Все о стройке и ремонте

Освещение в квартире бывает. Цветной свет

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.


Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.


Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная


Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская


По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.


А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.


В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.


Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.


Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Видео: фильм об основах светодизайна

Освещение дома также важно как дизайн и архитектура, оно создает особую атмосферу, определяет настроение жилища. Освещение каждой комнаты – это отдельная история, каждая из которых имеет свои секреты и правила.

Гостиная

Основная задача освещения гостиной – достаточное фоновое освещение без темных углов и глубоких теней, ведь гостиная должна представать в самом выигрышном виде. Здесь может быть использована масса вариантов:

  • освещение гардины по периметру;
  • подсветка ниш со скульптурами или вазами;
  • подсветка трубчатыми лампами;
  • потолочные точечные светильники;
  • бра возле кресла или яркая лампа на журнальном столике для комфортного проведения свободного времени.

Для наибольшего комфорта стоит подумать о регуляторе интенсивности света, а сами абажуры должны иметь такую конструкцию, в которой не будут видны лампы или трубки. Для создания уютной атмосферы гостиной, в ней должно быть не менее трех светильников, расположенных на разных уровнях. О том, как сделать ремонт в гостиной

Освещение дома в столовой и кухне

Фоновое освещение должно быть ослабленное, в то время как стол должен быть ярко освещен. Для этого прекрасно подойдет лампа с регулировкой высоты или же просто направленные на стол потолочные светильники.

Что касается кухни, то здесь освещение должно быть функциональным. Желательно фоновое освещение, но главное чтобы все рабочие зоны были идеально освещены. Удобно, если внутрь шкафов будут встроены светильники, автоматически включающиеся при открывании дверцы. Конструкция кухонной мебели устроена так, что только при потолочном освещении на рабочую поверхность отбрасывается тень навесных шкафов, поэтому дополнительные источники света идеально впишутся по нижней плоскости шкафа. Идеальным вариантом под шкафом станут ленточные светильники, прикрепленные к стене.

Светильники, используемые в кухне должны иметь замкнутые абажуры, чтобы свет не бил в глаза.

Ванная комната

Важно чтобы ванная была ярко освещена, но не нужно забывать и о возможности создания приглушенного, расслабляющего света. Для фонового освещения тут также должны быть использованы разноуровневые источники света, а для полной релаксации и покоя лучше, если будет подсвечено одно зеркало. Для не искаженности цвета, что так важно при нанесении макияжа, нужно использовать лампы накаливания возле зеркала, в то время как для бритья подойдет люминесцентная лампа.

В комнате с такой влажностью важно использовать светильники с абажуром закрытого типа и из матового стекла, а выключатели лучше не ставить внутри, чтобы исключить прикасание к ним мокрыми руками.

Правильное расположение света способно создать в ванной любимое место отдыха и уединения в доме. О ремонте ванной комнаты можете прочитать вот .

Спальня

Спальня является идеальным местом для игры со светом и полутонами. Лучшим вариантом верхнего освещения будет свет, рассеянный в потолок. Дополнительные светильники идеально впишутся возле кровати, это могут быть бра или лампы на прикроватных тумбочках. Свет прикроватного освещения не должен быть слишком ярким, ведь он нужен лишь для освещения книги. Находиться он должен чуть сбоку и сверху головы читающего. Для таких целей прекрасно подойдут абажуры с направленным светом.

Освещение туалетного столика в спальне — дело тонкое, здесь лучше использовать лампы холодного дневного света и теплого вечернего. Нельзя располагать светильник над зеркалом, освещение должно быть с обеих сторон и на уровне головы. О ремонте в спальной комнате вы можете прочитать вот .

Прихожая

Основное правило – никакого полумрака. Во-первых: прихожая предназначена для утилитарной функции, а значит, она должна иметь яркое освещение, что вполне объяснимо, ведь сложно найти обувь или пытаться в потемках попасть в рукав пальто и тем более подправить макияж перед выходом. Во-вторых: соседние помещения должны иметь сравнительное освещение, не ярче прихожей. В-третьих: именно прихожая определяет первое впечатление от дома, а средневековая темнота в маленьком коридорчике ни как не сыграет на руку хозяевам дома.

Правильное использование света позволит увеличить маленькое пространство, расширить узкое и создать уют в прихожей.Кроме основного источника света следует дополнительно осветить зону зеркал, этому нужно уделить особое внимание, чтобы установив светильник, свет от него распределялся равномерно и не создавал бликов и теней. Идеально если это будет два светильника по обе стороны зеркала.

Детская

Особая тема освещения — детская. Изначально в качестве детской должна быть выбрана самая светлая комната в доме или квартире. Освещение должно включать:

Для детской существует одно важное условие – все осветительные приборы должны быть расположены на недоступной для ребенка высоте, чтобы обеспечить ему не только гармоничное развитие, но и безопасность.

В нынешнем разнообразии представленных на рынке осветительных приборов достаточно просто подобрать люстру, бра или торшер, для создания в своем доме комфортной атмосферы, главное стилистически верное соотношение всех элементов создающих целостную картину интерьера и гармоничное распределение света в каждой отдельно взятой комнате. Ведь красивое и правильное освещение дома способно украсить любой интерьер. Рекомендации по оформлению детской комнаты вы можете прочитать .

В каждом доме вещью, которая объединяет абсолютно все помещения, но не уравнивает между собой, является освещение. Без осветительных приборов в современном мире уже не обойтись, ведь много чего мы делаем по дому вечером, когда о естественном освещении речи идти уже не может.

С помощью источников света в доме можно создать любую атмосферу: от праздничной до романтической. И в этом вопросе существуют определенные тонкости в оформлении светового обеспечения для каждого помещения в квартире. Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.

Варианты оформления

Вариант освещения комнаты

С помощью света можно до неузнаваемости изменить акценты любого помещения в квартире. При этом можно использовать различные подходы и дизайнерские решения. Например, современное освещение в доме все чаще направленно на подсветку определенной области помещения. Этот способ сегодня активно используется для зонирования комнат.
В современной квартире светодизайн и освещение может быть оформлено в четырех вариантах:

  • общее или фоновое освещение. В данной ситуации в качестве осветительного прибора выступает центральный светильник, например, люстра. Здесь свет получается рассеянным;
  • местное или локальное освещение. Такой способ подсветки позволяет создать дополнительное освещение конкретной области. В качестве объекта освещения в данной ситуации выступает предметы интерьера;
  • рабочее освещение. С помощью такой подсветки можно осветить рабочее место. Особенностью таких осветительных приборов является яркий свет направленного характера. В качестве объекта ориентации здесь будет выступать человеческий глаз. Подобный подход чаще всего можно встретить на кухне;
  • декоративная подсветка. Используется как локальная подсветка декоративных элементов интерьера (ваз, скульптур, ниш и т.д.).

Для создания подсветки в доме можно использовать такие виды осветительных приборов:

  • люстра. Всегда выступает в роли центрального источника света. В современной квартире от этого светильника все чаще отходят;
  • точечные светильники. Именно они в последнее время выступают заменой люстры. Могут играть роль как основного освещения, так и дополнительного. Очень часто используются в комбинации со светодиодными лентами;
  • светодиодная лента. Отличный источник света для создания скрытой подсветки. Особенно часто встречается в натяжных и гипсокартонных потолках.


Подсветка потолка

Кроме этого в качестве осветительных приборов могут выступать неоновые лампы, дюралайт и т.д. Но эти светильники в домашних условиях встречаются намного реже, чем вышеописанные виды.
В одной комнате можно использовать как один из вариантов освещения, так и комбинацию нескольких вариантов. Все зависит от того, какое предназначение имеет каждая конкретная комната в доме, и что вы чаще всего в ней делаете.

Нормы освещенности

Далеко не все знают, что для каждой отдельной комнаты в квартире существуют свои нормы освещения. Именно от того, насколько правильно реализованы нормы освещенности, будет завесить ваше комфортное пребывание дома.
В нормах, приведенных в нормативных документах по освещению (СНиП), за основу расчетов принимаются следующие параметры:

  • мощность светового потока;
  • количество светильников в комнате;
  • площадь освещаемого помещения.


Таблица норм освещенности

Именно на основании данных критериев рассчитываются нормы освещенности для каждой комнаты в квартире, указанных в таблице сверху.

Обратите внимание! Специалисты по данному вопросу вывели общее правило по организации уровня световых потоков в квартире. Согласно этому правилу, на каждые 5 м 2 следует использовать осветительные приборы с суммарной мощностью в 60-75 кВт.

Пользуясь этой нехитрой формулой можно самостоятельно рассчитать требуемый уровень освещенности для каждой комнаты, имеющийся в квартире.
Помимо этого существуют некоторые рекомендации, которые могут упростить эти расчеты:

  • для однокомнатной квартиры, которая имеет площадь 30-40 м2 нужно использовать не больше 8 осветительных приборов;
  • для двухкомнатной квартиры этот показатель следует увеличить до 9 светильников;
  • в трех- и четырехкомнатных квартирах следует установить целых 11 осветительных приборов.

Источники света

Освещение в современной квартире может быть организовано различными типами лампочек, выступающими в роли источника света. На данный момент времени используются следующие виды ламп:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные лампочки;
  • оптические волокна.


Типы лампочек

Каждый из вышеперечисленных вариантов источников света обладает своими достоинствами и недостатками. Например, лампы накаливая стали все реже появляться в современных домах. Это объясняется популярностью тенденций рационализации и экономии во многих сферах человеческой деятельности, а их потребление электричества остается на достаточно высоком уровне, в отличие от более современных источников света. Поэтому, даже несмотря на положительные характеристики светового потока, лампы накаливания постепенно отходят в прошлое.
Самыми популярными вариантами оформления света в квартире являются энергосберегающие лампы. Из них отдельно стоит выделить светодиодные и люминесцентные варианты. Именно они зачастую занимают места в современных осветительных приборах.
Люминесцентные лампочки по некоторым параметрам проигрывают светодиодным собратьям. Их проигрыш основывается на таких вот негативных моментах:


Светодиодная лампа

  • создают гул во время работы;
  • испускаемый свет имеет голубоватое свечение, а он не слишком комфортен для человеческого глаза;
  • необходимость использовать дополнительные приспособления для подключения;
  • наличие мерцающего эффекта;
  • определенная вредность для здоровья человека.

Все эти недостатки почти полностью отсутствуют в светодиодных лампочках.

Такие источники света признаны самыми энергоэффективными лампами с длительным сроком службы при постоянной работе. Кроме того они изучают свет разного спектра, что упрощает их подборку под определенное помещение в квартире. Светодиодная лампа отлично подходит для создания общего, местного и рабочего освещения.
В свою очередь металлогалоидные и галогенные источники света, из-за создания узконаправленного пучка света, в современных квартирах используются как зонированное или декоративное освещение. Дюралайт также больше подходит для декоративной подсветки любого помещения в доме.

Правила дизайнерского оформления

Дизайн, который сегодня используются в современных домах и квартирах, направлен на определенную степень усложнения. Причем любой элемент интерьера приобретает вычурность и объемность при дополнении его подсветкой. В современном мире освещение перестало играть чисто практическую и функциональную роль, а вошло в интерьер и стало его неотъемлемой частью.

Интерьер и подсветка

Подсветка в данном случае выступает в роли эффективного инструмента коррекции неудачной геометрии помещения, а также визуального перемещения аспектов на более выгодные элементы интерьера.
При использовании любых источников света в дизайнерском плане необходимо помнить следующие нюансы:

  • яркий свет способен визуально расширить имеющееся в комнате пространство. Таким образом, всего лишь с помощью пары светильников вы сможете расширить пространство даже в малогабаритной комнате, не прибегая к минимизации мебели;
  • увеличить эффект расширения пространства можно при использовании светоотражающих материалов при отделке стен и потолка;
  • если имеется необходимость в визуальном уменьшении пространства, тогда следует его затемнить с помощью менее ярких источников света и темных цветовых гамм в отделке;
  • визуальное увеличение высоты стен произойдет при направлении света с помощью отражателя вверх;
  • визуальное уменьшение высоты стен можно добиться при использовании напольных абажуров, образующих в комнате локальные тени.

Но помните, что главным аспектом, который позволит создать в любом помещении дома или квартиры законченный ансамбль мебели, освещения и отделки – гармоничное сочетание всех частей композиции.

Гармоничность во всем

Действительно, при оформлении внутреннего убранства дома помните, что все должно взаимодополнять и перетекать одно в другое. Чтобы не вызвать дисгармонию, для каждой комнаты необходимо подобрать один стиль в оформлении или сочетать взаимоодополняемые интерьеры. И совещание в данной ситуации может послужить тем элементом, которое соединит собой все предметы и стили отделки в единое целое.


Гармоничное сочетание

Отдельно стоит добавить, что все перечисленные выше нюансы оформления уровня света для каждого конкретного помещения должны быть обязательно приняты во внимание. Допускается лишь незначительное отклонение от норм в большую или меньшую сторону. Если отойти от принятых норм сильно далеко, то даже в красиво оформленном интерьере находиться длительное время будет дискомфортно и неприятно.
Незначительно увеличить число лампочек и осветительных приборов можно в тех помещениях, которые посещаются наиболее часто. А вот там, где вы бываете реже всего, можно установить меньшее количество лампочек и светильников. Так вы сможете больше сэкономить, не нанося вред своему комфорту.

Заключение

Из всего вышесказанного можно заключить, что подход к оформлению внутреннего помещения в доме должен быть продуманным по всем направлениям. Современное освещение в квартире должно создавать комфортные условия для отдыха и работы, а также приятного времяпрепровождения в кругу семьи. С помощью всего пары светильников можно визуально изменить восприятие пространства в комнате, сделав его более глубоким и выразительным. Но все должно оставаться в рамках существующих норм по освещенности.



Изготовление оригинального биокамина своими силами

Окрашенный свет сильнее действует на людей, чем окружающие их разноцветные стены или яркие вещи. Он изменяет оттенки вокруг и заставляет иначе воспринимать интерьер в целом. А порой активизирует или, наоборот, замедляет определенные физиологические процессы в организме человека.

  • 1 из 1

На фото:

Создать нужный оттенок можно при помощи специального устройства — такой светильник генерирует лучи сразу нескольких цветов.

Возможности цветного света безграничны. Он может «вылепить» из одного и того же пространства различные вариации. Так, стены и потолки ахроматических цветов — белого или серого — могут быть окрашены цветным светом, в любой другой и вынесут это с достоинством. Таким образом, белая комната может превратиться в лиловую, розовую или голубую... Все зависит от освещения! Свет может либо проявить лучшие качества цвета в интерьере, либо, напротив, испортить. На мой взгляд цветное освещение в жилом пространстве должно носить временный характер для создания того или иного настроения, например: создать праздничную атмосферу. Постоянно используемый, конкретный цветной свет окрашивает все предметы, окружающие нас, тем самым лишая нас возможности наслаждаться всеми другими оттенками. Лучше всего использовать цветной свет, в качестве декоративной подсветки в ванных комнатах и коридорах.

Поменять цветность света можно с помощью окрашенных в разные тона лампочек. Еще один способ — покупка ярких абажуров и рассеивателей. Обратите внимание на их цвет при выборе светильника : они во многом будут определять облик интерьера вашей квартиры или дома.

Цветное освещение в значительной степени влияет на цвета предметов, изменяя их порой до неузнаваемости. Оно окрашивает ахроматические (бесцветные, белые, серо-белые) поверхности в свой оттенок, а остальные — в другой цвет, в зависимости от изначального цвета поверхности и освещающего ее света. Так, красные тона при красном освещении становятся насыщеннее, при зеленом — почти полностью «ахроматизируются», становятся грязно-серыми или почти черными.

Окрашенный свет можно использовать для создания определенного настроения. Известно, например, что голубое холодное свечение лучше всего способствует повышению активности мозга. Для решения трудных, утомительных задач ученые советуют работать при холодном голубом, а не при теплом желтом излучении ламп накаливания.

Зеленый — цвет живой природы. Он считается наиболее комфортным и благоприятным для глаз. Темные оттенки зеленого успокаивают и приносят душевное равновесие, оказывая терапевтический эффект. Яркие — создают радостную и легкую атмосферу. Подходит для любых помещений.



  • 1 из 2

На фото:

Лучи красного цвета учащают дыхание и сердцебиение, а также стимулируют обмен веществ. Алый улучшает обоняние, обостряет вкус, улучшает аппетит. Поэтому не самая хорошая идея — использовать красный в кухне или столовой, если вы постоянно сидите на диете. Присутствие этого цвета также повышает сексуальную активность.



  • 1 из 5

На фото:

Светиться может не только лампочка, но и мебель. Этот стеллаж умеет даже запоминать ваши любимые оттенки.

Фиолетовый, вобрал в себя энергию красного и стабильность синего. Он традиционно ассоциируется с мудростью и независимостью. Считается, что этот цвет подходит для медитаций и молитв. Творческие люди часто используют его для оформления своих мастерских.



  • 1 из 6

На фото:

Оттенки красного чрезмерно бодрят: это отличное решение для ночного клуба, где предполагается танцевать всю ночь напролет. Но в квартире лучше «вынести» эксперименты с красным за пределы жилых комнат, в которых вы проводите достаточное количество времени. Используйте лампы красного света на открытых террасах или, например, в проходных прихожих.

Желтый, ассоциируется с солнцем, создает ощущение тепла и стимулирует мышечную энергию. Однако переизбыток этого цвета может вызвать беспокойство, так как он «вибрирует» — от него рябит в глазах.

Оранжевый цвет — средний между красным и желтым, сочетает в себе жизнерадостность второго с энергией первого. У большинства людей он ассоциируется с пламенем костра, поэтому кажется теплым и уютным. Оранжевый также увеличивает приток кислорода в мозг и стимулирует умственную активность. Светотехники рекомендуют его для визуального выделения элементов декора.



  • 1 из 3

На фото:

Если вам хочется добиться того или иного физиологического эффекта, используйте окрашенные поверхности в сочетании с цветными источниками света. Но применять цветные лампочки следует очень аккуратно.



  • 1 из 1

На фото:

Если хотите иметь в доме источник цветного света, подбирайте, по меньшей мере такой, оттенок «лучей» которого можно менять. Удачный пример на фото: свет принимает оттенок цветных стекол.

Более того, они настоятельно советуют использовать цветной свет в минимальных дозах — краткосрочно и только в темное время суток. Дело в том, что переизбыток цвета вечером и ночью плохо влияет на здоровье, «сбивает» биологические часы.

В статье использованы изображения 360.ru

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Если вопрос освещения был недостаточно хорошо продуман на этапе ремонта и дополнительные электрические выводы сделать невозможно, решить проблему помогут функциональные «мобильные» светильники.

Отличить в интернет-магазине оригинальный светильник от копии простому обывателю непросто. Между тем, такой низкокачественный товар может создать прямую опасность для здоровья пользователя.

В чем принципиальное отличие между декоративными светильниками для дома и офиса? В каком направлении будет развиваться отрасль светотехнических решений? Рассказывает светодизайнер Кира Федотова.

Выбор настольного светильника во многом зависит от того, для каких целей он будет служить и кто его будет использовать. Выясняем, как грамотно подобрать модель под конкретные задачи.

Люстра – как правило, основной источник света в комнате, а значит, важнейший элемент интерьера. Иногда достаточно выбрать подходящую красивую люстру, и помещение заиграет новыми красками.

Насколько светильник подчинен основной стилистике интерьера? Как влияет выбор светильника на облик интерьера в целом? Почему светодизайн так важен?

Скульптурные светильники Terzani выглядят настолько легкими, что кажется, они парят в воздухе. Какие тенденции дизайна, материалы и технологии выбирает итальянский производитель?

Важность света в нашей жизни сложно переоценить. Но на что именно он влияет? И все ли возможности света мы используем сегодня? Рассказывает куратор спецпроекта «ПРОЕКТ СВЕТ» Элина Лобацкая.

Почему свет может уничтожить пространство, какой источник света можно считать идеальным и насколько сильным должно быть освещение в квартире - рассказывает руководитель архитектурного бюро «АРДЕПО».

Выключатели света различаются не только по дизайну. Какую модель выбрать, зависит от поставленных задач: например, будет ли он стоять в ванной или в комнате и сколько светильников будет обслуживать.

Хорошая альтернатива привычным источникам света – светодиодные потолочные светильники. Рассмотрим распространенные конструкции, встречающиеся на рынке светодиодов, и их особенности.

Какую роль играл свет в прошлом и насколько она изменилась сейчас? Как трансформировать объем комнаты средствами светодизайна? - Рассказывает руководитель архитектурной студии ub.design.

Чем интересен культовый светильник, пользующийся спросом спустя более полувека со времени его создания Полом Хеннингсеном? Могут ли «реплики» конкурировать с первоисточником?

Для современных натяжных потолков подойдет практически любая люстра. Однако при выборе следует учитывать особенности монтажа различных моделей, виды используемых в комплекте ламп и тип освещения.

Кроме обычных выключателей производители выпускают множество других устройств, позволяющих управлять светом в прихожей. Например, оставить приглушенный свет на ночь, чтобы в случае необходимости не п

Освещение в помещении играет очень важную роль, оно должно рационально распределяться по всей территории и гармонировать с дизайном комнаты. В этой статье мы постараемся разобраться в тонкостях расстановки света и правильном его распределении.

Как правильно распределить свет в помещении

Свет - это жизнь, от правильно его распределения зависит и уровень жизни. От освещения зависит настроение хозяина, его психологическое состояние. Как известно, яркий свет возбуждает нервную систему, в то время как тусклый, успокаивает. Из этого можно сделать вывод, что в спальне не должно быть яркого света, в этой комнате лучше разместить несколько ламп с теплым светом по всему периметру. Стоит подумать о распределении ламп, существуют такие типы освещения:

  • общее;
  • местное.

Общий свет предназначен для всего помещения, а местный - для определенной зоны:

  • рабочее место на кухне;
  • подсветка беседки на улице;
  • место для чтения;
  • письменный стол;
  • освещение на балконе.

Ночники и бра пользуются огромной популярностью, ведь с помощью них можно создать в помещении загадочную и непринужденную атмосферу. Освещение выполняет множество функций, грамотное использование света может изменить комнату до неузнаваемости. Существуют определенные приемы, с помощью которых можно изменить форму и размеры помещения. Создавая определенную систему освещения, необходимо прибегать к использованию законов перспективы, учитывать направление лучей и мощность лампы.

Если вам нужно увеличить комнату в высоту, тогда вам необходимо использовать яркие лампы, свет которых будет направлен на потолок. Уменьшить высоту потолков можно с помощью подсветки стен, тусклые лампы при этом должны располагаться вверху стены. Отличным способом может быть использование зеркала, этот предмет поможет создать иллюзию раздвоенности помещения, а это, как ничто другое, поможет визуально увеличить комнату. Опытные дизайнеры могут профессионально увеличить длину коридора или какого-либо другого прямоугольного помещения с помощью светильников в конце помещения.

Вы даже не догадываетесь, каких результатов можно достичь с помощью грамотного распределения света. Как известно, наши глаза, а значит, и наш мозг, с точностью воспринимают лучи света, а этим можно пользоваться. Работники шоу-бизнеса, торговли и рекламы отлично знают, как свет может повлиять на человека. В различных сферах жизни применяется зонирование пространства с помощью света. Используя яркое и приглушенное освещение, можно сделать акцент на достоинствах и скрыть недостатки. С помощью света можно кардинально изменить отношение человека к чему-либо.

Цвета являются огромными стимуляторами психики человека. Правильное использование цветов может помочь вам в работе или бытовых делах, настроить своих гостей или коллег на определенный лад.

Используйте синий и голубой цвета для релаксации, пастельные тона помогут расслабиться и успокоиться.

А вот зеленый цвет станет отличным дополнением детской комнаты, его можно использовать, как основной или дополнительный цвет.

Теплые оттенки дарят ощущение любви и радости, их можно использовать для гостиных или больших залов, для помещений, в которых всегда царит живая атмосфера.

Вы можете экспериментировать с цветами и светом, сделайте освещение в своей комнате более функциональным, тогда вы сможете менять настроение в помещении в зависимости от сложившейся ситуации.

Зал и гостиная: тонкости распределения света

Центральное место любого дома - это зал, в этой комнате собирается семья, чтобы отпраздновать знаменательные события, принимаются гости и проводится досуг. В этом помещении должна царить праздничная, но в то же время спокойная атмосфера. Для этого специалисты рекомендуют использовать в зале многоуровневое освещение, это поможет увеличить размеры комнаты и сделать ее более торжественной. Расставляя свет в гостиной или зале, постарайтесь сделать акцент на преимуществах и красивых аксессуарах.

Ознакомьтесь с некоторыми дизайнерскими правилами оформления торжественных помещений:

  • атмосфера должна быть максимально приближена к естественной, то есть, потолок должен быть самым ярким, по аналогии с небом. Стены - менее яркими, пол должен быть самым темным. Такой прием используется для создания открытости и добродушия;
  • концентрация света должна быть в рабочих зонах, в тех местах, в которых вы больше всего будете проводить время;
  • освещение должно быть умеренным во всех зонах, лучше использовать лампы с контролем яркости, так вы сможете всегда подстраивать освещение под сложившуюся ситуацию;
  • спектр света должен соответствовать цветам стен и потолка, то есть, синие лампы не стоит использовать, если стены и поток выполнены в теплых тонах;
  • используйте местное освещение для акцента на важных предметах интерьера и аксессуарах, это могут быть фоторамки, статуэтки, подсвечники или декоративные вазы.

Спальная комната - царство сна и покоя

Цвета и освещение в спальне должны быть спокойными и неброскими, ведь эта комната предназначена для отдыха. Тут лучше использовать как общее, так и местное освещение. Лампы можно размещать по всему периметру, делая акцент на красивых предметах интерьера. Великолепия и изыска может добавить сочетание двух цветов, но различных между собой максимум в один тон.


Детская комната

Специалисты советуют выбирать самые светлые и свежие тона для детской комнаты. Тут не должно быть тяжелого света, он должен быть рассеянным и умеренным по мощности. Постарайтесь каждую рабочую зону оборудовать отдельными местными лампами. Помните, что в детской ваше чадо не только спит и играет, но и делает уроки, развивается и познает мир. Поэтому постарайтесь сделать эту комнату максимально функциональной и комфортной. Лампа на рабочем столе должна располагаться с левой стороны, свет от нее не должен попадать ребенку в глаза.

Купите ночник для детской, его свет должен быть максимально тусклым, чтобы не мешать сну ребенка. Можно выбрать игривые лампы и ночники, возможно, вы найдете в магазине бра или светильник с любимым мультипликационным героем вашего ребенка. Не забывайте о безопасности ребенка, проверьте электроприборы перед использованием.

Свет на кухне

В этом помещении необходим яркий свет, особенно в рабочих зонах. Мойка, плита и обеденный стол должны хорошо освещаться. Для зоны приема пищи отлично подойдут подвесные лампы с умеренным светом, фасады мебели и столешницы можно оборудовать точечными светильниками. Выбирайте функциональные с возможностью регулирования, с гнущейся ручкой. Для того, что придать помещению эстетичный вид, остановите свой выбор на ажурных светильниках, это поможет создать на кухне атмосферу тепла и уюта.


Освещение ванной комнаты

Комната для релаксации должна быть выполнена в пастельных тонах, свет должен подчеркивать мягкость линий и нежность переходов. Повесьте несколько небольших светильников возле зеркала, выбирайте немощные лампы, которые не слепят. По периметру разместите точечные умеренной мощности. Дополнительные аксессуары и предметы интерьера помогут создать гармоничный дизайн и подчеркнуть изысканность помещения.

Расстановка света в прихожей или коридоре

Чтобы сделать эти места более обширными и удлиненными, поместите в их конце светильники достаточной яркости. По периметру можно разместить точечное освещение, которое поможет придать помещению определенные изыск и шарм.

Отдельные зоны, такие, как гардероб или кладовка, нуждаются в местном освещении, общего будет недостаточно для этих мест. Прихожая должна быть светлой и яркой, в этом месте вы будете встречать гостей, собираться перед уходом на работу. Поэтому необходимо чтобы прихожая создавала неизгладимо положительное впечатление как для вас, так и для ваших друзей. Отличным дополнением коридора или гостиной смогут стать бра или настенные декоративные светильники. Если в вашей прихожей есть фотографии или картины, сделайте на них акцент с помощью освещения.

Правильное и рациональное использование света поможет вам всегда чувствовать себя великолепно в своем доме, в котором вы всегда сможете отдохнуть и набраться жизненных сил.