Все о стройке и ремонте

День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника. Что такое Троица Святая? Церковь Святой Троицы

Троица 2016

Троица – один из самых главных христианских двунадесятых праздников. Он также носит название Пятидесятница, или день Святой Троицы. Данный праздник чтит и католическая и православная церкви, так как его корни уходят во времена Иисуса Христа. Троица 2016 года – почитаемый день, в который правят службы, украшают дома зеленью и проводят ярмарки и ночные гуляния.

Троица в 2016 году какого числа у православных

Событие, которое, впоследствии стало церковным праздником под названием день Святой Троицы, произошло во время ветхозаветного празднования Пятидесятницы, что отмечалось по прошествии пятидесяти дней с начала Пасхи. По преданию, в этот день к апостолам христовым сошел Святой дух, и открыл им тайну триединства Бога. До этого момента апостолы знали только ипостась Бога отца и Бога сына. Святой дух пришел к апостолам не в физической форме, а в виде бестелесного огня, который не обжигает. Он одарил их возможностью разговаривать на других языках, так как это было необходимо для прославления Господа во всем мире и несении его слова. Горница, в которой находились апостолы, стала первой Церковью Христа Спасителя. Православными христианами Троица 2016 года будет праздноваться 19 июня.

Приметы на Троицу

Католическая троица: какого числа празднуется в 2016 году

Католическая церковь относится ко Дню Святой Троицы с не меньшим почтением, чем православная. С четырнадцатого века западные христиане празднуют Троицу в первое воскресение после праздника Пятидесятницы. В православной культуре эти праздники совмещены. Структура и обряды праздника у католиков также отличаются и содержат целый цикл. Первый день цикла называется праздником Сошествия Святого Духа. Через четыре дня после него (или одиннадцать после Пятидесятницы) католическая церковь отмечает день Тела и Крови Христовых. Следующий праздник – пресвятого Сердца Иисуса принято отмечать на девятнадцатый день после Пятидесятницы, а сразу за ним (на двадцатый день)цикл завершается Праздником Непорочного Сердца Девы Марии. В этом году дата празднования западнохристианской Троицы выпадает на 22 мая.

Что делают в Троицу

Этот церковный праздник славится очень красивыми обрядами и традициями, уходящими в глубокое прошлое. Православные храмы в первый календарный день празднования традиционно украшаются ветками березы. Однако из-за того, что в разных регионах России стоят разные климатические условия, ветки березы заменяются на рябиновые, кленовые или дубовые. Ветви в цвету символизируют неоцененный Божий дар, и напоминают прихожанам о том, что душа праведника также будет цвести благодатными плодами. Не зря этот праздник также называется зелеными святками. Служба начинается самого утра. На неё принято приходить в нарядной одежде. В руках они держат зеленые травы, цветы, и ветки. Священнослужители также убраны в этот день в зеленые одеяния.

Сразу после службы устраивались массовые мероприятия, танцы, песнопения, хороводы, которые не утихали даже после заката.

Приметы и обычаи на Троицу

Ко дню Святой Троицы готовятся основательно. Хозяйки скрупулёзно убирают все комнаты, а затем украшают помещения цветами, веточками и молодой травой. Наши предки развешивали на стенках ветки ореха, клена, рябины, дуба. Считалось, что растения украшавшие дома и храмы наделялись лекарственными свойствами и становились оберегами. Их сохраняли и использовали как средства от недугов, порчи и грозы. В России существовала традиция добавлять в свадебный пирог сухари, высушенные из Троицкого каравая.

Обычаи на Троицу

В отличие от православной Троицы, совпадающей с Пятидесятницей (пятидесятый день после праздника Пасхи), католическая Троица празднуется на неделю позже.

Традиционное представление о Троице у христиан — это триединая сущность Бога. Это три ипостаси Божественного начала: Отец — безначальное Первоначало, Сын — абсолютный Смысл и Святой Дух — животворящее Начало. По католической доктрине, третья ипостась исходит от первой и второй (по православной — от первой).

История праздника

Официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 год) церковь приняла догмат о Троице.

Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в Иерусалиме в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам.

Эти огненные языки светили, но не жгли. Каждый из апостолов, на кого спускался язык, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Эти внутренние изменения и новые чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном, а на каких то других, неизвестных им языках. С молитвами хвалы и прославления Бога апостолы обратились к горожанам.

Услышав этот поток радостных молитв, они были поражены непонятным для них явлением. Ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках.

И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по происхождению и языку, каждый слышал какого нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание.

Церковные традиции

Выделение торжества Пресвятой Троицы в отдельный праздник произошло по решению папы Иоанна XXII в 1334 году, однако в Миссал (богослужебная книга) торжество вошло только после Тридентского Собора (1570 год).

В Западной традиции этот праздник сошествия Духа Святого открывает цикл Пятидесятницы, в который входит День Святой Троицы, Праздник Тела и Крови Христовых, Праздник Пресвятого Сердца Иисуса, Праздник Непорочного Сердца Девы Марии.

В период празднования цикла все священники облачаются в красные наряды, напоминая об «огненных языках», которые сошли на апостолов, а на Троицу католические священники облачаются в праздничные белые одежды.

В католических храмах во время праздника выставляют на алтарь для поклонения Святые Дары.

Троицын день отмечается во всех церквях, придерживающихся западных литургических обрядов; его отмечают последователи римско-католического, англиканского, лютеранского, пресвитерианского, методистского вероучений, а также многие баптистские церкви.

Праздник почитают верующие католики во всем мире, особенно торжественно его празднуют в Европе.

Традиции празднования в разных странах

В Италии в память о чуде схождения огненных языков, был установлен такой обычай, как разбрасывание лепестков роз с потолка церквей, а в этой связи данный праздник на Сицилии и в иных местностях Италии называется Пасха Роз. Другое название, также пришедшее из Италии, происходит от красного цвета, в который облачаются священники в честь такого праздника, как Троица.

Во Франции же, во время богослужения было принято дуть в трубы, которые по своему звуку напоминают звук сильного ветра, который в свое время сопровождал сошествие Святого Духа.

На северо-западе Англии в Троицу, а иногда на Духову пятницу, которая идет после Троицы, проводятся церковные и часовенные шествие, которые имеют свое название, а именно Духовские прогулки. Обычно, в такого рода подобных шествиях принимают участие духовые оркестры и хоры, представительницы женского пола облачаются во все белое.

Также традиционно проводятся «Духовские ярмарки», которые иногда называются «Троицкими элями». С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, а также проводить так называемые «сырные гонки», и турниры лучников..

Народные традиции

С давних времен на Троицу принято украшать храмы и дома свежими цветами, травами, ветками деревьев и приносить в храм на освящение букеты из трав и цветов, а после службы относят их домой и хранят в течение года как средство от болезней.

По традиции, до прихода торжества важно навести идеальную чистоту в своем доме. Из дома выбрасывается весь ненужный хлам, выносится мусор, моются окна и полы. Люди плели венки из разнообразных живых цветов и развешивали их на окна и стены.

Утром в день наступления Троицы важно посетить церковь, зажечь благодарственную свечу и простоять молитвенную службу. В этот день нельзя ничего просить у Святого Духа, важно лишь благодарить его за то, что он является спасителем и верным защитником людских душ.

В праздник принято приглашать гостей и угощать их обильным обедом. Не нужно забывать и о нищих и просящих людях, им необходимо давать подаяние, состоящее из пирогов, конфет.

Самая ранняя дата, на которую может выпасть праздник Святой Троицы, — 17 мая, самая поздняя — 20 июня.

С далекого 14-го века праздник Троицы в Католической Церкви празднуется в первое воскресенье после Пятидесятницы. Считается, что в этот день Святой Дух в виде огненных языков сошёл на апостолов в Иерусалиме. Это был знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди учения Иисуса Христа. По традиции в этот день проходят праздничные богослужения в церквях, а все, кого должны окрестить, надевают белые одежды.

Что значит "Троица"?

Христиане воспринимают Троицу следующим образом. Существует Бог, сущность которого едина, но Его бытие выражается личностным отношением трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплощением которого стал Иисус Христос, и Духа Святого - творящего живое Начала.

Как же три отдельных личности могут составлять одно целое? Лучше всего это смог объяснить Святой Патрик. Проповедуя ирландцам, он использовал трилистник клевера, показывая как три отдальных листочка являются единым растением.

Святой Патрик


Праздник является особенно почитаемым у верующих католиков во всем мире, особенно торжественно его празднуют в Европе.

События, которым посвящен праздник Троицы - сошествие Святого Духа на апостолов

Книга "Деяния святых апостолов" описывает произошедшие события так. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ».

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина».

Сошествие Святого Духа на апостолов и Марию, Мать Иисуса


Окружающим пришлось разъяснять произошедшее. «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. "

Согласно догматам церкви, сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви» . В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь.

Почему на иконах вместе с Апостолами изображается Мария, мать Иисуса?

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его».

Как Святой Дух повлиял на Апостолов?

Как богословский термин «харизма» - это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.

Отличие в праздновании Троицы по римскому и византийскому обряду

День Святой Троицы одинаково почитается как христианами восточного, так и западного обряда. Но в символике праздника и богослужениях есть существенные отличия

Отличие первое, календарное. Православные отмечают в один день Пятидесятницу и Троицу, католики и лютеране разделяют эти два праздника. Так, западному календарю, от Пятидесятницы до дня Святой Троицы должна пройти неделя.

Отличие второе, количественное. Вообще, в католичестве существует целый цикл троицких праздников, длящихся 20 дней. Это праздники Тела и Крови Христовых, Пресвятого Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Девы Марии. В православии аналогов таких праздников нет. Просто на следующий день после Троицы христиане восточного обряда празднуют день Святого Духа(Духов день в народе).

Отличие третье, символика цветов. Если в православии традиционный троицкий цвет - зеленый, то католические священники в день Пятидесятницы облачаются в красное - этот цвет символизирует сошествие огненных языков на апостолов, а в честь Троицы они облачаются в праздничные белые одежды.

Католические священники носят церемониальные облачения красного цвета, а православные - зеленого


Примечательно, что в странах, где католические общины соседствуют с православными, верующие западного обряда тоже используют в качестве праздничных украшений букеты зелени.

Порядок празднования Троицы, установленый Ватиканом для христиан римского обряда

В Католической церкви празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено и день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. Кроме того, в католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:

День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Торжественноя месса на праздник Пятидесятницы в Ватикане


Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус - «торжества». Цвета облачения священников в день Пятидесятницы - красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы - белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину - месса навечерия, в субботу вечером и месса днём в воскресенье.

Праздник Тела и Крови Христовых

Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi - Тело Христово) от латинского имени праздника.

Праздник возник в XIII веке и сначала был местным; его возникновение обычно связывают с личностью блаженной Юлианны из Льежа. В 1251 г. Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а уже в 1264 г. папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви.

Процессия со Святыми Дарами. Фонари в руках священников символизируют девять даров Святого Духа


Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют её священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление. В некоторых странах существует традиция переноса процессии с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло принять участие большее число людей.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса

Праздник Святейшего Сердца Иисуса, в Католической церкви - праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.

Икона Иисуса и Его Пресвятого Сердца и символическое изображение Святого Сердца


Праздник появился сравнительно недавно - в XIX веке. Не вызывает сомнения, однако, что почитание Сердца Иисуса, как символа любви к людям, возникло значительно раньше, ещё в Средние века во многих монастырях были распространены молитвенные практики, посвящённые ранам Христа и Его Сердцу. В XVII веке св. Маргарита Алякок видела в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью.

Видение Святой Маргариты Алякок


Однако, это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания, лишь в 1856 г. папа Пий IX установил обязательное празднование торжества Пресвятого Сердца.

Базилика Сакре Кер


Самым известным храмом, посвящённым почитанию Сердца Иисуса, является Базилика Сакре-Кёр в Париже.

Праздник Непорочного Сердца Марии

Праздник Сердца Марии, праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии - в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Непорочного Сердца Богородицы. Отмечается в субботу, на следующий день после праздника Сердца Иисуса, на девятый день после праздника Тела и Крови Христовых и на тринадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Марии является символом любви Богородицы к людям, а также милосердия и сострадания к человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву.

Непорочное Сердце Марии


Почитание Сердца Марии, как символа любви к людям, возникло в Средние века. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь некоторых французских епархий в 1648 году, в 1799 г. папа Пий VI подтвердил разрешение этого праздника. Окончательно в церковный календарь праздник был внесён в 1855 г.

Троица в Католической Церкви

С XIV века праздник Троицы в Католической Церкви стал называться день, когда наступало первое воскресенье после Пятидесятницы.

Согласно христианским представлениям, Троица представляет собой следующее: Бог, который представляет собой единую сущность, но его бытие является личностным отношением трех ипостастей.

Первая ипостась: Отец, который представляет собой безначальное Первоначало.

Вторая ипостась: Сын – абсолютный Смысл, который воплотился собой в Иисусе Христе.

Третья ипостась: Дух Святой, или Святой Дух, которая представляет собой животворящее начало.

Согласно доктрине католиков, а именно, западных христиан, Третья ипостась исходит от Первой ипостаси и Второй, а по доктрине православных христиан – от Первой ипостаси.

День Святой Троицы, или в сокращении Троица, Пятидесятница, Неделя Святой Пятидесятницы, иногда этот праздник еще называют Духов день – это один из наиболее главных, важных и значимых христианских праздников.

Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы, который наступает на пятидесятый день после Пасхи – именно от этого Великого христианского праздника ведет свой отсчет. Праздник Святой Троицы входит в число и состав двунадесятых праздников.

В западно-христианской традиции, а именно, в католической, в этот день отмечают Пятидесятницу или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно праздник Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье, который приходится на пятьдесят седьмой день после Пасхи.

Событие, когда произошло Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) было рассказано и описано в Деяниях святых апостолов, а именно, в Деян. 2:1-18. В пятидесятый день после того, как произошло Вознесение Иисуса Христа, а именно десятый день после Его вознесения, апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4)

В этот день в городе в честь праздника находились иудеи, которые прибыли из различных городов и стран. Они услышали шум, собрались перед домом, в котором находились апостолом, и так как каждый услышал то, как апостолы говорили его наречием, все очень сильно удивились. Однако, и тут нашлись скептики в то время, утверждая, что те напились сладкого вина. В ответ на реакцию тех, кто сомневался «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».

Первое свое название праздник получил в честь такого событие, как сошествие Святого Духа на апостолов, которое было обещано Иисусом Христом – Спасителем нашим перед тем, как произошло Его вознесение на небеса. Сошествие Святого Духа(Духа Святого) доказало таким образом тройственность Бога. По этому поводу известный и выдающийся религиозный деятель Иоанн Златоуст приводит следующие мысли: «И наполнил весь дом. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь - с апостолами; а с пророками - иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну».

В католической традиции существует соответствующий текст – молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.

Новый Завет не содержит в себе упоминание о том, что Богоматерь была вместе с апостолами в момент, когда произошло сошествие Святого Духа. Традиция, которая заключается в изображение ее присутствия в иконописных изображениях этого события основана на том, что есть такое указание в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

В богослужебных книгах фигурирует такое название: «Неделя святыя Пентикостии». В этот день во многих храмах, церквях и костелах Минска совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году.

Перед праздником, в субботу вечером, происходит служение праздничного всенощного бдения, а на Великой вечерни читается три паремии. В первой паремии рассказывается и повествуется о том, что Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете. Во второй паремии и третьей паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу.

Также, на данном служении, впервые после Великого поста поется на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, что становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв.

На утрене служится полиелей, а также читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало, а на утрени поются два канона этого праздника. Первый канон был создан Космой Маюмским, а второй канон написал Иоанн Дамаскин.

В сам праздник в храмах, костелах и церквях города Минска служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, третье зачало, а также читается составное Евангелие от Иоанна, двадцать седьмое зачало.

После того, как было произведено служение литургии, происходит служение девятого часа и великая вечерня, во время которой поются стихиры, которые, в свою очередь прославляют сошествие Святого Духа,во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз - три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

В славянской традиции существует такой уклад: пол храма, а также полы в храмах верующих в этот день устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет, в который необходимо облачаться – зеленый. Почему именно зеленый? Потому что зеленый цвет изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа, однако в других православных церквях применяются также облачения белого и золотого цветов. На следующий день, а именно, в понедельник, в самом начале неделе, отмечается День Святого Духа.

В католической церкви, а также в лютеранской традициях празднование Пятидесятницы, а именно Сошествие Святого Духа и день Святой Троицы разделено. День Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В «цикл Пятидесятницы» входят День Святой Троицы (воскресенье, седьмой день по Пятидесятнице), Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, одиннадцатый день по Пятидесятнице), Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, девятнадцатый день по Пятидесятнице), а также Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, двадцатый день по Пятидесятнице).

Праздники, которые происходят в момент Сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре самый высокий статус – статус торжества. Цвета, в которые облачаются в свои одеяния священники в день Пятидесятницы – красные, которые напоминают о «красных огненных языках», которые сошли на апостолов, а в День Святой Троицы – в белые, как и в другие великие христианские праздники.

В день сошествия Святого Духа происходит служение двух месс по различному чину – месса навечерия (в субботу вечером) и месса днем, а именно в воскресенье днем.

В католических храмах Минска существует традиция украшать храм ветвями деревьев, а именно ветвями такого дерева, как береза.

Иконография праздника берет свое развитие с шестого века нашей эры, его изображения появляются в лицевых Евангелиях, а именно в Евангелие Рабулы, мозаиках и фресках. По традиции, на иконах изображается Сионская горница, в которой, по книге Деяний Апостолов собрались апостолы. В их руки иконописцы помещают книги, свитки и рисуют кисти их рук и их пальцы в благословляющем жесте, который исторически является жестом оратора или же проповедника.

Традиционными и каноническими персонажами сцены сошествия Святого Духа являются следующие: двенадцать апостолов, и что интересно вместо Иуды Искариота обычно изображается не Матфий, а Павел. Иногда также фигурирует такой персонаж, как Богородица, которая известна уже по миниатюрам шестого века, после чего она исчезает в восточной традиции, однако она сохранилась в западной, и снова появляется на иконах с семнадцатого века.

Пустующее место, которое находится между Петром и Павлом, если это не композиции с изображением Богородицы, напоминает о том, что существует Святой Дух, или Дух Святой, который отсутствует на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Обычно, апостолы, как правило, изображены и расположено подковообразно, что также близко по своей иконографии приближено к иконе «Христос между учителями». Эту же композицию, которая связана с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, так как их задача заключается в том, чтобы выражать идею о соборности, общности и единстве, которая так удачно выражена здесь.

В верхней иконы части обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь - основанный на библейском описании способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня.

В нижней же части, внутри подковообразной композиции оставлено темное пространство, которое обозначает и представляет собой первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло это событие. Оно также может оставаться пустым и незаполненным, представляя таким образом собой пустую гробницу Христа и будущим воскресением мертвыммёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа.Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иолия, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Каноническим и традиционным, пусть же и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращается евангельская проповедь и который представлен правителем государства. В руках царь Давид держит растянутое покрывало, на нем же разложено двенадцать свитков, которые символизируют апостольскую проповедь, или же, по другому толкованию и трактовке – совокупность народов империи. В этой связи, рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись, которая читается как «космос», а переводится как мир, по которой образ царя получил такое название, как «Царь-Космос».

Как считает философ Евгений Трубецкой, образ царя на иконе представляет собой символ Космоса, а именно, Вселенной. В своем научном труде, философской работе «Умозрение в красках» он писал: «…внизу в подземелье, под сводом томится пленник - «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот».

Эта трактовка, которая основана на расширенном толковании греческого слова «космос» встречается и у большого количества авторитетных в научном сообществе искусствоведов. В церковной среде используется и такая дефиниция, как Царь-Космос, однако в значения мира, а именно Вселенной, без трактовок, которые присущи светской философии.

В Италии существует такая традиция: в память о чуде схождения огненных языков, был установлен такой обычай, как разбрасывание лепестков роз с потолка церквей, а в этой связи данный праздник на Сицилии и в иных местностях Италии называется Пасха Роз. Другое название, также пришедшее из Италии, происходит от красного цвета, в который облачаются священники в честь такого праздника, как Троица.

Во Франции же, во время богослужения, было принято дуть в трубы, которые по своему звуку напоминают звук сильного ветра, который в свое время сопровождал сошествие Святого Духа.

На северо-западе Англии в Троицу, а иногда на Духову пятницу, которая идет после Троицы, проводятся церковные и часовенные шествие, которые имеют свое название, а именно Духовские прогулки. Обычно, в такого рода подобных шествиях принимают участие духовые оркестры и хоры, представительницы женского пола облачаются во все белое. Также традиционно проводятся «Духовские ярмарки», которые иногда называются «Троицкими элями». С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, орга а также организовывать и проводить так называемые «сырные гонки», и турниры, которые проводятся и проходят среди лучников.

Финская поговорка гласит, что если не найти себе «вторую половинку» до Троицы, то весь следующий год можно остаться одиноким.

В славянской же народной традиции, а именно, в Минске, день называется Троицей, или же Троицыным днем, и отмечается как праздник либо в один день, а именно, в воскресенье, или же три дня, которые длятся с воскресенья по вторник, а в целом же период праздников в честь празднования Троицы включает Преполовение, Вознесение, Семик, которая предшествует Троице неделю, саму собственно троицкую неделю, отдельные дни недели, которые следуют за троицкой которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста берет свое начало новый сезон, а именно - летний сезон.

На 50-й день после Пасхи православные верующие отмечают День Святой Троицы, или Пятидесятницу. Это один из 12 главных христианских праздников. Рассказываем об истории Троицы, значении и традициях этого дня.

Дата праздника

День Святой Троицы отмечается на 50-й день после праздника Христова Воскресения. Поэтому Пятидесятница — второе название этого дня. Поскольку дата Пасхи плавающая, то и Троица выпадает на разные даты. В 2018 году День Святой Троицы приходится на 27 мая.

Смысл и история

Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на втором вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Согласно Новому Завету, перед в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлет им от своего Отца — Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания. На десятый день после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так, ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов.

День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.

Кто празднует

С XIV века у католиков праздник Троицы не совпадает с Пятидесятницей — днем сошествия на апостолов Святого Духа. В Католической церкви он празднуется на неделю позже и связан с прославлением Святой Троицы. Однако в этому году католическая Троица совпадает с православной и будет отмечаться 27 мая.

Традиции празднования у православных

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновления людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Троица и народные обряды

До принятия христианства в славянском календаре в конце мая отмечался Семик, или Зеленые святки, — переход от весны к лету. Праздник Троицы перенял многие обряды этого праздника. Основными составляющими были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. На троицкой (семицкой) неделе девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и внутри, дети наряжали березу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне Дня Святой Троицы было принято вспоминать усопших. Этот день называется "задушной субботой", или родительским днем.