Все о стройке и ремонте

Правила поведения в экстремальных ситуациях. Основные факторы, влияющие на человека в экстремальных ситуациях Поведение человека в экстремальных ситуациях шоковые состояния

Экстремальные условия выступают по отношению к человеку как чрезвычайно сильные, находящиеся на грани переносимости. Экстремальные условия как бы размывают полутона, нюансы в поведении, оценках, качествах людей, доводя последних до предела и изменяя их условия существования. Это означает, что экстремальные ситуации требуют предельной мобилизации физиологических и психологических адаптивных механизмов, а также приводят к формированию так называемого экстремального состояния, которое, с одной стороны, может способствовать мобилизации ресурсов человека, а с другой - приводить к срывам деятельности, ухудшению здоровья и психической устойчивости. Каковы причины того или иного типа реагирования человека на экстремальные факторы? Среди таких причин чаще выделяют нижеследующие.

I. Внешние причины.
1. Особенности действующего фактора:
- сила (интенсивность, экстенсивность, ритмичность и пр.);
- длительность воздействия;
- особенности физических и химических характеристик.
2. Особенности организации деятельности:
- недостатки информационной модели деятельности;
- недостатки распределения функций между человеком и техническими устройствами;
- недостатки организации внешней среды. II. Внутренние причины.
1. Психические особенности человека:

Организованность психических познавательных процессов;
- психическая устойчивость - неустойчивость;
- состояние адаптационных механизмов.
2. Организация поведения.
3. Общее состояние организма. III. Социальные причины.
1. Мотивы деятельности.
2. Существующие социальные связи и их динамика.

Рассмотрим основные внешние причины, вызывающие определенный тип реагирования человека на экстремальные условия. Так, говоря о внешних причинах, стоит отметить, что экстремальный фактор может быть представлен в самых разнообразных формах, в том числе и не подвергающихся человеческому восприятию, например радиационное излучение. Кроме того, интенсивность, сила и длительность различных факторов воспринимаются разными людьми по-разному. Так, Г.У. Медведев в документальной повести о Чернобыльской катастрофе описывает поведение профессионалов и местных жителей: «Во время аварии П. находился в центральном зале четвертого энергоблока. Он, с гулко бьющимся сердцем, с паническим чувством, сознавая, что происходит что-то ужасное и непоправимое, на слабеющих от невольного страха ногах побежал к выходу. Примерно в то же время в двухстах сорока метрах от четвертого блока, как раз напротив машинного зала, сидели два рыбака и ловили мальков. Они услышали взрывы, увидели ослепляющий выброс пламени и фейерверком летящие куски раскаленного топлива, графита, железобетонные и стальные балки... Буквально у них на глазах развернулись пожарные расчеты, они ощущали жар пламени, но... оба рыбака продолжали свой лов» .

В.И. Лебедев считает, что основными причинами, влияющими на человека в экстремальных ситуациях, выступают изменение информационной структуры, афферентации и ввод определенных социально-психологических ограничений . Рассмотрим, как изменяется информационная структура окружающей человека среды при экстремальных обстоятельствах. В экстремальных обстоятельствах человек либо вообще не имеет какой-либо информации о происходящем, либо информация ограничена, задерживается, и любые уточнения невозможны. Изменяется также и система пространственно-временных координат, что приводит человека к формированию сверхценных идей, к искажению ситуации либо к ее иллюзорному восприятию.

В обычных условиях человек постоянно производит, передает и потребляет большое количество информации, которую можно разделить на три вида: личностная (имеющая ценность для узкого круга лиц, обычно связанных родственными или дружескими отношениями); специальная (имеющая ценность в пределах формальных социальных групп: врачи, психологи, спасатели и пр.); массовая, передающаяся СМИ.

В экстремальных ситуациях, специально смоделированных исследователями, изучались механизмы изменений информационной структуры. Так В.И. Лебедев описывает следующий эксперимент: «Во время пребывания в сурдокамере испытуемого Б. мы заметили, что он много времени уделял записям, что-то чертил и производил какие-то измерения, смысл которых был для нас непонятен. После окончания эксперимента Б. представил "научный труд" на 147 страницах: текст, чертежи и математические расчеты. По материалам, содержавшимся в этом "научном труде", был построен отчетный доклад испытуемого о проведенном эксперименте. "Труд" и сообщение были посвящены вопросам пыли. Поводом для проделанной работы послужил ворс, выпадающий из ворсовой дорожки, находящейся в камере. Б. исследовал количество, пути распространения, циркуляцию, кругооборот пыли, зависимость ее наличия от времени суток, работы вентилятора и других факторов. Хотя испытуемый был инженером, "труд" его представлял собой набор наивных обобщений и поспешных нелогичных выводов, составленный в пылу увлечения при полном отсутствии знаний в области гигиены. Несмотря на это, Б. был убежден в высокой ценности, объективности и полезности проделанной им работы. Вопрос пыли заслонил и вытеснил собирание и сопоставление важных сведений, предусмотренных программой эксперимента, что ухудшало качество работы испытуемого» .

В обычных условиях человек постоянно находится в социальном окружении, которое как непосредственно, так и опосредованно оказывает на него постоянное воздействие в форме социальных коррекций. Когда социальные коррекции не действуют, человек вынужден самостоятельно регулировать свое поведение. Большинство испытуемых, опираясь в своей деятельности на предшествующий опыт и представления об эксперименте, успешно стравлялись с этим испытанием.

Почвой для возникновения доминантных идей служит изоляция, приводящая к ограничению круга интересов. При отсутствии собственного плана поведения (деятельности) случайные, незначительные обстоятельства могут принять для отдельных лиц доминирующее значение, отодвигая на второй план действительно нужную, в том числе регламентированную деятельность. При длительном и интенсивном воздействии психогенных факторов и отсутствии мер профилактики сверхценные идеи могут принимать патологический характер, обособившись в состояние бреда.

Исследовались психологами и иллюзии восприятия. Например, известный спелеолог М. Сифр так описывает свое состояние во время двухмесячного одиночного пребывания в пещере: «Я испытал своеобразное нарушение самосознания. Никогда не забуду того дня, когда я впервые посмотрел на себя в зеркальце. Впечатление было странное. Передо мной предстал совсем другой человек!». С этого дня Сифр не расставался с зеркалом и смотрелся в него ежедневно. «Подлинный Мишель наблюдал за подопытным Сифром, который менялся день ото дня. Ощущение было неуловимое, непонятное и до какой-то степени ошеломляющее. Словно ты раздвоился и потерял контроль над своим Я». Состояние отчуждения было настолько тягостным, что Сифр принялся петь и довольно громко орать, как бы утверждая самого себя. Он пишет: «Я что-то делал и одновременно видел как бы со стороны, что я, другой, делаю. Два "Я" в одном теле! Мне казалось это диким, бессмысленным, тем более что разум мой был все еще острый и ясный, я осознавал, что сижу под землей на глубине 130 метров. Непреодолимое желание физически утвердить свое Я охватило меня».

Для объяснения расстройств самосознания предложено ряд гипотез. По мнению А.А. Меграбяна, в процессе онтогенетического развития у человека возникают так называемые гностические чувства, которые обобщают предшествующее знание предмета в конкретно-чувственной форме; обеспечивают чувство принадлежности наших психических процессов нашему Я; включают эмоциональный тон соответствующей окраски и интенсивности. Физиологической основой интеграции гностических чувств, по его мнению, является механизм так называемого привычного автоматизма.

Резко измененная, неожиданно воздействующая стимуляция вызывает как нарушение функционирования «привычных автоматизмов», так и нарушение субординации между корковыми и подкорковыми компонентами аффективности, что и приводит к расстройствам самосознания. Причем отчуждение собственных психических актов сопровождается нарушениями восприятия пространства, что говорит о тесной связи сознания и самосознания.

При воздействии экстремального обстоятельства меняется система передачи сенсорной информации в центральной нервной системе, которая называется афферентацией. Так, эта передача может быть резко ограничена и проявляться в синдроме деперсонализации. Такой синдром в форме нарушения «схемы тела» возникает в условиях сенсорной депривации (от лат. sensus - ощущение и англ. deprivation - лишение), острого дефицита сенсорных ощущений. У спелеолога А. Сенни при 130-дневном пребывании в пещере нарушение самосознания проявилось в том, что он стал воспринимать себя чрезвычайно маленьким - «не более мухи». Деперсонализационные расстройства в ходе экспериментов по сенсорной депривации наблюдали и другие исследователи. Ряд испытуемых переживали при этом трудно передаваемые ощущения, «как будто у них два тела, частично совпадающие и вместе с тем лежащие сбоку от них, которые занимали некоторое пространство внутри помещения»; другие ощущали перемещение частей тела, изменение их объема и длины, их «обособление», «чуждость» и «телесную необычность». По данным другого исследователя - Хоти, у одного из испытуемых в имитаторе космического корабля появилось чувство, что его руки и ноги увеличились до таких огромных размеров, что он стал испытывать физические затруднения при управлении аппаратурой тренажера. В отдельные моменты ему казалось, что он парит в воздухе в состоянии невесомости.

Ограничение афферентации может быть проявлено и при функционировании опорно-мышечного аппарата. Так, длительное обездвижение исследовалось уже в конце ХВХ в., когда С.С. Корсаков обратил внимание на изменения больных, длительное время, до 8 месяцев и более, находившихся на строгом постельном режиме. «Для правильной деятельности организма нужна смена покоя и движений. Вред от чрезмерного покоя и от слишком продолжительного нахождения в постели может касаться лимфообращения и кровообращения. и других важных функций человека. Между прочим, теоретически рассуждая, нельзя отрицать влияние постельного режима на психическую сферу: может быть, благодаря этому в больницах, где широко пользуются длительным постельным режимом при лечении молодых больных, так много случаев так называемого юношеского слабоумия», - писал этот известный психиатр.

Измененная афферентация влияет на ритмы человека. Первым человеком, остро почувствовавшим поломку «биологических часов», был американский летчик Вилли Пост, совершивший в 1931 г. облет земного шара за 8 суток. Его биологические часы были вынуждены на протяжении всего полета приспосабливаться к местному времени. В итоге - бессонница, усталость, плохое самочувствие. Ритм жизнедеятельности человека в связи с необходимостью несения вахт в технических системах может быть изменен. Однако ритм смены сна и бодрствования не должен выходить за рамки земных суток. Наиболее рациональный режим при длительном пребывании в технических системах выглядит следующим образом: 4 часа - несение вахты, 4 часа - различные формы работы (уборка, физические упражнения и пр.), 4 часа - свободное время, 4 часа - сон. При организации распорядка очень важно установить для каждого человека строго постоянные часы несения вахт, активного отдыха и сна.

Другой исследователь - А. Ашофф - поместил группу испытуемых в специально оборудованном бункере, находящемся глубоко под землей, что исключало проникновение звуков. Обследуемые были полностью предоставлены сами себе. Они гасили свет перед сном и включали его при пробуждении, готовили себе пищу и т. д. При помощи аппаратуры велась постоянная регистрация физиологических функций испытуемых. Эксперименты обнаружили, что за 18 суток испытуемые «отстали» от астрономического времени на 32,5 часа, т. е. их сутки состояли почти из 26 часов. Характерно, что именно в этом ритме к концу эксперимента у испытуемых наблюдалось колебание всех физиологических функций.

Крайним проявлением измененной афферентации является сенсорный голод. В обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с прекращением воздействия раздражителей на психику. Поэтому он просто не отдает себе отчета в значимости для нормального функционирования «загруженности анализаторов». Г. Т. Береговой, описывая сенсорный голод в космосе, дает ему следующую характеристику: «Тут на меня обрушилась тишина. Я услышал свое дыхание и еще как бьется мое сердце. И все. Больше ничего не было. Абсолютно ничего. Постепенно я стал ощущать какое-то беспокойство. Словами его трудно определить; оно вызревало где-то внутри сознания и с каждой минутой росло. Подавить его, отделаться от него не удавалось» .

Говоря о факторах, влияющих на человека в экстремальных ситуациях, стоит указать на мотивационный фактор. Под мотивом принято понимать внутреннее побуждение человека к определенному типу активности, в том числе к определенной деятельности или поведению, связанное с удовлетворением конкретной потребности. Какие мотивационные механизмы лежат в основе выбора профессии, связанной с работой в экстремальных условиях? В исследовании И.Ю. Сундиева были выделены три группы людей, выбирающих опасную профессию. Во-первых, это люди, способности которых в обычных условиях реализовать трудно либо невозможно. Эти люди при выборе профессии ориентируются главным образом на самореализацию. Во-вторых, это молодые люди, главная цель которых - самоутверждение, проверка собственных способностей и возможностей в экстремальных условиях. И, в-третьих, наиболее многочисленная группа, в которую вошли люди, готовые рисковать здоровьем и жизнью ради материальных и / или моральных благ. Основа профессионального выбора третьей группы - удовлетворение потребности в острых ощущениях «за счет государства», статусные и материальные притязания. И. Ю. Сундиев назвал эти группы специалистов :
1. «Исполнитель - герой». Это человек, чья профессиональная подготовка минимальна, поэтому такой специалист абсолютизирует цели профессиональной деятельности и пренебрегает ценой, которой эта цель достигается. Главное качество этого человека -фанатизм.
2. «Агрессивный индивидуалист». Такой человек достаточно жестко связывает результат деятельности с возможностями физического выживания. Если на первом этапе подготовки к профессиональной деятельности такой специалист демонстрирует соревновательность с другими членами команды, жесткость, агрессивное поведение, то в последующем на этапе углубленной профессиональной подготовки перед ним стоит цель подчеркивания принадлежности к элитарной группе людей.
3. «Операционалист-гуманист», отличающийся социальной ответственностью, наличием творческих способностей, которые проявляются при решении нестандартных ситуаций и проблем, коммуникативными навыками и высокой психологической культурой.

В экстремальных условиях на поведение человека влияют специфические социально-психологические ограничения. К таким ограничениям относятся вынужденное пребывание в условиях одиночества или изолированной группы, реальная угроза собственной жизни или жизни близких людей.

Под изоляцией принято рассматривать оторванность человека или группы людей от широкого социального окружения. Выделяют добровольную и вынужденную изоляцию. Вынужденная изоляция при равных условиях переносится человеком тяжелее. Н. Ю. Хрящева указывает: «В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях установлено, что пребывание человека в лабораторных условиях изоляции ведет к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, внимания, эмоциональных процессов. У испытуемых возникает состояние напряжения, появляются раздражительность, несдержанность, эмоциональная неустойчивость, ухудшается умственная работоспособность, увеличивается латентный период ответной реакции в ассоциативном эксперименте, понижается способность концентрации внимания и пр. В случае применения особо строгих условий индивидуальной изоляции (например, погружение испытуемого в воду, температура которой практически не ощущается телом человека) появляются довольно серьезные отклонения, вплоть до галлюцинаций».

Американские исследователи, проводившие психологические эксперименты в Антарктиде, отмечали четыре симптома, которые были зафиксированы у зимовщиков. Эти симптомы являются общими, могут рассматриваться как характеристики обычного адаптивного поведения полярников и включают депрессию, проявление враждебности, нарушение сна и ослабление познавательных процессов.

Известно, что люди, длительное время находящиеся в групповой изоляции, перестают стесняться друг друга. Так, сопоставляя первую экспедицию на плоту «Ра 1» и вторую на плоту «Ра 2», Ю.А. Сенкевич пишет, что во втором плавании обнаружилось -все перестали стесняться друг друга. Все разгуливали в неглиже, не боялись ненароком задеть собеседника словом или жестом, откровенность некоторых реплик бывала чрезмерной и граничила с бестактностью.

Одиночество также существенно воздействует на поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию. Об этом свидетельствуют самонаблюдения людей, находившихся в условиях одиночества. Так, исследователь Антарктиды Р. Бэрд после трех месяцев одиночества на леднике Росса оценивал свое состояние как депрессивное. В его воображении рождались яркие образы членов семьи, друзей. При этом исчезало ощущение одиночества. Появлялось стремление к рассуждениям философского характера. Часто возникало ощущение всеобщей гармонии, особого смысла окружающего мира. Христина Риттер, проведшая 60 суток в одиночестве в условиях полярной ночи на Шпицбергене, рассказывает, что ее переживания были сходны с теми, которые описал Р. Бэрд. У нее возникали образы из прошлой жизни. В мечтах она рассматривала свою прошлую жизнь в ярком солнечном свете и чувствовала, что как бы сливается воедино с Вселенной. У нее развивалось состояние любви к этой ситуации, сопровождавшееся очарованием и галлюцинациями. Эту «любовь» она сравнивала с состоянием, которое испытывают люди при приеме наркотиков или находясь в религиозном экстазе.

Угроза жизни в экстремальных условиях ярко и образно описана в произведениях Д. Лондона:
«День клонился к вечеру, и подавленные величием Белого безмолвия путники молча прокладывали себе путь. У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством, и человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна Вселенной ищет своего выражения. И на человека находит страх перед смертью...».

Одним из серьезных факторов, влияющих на поведение человека в экстремальной ситуации, выступают социальная динамика и специфика общения. Так, Л.А. Китаев-Смык на основании собственных исследований людей, переживших экстремальные ситуации, выделил несколько стадий развития отношений в группе. Первая стадия названа ориентировочным «замиранием» и длится от нескольких секунд и / или минут до нескольких часов. Человек как бы затаивается, присматриваясь к окружающим, оценивая их и перспективу своих контактов с ними. Понятно, что данная стадия характеризуется снижением активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться, причем вне зависимости от степени знакомства людей, попавших в чрезвычайную ситуацию.

Вторая стадия развития общения связана с увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже с возникновением форм активного общения, не свойственных для данного человека вне экстремальных условий. Эта стадия названа Китаевым-Смыком стадией личностной «экспансии», подготавливающей установление своего ролевого статуса. На этой стадии человек пытается продемонстрировать перед другими людьми свои, как ему кажется, лучшие качества. Как подчеркивает Л.А. Китаев-Смык, подобная динамика означает, скорее, «экспансивно-захватнический» характер активизации общения. При таком информационном «извержении» говорящий пытается не только овладеть вниманием слушающего, но и приобрести его уважение.

Если условия экстремальной ситуации сопряжены с болезненными состояниями других людей, то часто возникает более тесное общение, связанное с заботой об ослабленных, с уходом за болеющими и пр. При этом в значительной мере разрушается дифференцирование межличностной территории. Происходит как бы слияние этих территорий. Проявление человеком заботы, даже если ему это трудно делать, говорит о «ценности» его как для других, так и для себя, что повышает психологическую сопротивляемость.

Третья стадия характеризуется созданием неформальных групп. Ядро такой группы отличается большей внутренней устойчивостью, сплоченностью, достигающейся за счет постоянного напряжения внутригруппового противоборства. Чем сложнее экстремальные условия, тем труднее людям, склонным оставаться «непримкнувшими», сохранять нейтралитет перед лицом конфликтующих неформальных групп.

Стоит указать на негативные компоненты общения на этой стадии. Так, у людей может возникнуть склонность к конфронтации с лидерами или с профессионалами, которые осуществляют руководство и контроль за оставшимися людьми в очаге экстремальной ситуации. Это проявляется в нежелании подчиняться приказам, в раздражительности, грубости, вспыльчивости, нетерпении и пр. Кроме того, достаточно долгое пребывание неподготовленного человека в экстремальных условиях приводит к снижению сопротивляемости как к физическим, так и к психологическим нагрузкам. Уцелевшие могут отказываться от работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы, уклоняться от ответственности за любое дело. У некоторых людей может возникнуть представление о большей эффективности индивидуального пути выхода из экстремальной ситуации.

Рассмотрев внешние факторы, которые могут воздействовать на деятельность и поведение человека в экстремальной ситуации, обратимся к внутренним факторам.

Многие люди попадают в экстремальные ситуации. Это могут быть землетрясение, наводнение, пожар, терроризм и многое другое.

В стрессовых ситуациях человек может растеряться или стать на время экстрима боевой личностью. В итоге после того, как пережили ужас и страх, страдает психика. Человек нуждается в помощи квалифицированных специалистов.

Что такое экстремальные ситуации

Иногда с человеком происходят неблагоприятные случаи, влияющие на психику. Часто это называется экстремальными ситуациями. Проще говоря, это смена привычных жизненных условий.

Когда происходит критическая ситуация, у человека появляется страх, с которым необходимо бороться. Ведь пока он присутствует, люди не подвластны сами себе. Чаще всего сильный страх охватывает тогда, когда человек понимает, что определённая ситуация угрожает жизни. Поэтому после пережитого человек не в состоянии справится с собой, со своей психикой. Таким людям необходима помощь специалиста.

После страшного эпизода эмоции волнения переполняют. Бытует мнение, что выброс адреналина из организма - это хорошо. Однако психологи придерживаются другой точки зрения. Ведь если случается что-то непредвиденное, например, пожар, у человека появляется шок. После благополучного исхода возможны сердечный приступ, инфаркт и другие неблагоприятные исходы. Поэтому лучше таких ситуаций избегать. Психология экстремальных ситуаций - это проблема, от которой очень сложно избавиться.

Виды

Экстремальные ситуации могут быть неожиданными и прогнозированными. Например, невозможно ожидать стихийные бедствия. Эти ситуации появляются внезапно. Поэтому от неожиданности человек может растеряться и не успеть предпринять необходимые меры. Экстремальные ситуации подразделяются на следующие виды.

1. По масштабу распространения. Имеются в виду размеры территории и последствий.

  • Локальные ситуации находятся только на рабочем месте и не выходят за его пределы. Пострадавших людей может быть максимум 10-11, не больше.
  • Объектовые ситуации. Это опасность на территории, однако её можно ликвидировать своими силами.
  • Местные ситуации. Страдает только определённый город (пригород или село). Экстремальная ситуация не выходит за пределы местности и ликвидируется своими средствами, ресурсами и силами.
  • Региональные. Опасная ситуация распространяется на несколько приближённых районов. При ликвидации участвуют федеральные службы. При региональной экстремальной ситуации пострадавших должно быть не больше 500 человек.

2. По темпу развития.

  • Неожиданные и внезапные (аварии, наводнения, землетрясения и мн. др.).
  • Стремительные. Это очень быстрое распространение. К ним относятся пожары, выбросы газообразных ядовитых веществ и т.д.
  • Средние. Выбрасываются радиоактивные вещества или извергаются вулканы.
  • Медленные. Это могут быть засухи, эпидемии и др.

Любая экстремальная ситуация представляет угрозу для жизни человека.

Каждая катастрофа оставляет свой след на психике людей. Поэтому необходимо быть очень внимательным и знать, как реагировать в определённой ситуации.

Правила поведения

Не все задумываются о том, как нужно себя вести в определённый момент. Поведение в экстремальной ситуации очень важно. Ведь от него многое зависит, в том числе и жизнь человека.

В первую очередь необходимо быть очень спокойным и хладнокровным. Посчитайте быстро до трёх и восстановите дыхание. Постарайтесь на данный момент забыть про страх и боль. Реально оцените свои возможности, силы и ситуацию в целом. Растерянность, паника и нерешительность вам только навредят при таких обстоятельствах.

Каждый человек всегда должен быть готов к непредвиденной опасности. Тогда проще можно с ней справиться. Вы должны знать, как правильно оказывать первую помощь. При хорошей подготовке всегда есть возможность спасти свою жизнь или окружающих. Поведение в экстремальных ситуациях необходимо контролировать.

Выживание

Прежде всего вы сами должны убедиться, что ваше жильё безопасное и крепкое. Сможете ли вы находиться в доме, если будут ураганы или землетрясения? Регулярно проверяйте проводку. Вы должны точно знать, что при пожаре сможете выбраться невредимыми из ловушки.

В каждой семье должны находиться медикаменты на все случаи жизни. Нельзя забывать про бинты, йод, средство от ожогов. Они не каждый день нужны, но иногда просто необходимы. Выживание в экстремальных ситуациях - очень важный фактор для каждого человека.

Если у вас есть машина, она всегда должна быть готова к отъезду. Старайтесь горючее хранить для таких случаев.

Не забывайте о запасной одежде, которая должна находиться недалеко от вашего дома. Возможно, в гараже или подвале. Пусть она будет старая, зато согреет в мороз.

Если каждый человек будет думать о своей безопасности заранее, то выжить будет намного легче в любых экстремальных условиях.

Действия

Что делать человеку в экстремальных ситуациях? Не все смогут ответить на этот вопрос. Стот отметить. что экстремальные ситуации с людьми случаются каждый день, поэтому необходимо ответ на данный вопрос знать заранее.

Если человек обнаружил подозрительное устройство в общественном месте, то его нельзя подбирать, а необходимо сообщить в милицию. Пусть даже анонимно. Не бойтесь сообщать, ведь если пострадаете не вы, так кто-то другой.

В любой ситуации нельзя поддаваться панике. Это самое опасное чувство. Старайтесь взять себя в руки, успокоиться и действовать согласно ситуации.

Выход есть всегда, им главное правильно воспользоваться. Как правило, есть окружающие, к которым можно обратиться за помощью. Действия в экстремальных ситуациях должны быть молниеносными. Ведь от этого зависит жизнь. Если вы понимаете, что справиться не в состоянии, кричите пока сможете, чтобы вас услышали. Ясно, что помогут не все, но хоть один человек, но откликнется на вашу беду.

Памятка гражданам

Каждому гражданину необходимо помочь в экстремальных ситуациях. Для этого существует памятка, которая не даёт забыть, как надо действовать в случае непредвиденных происшествий.

Если вы понимаете, что с электричеством что-то случилось, например, трещит в счётчике или неправильно мигает лампочка, то сразу же обесточьте квартиру. Ведь могут наступить нежелательные чрезвычайные ситуации. В это же время желательно выключить газ и воду. После этого не раздумывая вызывайте мастера или аварийную службу.

Часто бывает, что люди не придают значения некоторым мелочам. Из-за этого случаются пожары, взрывы и др. Поэтому ваши документы должны находиться в одном месте и желательно ближе к выходу. В случае опасности необходимо их взять с собой. Это первое, что должно прийти в голову человеку.

Деньги и необходимые вещи должны находиться также не слишком далеко от выхода. В стрессовых и экстремальных ситуациях не всегда найдётся время бегать по квартире и собирать чемоданы. Поэтому необходимо заранее думать о том, что опасные случаи могут произойти в любой момент. Всегда нужно помнить правила в экстремальных ситуациях, которые могут помочь.

Экстремальные природные ситуации

Не только в квартире может настигнуть человека опасность. В природе тоже хватает экстрима. Поэтому человек должен быть готов ко всему.

Например, вы можете попасть в не сосем комфортные погодные условия -сильный мороз и снег. Лучшее решение - пережить холод. Можно построить небольшую пещеру.

Знайте, что снег - это отличный теплоизолятор. Поэтому благодаря снежной пещере можно переждать холод.

Никогда в жару не ходите без воды. Это очень опасно. Ведь когда пить захочется, а воды не окажется рядом, вы готовы будете на что угодно, лишь бы вам дали глоток прохладительного напитка. Без воды, как известно, человек долго не проживёт.

В природных экстремальных ситуациях можно себя спасти. Однако вы всегда должны помнить о мерах предосторожности. Чрезвычайные ситуации могут настигнуть человека в любое время.

Адаптация

Человек может привыкнуть к любым жизненным условиям. Даже в современном мире не все могут пользоваться в полной мере водой, электричеством и газом. Поэтому к экстремальным ситуациям можно тоже адаптироваться.

Прежде чем привыкать к опасным или необычным условиям, необходимо подготовиться психологически. Для этого прочитайте про неизвестную местность, куда собираетесь выехать. Старайтесь овладеть необходимыми навыками.

Очень важно настроить себя психологически. Если вы сомневаетесь, то может ещё не время рисковать? Экстремальная жизненная ситуация не должна вас сломать. Настройтесь только на позитив.

Чтобы вам легче было адаптироваться к экстремальным ситуациям, позаботьтесь о пище, воде и тёплой одежде. Без самого необходимого выжить намного тяжелее.

Последствия

Люди, которые попали в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи. У каждого из них нарушена психика. Последствия у людей разные. Одни стараются забыться и находят утешение в алкоголе, другие становятся наркоманами, третьи предпочитают покончить жизнь самоубийством. Всем им необходима помощь квалифицированных специалистов, которые выведут человека из этого состояния.

Психологи помогут снять стресс, страх и вернуться в нормальную жизнь. Этих людей нельзя осуждать, ведь никто из них не виноват в случившемся. Избавиться от воспоминаний совсем непросто. Если вы стали свидетелями подобной ситуации, то не отворачивайтесь от таких людей, а постарайтесь помочь им вернуться в прошлую жизнь, где им было спокойно и комфортно.

Каждый день очень много людей нуждаются в общении с такими врачами, как психологи или невропатологи. После стресса человек перестаёт существовать, начинает жить одним днём. Для того чтобы легче было пережить сложные дни, психологи советуют:

  • Не паниковать;
  • В любой ситуации оставаться спокойным;
  • Чаще заниматься самовнушением;
  • Много отдыхать;
  • Как можно больше времени проводить с друзьями и родственниками;
  • Не оставаться в одиночестве.

Когда вы видите перед собой что-то страшное, старайтесь избегать слёз и паники, а искать выход из сложившейся ситуации.

Если человек, который пережил сильный стресс, обратится к специалисту, ему будет легче пережить сложившуюся проблему. Психология экстремальных ситуаций - это очень серьёзно, поэтому на неё необходимо обращать внимание в первую очередь.

Заключение

Каждый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Одни сделают всё возможное, чтобы спастись, другие начнут паниковать. Всё зависит от индивидуальности человека. Психика у всех разная. Поэтому нельзя осуждать тех людей, что сдаются. Ведь они не виноваты в своей слабости. Есть некоторые факторы экстремальных ситуаций. Именно о них каждый человек должен помнить.

При стрессовых ситуациях у человека истощается организм, отсюда и появляется много других заболеваний. Для того, чтобы избежать в будущем нежелательных последствий, необходимо обращаться за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нервную систему и вернуться в прежнюю беспроблемную жизнь.

Состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность.

Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, ее мотивацией и т. д.

В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряженность воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами.

Экстремальность как особенность стрессоров. При употреблении этого понятия обычно ясно, что речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Они характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием (например, шум при испытании реактивных двигателей на стенде). Экстремальность в этом случае создается не только максимизацией, но и минимизацией интенсивности (например, ограничение информации, сенсорная депривация).

Психотравмирующее воздействие неблагоприятных факторов, сопровождающих особую ситуацию, может оказывать сильный дестабилизирующий эффект, влияющий на деятельность и функциональное состояние человека.

Реальная опасность аварийной ситуации может вызывать как непатологические (психоэмоциональные, физиологические) реакции людей, так и пограничные реактивные состояния (психогении). Если для первых характерна психологическая адекватность реакций: прямая зависимость степени их выражения от конкретной ситуации и небольшая продолжительность, то для психогенных расстройств свойственны болезненные состояния, выводящие персонал из строя, лишающие его возможности продуктивного межличностного общения и целенаправленных действий.

При психологически адекватных реакциях имеет место адекватная мобилизация функциональных возможностей человека, соответствующая требованиям, предъявляемым конкретной обстановкой. При этом, как правило, сохраняется работоспособность, возможность общения с окружающими, критическое отношение к своему поведению, поиск оптимальных вариантов выхода из сложного положения, стремление выяснить истинные размеры стихийного бедствия, аварии или катастрофы.

Такие реакции характеризуются состоянием стресса, аффекта, психической напряженности.

Психогенные расстройства, обусловленные сверхсильными внешними воздействиями, характерными для чрезвычайных ситуаций, иногда приводят людей к паническим, полностью безотчетным действиям.

В тяжелых случаях могут быть расстройства сознания и различные психопатологические реакции неадекватного характера (неврозы, реактивные психозы и аффективно-шоковые реакции).

Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью может блокировать способность рациональной оценки сложной обстановки и сам процесс совместного противодействия. Авторитет руководителя и его четкие, последовательные действия по управлению персоналом в данном случае имеют существенное значение для прекращения панических реакций.

Снижение психической напряженности способствует организации целенаправленных защитных мероприятий.

Степень неопределенности ситуации, новизна, внезапность возникновения, быстротечность развития, степень сложности и опасности; лимит времени на анализ ситуации, выработку и принятие решения; отсутствие дополнительной информации или высокий темп ее поступления - создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Модель функциональной саморегуляции персонала в экстремальных условиях приведена на рисунке.

Функциональная устойчивость человека в экстремальных условиях. Как правило, преодолению страха помогает прежде всего чувство личной ответственности, осознание значимости происходящего. Готовность персонала к действиям в экстремальных условиях имеет порой большее значение, чем профессиональный опыт вообще. Уровень психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях - один из важнейших факторов, влияющих на надежность в целом. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом

Р.М. Шамионов

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации .

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях: предельный и экстремальный, связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Страх

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Депривация

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить (хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС

Психологические детерминанты

Самосохранения

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию:

- как приключение , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

- как угрозу , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

- как испытание , характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Поведение людей в экстремальных условиях

Почти экспоненциальный рост по масштабам негативным последствиям аварий и катастроф, с которыми пришлось столкнуться человечеству в XX столетии выдвинул проблему социально-психологического анализа поведения индивидов и социальных общностей в аномальных условиях. Воздействие неблагоприятных факторов на человека, попавшего в экстремальную ситуацию, может варьировать в широком диапазоне: от единовременного воздействия аварии на железнодорожном или автомобильном транспорте до длительного стрессового состояния, вызванного взрывом атомного объекта и последующими посткатастрофными процессами, связанными с радиоактивным загрязнением обширных прилегающих территорий. Состояние тревожности и амплитуда процессов адаптации того или иного индивидуума к экстремальным условиям в значительной степени определяются особенностями его ориентировочной реакции, избирательностью внимания, спецификой эмоционально-волевой регуляции деятельности .

Можно сделать вывод, что выживаемость человеками его более или менее нормальная Жизнедеятельность зависят не только от объективных характеристик экстремальной ситуации, но и от психологических особенностей личности, оказавшейся в такой ситуации. На основании обобщения данных многих социально-психологических исследований можно предположить, что меньше всего предрасположены стать жертвой катастрофы люди, у которых слабее проявляется стихийное, неконтролируемое поведение в случае внезапного возникновения экстремальной ситуации. Их способность эффективно адаптироваться к резко измелившимся, чрезвычайным условиям определяется прежде всего, способностью осуществлять произвольную само-регуляцию своих поступков, умением заблаговременно прогнозировать, - как бы мысленно «проигрывать» картины возможных опасностей и планировать в связи с этим свои возможные действия при наличии опасной ситуации.В частности, было замечено, что низкореактивные индивиды - экстраверты реагируют на неблагоприятные факторы увеличением интенсивности эмоциональных реакций, у них происходит накопление отрицательно окрашенных эмоций до высокого уровня, что приводит к оценке ситуации как стрессогенной, требовательность к окружающим выражена выше, чем к себе, личностные установки чаще всего эгоцентричны, сосредоточены на защите своего «я».

Установлено также, что наиболее успешно адаптируются к экстремальным ситуациям те индивида, которые стремятся к полному, детальному и осознанному отражению в сознании и действиях своего психического состояния, что дает им возможность вырабатывать соответствующие изменяющейся обстановке способы самовоздействия и саморегуляции. У них быстрее и эффективнее формируется психический аппарат самоконтроля своего состояния и поведения, являющийся одновременно условием адекватности отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его реальности. Сформированное же такого механизма позволяет успешно использовать волевые усилия и широкий спектр способов и приемов произвольной психофизиологической регуляции. Итогом же всего этого становится более эффективная адаптационная стратегия, обеспечивающая более высокую надежность деятельности в данных экстремальных условиях.