Все о стройке и ремонте

Анализ произведения анна снегина есенин. Анализ поэмы анна снегина есенина сочинение

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнани.

Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по пповоду дальнейшей судьбы послереволбционной России. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в Родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года. Вскользь он замечает: "Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне", давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница рассказывает герою о том, что происходило в селе.

29. Лирика А.Ахматовой. Проблематика и поэтика. "Реквием". Идейно- художественное своеобразие.

Основная тема творчества - тема любви, где душевные переживания не описываются а производятся автором. Первостепенное значение играет психологическая деталь, какая позволяет уловить тончайшее движение души.
Сквозными мотивами в любовной лирике становится: мотивы поединка, утраты, разлуки, одиночества. Любовь может одарить человека и радостью и страданием, но это - всегда счастье.
Тема любви не единственное в творчестве Анны Ахматовой тема Родинырешается у неё темой малой Родины, родных и дорогих мест. Образ родины и само слово "Родина" отсутствуют в творчестве, но есть образы- топасы дорогих мест:
Петербург, Царское село, Одесса, и образы, отражающие русскую литературу.
Тема поэта и гражданина, столь не характерна для женской поэзии, имеет место в творческой лирике Анны Ахматовой.
Поэзия помогает человеку проникнуть в сокровенный смысл жизни. Она вбирает в себя все многообразие окружающего мира, делая его более богатым и красочным. Тема поэта и поэзии переосмысливается, муза- дляАхматовой- сестра, этот образ создается с помощью психологических деталей, опредмечивание и очеловечивания музы: слушая м-а она беседует с лирической героиней, но может и предать. Стихи на эту тему имеют черты житейской простоты, разговорности, психологизма.

Главная мысль поэмы "Реквием" - выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе "черный воронок)". Часто употребляется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая.

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер — "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
"Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — "счастливой были" — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны — империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

июля 09 2015

Поэма «Анна Cнегина», изданная С. А. Есениным в 1925 году, явилась непосредственным откликом поэта на события тех лет, происходящие в России, свидетелем которых ему довелось стать. По жанру это лиро-эпическая поэма, а значит, есть четкое разделение мироощущения лирического поэмы, чувств и переживаний автора и широкой картины современной ему действительности, явившейся поводом для философского обобщения и горьких размышлений поэта о будущем России. Лирический герой поэмы вернулся в места, дорогие его сердцу, где прошли его и юность. Но помимо ностальгии по родным местам, помимо воспоминаний о юношеской любви, рисует те изменения, что произошли на родине за время его отсутствия: Первая мировая , крушение прежней жизни, междоусобицы и вражда среди деревенских жителей. «…У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие - Дерутся селом на село…. А все это, значит, безвластье. Прогнали царя…

Встреча с Анной Снегиной, былой любовью лирического героя, всколыхнула его душу, «постранному» заставила прочувствовать юношеские воспоминания: Сгущалась, туманилась даль… Не знаю, зачем я трогал Перчатки ее и шаль-Известие о гибели мужа Анны, ее несправедливые слова заставили героя в одиночестве пережить обиду случайной размолвки, но личные переживания героя заслоняются масштабностью эпических событий октября 1917 года. Эти события не только разлучили героя с Анной, но и трагически сказались на жизни крестьян. Решился самый важный для них вопрос: «Отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?

» Но автор не идеализирует крестьянство. Собственник по своей сути, крестьянин воспринимает революцию с чисто материальными интересами, на всякий случай приберегая в бутылках денежные банкноты всех властей. Фефела!

Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, -8а пару измызганных «катек» Он даст себя выдрать кнутом - Так саркастически характеризует крестьянство автор. Но оно неоднородно.

Несколько различных типов крестьян показывает Есенин: Прон Оглоблин, его брат Лабутя, мельник и его жена. Если Прон Оглоблин - это наиболее политизированный представитель крестьян, в некотором роде романтик революции, мечтающий устроить в селе «коммуну» и жалующийся на отсталость односельчан, то Лабутя - это «хвальбишка и дьявольский трус», который живет «не мозоля рук». До революции он носил медали с японской войны, выпрашивая на выпивку «прославленному под Ляояном», после революции объявил себя ссыльным, знавшим «Нерчинск и Ту-рухан». Он первым поехал «описывать снегинский дом», забирать их имущество.

И именно старый мельник привез к себе хозяек - беспомощных женщин, вероятно, напуганных происходящим. Именно мельник и его жена, осуждающая «безвластье», убийства, воровство, представляются в поэме носителями традиционных нравственных ценностей крестьянства. Что же касается Прона и Лабути, то Прон расстрелян «в двадцатом годе», когда в село нагрянули деникинцы, а Лабутя спрятался в соломе и после отъезда казаков требует «красный орден за храбрость». Наверное, это типично для революции: преданные ей романтики погибают первыми, а такие, как Лабутя, получают власть в Совете, превознося свои мнимые заслуги.

Что ожидает мельника через несколько лет, тоже нетрудно предугадать: как владельца мельницы, его, скорее всего, раскулачат. Таковы судьбы крестьянства в поэме Есенина. Надо отметить, что любовь героя и Анны не состоялась: Онегины уехали в эмиграцию.

Мельник передает герою письмо Анны из Лондона, где она с ностальгией вспоминает Россию. Но в ее душе нет сомнения в своем выборе, осталась только память о родине и о былых чувствах. Для героя также не было вопроса, с кем остаться в родной стране. Финал поэмы разомкнут, но ясно, что для поэта приоритетны вечные гуманистические ценности, как это раскрывается и в любовном сюжете, и в истории жизни крестьян села Радова и деревни Криуши.

Не создавая классового врага, Есенин продолжает гуманистические традиции русской литературы, как в создании образа героини, так и в мироощущении лирического героя, автобиографичного самому поэту.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Особенности жанра и проблематики поэмы С. А. Есенина “Анна Cнегина” . Литературные сочинения!

Сюжет, герои, проблематика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

Есенин Сергей Александрович - великий русский поэт. Он утверждал, что чувство родины - основное в его творчестве. Это чувство Есенин пронес через всю свою короткую, но удивительно яркую и насыщенную жизнь. Чувством родины проникнуты практически все стихотворения, а также поэмы Есенина.

Поэма «Анна Снегина» в известной мере подыто­жила творческий путь поэта. Есенин считал, что она лучшее из всего, что он написал.

Поэму отличает поразительное слияние эпическо­го и лирического начал. Ее лирический герой дан в развитии.. Ему свойственна задумчивость, отзывчи­вость.

Исторические события, изображаемые в поэме, со­циально насыщенны и значительны. Автор передает свой взгляд на них.

Герой поэмы едет навестить радовские предместья, а возница рассказывает ему по пути о жизни в селе.

В первой строфе нарисована картина благополуч­ного, крепкого села Радова, в котором «дворов, почи­тай, два ста». Радовские места « богаты лесом и во­дью, есть пастбища, есть поля». Крестьянские дворы там крыты железом. Хорошо живется в Радове.

Контрастно на фоне Радова выглядит соседняя де­ревня Криуши. Там житье плохое, одна соха на всех да пара «заезженных кляч». Нищета и обездолен­ность заставляют криушан воровать из соседского леса дрова. Драматические события разворачивают­ся, когда радовцы застают их на месте преступления. Братоубийственная схватка заканчивается смертью старшины, а десять мужиков отправляются на катор­гу в Сибирь. Суровым возмездием оборачивается радовцам эта драка:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.

Полно душевной усталости повествование героя о годах войны. Она ему «всю душу изъела». Смысл вой­ны герою не понятен, он не видит своего интереса в ней. Насилие над «братом» вызывает у него отвращение. Герой решает свернуть с этого пути и посвятить себя поэзии.

В поэме возникает образ Керенского, под чьим на­чалом также не желает воевать герой. Таких, как Ке­ренский, он считает прохвостами и дармоедами и предпочитает не служить им, а «быть первым в стране дезертиром».

В образе возницы, доставившего героя в Радово, поэт рисует характер яркий, самобытный. Он хитер, ухватист, своего не упустит.

Теплые чувства вызывает в герое встреча с родны­ми местами, где он не был уже почти четыре года и куда явился на год. Дурманящий запах сеновала, пре­лесть разросшегося сада, аромат сирени.... Все это на­вевает в герое воспоминания юности:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Образ возлюбленной не угас в сердце героя. Но не только воспоминания о первой любви вспыхивают в сердце героя. Прелесть родных мест возбуждает в нем философские размышления о войне и мире, о челове­ке и истории, о месте личности в круговерти масштаб­ных событий:

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

В воображении героя возникает образ солдата-ка­леки, никому не нужного и отдавшего свою молодость и здоровье за чужой интерес. Новая действительность сельской жизни неутешительна: «сплошные мужиц­кие войны», безвластье, разбойники на дорогах.

Особое место в поэме занимает образ Прона Оглоблина. Мельничиха представляет его как «булдыжника, драчуна, грубияна», вечно на всех озлобленного и по неделям пьяного, скорого на расправу. «Таких те­перь тысячи стало»,- говорит она. Безрадостно встречают и другие рад овцы новую жизнь:

Пропала Расея, пропала-Погибла кормилица Русь... Герой вступает в разговор с мужиками, которые хо­тят услышать его мнение о происходящем в стране. Приехавшему известному поэту они доверяют:

Ты - свойский, мужицкий, наш,

Бахвалишься славой не очень

И сердце свое не продашь.

Особым лиризмом наполнены сцены, описываю­щие отношения героя с Анной Снегиной. Радостное волнение вызывает весть о приезде Сергея у Анны: «Ах, мамочка, это он!».

Герой был некогда влюблен в Снегину. Ее удивляет его настоящее:

Писатель...

Известная шишка...

Анна приезжает навестить заболевшего героя. Многое изменилось с момента их расставания.

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Тихая печаль от того, что не вернуть былого звучит в речи Снегиной, которую заставил забыть о Сергее молодой офицер. С новой силой разгораются угасшие чувства в душе героев.

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете Не миновали авторского повествования сцены рас­кулачивания помещиков.

Эй, вы!

Тараканье отродье!

Всек Снегиной!..

Р-раз и квас!

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас! -

призывает криушан Прон Оглоблин.

Двойной тра­гедией оборачивается для Снегиной этот день. Она по­лучает весть о гибели мужа, и в горестном отчаянии бросает суровые упреки в лицо герою:

Вы - жалкий и низкий трусишка.

Он умер... А вы вот здесь...

Радостно приветствуют революцию криушане:

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Счастливое волнение охватывает и самого героя Интересен образ брата Прона, Лабути. Он «хваль-бишка и дьявольский трус», неисправимый болтун пьяница. Лабутя умеет приспособиться к любой вла­сти. Повоевав за царя, он первым едет описывать снегинский дом.

Поэт не обходит вниманием и суровые двадцатые годы. Идет беспощадная гражданская война. Криуши навещает сам Деникин со своим отрядом. Расстрели­вают Оглоблина Прона. Верен себе его брат Лабутя Он в опасный момент в солому залез, а потом с бах­вальством говорил по деревне:

Мне нужно бы красный орден

За храбрость мою носить...

Рисуя судьбу Анны, поэт говорит об эмиграции - на письме Снегиной лондонская печать. Ее письмо полно тоски по родине, от которой ей остались лишь воспоминания.

Поэма «Анна Онегина» проникнута глубокими раз­мышлениями поэта о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры.

...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)

По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме

Лирический план поэмы. Название.
Образ Анны Снегиной. Образ главного героя - Поэта

Поэма автобиографична, в ее основе - воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя - поэта Сергея - мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны - Л.И. Кашина (1886-1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ - вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема - личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна - центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени - полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина - символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя - символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет - история несостоявшейся любви героев - в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции - в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт - герой поэмы - постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное в поэме - все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне; образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны - Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны - империалистической и гражданской - одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек...

Отказ от участия в кровавой бойне - не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных "катек" Он даст себя выдрать кнутом.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина - новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. "Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!" И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: "Крестьян еще надо варить".

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон - разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он - вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

"Скажи, Кто такое Ленин?" Я тихо ответил: "Он - вы".

"Вы" - то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее - желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, - крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин - не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути - жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя - братья.

У Прона был брат Лабутя, Мужик - что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил... Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук...

Еще один крестьянский тип в поэме - мельник - это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.