Все о стройке и ремонте

Образуйте сложные имена прилагательные серебристо белый. Правописание сложных прилагательных

Значительную часть русской орфографии занимают правила дефисного, раздельного и слитного написания словоформ. Сложные прилагательные, примеры правописания которых будут приведены в статье, иллюстрируют правила орфографии русского языка.

- что это?

В лексическом арсенале русского языка есть простые слова, состоящие из одного корня, одной основы (синий, юный, красный, осенни й). Если слово состоит из нескольких основ или частей основ, то оно считается сложным. Сложные прилагательные, примеры которых даны ниже в таблицах, состоят из двух корней.

Сложное слово: способы образования

Образуются тремя основными способами: сложение, сращение, аббревиация.

Сложные слова: способы образования
Способ Описание Сложные существительные и сложные прилагательные: примеры
Сложение Морфологический при котором сложное слово образуется путем слияния основ с помощью гласной (соединительная гласная О следует за твердыми согласными, гласная Е - за мягкими). шерстоткацкий, плотоядный, кровеносный, дальнеструйный
Сращение Лексико-синтаксический способ: в сложное сливается целое сочетание слов без соединительных гласных. двухэтажный (из двух этажей), сорокадневный (из сорока дней), сумасшедший (с ума сошедший)
Аббревиация Условно-фонетический способ: сложное образуется из сочетаний слов, но, в отличие от сращения, соединяются лишь части основ: слоги, буквы. универмаг, зарплата, КамАЗ, НАТО, ЕГЭ

Сложные прилагательные: слитное написание

Правописание сложных прилагательных подчиняется ряду правил орфографии, иллюстрируют их сложные имена прилагательные, примеры которых даны в таблицах ниже.

При этом сложные прилагательные могут писаться через дефис и слитно или являться частью словосочетания, где прилагательное не часть сложного слова.

Правописание сложных имен прилагательных
Правило Сложные прилагательные: примеры
Слитно
1 При образовании сложного от сложного которое пишется слитно. нефтепровод - нефтепроводный, пароход - пароходный
2 При образовании сложного прилагательного из подчинительного сочетания слов, в том числе из словосочетаний "существительное +прилагательное", называющих географические объекты. горнолыжный - горные лыжи, естественнонаучный - естественные науки, среднесуточный - средний за сутки; лысогорский - ягоднополянский - Ягодная Поляна
3 Если обозначает научный термин или является специальным словом. чешуйчатокрылые, живородящие, млекопитающие, молочноконсервный, хлебопекарный, геологоразведочный
4 Если первая часть сложного слова следующая: высоко-, выше-, глубоко-, густо-, круто-, крупно-, легко-, мало-, мелко-, много-, низко-, ниже-, остро-, плоско-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, трудно-, тяжело-, узко-, широко- . Если при таких элементах есть пояснительные слова, то написание раздельное. малоизученный (но: мало изученные студентами), трудновыводимый (но: трудно выводимые из организма), широкоизвестный (широко известный за границей)
5 обще-, верхне-, средне-, нижне-, древне-, ранне-, поздне-. общепринятый, среднерусский, нижневолжский, древнеанглийский, раннеспелый, позднескифский

Сложные прилагательные: написание через дефис

Множество пишутся полуслитно. Правила постановки дефиса и сложные слова-прилагательные (примеры) даны в таблице ниже.

Правило Сложные прилагательные через дефис: примеры
Через дефис
1 При образовании сложного имени прилагательного от сложного имени существительного, которое пишется через дефис. северо-западный - северо-запад, социал-демократический - социал-демократия, иссык-кульский - Иссык-Куль (но: заиссыккульский, так как есть приставка)
2 Если прилагательное образовано от двух имен собственных, например, от двух фамилий или имени и фамилии. Исключением являются восточные фамилии. пушкино-гоголевский, лев-толстовский, жюль-верновский (но: джекичанская, хошиминский)
3 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных слов (между ними можно поставить союз и или но ). выпукло-вогнутый, яблочно-сливовый, русско-китайский, экспрессивно-эмоциональный
4 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных, но неоднородных слов. официально-деловой, электронно-вычислительный, сравнительно-исторический
5 Если первая часть сложного слова - это военно-, народно-, массово-, учебно-, научно-. военно-юридический, народно-освободительный, массово-спортивный, учебно-методический, научно-технический
6 Если прилагательное отражает оттенок цвета. серо-зеленый, желто-синий, глубоко-черный
7 Сложные прилагательные-топонимы. Западно-Корейский, Северо-Осетинский, Южно-Уральский

Словосочетание "наречие+прилагательное"

Сложные слова - прилагательные, примеры которых даны выше, бывает трудно отличить от схожих словосочетаний.

Так, морально-этическое - это прилагательное, а морально во спитанный - словосочетание, где к наречию можно задать вопрос: "В каком отношении?"

Правописание сложных прилагательных: примеры из литературы

В произведениях художественной литературы широко используются сложные прилагательные.

Они позволяют точно описать объект, выделить его из окружения; они вносят в текст уникальность. Например, в рассказах И. А. Бунина множество индивидуальных эпитетов - сложных прилагательных: дымчато-лиловая даль, мутно-молочный туман, матово-бледная листва, сизокрылые орлы, нахально-красивая женщина, светло-золотые клены, худощаво-широкоплечий доктор, металлически-звонкие крики и другие.

В русском языке существуют сложные прилагательные, которые могут писаться как слитно, так и через дефис. Познакомиться с правилами правописания сложных прилагательных можно в этой статье.

Особенности правописания сложных прилагательных

В русском языке сложные имена прилагательные пишутся слитно и через дефис. Способ правописания сложных прилагательных зависит от лексико-грамматических особенностей слов и словосочетаний, от которых они образуются.

Примеры сложных прилагательных: двухсотграммовый, железобетонный, дикорастущий, светло-зеленый, западноевропейский, физико-химический .

В школе правила написания сложных прилагательных изучаются в 6 классе.

Правила написания сложных прилагательных слитно

Сложные имена прилагательные пишутся слитно в следующих случаях:

  • Если сложное прилагательное образовано от словосочетания на основе подчинительной связи, связи согласования, управления или примыкания (вагоноремонтный (ремонт вагонов), скороспелый (скоро спеть), белоснежный (белый снег)) . Исключение всемирно-исторический .
  • Если одна из частей сложного прилагательного не употребляется самостоятельно (белобрысый, скоротечный, всеядный) .
  • Если сложное прилагательное образовано от сложного существительного со слитным написанием (лесостепной (лесостепь), водосточный (водосток), радиотехнический (радиотехник)) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть – числительное (двухлетний, пятиметровый, девятиэтажный) . Исключения 5-балльный, 30-летний .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть – наречие на или (нижеподписавшийся, сильнодействующий, высоконравственный) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть представлена элементами – верхне-,нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, остро- и др. (древнегреческий, раннецветущий, среднеевропейский).
  • Большинство научно-технических и книжных определений (энергосиловой, хлебопекарный, глубокоуважаемый) .

Правила написания сложных прилагательных через дефис

Через дефис пишутся сложные прилагательные следующих категорий:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Сложные прилагательные, образованные из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз «и», «но» (торгово-промышленный союз (торговый и промышленный), яблочно-апельсиновый сок (яблочный и апельсиновый), русско-французский словарь (русский и французский)) .
  • Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с написанием через дефис, в том числе географических наименований (нью-йоркский (Нью-Йорк), контр-адмиральский (контр-адмирал), северо-восточный (северо-восток)) .
  • Обозначающие оттенки цвета, вкуса, других признаков с дополнительным качеством (нежно-розовый, кисло-сладкий, темно-красный) .
  • Образованные от имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий (джек-лондоновский (Джек Лондон), ильфо-петровский (Ильф и Петров), лев-толстовский (Лев Толстой)) .
  • Сложные прилагательные, у которых первая часть оканчивается на -ико (историко-философский, химико-биологический, лексико-грамматический) .
  • Сложные прилагательные, части которых представлены неоднородными признаками, (часто имеют начальными элементы – военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-) (учебно-воспитательный, военно-медицинский, народно-поэтический) . Исключения военнопленный, военнослужащий, военнообязанный .
  • Образованные путем повторения одного и того же прилагательного (чистый-чистый, теплый-теплый, серый-серый) .

109. Прочитайте.

      Улыбнулись сонные берёзки,
      Растрепали шёлковые косы.
      Шелестят зелёные серёжки,
      И горят серебряные росы.
      (С. Есенин)

  • В какое время года и какой вы представили берёзку? Какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях?
  • Запишите по памяти. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.

110. Прочитайте.

Озерко заросло осокой. Посреди плавала... утка. У неё была... грудь, а... ... головка на... шее кончалась клювом, ... как шило.

    Слова для справок: маленькая, плоская, острым, тонкой, небольшое, белая, дикая.

  • Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. К какой части речи они относятся?
  • Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

111. Прочитайте.

Оранжевый..., большое..., синее..., тяжёлая..., тёплый..., узкая..., душистая..., приветливая..., сладкая..., громкий..., красивые..., отзывчивый..., прохладная... .

  • Докажите, что данные слова - имена прилагательные.
  • Подберите к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Запишите полученные словосочетания. Выделите окончания в именах прилагательных.
  • Какие из данных имён прилагательных обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру? Какие из них дают оценку предмету?

при ве́тли во

112. Прочитайте. Объясните, как найти среди однокоренных слов имена прилагательные.

1. Жёлтый, желтеть, желток, желтоватый. 2. Зелень, зелёный, зелёненький, зеленеть. 3. Чистый, чистенький, чистота, чистить. 4. Слабость, слабеть, слабый, преслабый. 5. Высокий, высоко, высота, высотный.

  • В чём различие в лексическом значении слов жёлтый и желтоватый, слабый и преслабый, зелёный и зелёненький ?
  • Запишите только имена прилагательные.
  • К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? Подберите их.

113. Прочитайте стихотворение.

      Красные маки, жёлтый песок.
      Зелёный зажёгся на ветке листок.
      Жук фиолетовый греет бока.
      Синяя плещет река в берега.
      Оранжевым солнцем согреты леса.
      А у скворца... голубые глаза.
      (В. Степанов)

  • Назовите имена прилагательные, обозначающие цвета радуги. Подберите к ним синонимы.
  • Выпишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Устно поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

114. Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.

Мартовское со..нце осв..тило п..ляну вес..ло затёнькала проворная с..ничка л..сная мыш.. пр..б..жала по снегу прыгнула на ель мал..нькая белочка еловая ветка сбросила сн..говую шапку.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая начало и конец предложений.
  • Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.
  • Найдите имена прилагательные. Каким членом предложения они являются? Подчеркните их волнистой линией.

115. Прочитайте. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Спишите.

Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Томская область, Уральские горы, город Нижний Новгород, Красная площадь, Московский Кремль.

  • Подчеркните в именах собственных заглавную букву.

116. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, и брови ярко-ж..лтые . А клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные . А белая грудка кажется шёлковой - такая она гладкая и блестящая.

(А. Иванченко)

  • Докажите, что это текст-описание.
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой целью употреблены имена прилагательные?
  • Прочитайте выделенные сложные прилагательные. Догадайтесь, как они образовались. Какие из них обозначают оттенки цветов?

117. Прочитайте. Образуйте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета или оттенки цветов.

Серебристый, белый; тёмный, каштановый; яркий, красный; светлый, жёлтый; бледный, розовый; чёрный, белый.

Образец. Серебристо-белый, ... .

  • Запишите составленные имена прилагательные.
  • Составьте и запишите предложение, употребив в нём одно из сложных имён прилагательных.

Кра́сная пло́щадь
Мо ско́вский К ремль

Вопрос:

Прочитайте. Образуйте сложный имена прилагательные, обозначающие цввета или оттенки цветов. Серебристый, белый; темный, каштановый; яркий, красный; светлый, желтый; бледный, розовый; черный, белый. Запишите составленные имена прилагательные. Составьте и запишите предложение,употребив в нем одно из сложных имен прилагательных.

Ответы:

Серебристо-белый; тёмно-каштановый; ярко-красный; светло-жёлтый; бледно-розовый; чёрно-белый. Этот фильм был очень старый, ещё чёрно-белый, но мне он очень нравился.

Серебристо-белый, темно-каштановый; ярко-красный; светло-желтый; бледно-розовый; черно-белый. На ней было платье ярко-красного цвета. Светло-желтый цыпленок пронзительно запищал.

Похожие вопросы

  • Помогите перевести пожалуйста правильно на английский язык. 1.Я предпочитаю чтение книг, вместо того чтобы пойти на вечеринку. Я считаю, что чтение книг играет важную роль в мышлении и развитии.Чтение помогает развивать память, воображение, получение знаний и увеличению словарного словарного запаса. 2.Я предпочитаю играть на музыкальном инструменте. Я играю на пианино. Это помогает в развитии мозга и открывает новые горизонты. Играя на пианино я получаю удовольствие. 3. Я слушаю как и классическую музыку, так и современную. 4.Люблю животных. Имею рыбок. 5.Я хожу не так часто в театр, но люблю туда ходить. 6.Довольно хорошо справляюсь в командных играх. 7.Я люблю науку 8. Я люблю посещать музеи.Культурная жизнь невозможна без посещения различных заведений. Также, как без этого невозможно духовное и личностное развитие человека. 9. К вечеринкам я отношусь спокойно, могу спокойно пропустить. 10.Я знаю многие имена актёров, актрис и продюсеров фильмов. Знаю такие понятия, как "Хороший" и "Плохой" фильм". Сама хочу стать режиссёром, поэтому интересуюсь фильмами. Очень нужна помощь.