройти по улицах с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги – и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны. Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано

Клара Цеткин родилась 5 июля 1857 у Видерау, Германия. Она была немецким политиком, деятельницей немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин.
Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго Интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Именно эта женщина является автором идеи Международного женского дня — 8 марта .

Клара Цеткин родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. В юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и хорошей памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.
Будучи студенткой в Лейпцигской педагогической гимназии, куда Клара поступила на бесплатное обучение, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, и в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии , позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии .

Начало партийной деятельности
Когда Клара вступила в партию, она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным , вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии охоте на социалистов. В 1882 году пара переселилась в Париже, где они продолжали заниматься партийной деятельностью. На жизнь зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах.
На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у него с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Борьба за права женщин
Когда Клара Цеткин жила во Франции, она активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. После того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где в Штутгарте стала издавать газету для женщин "Равенство ".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при партии женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности
8 марта 1857 года.

Создание праздника для женщин
Автор идеи Международного женского дня - революционерка Клара Цеткин. Но почему для этого праздника выбрала дата 8 марта? Ответ на этот вопрос нашел диакон Кураев . Своим разысканиям он посвятил книгу "Как делают антисемитом ", где центральное место заняла глава "Можно ли не праздновать 8 Марта? "
"Клара Цеткин - еврейка, - читаем. - И поэтому, когда партия поставила задачу придумать женский праздник, Клара Цеткин вспомнила об Эсфири... Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим... Для Клары Цеткин Пурим не был просто книжным воспоминанием. Это то, что с детства входит в сознание иудея... Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?.. Празднуется Пурим как раз на переломе от зимы к весне 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта). У иудеев сохраняется лунный календарь, и поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю (как, впрочем, и христианская Пасха, и все связанные с ней переходящие праздники. - В. К.). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать Международный женский день, праздник Пурима пришелся на 8 марта. Менять каждый год дату праздника революционерке было бы и неудобно, и слишком откровенно. И потому празднование Женщины-Разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого) ".
Этой схему разрушает только одно: Клара Цеткин еврейкой не была, и в роду ее не было ни одного еврея. Более того, отец Клары Готфрид Эйснер служил преподавателем в приходской средней школе, где учил детей чтению, письму, счету и... закону Божьему. Также он играл в местной кирхе на органе, а маленькая Клара ему помогала. Когда Клара на склоне лет она посетила родную деревню, то попросила открыть ей кирху и более часа просидела у органа в полном одиночестве. Вот такие были у нее детские воспоминания...
Фамилия с которой Клара вошла в историю, принадлежит ее мужу, Осипу Цеткину.
Резолюцию которую предложила Клара Цеткин приняли. В ней говорилось следующее: "В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен".
Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие. Таковым он был и остается во всем мире, и только в СССР, после того как Указом Верховного Совета от 8 мая 1965 года был объявлен нерабочим днем, стал праздником. В прошлом году в России, как всегда, женщинам дарили 8 Марта цветы, духи и т.д., а во всем остальном мире этот день был посвящен борьбе с насилием, которому все еще подвергаются женщины даже в очень цивилизованных странах, и проходил под эгидой ООН. В этом году он посвящается единству женщин в борьбе за мир. Официальное же название 8 марта в календаре памятных дат ООН таково: "День за права женщин и международный мир ".
Международный женский день отмечался 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Но на следующий год он проходил в тех же странах 12 мая. В 1913-м получился и вовсе разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, Франции и России - 2 марта. Это объяснялось организационными трудностями. Международный женский день отмечался повсеместно 8 марта лишь в 1914 году, потому как это было воскресенье, так он и закрепился за этой датой.

Смерть Клары Цеткин
Клара Цеткин умерла на 76-ом году жизни, 20 июня 1933 года. Это было время, когда наступил самый мрачный период в истории немецкого народа — к власти пришли фашисты. Все думали, что мрак фашизма навис и над убежищем старого борца за дело немецкого рабочего класса.
Последние годы своей жизни Клара Цеткин провела под Москвой — в Архангельском санатории. Старость и болезнь подкосили ее. Но, несмотря на это, она приложила все свои силы для борьбы за дело рабочего класса всех стран, за международную пролетарскую солидарность и за социализм. Ее неукротимая воля восставала против всякой бездеятельности, вызванной болезнью и возрастом. Неиссякаемая энергия ее разума и пламенного сердца позволила Кларе Цеткин до последнего часа жизни участвовать в великом деле освободительной борьбы трудящихся масс.
За день до смерти — 19 июня она начала диктовать статью, в которой страстно выступала за создание единого фронта против фашизма и войны. Клара Цеткин не любила пользоваться помощью других людей. Она сама тщательно писала свои статьи, несмотря на почти угасшее зрение. Бывали случаи, когда чернила в ручке кончались, и она сухим пером продолжала писать страницу за страницей. Будучи вынуждена диктовать свои мысли, она из-за прерывающегося дыхания должна была часто прекращать работу.

Просвещения ради хотим напомнить дорогим читателям, что не всякий праздник, даже популярный, несёт в своей основе доброе начало.

Коллаж с лучшими фотографиями прошлых лет

Православная Церковь имеет благочестивую традицию отмечать особую роль прекрасной половины человечества спустя две недели после Пасхи – на праздник святых Жен-Мироносиц. Мы вспоминаем благочестивых жен, ставших свидетельницами чудес, страданий, смерти и воскресения Исуса Христа. Популярный же ныне светский «международный женский день» 8 марта , на наш взгляд, не только не уместен к празднованию в это время, но и в истории своего появления имеет подоплёку и мотивы, не совместимые с христианской моралью.

Четырехчастная икона: Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление Ангела женам Мироносицам. Век: XV. Источник: lib.pstgu.ru

Святые Жены-Мироносицы – это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Это они – те самые женщины, которые из любви к Спасителю Исусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать Его тело миром, как полагалось по обычаю иудеев. Это им первым явился Воскресший Спаситель. От них же произошло самое радостное приветствие: «Христос Воскресе!».

Праздник Недели (воскресенья) святых Жен-Мироносиц издревле почитался на Руси. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта чисто русской праведности - подчёркнутое целомудрие христианского брака, как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.


Праздник в Неделю Свв. Жен-Мироносиц

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Вдовые русские княгини не выходили замуж повторно, хотя такой брак допускался Церковью. Многие после погребения мужа постригались и уходили в монастырь. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.


Явление Ангела женам-мироносицам
Век: XVII Источник: lib.pstgu.ru

Каждая женщина, которая верна своему, данному Богом предназначению, является мироносицей по жизни - несет мир своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать.

Итак, 8 марта/23 февраля – отправная точка Февральской революции, которая спустя полгода переросла в Октябрьский переворот и привела к образованию СССР…

История 8 марта. Факты, люди, биографии

Вернёмся к истории становления 8 марта в качестве женского праздника в СССР и России. Описаение зарождения традиции праздника было бы неполным без биографии его идейных вдохновительниц, которые по кускам пришлось собирать в интернете. Удивительно, что огромные пласты информации буквально стёрты в казалось бы безграничном интернет-пространстве. Как уже указывалось, данные Википедии при кажущейся разносторонности оказываются наиболее однобокими и ретушированными.

Главными инициаторами празднования «международного женского дня» в большевистской России были увековеченные в названиях улиц многих городов Клара Цеткин и Александра Коллонтай . Они неоднократно убеждали В.И. Ленина сделать 8 марта официальным коммунистическим праздником.

Биография Александры Коллонтай

Александра Коллонтай

Александра Коллонтай родилась в Болгарии в 1871 году в зажиточной семье. Выйдя замуж в 18 лет за своего троюродного брата, через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении:

«Я хотела быть свободной, - признавалась она. - Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина» .

При этом в доме было много прислуги, а сама Коллонтай никогда ничего не стирала и не готовила.Она едет в Цюрих, где знакомится с Розой Люксембург, Георгием Плехановым, Владимиром Ульяновым. Весной 1917 года по поручению партии она стала вести революционную работу среди моряков.

По предложению Ленина Коллонтай зарегистрировала свой брак с балтийским матросом Павлом Дыбенко , который был на 17 лет моложе неё. Позднее он стал наркомом по морским делам. Записью их брака была начата первая советская книга актов гражданского состояния (ЗАГС): им было выдано свидетельство о браке под номером 1.

Семейную идиллию омрачало только одно: идея «свободной любви», которую стала активно проповедовать Александра Михайловна Коллонтай. В книгах «Дорогу крылатому Эросу» и «Любовь пчел трудовых» Коллонтай изложила основные положения своей теории «революции полов». Ей принадлежит изречение о том, что “отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды” .

В своём политическом памфлете 1921 года «Коммунистическая мораль в сфере супружеских отношений» она развивала эту мысль. Жаль нигде в сети не удаётся отыскать эти творения молодого советского общества…

После революции Коллонтай вошла в ЦИК партии, возглавила Отдел по охране материнства и младенчества (!) и Коллегию по охране и обеспечению материнства и младенчества. «Политика этих структур строилась на том постулате, что охрана материнства как специфической функции женщины является прямой обязанностью государства».

При этом Коллонтай в течение целых двадцати лет не видела своего единственного сына и не проявляла к нему никакого интереса. К семье она относилась крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».

Коллонтай также возглавляла советское общество «Долой стыд» , члены которого в 1920-е годы нагишом ходили по Москве и другим городам. Одной из самых массовых акций общества был нудистский парад по улицам Москвы и Красной Площади, который возглавила сама 50-летняя Александра Коллонтай.

Идейным вдохновителем голых пролетариев был верный сын ленинской партии и близкий друг Льва Троцкого Карл Радек, возглавлявший колонны раздетых, марширующих по Красной площади у стен священного Кремля. В обществе состоял также и Маяковский.


Владимир Маяковский и Карл Радек принимали участие в деятельности общества “Долой стыд”

Карл Бернгардович Радек руководил отделом внешней политики Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и отдела Центральной Европы наркомата внешних дел, где отвечал за политику экспорта революции.

В те годы зарубежные журналисты и дипломаты делали множество снимков с мест событий; ныне те снимки хранятся в архивах США, Великобритании, Бельгии, Германии; снимки отечественных ответственных лиц либо хранятся в закрытых архивах, либо вывезены и проданы за рубеж. Исследователь Сергей Агарков указывает: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем какие-то документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, – а их несколько десятков, – они так упрятаны в архивы партии, что до них трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж». Источник информации – maxpark.com

Отношения Коллонтай и второго мужа наркома Дыбенко закончились печально: Коллонтай уличила его в измене, затем он стрелял себе в сердце, но не попал. Она дождалась его выздоровления и покинула навсегда. Затем приняла предложение возглавить дипломатическую миссию в Норвегии.

В июле 1938 года бывшего наркома морских дел Дыбенко расстреляли. Коллонтай пережила его на 14 лет. Она работала в Мексике, Швеции, участвовала в создании проекта нынешнего Совета Безопасности ООН, была членом делегации СССР в Лиге Наций.

В 1943 году ее разбил удар, и почти 10 лет она передвигалась в инвалидной коляске. Умерла первая женщина-дипломат в 1952 году.

Биография Клары Цеткин

Клара Цеткин (урождённая Айснер) – одна из самых известных деятельниц международного социалистического и женского движения. Именно ей в советское время записывали в заслугу учреждение Международного женского дня.

Клара распутная

Клара родилась в 1857 году в Германии в семье сельского учителя. Выделялась любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера, с удовольствием декламировала их стихи.

Сообщалось, что в 18 лет родной отец отлучил Клару от церкви за распутство.

В 20 лет, обучаясь в Лейпциге, Клара Айснер вступила в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни – русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

Вскоре Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. В 1889 году Осип, чьей фамилией стала подписываться Клара, умер от туберкулёза, однако, несмотря на двоих сыновей свой брак они так и не зарегистрировали официально.

Клара революционная

Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе, а с 1892 года, вернувшись в Германию, стала издавать газету СДПГ для женщин “Равенство”.

В 1897 году, когда ей было сорок лет, Клара влюбилась в студента Академии искусств художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе её на 18 лет. Вскоре они поженились. Успешная продажа работ Цунделя (заказных портретов) позволили им купить в 1904 году довольно просторный дом в под Штутгартом. Видом из его окон любил любоваться Владимир Ленин. Ещё через пару лет супруги купили автомобиль.

В 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала уход супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928 году (ей было почти 71) она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30.

В 1907 году 22-летний сын Клары Константин, который ходил на собрания созданной ей женского крыла СДПГ, стал любовником другой его активистки – 36-летней Розы Люксембург. Из-за этого Клара была некоторое время в ссоре со своей единомышленницей и подругой Розой. Спустя несколько лет, когда Клара Цеткин разошлась с художником Георгом, её сын в это же время а бросил Розу Люксембург, и общее горе их опять сблизило – ну чем не истинное проявление социалистической женской солидарности…

На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня.

В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты “Равенство”. В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ).

Цеткин и свободная любовь

В брошюре “Женский вопрос и социализм” Цеткин пишет о противоречии между выполнением женщиной одновременно профессиональных и семейных обязанностей и видит преодоление этого противоречия в участии женщин в революционной борьбе. По призыву Цеткин в ноябре 1918г. сторонницы социалистического феминизма устраивают праздники свободной любви для коммунистических боевиков. В 1920 г., во время советско-польской войны, Цеткин заявляет с трибуны Рейхстага:

“Ни один вагон с оружием… для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии”. Для этого мобилизуются “сознательные пролетарские женщины”, предлагающие свою любовь любому “сознательному рабочему”, отказывающемуся участвовать в выполнении военных заказов.

В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна.

Соратники по партии недаром звали Цеткин “дикая Клара”. Она была чуть ли не единственной среди немецких социал-демократов, кто поддержал ленинские методы революции. Это поссорило её с большинством бывших соратников и фактически вынудило под конец жизни переехать в СССР. Но и отсюда не постеснялась написать гневную отповедь французскому революционеру Паулю Леви, возмутившемуся показательным расстрелом 413 коммерсантов во время красного террора:

“Вы не точны в фактах, – писала она. – Начать следует с того, что расстрелянных было 402. И давайте для начала вспомним великие строки Киплинга: “В час возмездья сожми мою руку, мой друг, будет хладной она, как клинок”.

С 1925 г. Цеткин постоянно жила в СССР, в правительственном санатории Архангельское. Ее мучили страшные удушья и почти невыносимые боли в ногах. Но она не прекращала диктовать статьи. Даже в последнюю минуту жизни её мысли были обращены не к собравшимся у постели родственникам, а к погибшим боевым соратникам – Розе Люксембург и Карлу Либкнехту.

В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Биография Розы Люксембург

Роза Люксембург

Роза Люксембург (настоящее имя Розалия Люксенбург) родилась 5 марта 1871 г. в русской Польше, была пятым ребёнком в бедной еврейской семье, отец был коммерсантом. Блестяще училась в Варшаве и Швейцарии, куда эмигрировала для занятий политической агитацией.В 1893 г. Роза вместе с революционерами Тышкой, Мархлевским, Варским и другими участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), возглавила её печатный орган «Справа роботнича». В этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным Густавом Любеком.В 1907 году у 36-летней Розы начался длительный роман с 22-летним сыном Клары Цеткин Константином, о чём свидетельствует их многолетняя переписка (написано около 600 писем). Однажды Константин вместе с матерью посетил заседания очередного съезда Второго Интернационала, состоявшегося в Штутгарте, и был восхищён пламенными речами Розы Люксембург. Вскоре она стала его наставником в изучении марксизма, а заодно и любовницей.


Фрагменты биографии Клары и Розы глазами иудеев – сайт Jewish News

Как сообщалось выше, такая любовь сначала поссорила между собой двух пламенных революционерок крайне свободных взглядов. Однако со временем развод Клары Цеткин со вторым мужем Георгом Цунделем и почти одновременный разрыв сына Константина с Розой снова сблизил давних подруг - они периодически встречались в доме Клары под Штутгартом, а также вели переписку. Больше ни в каких браках Роза Люксембург не состояла и детей не имела.

Люксембург стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Она проявила себя как талантливый журналист и оратор, многократно и долго сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, Роза Люксембург написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи германского рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку В. И. Ленина.

Однако после революции она резко критиковала большевиков за установление в России однопартийной диктатуры, попрание демократических свобод и подавление оппозиционных партий.

В сентябре 1918 года Роза Люксембург написала статьи, изданные посмертно в 1922 году под заглавием «Русская революция. Критическая оценка слабости». Она предсказала, во что выльется подавление политических свобод ленинской «диктатурой пролетариата»:

«С подавлением свободной политической жизни во всей стране, жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений, жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом - это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».

Р. Люксембург Русская революция. Критическая оценка слабости (1918)

После подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года Люксембург была арестована вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом, а по дороге с допроса в тюрьму они были убиты конвойными. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал.

Вместо заключения

Если оставить за рамками рассмотрения крайне радикальные и надуманные версии, то следует признать политическую подоплёку праздника. Он представлял собой удобное средство манипулирования массами для исполнения реальных целей революционно настроенных лидеров. Позднее дух и настрой праздника удачно подошёл советской власти для укрепления своих позиций – создания монопольного авторитарного тоталитарного государства.

По официальной версии, просьбы двух феминисток Клары Цеткин и Розы Люксембург такподействовали на Ильича, и добрых 60 лет советские женщины, вооружившись транспарантами выходили с маршами в поддержу угнетаемых в капстранах.

Официальным нерабочим днём этот «праздник» был объявлен в СССР только в 1975 году – в пику ООН, объявившим тот год «международным годом женщины».

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Можно спорить и рассуждать о том, насколько важна в праздничный день предыстория этого события. Безусловно, найдутся те, кому внимание мужчин приятнее и дороже всяких условностей. К тому же большинство мужчин устроены таким образом, что им гораздо проще «проставиться» в чётко обозначенный день, нежели утруждать себя романтическими мыслями в течение года.

Есть зерно в этих словах, но если взять шире – корень зла лежит как раз в том, что с забвением благочестивых традиций мужчины стали воспринимать женщин как чужеродные обособленные объекты, а не хранительниц домашнего очага и верных спутниц жизни. Может поэтому дарить цветы и оказывать внимание жёнам в течение года так редко приходит им на ум?

Статья готовилась редакцией сайта «Старообрядческая Мысль» с 2009 по 2015 годы. Перепечатка приветствуется со ссылкой на источник – сайт .

Исторически Женский день был задуман как дата выступлений женщин всего мира в борьбе за свои права. Придумали его феминистки .

Полное название праздника 8 Марта - Международный день борьбы за права женщин и международный мир. А дату 8 Марта - выбрали благодаря старинному немецкому преданию.

В Средние века в Германии, как и во многих других странах, действовало правило первой ночи. То есть выходящие замуж крепостные девушки должны были отдать свою невинность не мужу, а своему господину.

И вот в одной деревне был большой праздник: отдавали замуж восемь девушек, и все они по странному совпадению носили имя Марта. Семь девушек одна за другой входили в опочивальню к господину, а восьмая отказалась. Ее схватили и насильно привели в замок. Раздеваясь, Марта выхватила из складок рубашки нож и убила своего господина. Она все рассказала любимому, после чего супруги сбежали и жили вместе долго и счастливо.

Эту легенду как пример первого вызова женщины против своего бесправия в 1910 году на собрании социалисток в Копенгагене рассказала Клара Цеткин. В честь этой девушки - восьмой Марты - Клара Цеткин и ее подруга Роза Люксембург предложили учредить международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

Именно такими, рьяными революционерками и политическими идеологами, мы представляем Клару Цеткин и Розу Люксембург по урокам в советской школе. Однако прежде всего они были женщинами и, помимо успехов в политической карьере, хотели любить и быть любимыми.

Клара Цеткин - биография


Клара Цеткин на самом деле никакая не Цеткин, а Айсснер. Она родилась 5 июля 1857 года в саксонском городе Видерау в семье сельского учителя. Одаренная от природы и не по годам образованная, она должна была пойти по стопам отца и стать учительницей. Но в Лейпциге, куда уехала учиться Клара, она попала на собрание социал-демократического кружка. И может быть, судьба ее сложилась бы иначе, не привлеки ее внимание эмигрант из России Осип Цеткин.

Он не был богат или красив, но так пылко и страстно рассказывал о равенстве и братстве, что восемнадцатилетняя Клара влюбилась без памяти. К тому же Осип был на несколько лет ее старше и опытнее, да еще скрывался от несправедливого преследования российских властей. Ну чем не романтический герой баллад Шиллера, которыми Клара зачитывалась ночами?

Клара и Осип Цеткин прекрасно дружили, пока на одном из собраний на руках Осипа не защелкнулись наручники. Прежде чем его депортировали из Германии, он успел крикнуть Кларе, что любит ее, чем окончательно разбил сердце девушки. Прошло долгих два года, проведенных Кларой Цеткин в политических выступлениях и поиске любимого, прежде чем она отыскала похудевшего и больного Осипа в грязной комнатенке на окраине Парижа.

Из-за болезни мужчина не мог работать, поэтому все свое время посвящал написанию революционных статей. Как и любая женщина, Клара Цеткин обрадовалась возможности быть нужной и бросилась спасать любимого. С той же дикой энергией, с которой она произносила политические речи с трибун (не зря ее прозвали Дикая Клара), молодая женщина взялась за работу.

Она нанялась гувернанткой в богатый дом, подрабатывала прачкой, а в остальное время давала частные уроки или делала переводы. Осипа такое положение устраивало. Он даже не предложил Кларе выйти за него замуж. Впрочем, в коммунистической среде брак считали буржуазным пережитком. Клара взяла фамилию мужа и стала Клара Цеткин. Она родила двоих сыновей, Максима и Константина. Через семь лет Осип умер от туберкулеза.

Изнуренная непосильным трудом и постигшим ее горем, в свои 32 года Клара Цеткин выглядела на все 50: седые волосы, сгорбленная спина, огрубевшие красные руки. Даже соратники по партии, которые видели в Кларе товарища и единомышленника, удивлялись, насколько мало женственности осталось в этой по-прежнему сильной духом женщине. Знакомый врач поставил Цеткин диагноз: нервное истощение.

Оставшись одна с двумя детьми на руках, без средств к существованию, Клара вместе с сыновьями вернулась в Германию, одолжив деньги на билет у своего брата. Работа в газете немецких работниц «Равенство» свела ее с 18-летним художником Георгом Цунделем. Несмотря на то, что Георг был вдвое ее моложе, Клара Цеткин увлекла его сначала в политическое движение, а затем и в свою постель. Впрочем, Цундель не особенно сопротивлялся. Они поженились.

Против этого брака выступали соратники по партии, в том числе Август Бебель, который боялся, что из-за неравного брака Клара в глазах народа станет посмешищем. Но Цеткин всю свою жизнь поступала так, как считала нужным. Кроме умения убеждать, она также умела зарабатывать деньги. Супруги жили в неплохом особняке под Штутгартом и вскоре купили чуть ли не первый в округе автомобиль, а затем и небольшой домик в Швейцарии.

На этот раз Клара Цеткин прожила в браке довольно счастливо и долго: целых двадцать лет, пока однажды Георг не объявил, что уходит к молоденькой любовнице. Каким бы ораторским искусством ни обладала Клара, но в свои 58 лет она не могла противостоять прелестям юной соперницы. Вновь убитая горем, женщина все свои силы отдала политической борьбе. И в это же время она подружилась со своей соратницей Розой Люксембург.

Роза Люксембург-биография


Розалия Люксембург была пятым, самым младшим ребенком в богатой семье польских евреев. Маленькая, непропорциональная фигура, некрасивое лицо и врожденная хромота стали для нее причинами множества комплексов. Одна нога Розы была короче другой из-за вывиха тазобедренного сустава.

Спасали только специальные, изготовленные на заказ ботинки, от которых Люксембуг зависела почти как от воздуха. Если идти медленно, то хромота была почти незаметна, другое дело - когда начинаешь торопиться. Тогда становишься похожа на старую утку. А уж босиком, без ботинок, ходить и вовсе невозможно.

Понятно, что вниманием противоположного пола девушка не пользовалась. Даже мать, которая души не чаяла в Розе, с детства внушила ей, что нужно рассчитывать только на себя, потому как удачно выйти замуж Розалии вряд ли удастся. Девушка уехала на учебу в Варшаву, где увлеклась модными в то время социал-демократическими идеями. Ей нравилось, что члены подпольного движения ценили в ней ум, ораторское мастерство и преданность делу, а не высмеивали недостатки внешности, как когда-то это делали ее одноклассники.

Один из социалистов понравился 19-летней Розе Люксембург не только как талантливый пропагандист. Эмигрант из Литвы Ян Тышка был умен и невозможно красив. Для Розы он стал настоящим кумиром. Она решилась рассказать ему о своих чувствах и даже поклялась, что бросит революционную деятельность и станет домохозяйкой, лишь бы быть рядом с ним. В ответ на эти наивные слова Тышка рассмеялся и сказал, что брак - пережиток прошлого. Однако ему льстила слепая преданность молоденькой женщины, которую так уважали социал-демократы. И он снизошел до маленькой некрасивой поклонницы, правда, не обременяя себя никакими обещаниями. Розе понадобилось шестнадцать лет ревности и страданий, прежде чем она решилась разорвать эту связь.

Новым увлечением 36-летней Розы Люксембург стал... 22-летний Константин Цеткин, сын ее подруги и соратницы Клары Цеткин, что впервые вызвало размолвку подруг. Несмотря на разницу в возрасте, их роман длился много лет.

За равенство полов

Клара Цеткин и Роза Люксембург возобновили свою дружбу много лет спустя, когда обе вновь стали одинокими и решили посвятить себя политике. Однажды они прочитали работы молодого марксиста Владимира Ульянова, которые их поразили. Дамы захотели лично встретиться с ним и отправились в Петербург. Но в пути подруг ограбили. Не представляя, что делать дальше, они зашли в трактир, где увидели играющих в карты мужчин.

Клара превосходно играла в карты и решила подзаработать денег. Но мужчины только ее высмеяли, заявив, что бабье дело - рожать детей и доить коров. Всю ночь идейные соратницы, возмущенные мужским шовинизмом, перекраивали раздобытый мужской костюм и изготавливали из обрезанного локона Розы усы и бакенбарды.

На следующий день Клара Цеткин, переодетая мужчиной, обыграла картежников на очень крупную по тем временам сумму - 1200 рублей. Женщины легко добрались до Петербурга, познакомились с Ульяновым и с тех пор часто бывали в России.

Свою жизнь Роза и Клара посвятили борьбе за права женщин. На собраниях Цеткин и Люксембург обсуждали вопросы брака и интимной стороны супружеской жизни, рассказывали о теории Фрейда. Будучи женщинами до кончиков ногтей, они всегда осуждали террор и кровавую бойню. За резкие выпады против войны с Россией Розу Люксембург неоднократно арестовывали.

Последний раз это случилось в 1919 году, когда после допроса в отеле «Эден» ее избили прикладами конвоиры. Устав издеваться над несчастной женщиной, солдаты выстрелили ей в висок и сбросили тело в Ланверский канал, где его обнаружили только несколько месяцев спустя.

Клара Цеткин пережила свою подругу Розу Люксембург на 14 лет. Она была членом коммунистической партии Германии и открыто выступала против фашизма, за что регулярно отправлялась в ссылки. Став инвалидом и практически ослепнув. Цеткин не отказалась от политики. Она много работала, посвящая время написанию публицистических статей.

Клара Цеткин собиралась написать биографию своей подруги Розы Люксембург и свою автобиографию, но не успела. Привыкнув рассчитывать на собственные силы и считая неуместным пользоваться услугами секретаря, Клара писала и писала, торопясь изложить свои идеи, Иногда чернила кончались, но слепая женщина продолжала уже сухим пером выводить страницу за страницей...

Клара Цеткин много времени проводила в России, поддерживала дружеские отношения с Лениным и Крупской. Здесь же она обрела свое последнее пристанище. Цеткин скончалась в 1933 году под Москвой. В последние годы она часто вспоминала Розу. Очевидцы говорят, что перед самой смертью Клара даже звала свою подругу по имени.