Все о стройке и ремонте

Парад суверенитетов: кто хотел отделиться от ссср. Ново-Огарёвский процесс Парад суверенитетов в ссср кратко

События в СССР конца 80-х и начала 90-х годов минувшего века дали миру понятие «парад суверенитетов». Трудно переоценить значимость этого процесса, который стал главной движущей силой распада Советского Союза. Как же происходил «парад суверенитетов»? Причины и последствия этого явления будут рассмотрены нами ниже.

Возникновение термина

Сам термин «парад суверенитетов» появился с легкой руки народного депутата РСФСР Петра Зерина. Именно он впервые применил данное выражение в конце 1990 года на съезде депутатов, дабы охарактеризовать тот процесс, который происходил в стране в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Тогда Пётр Зерин резко негативно отозвался об этих тенденциях, предсказывая, как следствие их, войну, усиление сепаратизма, наступление хаоса в правовом поле.

Но с этого момента понятие «парад суверенитетов» крепко закрепилось в политическом лексиконе. Другим популярным наименованием этого же процесса было «война законов», то есть «война» республиканского законодательства с общесоюзным.

Предыстория парада суверенитетов

Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.

В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации - Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название - Перестройка.

Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же - слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.

Причины

Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.

Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.

Начало «парада»

Начало «парада суверенитетов» принято связывать с провозглашением в ноябре 1988 года Декларации о суверенитете Эстонской СССР, которая подчеркивала приоритетность внутриреспубликанских законов над всесоюзными. Кроме того, в ней заявлялось о требовании пересмотра статуса Эстонии в составе Советского Союза. На тот момент это не вызвало слишком широкого резонанса в стране, так как было много других событий, будораживших общественность. И тем не менее именно данная декларация положила начало процессу, который принято называть «парад суверенитетов», в СССР.

Дальнейшее развитие «парада суверенитетов»

На протяжении 1989 года о своем суверенитете и главенстве республиканского законодательства над всесоюзным заявили две другие прибалтийские республики - Литовская ССР и Латвийская ССР, а также Азербайджанская ССР.

Первым территориальным образованием, которое заявило о выходе из состава крупнейшего государства мира, стала Нахичеванская АССР. Произошло это в январе 1990 года, после кровавого разгона силовиками протестующих в Баку. Впрочем, реального воплощения эта декларация независимости не получила.

Гораздо успешнее протекал «парад суверенитетов» в Прибалтике. В марте 1990 года Литовская ССР объявила о выходе из состава Советского Союза. В мае подобную процедуру повторили правительства Эстонской ССР и Латвийской ССР, а в августе - Армянская ССР. В мае 1991 года о принятии независимости возвестила мир Грузинская ССР.

Все остальные республики заявили о своем суверенитете, то есть о приоритете республиканского законодательства над общесоюзным. В то же время они сохраняли членство в составе СССР и пока не провозглашали своей полной независимости.

С попыткой реанимировать Советский Союз было связано проведение общесоюзного референдума, на котором ставился вопрос о сохранении СССР в измененном виде. Тогда большинство граждан высказалось за сохранение Союза, что позволило временно отсрочить распад государства.

События после путча

После Августовского путча началось массовое провозглашение республиками своей независимости. Уже 24 августа 1991 года это сделала Украинская ССР. Потом последовало провозглашение независимости остальных субъектов СССР. Последней данную процедуру совершила Казахская ССР (16 декабря 1991 года). Единственные республики, которые не заявляли о выходе из состава Советского Союза до самого его окончательного распада, были РСФСР и Белорусская ССР, хотя о своем суверенитете они объявили ещё в 1990 году.

Окончательный распад СССР

Так протекал «парад суверенитетов». Распад СССР был его закономерным следствием. Фактически крест на будущем страны Советов был поставлен в конце 1991 года на встрече первых лиц России, Украины и Беларуси в Беловежской Пуще. Тогда были выработаны соглашения о ликвидации СССР и создании международного объединения - Союза Независимых Государств. Позже к этому соглашению присоединились и лидеры других республик.

Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачев.

Последствия «парада суверенитетов»

«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.

Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств - бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.

Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.

11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы проголосовал за выход республики из состава Советского Союза, провозгласил её независимость и отменил действие общесоюзной Конституции на территории республики. 17 марта на выборах в Верховные Советы Латвии и Эстонии победили сторонники Народных фронтов, которые шли на выборы с лозунгами провозглашения независимости республик «Добровольное вхождение» этих стран в составе СССР в 1940 году было объявлено незаконным. Совет Министров СССР незамедлительно отреагировал принятием экономических санкций против Литвы, что вынудило республику временно отказаться от провозглашения независимости в обмен на снятие экономической блокады.

12 июня 1990 года 1-й съезд народных депутатов РСФСР провозгласил суверенитет России, под которым понималось верховенство республиканских законов над общесоюзными. Началась цепная реакция «парада суверенитетов» в республиках. До конца лета суверенитет был провозглашён в Узбекистане, Молдавии, Украине, Белоруссии, Туркмении, Армении и Таджикистане. В октябре Декларацию о суверенитете принял Казахстан, в декабре суверенитет провозгласила Киргизия.

30 ноября 1990 года изображение двуглавого орла было утверждено в качестве Государственного герба Российской Федерации. 12 июня 1991 года РСФСР состоялись первые общенародные президентские выборы. Уже в первом туре победу одержал Ельцин, получивший 57,3 процента голосов.

Все эти бурные политические события происходили на фоне постоянного ухудшающейся экономической ситуации и неизменно растущего дефицита товаров: пустующие полки магазинов и огромные очереди стали выразительной приметой времени. Власть безуспешно пыталась стабилизировать ситуацию. В 1990 году были введены продуктивные талоны, фактически ставшие суррогатами карточек, но это не помогло. 22 января 1991 года, стремясь восстановить контроль государства над финансовыми потоками, власть отменила хождение в стране денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей и ограничивала выдачу денег с вкладом граждан в сберегательных кассах. Эта непопулярная мера вызвала раздражение миллионов людей. 2 апреля 1991 года было проведено повышение розничных цен на товары широкого потребления транспорта. Однако даже трехкратное повышение цен не могло стабилизировать рубль. Страну захлестнула галопирующая информация: к концу реальная покупательная способность 1 рубля образца 1961 года составляла не более 1 копейки.

23 апреля1991 года собравшиеся в правительственной резиденции Ново-Огарёво Горбачёв и руководители союзных республик России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана приняли «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». Этот документ предусматривал заключение нового союзного договора, принятие новой союзной конституции и проведения после этого выборов в союзные органы власти. Несмотря на то, что документ не был подписан лидерами Прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдавии, президент Горбачёв выразил уверенность, что СССР сохранит за собой статус великой державы, но иначе устроенной. 17 июня проект нового союзного договора был согласован Горбачёвым и руководителями девяти республик. Договор гарантировал суверенным республикам юрисдикцию над социально-экономической жизнью, они получали возможность вести внешнеполитическую деятельность, если эта деятельность не нарушала международные обязательства СССР. Государство переименовалось в Союз Советских Суверенных Республик. Однако не был решён вопрос о порядке уплаты налогов в союзный бюджет и не была преодолена проблема соотношения статусов союзных и автономных республик. Подписание договора было намечено на 20 августа.

В понедельник, 19 августа 1991 года, СМИ сообщили о создании с стране Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), взявшие на себя всю полноту власти. У отдыхавшего в Форосе (Крым) Горбачева была отключена связь, а сам он фактически отстранен от власти. В Москву были введены войска и бронетехника. Страна расценила действия ГКЧП как государственный переворот. На улицы вышли десятки тысяч москвичей. Манифестации состоялись на Манежной площади и период Домом Советов РСФСР - Белым домом. Президент РСФСР Ельцин фактически возглавил выступление жителей столицы, призвал население к сопротивлению попытке переворота и зачитал обращение «К гражданам России»: все решения ГКЧП были объявлены вне закона. У здания Белого лома стали воздвигать баррикады. Над баррикадами был поднят трехцветный флаг - триколор. Отдать приказ о штурме Белого дома лидеры ГКЧП не решились и 21 августа объявили о выводе войск. К исходу дня лидеры ГКЧП были арестованы. Москвичи заполнили центр города и снесли памятник Дзержинскому на Лубянкой площади. На следующий день Горбачёв вернулся в Москву.

22 августа Указом Президента РСФСР Ельцина трехцветная полотнище было утверждено в качестве Государственного флага Российской Федерации. 23 августа Ельцин подписан, подписал Указ о переходе предприятий союзного подчинения, расположенных на территории республики, в ведение Российской Федерации. Так была обеспечена экономическая основа суверенитета страны. В этот же день Ельцин объявил о приостановке деятельности коммунистической партии на территории России. 6 ноября президентском указом деятельность КПСС и КП РСФСР была прекращена, а их организационные структуры распущены. Провал переворота стал мощным катализатором центростремительных тенденций. Власть на местах стала переходить к республиканским лидерам, республики стали одна за другой заявлять о своей независимости.

6 сентября на заседании Госсовета (высшего органа управления страной) было принято решение о признании независимости Прибалтийских республик, провозглашенной Литвой, Латвией и Эстонией ещё в 1990 году. 1 декабря на Украине были проведены выборы президента и референдум о независимости: за независимость проголосовали 90,32 процента избирателей. Президент Украины Леонид Кравчук объявил о денонсации Украиной договора 1922 года о создании СССР. В воскресение, 8 декабря, собравшиеся в Беловежской Пуще (Белоруссия) руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря в Алма-Ате встретились руководители 11 суверенных государств и подписали Декларацию СНГ. Руководители стран Балтии и Грузии на встрече не присутствовали. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил, что СССР более не существует. 25 декабря состоялась отставка Горбачева с поста Президента СССР. В 19 часов 30 минут над Кремлем был спущен государственный флаг СССР и поднят российский триколор.

Муза истории Клио перевернула очередную страницу в своей книге. История демократической России началась с чистого листа. Впереди были разочарования и бедствия, угроза распада страны и опасность новой смуты, горечь поражений и счастье победы. Впереди было возвращение Россией статуса великой державы. Впереди были новые страницы великой истории.

Николай Михайлович Карамзин, обращаясь к императору Александру I в «Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», писал накануне вторжения наполеона в пределы Российской империи: «Державы, подобно людям, имеют определенный век свой: так мыслит философия, так вещает история. Благоразумная система в жизни продолжает век человека, - благоразумная система государственная продолжает век государства; кто исчислит грядущие лета России? Слышу пророков близконечного бедствия, но, благодаря Всевышнего, сердце моё им не верит, - вижу опасность, но ещё не вижу погибели!»

2. Распад СССР и «парад суверенитетов»

распад политический парад суверенитет

После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С" конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года.

Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа – начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске.

М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути это была последняя попытка центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный развал СССР и неизбежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

24 августа 1991 г. ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив, что с этого момента

действующими на территории являются лишь Конституция, законы, постановления и другие акты законодательства республики. В тот же день о своей независимости заявила Белоруссия, 27 августа это сделала Молдавия, 30-го – Азербайджан, 31-го – Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер 3. Гамсахурдиа выступил с требованием, чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные Советы Латвии, Литвы и Эстонии еще 20–21 августа объявили о своей независимости и восстановлении конституций, действовавших до 1940 г. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа

Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств(СНГ). Этот акт вошел в историю как <Беловежское соглашение>. 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав темсамым кончину Союза.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.


3. Последствия распада СССР

3.1 Экономические последствия

1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное – относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного – и имеющего тенденцию к безвозмездности – долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.


Главной причиной летального исхода кризиса для СССР стал конфликт союзной и российской политических элит на фоне политической апатии большинства населения России. 2. Особенности развития стран средней Азии после распада СССР 2.1 Казахстан Казахстан принял декларацию о суверенитете 25 октября 1990 г. Независимость Казахстана была провозглашена 16 декабря 1991 г., в последней из республик...

Августа 1941 года о необходимости "буферной зоны между славянами и тевтонами", подконтрольной англосаксам через многосторонние структуры и наднациональные механизмы. 2. Геополитические теории распада СССР 2.1. Геополитическая теория и судьба Советского Союза по Коллинзу. В сочинениях социолога Р.Коллинза представлена, вероятно, наиболее интересная и хорошо разработанная теория...

Арестованы, Горбачев вернулся в Москву. События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка, как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и навсегда сделанный социалистический выбор. Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачев согласился на серьезные уступки со стороны центра в...

Или стран бывших советских республик. Потому что в слово - МИР, прозвучавшее в номинации лауреата, по таинственной причине не включило «человека» с территорий бывших советских республик, который в то самое время уже погряз в межэтнических конфликтах и вооруженных столкновениях… Последствия распада СССР Все изменилось 8 декабря 1991 года, после заявления трех (Президент РСФСР – Б.Ельцин, ...

Советский принцип «каждая нация имеет право на самоопределение» предполагал создание унитарного полиэтнического государства. Однако некоторые нации желали самоопределяться по-своему, в том числе выйдя из состава СССР.

Резать по живому

Деление государства по национальному принципу было новым в мировой истории. На практике, по словам британского историка Эрика Хобсбаума, «коммунистический режим принялся сознательно и целенаправленно создавать этнолингвистические территориальные «национально-административные единицы» там, где прежде они не существовали или где о них никто всерьез не помышлял, например, у мусульман Средней Азии или белорусов».

Один из лидеров революционного движения на Кавказе Степан Шаумян предупреждал Ленина: «Нации настолько смешались друг с другом, что уже нет национальных территорий, в пределах которых можно было бы с легкостью учредить национальные федеративные или автономные области». Однако вождь пролетариата не внял предупреждению и стал по живому нарезать границы даже там, где провести их было невозможно.

Получив определенную свободу главы национально-территориальных образований стали задумываться о большей автономии вплоть до обретения государственного суверенитета. В некоторых регионах страны это вылилось в обострение внутриполитических и межнациональных отношений.

С особенной силой сепаратистские настроения разгорелись во время Великой Отечественной войны, прежде всего это коснулось таких полиэтнических регионов как Кавказ, Прибалтика и Западная Украина. Отголоски сепаратизма также прокатились по Якутской АССР и Ямало-Ненецкому автономному округу. Существуют сведения о восстаниях якутов и ненцев, которые подавлялись, в том числе и с помощью авиации.

После окончания войны вплоть до перестройки «независимцы» себя практически никак не проявляли и только с наступлением гласности, когда центральные власти позволили регионам определенные свободы, сепаратизм пошел в наступление.

Сибирь

История сибирского сепаратизма берет начало в 1860-е годы, когда жаждущие независимости сибиряки опубликовали прокламацию, в которой заявили, что «Особая территория требует самостоятельности Сибири, и она должна отделиться от России».

В декабре 1917 года, не желая укрепления позиции большевиков, сторонники сибирской автономии – областники – проводят чрезвычайный съезд в Томске, на котором принимают решение о создании самостоятельного органа власти – Временного сибирского правительства (ВСП). А в 1918 году получивший широкие полномочия ВСП издает «Декларацию о государственной самостоятельности Сибири».

Впрочем, уже к середине 1918 года областники теряют свои позиции и сходят с политической арены, несмотря на отчаянные призывы радикалов поднять против большевиков оружие. Новосибирский историк М. В. Шиловский замечет, что к этому все и шло. С его слов, областничеству не удалось создать эффективную программу действий, не предложили они никаких конкретных путей выхода региона из сложившегося политического и социального кризиса.

Кавказ

С установлением Советской власти на Кавказе в горных районах Чечни, Дагестана и Карачаево-Черкесии начинается активное вооруженное сопротивление, одним из организаторов которого был внук имама Шамиля – Саид-бей. По мнению историков, этот мятеж во многом реанимировал цели и задачи Кавказской войны XIX века.

Помимо собственно кавказской составляющей освободительная борьба способствовала вызреванию идеологии пантюркизма, обосновывающей единство всех тюркских народов и необходимость их сплочения в так называемом государстве «Великий Туран», простирающемся от Балкан до Сибири.

Впрочем, наполеоновские планы быстро сузились до идеи отделения от Советской России исключительно Кавказа. Однако эта борьба имела далеко идущие последствия: продолжаясь вплоть до начала войны, она трансформировалась в деятельность профашистских бандформирований.

Согласно данным ОГПУ, с 1920 по 1941 год только на территории Чечено-Ингушетии произошло 12 вооруженных восстаний, в которых участвовало от 500 до 5000 боевиков. Еще 3 крупных антисоветских выступления удалось предотвратить благодаря оперативной работе органов ЧК.

Как правило, бандами руководили бывшие партработники из местных органов власти. К примеру, в начале 1942 года в Шатое и Итум-Кале мятеж поднял бывший прокурор Чечено-Ингушетии Майрбек Шерипов. Вместе с отрядами коллаборациониста Хасана Исраилова он организовал объединенный штаб и повстанческое правительство. В своем воззвании к народам Кавказа сепаратисты призывали встречать германские войска как гостей, взамен рассчитывая получить от оккупантов признание независимости Кавказа.

К концу 1944 года силами НКВД было разгромлено почти 200 банд, существовавших на территориях Чечено-Ингушетии. Отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 1957 года, когда депортированные чеченцы и ингуши вернулись домой.

Туркестан

В начале 1920-х идеология пантюркизма охватила и Советский Туркестан, стимулировав такое антисоветское движение как басмачество. Лидер турецкой националистической организации «Тешкиляти Махсуса» Энвер-паша, возглавлявший басмачество, всерьез рассчитывал реализовать «стратегию Турана» под началом Стамбула. Однако его мечтам объединить в одно государство Турцию, Кавказ, Иран, Туркестан, Поволжье и Крым не суждено было сбыться. Не удалось воплотить в жизнь и идею свободного Туркестана. Практически все очаги басмачества были ликвидированы к 1932 году.

Прибалтика

Сепаратистские силы проснулись в Прибалтике в ходе ее освобождения от гитлеровских войск. Летом 1944 года вслед за войсками 3-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов на территорию Литвы вступили соединения НКВД. Их задачей была очистка прифронтовой полосы от оставшихся там солдат вермахта, пособников нацистов, дезертиров, мародеров и антисоветских элементов.

Наиболее серьезное сопротивление советским пограничникам оказала Литовская освободительная армия, которой руководил Верховный комитет освобождения Литвы. Эта организация существовала в подполье с момента вхождения Литвы с состав СССР, а теперь, воспользовавшись благоприятным моментом, натравливала литовцев на промосковских активистов и представителей советской власти.

Борьба против сепаратистов продолжалась вплоть до 1956 года. Интересно, что помимо ведения боевых действий Берия предлагал выселять семьи главарей антисоветского подполья в лесозаготовительные районы Пермской и Свердловской областей. Однако эта мера не понадобилась.

Украина

Украинский сепаратизм активизировался буквально сразу после вхождения в состав УССР Галиции, Буковины и Закарпатья. На борьбе с Советами специализировалась «Организация украинских националистов» (ОУН), декларировавшая свою главную цель как «национальное освобождение украинского народа и создание независимого украинского государства».

В своих геополитических аппетитах ОУНовцы не уступали сторонникам «Великого Турана». Их мечта – «суверенная соборная украинская держава», которая должна была простираться от Карпатских гор до Волги и от предгорий Кавказа до верховий Днепра.

Что не удалось с литовцами, то проделали с украинскими националистами. С 1947 года началось активное выселение руководителей повстанческих отрядов, а также членов их семей в отдаленные районы страны. За два года было перемещено более 100 тысяч человек.

Парад суверенитетов

В конце перестройки именно места сепаратистских разломов – Прибалтика и Кавказ – начали трещать в первую очередь. Горбачев слишком затянул с решением национального вопроса. Пленум состоялся в сентябре 1989 года, но республиканские элиты уже взяли старт. Любопытно, что первой о своей самостоятельности заявила Нахичеванская АССР – так она отреагировала на силовое подавление политической оппозиции в Баку.

До августовского путча на путь независимости встали Прибалтийские республики, Молдавия, Грузия и Армения. Последней от СССР 15 декабря 1990 года откололась Киргизия. Отголоски парада суверенитетов отозвались и в Поволжье. Однако деятельность националистической партии «Иттифак», агитировавшей за независимость Татарстана, была вовремя пресечена.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленчиских структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса

В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарёво (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С.Горбачёва с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновлённого Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления,принятие новой Конституции,изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.Приверженцы М.С.Горбачёва видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опастности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти.Группа учёных-обществоведов выступила с протестом против пректа договора.Подготовленный к подписанию документ был расценён как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сеператистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачёв был отстранён от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С.Горбачёва-в связи с состоянием его здоровья-исполнять президентские обязонности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-призедент Г.И.Янаев, премьер - министр В.С.Павлов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н.Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа бал положен конец её существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств-России(Б.Н.Ельцин), Украины(Л.Кравчук) и Белоруссии (С.Шукшевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договорённость о создании СНГ-Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились ещё восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).