Все о стройке и ремонте

Паук происхождение слова. Этимологический словарь фасмера

Справочный материал по теме

«Этимология названий растений»

1. Этимология слова «растение»

Слово «растение» уходит корнями в глубокую древность. Некоторые филологи, исходя из наличия в его корне буквосочетания «ра», даже обосновывают генезис термина из индоарийского языка. Предполагается, что морфема «ра» обозначала в нем «свет». В пантеоне богов древнеегипетской цивилизации, которая небезосновательно считается наследницей индоарийской культуры, бог Ра ассоциировался с Солнцем.

Между тем, подобная этимология слова «растение», скорее всего, является красивой легендой, т.к. сколько-нибудь серьезных научных доводов под нее пока не подведено. Известный российский филолог и лингвист Лев Успенский в своем «Этимологическом словаре» обосновывает происхождение термина «растение» от слова «расти», которое в древнерусском варианте звучало как «орсти». Как видно, морфемы «ра» в нем не просматривается. С течением веков глагол трансформировался в «рости», а когда центр языковой культуры сместился к Москве с ее «акающим» произношением, слово преобразовалось в глагол «расти». Данная версия на сегодня выглядит максимально правдоподобной и логичной.

В древнеегипетской мифологии бог Ра ассоциировался с солнечным светом

Смысловая составляющая слова «растение» также связана c ростом. Дать ему четкое определение пытался еще древнегреческий ученый Аристотель, который поместил растения между животными и неодушевленными предметами, поскольку они неспособны самостоятельно передвигаться, но все же могут расти и развиваться. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона по этому поводу отмечает: «Если оставить в стороне низшие растения и иметь в виду только высших представителей их, имеющих корни, стебель и листья, то каждый безошибочно узнает растение и отличит его от животного».

Другими словами, растение – это то, что растет, будучи прикрепленным к определенному месту – это его главная функция и цель существования. Примерно такие же определения дают растениям словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремова, а также толковые словари С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова.

2. Иван-чай

Смешное название, не правда ли? Почему соединились вместе два совершенно разных слова: оба по отдельности понятны, а вместе - нет?

Начнем с последнего, с чая. В старину это растение носило еще одно имя: копорский чай . В селе Копорье под Петербургом существовал необычный промысел: там собирали листья этого растения, сушили их и добавляли к чаю настоящему, китайскому, таким образом подделывая его. Китайский чай был дорог, а местный заменитель не стоил ничего. Что же касается первой половины...

Иван - чай узколистный

Вслушайтесь, как звучат другие названия иван-чая : чай-иван, Иванова трава, иван-трава и, наконец, ива-трава. В самом деле, листья у этого растения совсем как у многих ив: узкие, длинные, остроконечные. Звучит сравнение с ивой и в названиях на других языках: «французская ива» - по-английски, «ива святого Антуана» - по-французски, «врбовка» (похожая на вербу) - по-чешски. Так что же, как вы думаете, возникло вначале: ива или Иван?

3 . Ромашка

Ромашка - казалось бы, что может быть обычнее этого вошедшего испокон веков в наш обиход названия. Но... Обычное? Да! А вот древнее - нет!

Тщетно разыскивать его в старинных русских рукописных травниках - оно появилось лишь... в конце XVIII века. А до того медики и аптекари - лучшие в старину знатоки растений - именовали ромашку по-латыни очень звучно: Anthemis romana , что в переводе значит пупавка римская (Рим и по-латыни, и по-итальянски произносится «Рома»).

В русском обиходе это латинское название превратилось постепенно в «романову траву», затем в «роману», или «раману» и, наконец, в популярную русскую « ромашку ». Прямо как в игре в испорченный телефон.

Ромашка аптечная

4 . Картофель

Еще задолго до появления картофеля в Европе среди ботаников ходили слухи о существовании в теплых странах растения, дающего крупные крахмалистые клубни, якобы имеющие сладкий вкус, которые местные жители называют «бататом».

Считается, что первые клубни картофеля привез с американского острова Роанок знаменитый английский адмирал (в прошлом не менее знаменитый пират) Фрэнсис Дрейк. Привезенные им клубни походили по описаниям на клубни батата и поэтому их и назвали этим именем.

Батат, сладкий картофель

На самом деле это был настоящий картофель, не имевший к батату, клубненосному растению из Южной Африки, никакого отношения. Но в силу традиции название батат в Англии прижилось и сохранилось (в несколько измененном виде) до наших дней.

Слово « картофель » произошло от итальянского « трюфель ». Трюфели - съедобные грибы, чьи плодовые тела, развивающиеся в земле, общими очертаниями действительно напоминают клубень картофеля.

5 . Гриб

Существует несколько объяснений происхождения слова «гриб» и его аналогов в славянских языках (по А. И. Семёнову). Русское и украинское гриб , польское grzyb родственны древнерусскому слову гръб , которое имело значение «горб», «холм», «бугор». Для сравнения, отсюда же происходит и название горбоносых пород голубей - «грибастые». В некоторых русских говорах все грибы называют словом губы , но в большей степени это относится к народным названиям некоторых трутовиков - «губы», «губки». В такой форме слово перешло в некоторые славянские языки, например, в чешский (houby ) и словацкий ( huby ). Латинское fungus происходит от греческого σφογγος , тоже обозначающего губку, пористое тело. Другое толкование производит слово «гриб» от глагола «грести» («гребу») - вырастая, гриб «выгребается» из земли. Возможна и связь с древнерусским глибъ - слизь, клейкое вещество (ср. с литовским словом gleivės , имеющим то же значение). Этот корень перешёл в южнославянские языки: словенское gliva , сербское гљива . В украинском языке глива - название вешенки.

6 . Папоротник и полынь

слово «порть», или «пороть», означавшее в старославянском языке «крыло», сейчас полностью исчезло из живой речи, но сохранилось в названии папоротников , листья которых напоминают крылья диковинных птиц. То же относится и к слову «полети» - «гореть»: от него произошел не только глагол «спалить», но и название растения - полынь . Связано это, видимо, с резким, отдающим гарью запахом этого растения и едким, горьким вкусом, от которого «горит» во рту.

От слова «лоп» (лист) произошло название « лопух ». По-видимому, так сильно поразили наших предков размеры листьев лопуха, что ни на что другое они уже не обратили внимания. А от славянского «осечи» (обрезать), произошло название осоки , многие виды которой могут «похвастаться» острыми, как лезвие бритвы, краями жестких листьев.

8. Смородина

Старославянское слово «смрад» означает «сильный, неприятный запах». Отсюда - смородина . Интересно, что резкий характерный запах свойствен только черной смородине, и поныне растущей в диком состоянии по берегам рек и ручьев, но «дурно пахнущее» название распространилось и на другие виды этого рода.

Далеко не всегда удается проследить историю названий растений. Это в первую очередь касается слов древних, исконно славянских. Можно только предполагать, откуда произошли общеславянские названия таких растений, как ель, осина, ясень, крапива, морковь, хрен и других. И если слово «хрен» не изменилось с XIV века, то морковь раньше называлась «мърка», иногда «морква», а крапива - «коприва».

ПАУК
Происхождение, этимология:

род. п. -а́, диал. паво́к, павка́, арханг. (Подв.), откуда также па́вел "паук" (см.), укр. паву́к, род. п. -а́, блр. паву́к, др.-русск. паукъ, цслав. паѫкъ, болг. па́як (Младенов 416), сербохорв. па̏у̑к, словен. ра̑jоk, ра̑jǝk, ра̑vоk, чеш. раvоuk, слвц. pavúk, польск. pająk, в.-луж., н.-луж. раwk, полаб. pójąk.

Из *раǫkъ с приставкой ра- от *ǫkъ, которое (ввиду наличия у паука кривых ног) родственно греч. ὄγκος м. "крючок", лат. uncus "кривой", м. "крюк", аnсus "криворукий", др.-инд. aŋkás м. "изгиб, крюк", áŋkas ср. р. (то же), áñcati, áсаti "гнет"; подробнее см. укоть; ср. Брандт, РФВ 23, 289; Коштиал, Idg. Jb. 10, 228; Булаховский, ZfslPh 8, 109; Махек, LF 63, 132; Уленбек, Aind. Wb. 3 и сл.; Петерссон, AfslPh 36, 150. Менее вероятно сравнение с гот. wāhs "превратный, кривой", un-wāhs "безукоризненный", др.-исл. vangr "ложный", др.-инд. váñcati "колеблется", вопреки Петерссону (там же).


Значение:

пау ́к

1. м.

1) Членистоногое животное с ядовитыми железами, обычно плетущее паутину, в которую ловит мелких животных, служащих ему пищей.

2) перен. разг. Жестокий человек, эксплуатирующий чужой труд, вымогающий у другого последнее достояние.

2. м.

Разновидность рыболовной снасти.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

паук

Значение:

ПАУ́К, -а, м. Хищное членистоногое, плетущее паутину.

Пауки в банке о хищных, злых людях, борющихся друг с другом.

| уменьш. паучок , -чка, м.

| прил. паучий , -ья, -ье. Паучьи сети.

Малый академический словарь русского языка

паук

Значение:

А, м.

Членистоногое животное, плетущее паутину для ловли насекомых, служащих ему пищей.

- Леночка, - кричал он ей бывало, - иди скорей, паук муху сосет, освобождай несчастную! Тургенев, Накануне.

Обыкновенно во второй половине лета появляются большие черные пауки. Они строят тенета колесного типа. Арсеньев, Дерсу Узала.

2. Разг.

О том, кто жестоко эксплуатирует кого-л. -

{Миловидов} был подрядчиком на шахтах, вернулся в село перед войной, стал держать тайный шинок с закладом… Такой паук, ростовщик, --- - все село высосал по мелочам. А. Н. Толстой, Хмурое утро.

В мифопоэтических традициях с образом П. связываются творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменования (ср. в связи с этим запрет убивать П.), мудрость, а также холодная жестокость (ср. Мифологическая энциклопедия

  • паук - -а, м. 1. Членистоногое животное, плетущее паутину для ловли насекомых, служащих ему пищей. - Леночка, - кричал он ей бывало, - иди скорей, паук муху сосет, освобождай несчастную! Тургенев, Накануне. Малый академический словарь
  • паук - пау́к род. п. -а́, диал. паво́к, павка́, арханг. (Подв.), откуда также па́вел "паук" (см.), укр. паву́к, род. п. -а́, блр. паву́к, др.-русск. паукъ, цслав. паѫкъ, болг. па́як (Младенов 416), сербохорв. па̏у̑к, словен. ра̑jоk, ра̑jǝk, ра̑vоk, чеш. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • паук - Это животное получило свое название по изогнутым лапкам: слово паук образовано приставочным способом от существительного окь, родственного латинскому ancus – "имеющий кривые руки". Этимологический словарь Крылова
  • паук - 1) надзиратель; 2) замок; 3) ростовщик Словарь воровского жаргона
  • паук - (иноск.) - кровопийца, человек беспощадный, извлекающий выгоды из трудов другого (высасывающий, как паук, кровь и силы другого) Ср. Паук (народн.) - тайный агент (ловящий, как паук в паутине). Ср. Наработался, значит... Фразеологический словарь Михельсона
  • паук - Общеслав. Образовано с помощью приставки па- от *ǫkъ (ǫ из on, ǫ > у), того же корня, что греч. onkos «крючок», лат. ancus «имеющий кривые руки», др.-инд. ácati «сгибает» и т. п. Паук назван по своим изогнутым лапам. Этимологический словарь Шанского
  • Паук - (Иов 8:14) - известное насекомое, из класса беспозвоночных, отличающееся от всех прочих насекомых особенным строением своего тела. Паук с замечательным искусством раскидывает свою паутинную сеть, тонкость и непрочность которой, по слову Св. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  • паук - Паук, пауки, паука, пауков, пауку, паукам, паука, пауков, пауком, пауками, пауке, пауках Грамматический словарь Зализняка
  • паук - паук I м. 1. Членистоногое животное с ядовитыми железами, обычно плетущее паутину, в которую ловит мелких животных, служащих ему пищей. 2. перен. разг. Жестокий человек, эксплуатирующий чужой труд, вымогающий у другого последнее достояние. II м. Разновидность рыболовной снасти. Толковый словарь Ефремовой
  • паук - ПАУК м. павук, павок, павко, павел, мизгирь, муховор, сетник, кошель, тенетник, повсюду известное насекомое. Пауковы, паучьи яйца. Пауковое, паучное и паукообразное насекомое. Лови паук мух - пока ноги не ощипаны! Паутина, паучина... Толковый словарь Даля
  • паук - Пау́к/. Морфемно-орфографический словарь
  • паук - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • паук - орф. паук, -а Орфографический словарь Лопатина
  • паук - Длинноногий (Никитин). Долгоногий (Холодовский). Жадный (Тарутин). Кровожадный (Нем.-Данченко). Ненасытно-жадный (Блок). Серый (Сологуб). Трудолюбивый (Некрасов). Словарь литературных эпитетов
  • паук - ПАУК -а; м. 1. Членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. П. поймал муху. П. плетёт паутину. Морской п. Паук-крестовик. 2. Разг. О том, кто жестоко эксплуатирует кого-л. Ты настоящий... Толковый словарь Кузнецова
  • паук - Стойки поддерживающей конструкции вторичного зеркала в трубе отражательного телескопа. Возникающая при этой конструкции дифракция вызывает появление лучевого ореола на фотографических изображениях ярких звезд. Большой астрономический словарь
  • паук - ПА’УК, паука, ·муж. 1. Членистоногое животное с ядовитыми железами, обычно плетущее паутину, в которую ловит мелких животных, служащих ему пищей (зоол.). 2. перен. Символ жестокой и ненасытной жадности, эксплоатации. Пауки-мироеды. Толковый словарь Ушакова
  • паук - ПАУК, а, м. Хищное членистоногое, плетущее паутину. Пауки в банке о хищных, злых людях, борющихся друг с другом. | уменьш. паучок, чка, м. | прил. паучий, ья, ье. Паучьи сети. Толковый словарь Ожегова
  • В отличие от подавляющего большинства других паук этимология обладает одним весьма существенным недостатком: слишком многие считают себя компетентными в этой области. Этимология слов часто увлекает людей, имеющих довольно смутное представление о языкознании. И чем менее подготовлен тот или иной дилетант в лингвистическом отношении, тем категоричнее обычно он высказывает свои суждения о самых сложных этимологических проблемах.

    Если вы, например, с трудом отличаете ерша от щуки, то, нужно думать, вы никогда не рискнете выдвинуть какую-нибудь новую гипотезу, касающуюся проблем ихтиологии * . Не обладая соответствующими знаниями, никто не решится высказывать своих суждений по сложнейшим вопросам ядерной физики, математики, химии.

    * (Ихтиология - отдел зоологии, изучающий рыб. )

    О происхождении слов свои мнения высказывают, по сути дела, все желающие. В этом плане этимологию можно сравнить разве только с метеорологией или с... футболом, где "специалистов" предсказывать погоду или результат матча наберется, пожалуй, не меньше, чем любителей-этимологов.

    О народной этимологии. Обычно люди начинают свои "этимологические штудии" уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста. Возьмите такие примеры переиначивания слов в народных говорах, как спинжак (пиджак), полуклиника (поликлиника), полусадик (палисадник) и т. п. Во всех этих случаях непонятные слона иностранного происхождения "исправлялись" и "подгонялись" под какие-то известные русские слова и корни: слово пиджак → спинжак было связано со спиной, поликлиника → полуклиника - это "наполовину клиника", а палисадник → полусадик - "наполовину садик".

    Древние римляне такие этимологические сопоставления называли "бычьей" или "коровьей" этимологией. Поскольку "этимологии" подобного рода часто возникали в народной среде, эти ложные истолкования позднее получили название "народная этимология" (в противоположность этимологии научной). Самый термин народная этимология не совсем удачен. Во-первых, в нем сквозит несколько пренебрежительное отношение к народу, который в течение многих веков был оторван от развития науки. Во-вторых (и это самое главное), значительная часть "народных этимологии" возникла совсем не в народной среде.

    Так, например, еще в XVIII веке академик и филолог В. К. Тредиаковский писал, что название древних жителей Пиренейского полуострова иберы - это искаженное слово уперы , так как они по своему географическому положению со всех сторон уперты морями. Британия , согласно Тредиаковскому, это искаженное Братания (от слова брат ), скифы - это скиты (от скитаться ), турки - от юрки (ср. юркий "быстрый, проворный") и т. п. Следовательно, здесь мы сталкиваемся с "народной этимологией" на самом высоком (академическом!) уровне. И народ здесь совсем ни при чем. Просто во времена Тредиаковского этимология еще не сформировалась как наука, и это предоставляло широкий простор для всякого рода безудержных фантазий.

    Вместо термина народная этимология некоторые ученые предпочитают употреблять выражения ложная этимология или наивная этимология . Но эти термины еще менее удачны. Во-первых, и научная этимология может быть ложной. А во-вторых, не всякая народная этимология должна быть обязательно наивной. Например, по крайней мере, одна из двух рассмотренных нами этимологии слова невеста определенно является ложной. Но обе они, несомненно, относятся к числу научных этимологии и ничего наивного в себе не содержат. "Народная этимология" всегда бывает ложной, но не всякая ложная этимология является в то же время "народной". Вот почему один из этих терминов не может быть заменен другим.

    Деэтимологизация и народная этимология. Сущность народной этимологии может быть понята лишь в том случае, если мы вспомним, о чем шла речь в предыдущей главе.

    Слова в своем развитии постепенно утрачивают древние этимологические связи, или, иначе говоря, деэтимологизируются. Тем самым они становятся непонятными в этимологическом отношении. Научная этимология устанавливает истинное происхождение анализируемого слова, опираясь на те методы сравнительно-исторического исследования, с которыми мы теперь уже знакомы. Иначе говоря, ученые восстанавливают самые древние из доступных им этапов в истории слова, привлекая одновременно материал родственных языков.

    В отличие от этого народная этимология не реконструирует утраченные этимологические связи, а пытается объяснить происхождение слова, исходя из современного для автора этимологии состояния языка. Никакой научной аргументации подобные "этимологии", как правило, не содержат. Опираются они лишь на случайное совпадение или даже на весьма отдаленное сходство в звучании слов.

    Расхождение между научной и народной этимологией отчетливо выступает в случае с происхождением русского слова выдра * . Ученые восстановили его древнейшую форму *udra [удра], нашли большое количество соответствий в родственных языках и объяснили исходное значение слова выдра , связанное со значением "водяной, водный".

    * (С рассказа об этом слове началось, как вы помните, наше знакомство с наукой этимологией. )

    Народноэтимологическое истолкование происхождения слова выдра (от выдрать ) в корне противоречит фактам истории языка, оно никак не связано с представлениями о родстве языков и о родственных соответствиях. Это объяснение опирается только на созвучие слов выдра и выдрать , подкрепленное хотя и остроумным, но совершенно фантастическим доводом семантического характера. К тому же, сравнительно-исторический анализ слова выдра показывает, что его возникновение относится к эпохе, когда приставочные образования типа вы-драть вообще еще не были про* дуктивными в индоевропейских языках.

    Этимология и археология. Во многих местах, а особенно в степной полосе нашей родины, возвышаются внушительные по своим размерам древние курганы. Стоит такой курган возле деревни, а кто и когда его насыпал, никому не известно. И вот вокруг такого кургана возникает легенда.

    Рассказывают, что в давние-давние времена - лет сто, а может быть, и двести тому назад - умерла у барыни ее любимая собачка. С утра до ночи лила барыня горькие слезы, оплакивая свое неутешное горе. А в деревне той стояли тогда на постое солдаты. Жалко им стало барыню, убивающуюся по своей собачке. Выкопали они возле деревни могилу, похоронили ту собачку по христианскому обычаю, а на место, где была могила, стали носить прямо в шапках землю. Долго носили - до тех пор, пока не вырос на том месте огромный курган...

    У этой легенды есть свое продолжение, правда, взятое уже из реальной жизни. Приехали однажды к кургану ученые-археологи и стали вести археологические раскопки. И обнаружили они под этим курганом совсем не собачку, а богатое погребение скифского вождя, похороненного здесь не сто и даже не двести, а две с половиной тысячи лет тому назад...

    Такую же картину мы наблюдаем и в истории многих слов. Народная этимология - это та же легенда, пытающаяся объяснить непонятные факты далекого прошлого близкими и понятными явлениями современного нам языка. А ученые-этимологи в результате своего рода "археологических раскопок" устанавливают, что истоки непонятного нам слова уходят далеко в глубь веков, и во многих случаях на месте этимологической "собачки" обнаруживают следы такой глубокой старины, от которой уже давно не сохранилось даже легенд и сказаний.

    Народная и детская этимология. "Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!"

    "Мы ходим на прогулку , - мы прогульщики !"

    Эти и другие, приведенные ниже, примеры, взятые из книги К. И. Чуковского "От двух до пяти", показательны во многих отношениях. Прежде всего, в детских сопоставлениях наиболее ярко прорисовываются основные особенности народной этимологии. Во-вторых, ошибочность детских этимологии не вызывает никаких сомнений и раскрытие ошибки, как правило, не требует подробных и сложных объяснений. Наконец, здесь легче, чем в других случаях, выделить различные типы народной этимологии.

    В примерах со словами секретарша и прогульщик этимологическая связь с секрет и прогулка была установлена, в общем, правильно. Только в первом случае эта связь не является непосредственной и выявлена она может быть лишь на материале французского (а в конечном итоге латинского) языка, из которого эти слова были заимствованы: secret [секре`] значит "тайна, секрет" и "тайный, потайной", a secretaire [секрете`р] - "письменный стол, бюро (с потайными отделениями)" и "писец, секретарь". Таким образом, ошибка в данном случае заключалась в том, что слова секрет и секретарь (секретарша), действительно, связанные между собой длинной цепью промежуточных этимологических звеньев, были поставлены в прямую этимологическую связь, которая у этих слов отсутствует.

    Иная картина наблюдается в случае со словами прогулка и прогульщик . Здесь главная ошибка - семантического характера. Связь между словами прогулка, прогульщик, прогул и прогуливаться ни у кого не вызывает сомнений. Но слова прогульщик и прогул имеют особую смысловую окраску: они относятся не к тем, кто гуляет или прогуливается, а только к людям, которые по неуважительным причинам не являются на работу или на учебу. Причем прогульщики как раз довольно редко прогуливаются . Если прогульщик в рабочее время спит, сидит в кино или читает детективный роман, он не перестает от этого быть прогульщиком (слово это, как мы видим, подверглось частичной деэтимологизации).

    Иного порядка этимологические ошибки наблюдаются в случаях лодырь - "человек, делающий лодки" или спец - "человек, который любит поспать" * . Сюда же можно отнести рассмотренные выше примеры со словами алтарь - "житель Алтая" и барышник - "дядя, который ухаживает за барышнями". Во всех этих случаях слова, между которыми предполагается этимологическая связь, на самом деле в плане своего происхождения не имеют между собой ничего общего.

    * (Эти примеры также взяты из книги К. И. Чуковского. )

    "Спец" - человек, который любит поспать

    Как ни убедительно выглядит словообразовательный ряд:

    последний случай к этому ряду явно не относится. Слово спец представляет собой сокращение от специалист. А последнее слово - в конечном итоге - восходит к латинскому specialis [в средневековом произношении: специалис] "специальный, особый", в свою очередь связанному с латинскими же словами species [спе`киес] "вид, разновидность" и specio [спе`кио] "вижу, смотрю". Таким образом, спать и спец в этимологическом отношении совершенно между собой не связаны.

    * (Ср.: И швец, и жнец, и на дуде игрец (о мастере на все руки). )

    Народная этимология и искажение слов. Во всех только что рассмотренных примерах из детской этимологии то или иное объяснение происхождения слова не приводило, однако, к его искажению. Но не во всех случаях слово поддается народноэтимологическому истолкованию в том виде, в котором оно существует в языке. А поскольку объяснить непонятное слово все-таки хочется, в него нередко вносили искажения типа копатка или мазелин, которые свойственны далеко не одному только детскому языку.

    Примеры со словами спинжак, полуклиника, полусадик относятся к тому же самому типу. Но и эти диалектные и просторечные (нелитературные) формы не исчерпывают всех примеров подобного рода. Более того, народноэтимологические изменения слов можно наблюдать даже в литературном языке, причем такие случаи совсем не являются редкими.

    Древнерусское слово свдтель было образовано от глагола вдти "знать" и означало оно человека, который что-то знает. В настоящее время мы говорим не сведетель, а свидетель и связываем это слово не с глаголом ведать, а с видеть, воспринимая его в значении "очевидец" (тот, кто что-то видел).

    Латинский глагол vagari [вагари] "бродить" имел суффиксальное производное vagabundus [вагабундус] "бродячий", которое в итальянском языке дало vaga-bondo [вагаббндо], а в испанском - vagabundo [вагабундо] "бродяга". Редкий суффикс -bundo в испанском языке был "исправлен" на -mundo, а слово vagamundo стало восприниматься как сложное, образованное от vagar [вагар] "бродить" и mundo [мундо] "мир, свет". Так в результате народноэтимологического изменения испанское слово vagamundo приобрело значение "бродящий по свету".

    При рассмотрении этимологии различных слов ученым постоянно приходится иметь в виду возможности подобного рода народноэтимологических переосмыслений, которые зачастую сильно затрудняют исследование, ибо подменяют реальные древние этимологические связи связями вторичными, надуманными.

    "Я сама Ра!" Нигде, пожалуй, народная этимология не получила такого широкого распространения, как в истолковании собственных имен. Начинает, например, студент университета изучать латинский язык. На одном из первых занятий он узнаёт, что слово ira [и`ра] означает по-латыни "гнев". И сразу же пытается связать это слово с русским именем Ира, Ирина , "объясняя" последнее значением латинского слова. На самом же деле, имя Ирина было заимствовано из греческого языка, где слово eirene [эйре`не, в новогреческом произношении: ири`ни] означает "мир". Это слово еще древними греками употреблялось в качестве имени собственного (Eirene - Ирина - имя богини мира).

    Любопытная "этимология" имени древнего спартанского царя Менелая была предложена одним из русских авторов в XIX веке. Поскольку царь Менелай всегда и со всеми ругался, ему часто говорили мя (= меня) не лай "не ругай меня" (?!). Отсюда якобы и произошло это имя.


    Менелай - "не ругай меня"

    На каждом шагу подобные "этимологии" встречаются при объяснении географических названий. Многие топонимы отличаются исключительной древностью. Одни из них уже давно утратили этимологические связи в языке, другие этих связей никогда и не имели, так как они были заимствованы из других языков. Но стремление как-то объяснить эти непонятные названия часто приводило к появлению самых нелепых "этимологии" и даже целых легенд, нередко "подкрепляемых" ссылками на действительные исторические события.

    Откуда произошло название города Коломна ? Рассказывают, что отец Сергий когда-то благословлял князя Дмитрия Донского недалеко от этого города. После благословения отец Сергий направился в Коломну, но жители города почему-то прогнали его, да еще пригрозили кольями. "Я к ним с добром, а они колом мя (меня)", - жаловался потом Сергий. От этого колом мя и было дано городу имя Коломна .

    Другой столь же фантастический пример подобного типа - "этимология" названия реки и города Самара (современный город Куйбышев).

    Согласно легенде, бежала с востока на запад малая речка, а с севера - ей наперерез мчала свои волны могучая река Ра (древнее название реки Волги). "Посторонись! - кричит большая река малой речке,- уступи мне дорогу: ведь я - Ра!"

    "А я сама - Ра ", - невозмутимо отвечает речка и продолжает свой бег на запад.

    Столкнулись друг с другом два потока - и уступила величественная река Ра своей малой сопернице: вынуждена была и она повернуть свое течение к западу. От слов сама Ра и получила название река Самара , а в месте столкновения образовала Волга - Ра Самарскую луку (изгиб).

    Аналогичным образом народная этимология пыталась объяснить, например, названия рек Яхрома и Ворскла . Первое название было получено якобы от восклицания жены князя Юрия Долгорукого, которая при переправе через эту реку подвернула себе ногу и воскликнула: "Я хрома!" Второе название легенда связывает с именем Петра I. Глядя в подзорную трубу, царь уронил в воду линзу. Попытки найти "стекло" (скло ) не увенчались успехом. С тех пор река и стала называться Вор скла ("вор стекла").

    Разумеется, все эти легенды не имеют ничего общего с действительным происхождением соответствующих топонимов. Но они важны в другом отношении. Рассмотренные примеры показывают, как тесно народная этимология связана с устным народным творчеством - фольклором. Многие сказания и легенды возникли подобным же образом - в результате попытки этимологического осмысления непонятных слов и названий.

    С такого рода явлениями мы уже встречались на примере происхождения имени древнегреческой "пенорожденной" богини Афродиты и Афины Тритогении . Аналогичные примеры можно встретить в устном народном творчестве любой страны. Изыскания этимологов, направленные в сторону изучения особенностей народной этимологии, позволяют по-новому осветить сложнейшие проблемы, связанные с древними истоками устного народного творчества.

    Гнев и огонь. Во всех рассмотренных до сих пор примерах разница между народной и научной этимологией всегда выступала с достаточной ясностью. К сожалению, однако, есть немало таких случаев, когда совсем не удается провести более или менее четкую грань между этими двумя столь различными, казалось бы, типами этимологических объяснений.

    Некоторые из этимологии, предложенных еще римским грамматиком Варроном, долгое время относились к категории народных. Более тщательные исследования показали, однако, что эти объяснения Вар-рона подтверждаются научным анализом.

    В рассуждениях одного из героев М. Горького - Матвея Кожемякина - встречается мысль о том, что слово гнев связано по своему происхождению со словом огонь. В качестве примера, подтверждающего эту этимологию, Матвей Кожемякин ссылается на глагол огневаться, в котором он приставку о- рассматривает как часть корня огнь (огонь). Народноэтимологиче-ский характер данного объяснения совершенно бесспорен.

    Но вот сравнительно недавно советский этимолог В.В. Мартынов выдвинул эту же идею уже в качестве научной гипотезы. Одним из основных аргументов автора также является слово огневаться - только в его более древней форме. В. В. Мартынов привел интересные доводы в пользу своей точки зрения, и,- несмотря на ее спорность, с этой этимологией в настоящее время нужно считаться уже; как с научной гипотезой.

    Пример со словом гнев показывает, сколь условными могут быть границы между народной и научной этимологией. В одних случаях этимология, долгое время считавшаяся народной, может получить в конце концов всеобщее научное признание. И, наоборот, этимология, фигурирующая в качестве научной, может на деле оказаться нераскрытой народной этимологией.

    "Прощай, мясо!" Насколько подчас трудно бывает решить вопрос о принадлежности той или иной этимологии к числу народных, можно судить на примере с происхождением слова карнавал. В русский язык это слово пришло (через французское посредничество) из итальянского языка.

    Первоначально карнавалом назывался итальянский весенний праздник, аналогичный русской масленице. Этот праздник сопровождался различными уличными шествиями, маскарадами, массовыми танцами, веселыми театрализованными играми. Поскольку праздник этот происходил перед началом поста, во время которого христианская религия запрещала есть мясо, происхождение итальянского carnevale [карнева`ле] "карнавал" с давних пор стали связывать со словами саrnе [ка`рне] "мясо" и vale [ва`ле] "прощай" * .

    * (Ср. у Пушкина в "Евгении Онегине": "В конце письма поставить vale..." Слово vale имеет одинаковое значение в латинском и в итальянском языке. )

    На первый взгляд, перед нами - типичная народная этимология. Это объяснение очень похоже, например, на этимологию Монтевидео - из montem video "я вижу гору" или Менелай - из "мя не лай". Целый ряд весьма авторитетных ученых объявили этимологию came vale "прощай, мясо!" ошибочной народной этимологией. Вместо нее было предложено другое объяснение происхождения этого слова.

    С давних пор - еще на празднествах, посвященных египетской богине Изиде и греческому богу Дионису,- видное место во время торжественной процессии отводилось повозке, имеющей форму корабля или лодки. Латинские слова carrus navalis [ка`ррус нава`лис] буквально означают: "корабельная (или морская) повозка". Древняя традиция сохранилась в Италии вплоть до XVIII века, когда знатные итальянки все еще выезжали на карнавал в подобного рода "морских повозках" * . Следовательно, согласно этому объяснению, итальянское слово carnevale происходит от carrus navalis (или, точнее, от более поздней формы этих слов: carro navale ).

    * (И сейчас подобного рода "повозки" можно встретить на карнавалах в странах Латинской Америки. )

    Однако, как ни заманчиво выглядит последнее толкование, оно не может быть принято в качестве бесспорного. Во-первых, многочисленные памятники латинской письменности не дают нам ни одного примера с сочетанием слов carrus navalis. Итальянцы тоже, насколько нам известно, никогда не называли свои карнавальные "морские повозки" словами carro navale. Все это только предположения ученых.

    Во-вторых, связь слов карнавал или масленица со значением "мясо" встречается не только в итальянском языке. Греческое apokreos [апо`креос] "масленица, карнавал" имеет совершенно ясную этимологию: аро- - приставка, означающая удаление, отделение или прекращение, и kreos (или kreas ) "мясо". Слово мясопуст "масленица" хорошо известно в различных славянских языках, и его этимология опять-таки связана с "мясом".

    Правда, здесь дело не обошлось, по-видимому, без ка`лек. Но ведь если принять этимологию итальянского carnevale , возводящую это слово к carrus navalis , то придется признать греческое apokreos и славянское мясопуст кальками с переосмысленного латинского (или итальянского) слова. А это уже выглядит крайне неправдоподобным. Короче говоря, вопрос о том, является ли этимология carnevale "прощай, мясо!" народной или нет, до сих пор нельзя считать окончательно решенным.

    Таким образом, народная этимология - это не просто набор нелепых и наивных объяснений происхождения различных слов, а сложное явление, которое нередко ставит в затруднительное положение исследователя, занимающегося историей слова. Действие народной этимологии оставило многочисленные следы в языке. Причем эти следы в ряде случаев оказались столь незаметно "замаскированными", что ученые не всегда в состоянии отличить народную этимологию от истинной. Все это создает известные трудности в работе этимологов, заставляет исследователей языка привлекать все новый и новый материал, позволяющий им проникать в самые сокровенные тайны древнего словотворчества.

    Введение

    Этимология слова «паук» интересна тем, что в большинстве языков связано со словом «пряжа», «пряха» , «прядение».
    Сначала древнегреческая легенда об Арахне.
    Арахна
    Легенда об Арахне является частью мифа об Афине.
    Согласно легенде Арахна, попыталась соперничать в искусстве прядения с Афиной, за что была превращена Афиной в паука-Арахну.
    В имени Арахна находится разгадка легенды.
    Арахна – Araxna – parax[n]a – пряха (праслав.)(пропуск p).

    Этимология

    Этимология слова «паук» и «пряха» ведётся по моему методу .

    Паукообразные (Arachnoidea) prjach-vidnea – пряховидные (слав.)(пропуск p, замена v/n)
    kloto - > prjaxat – пряхати (слав.)(пропуск p, перест. k/l, редукция x/k), ещё
    kloto - > kudel – кудель (слав.)(перест l/t, редукция d/t)
    паук – pauk > pajka/prjaxa – пайка/пряха (слав.)(замена j/r) от плавающего ностратического корня p-k- пук. (слав.)(в смысле «вязать», не путать с междометием «пук!»), производный p-j-k/p-r-x – пайка/пряха.
    araneus – паук (лат.) > paragnj – пряжный (слав.)(пропуск p, g)
    spider – паук (англ.) > spi-der > prjaga-tel/del – пряжатель/пряжу-дeлати (слав.)(инв. spi, пропуск r, замена j/i, редукция t/d, l/r
    spinner – пряха (англ.) > prjagnaj – пряжная (слав.)(инв. spi, замена j/r)
    spinne – паук (нем.) > prjagnnj – пряжный (слав.)(инв. spi, пропуск r, замена j/i)
    spinaerin пряха (нем.) > prjagnaj-delanj – пряжное делание (слав.)(редукция l/r, пропуск d)
    cabweb – паутина (англ.) > bechevca/verevca – бечёвка/верёвка (слав.)(инв. cabweb, замена ch/w, редукция v/b; инв. cabweb, редукция v/b, замена r/w)
    airaignee – паук (фр.) > araxa > prjaxa – пряха (слав.)(редукция x/gn, производное от греч. Arach
    fileur – пряха (фр.) > viljanj/vejanj – вилянная/веянная (слав.)(инв. v/f, замена n/u; замена j/l), где «вилянная» – нить.
    eankbut – паук (араб.) > preax-paut - пряха паутины (слав.)(пропуск p, замена r/n, редукция x/k, p/b)
    alg hazal – пряха (араб.) > prjalka kozij – прялка козий (шерсти) (слав.)(пропуск pr, редукция k/g, k/h, замена j/l)
    ;r;mcek – паук (турк.) > prjadilchik – прядильчик (слав.)(инв. ;r;m, редукция p/m, ch/c, замена d/;, пропуск l)
    topa; – пряха (турк.) > shtopka – штопка (слав.)(пропуск sh, редукция k/;)
    urna – паук (санск.) > purjagnaj – пряжный (слав.)(пропуск p, j, g)
    prajan – пряха, рождение (санск.) > prjagenj – пряжение (слав.)(пропуск g)
    h;ma h;kki – паук (фин.) > am paukki – ам паук (слав.)(пропуск p), где «ам» - пожиратель
    kehr;;j; – пряха (фин.) > kudhelaaja – кудельная (слав.)(пропуск d, редукция l/r)
    makadee – паук (хин.) > mat-kudel – мать-кудель (слав.)(замена l/e), здесь похоже на иврит или арабский с приставкой ma-.
    spinar – пряха (хин.) > prjagnaj – пряжная (слав.)
    pok – паук (венг.) > pauk – паук (слав.)
    legcsavarkup – пряха (венг.) > puk – prajagkij – пук пряжки (слав.)(инв. legcsavarkup, пропуск p, редукция g/sc, k/g, замена j/l)
    Достоверность перевода с алфавита иврита слов «паук» и «пряжа» точно не гарантирую, но что-то вроде этого получается:
    айин-каф-бет-йод-шин (буквы иврита) > айкбиш/ajkabish – паук (ивр.) > pajk-prjash – паук пряжа (слав.)(редукция p/b, замена j/i, пропуск p, r)
    тэт-вав-нун-хэй (буквы иврита) > тэвaнух/tevanux – пряха (ивр.) > deva nitki - дева нитки (слав.)(редукция d/t, k/x, пропуск t)
    spy – шпион (англ.) > prjatanj – прятание (инв. spi, пропуск r, замена j/y, редукция t/s,
    spion – шпион (нем) > prjatanj – прятание, прятанный (слав.)(инв. spi, пропуск r, замена j/i, редукция t/s)
    Казалось бы, слово «шпион» общекоренное с «пауком», но замена t/s формирует новое слово «прятание» близкое по смыслу с поведением паука, но не с его функцией «прясть паутину».

    Сокращения

    СПИ – Слово о полку Игореве
    ПВЛ – Повесть временных лет
    СД – словарь Даля
    СФ – словарь Фасмера
    СИС – словарь иностранных слов
    ТСЕ – толковый словарь Ефремова
    ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
    CРС – словарь русских синонимов
    БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
    ССИС – сборный словарь иностранных слов
    МАК – малый академический словарь русского языка
    ВП – Википедия
    ЭБЭ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
    БСЭ - большая советская энциклопедия
    СК – этимологический словарь Крылова

    1. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm

    Рецензии

    Есть еще слово АРКАН - веревка с петлей на конце
    Это слово пришло в наш язык с тюркского языка.
    Дословно переводится ВЕРЕВКА.
    Ну а уже слово ВЕРЕВКА непосредственно связано с ПЛЕТЕНИЕМ и соответственно с ПРЯДЕНИЕМ.
    Есть еще слово ПАРКИ - древнеримские богини судьбы, которые ПРЯЛИ человеческую нить судьбы.
    Вполне возможно это видоизмененное слово ПРЯХИ.

    Но вот интересно какова природа происхождения слова ПРЯСТЬ или ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯДЕНИЕ
    И почему в этих явно однокоренных словах, начинает так "скакать" корень! Где-то ПРЯС, где-то ПРЯД, а где-то ПРЯ!

    Если все же идти дальше, я лично думаю, что есть некоторая связь с тюркским словом БУР - "вертеть, поворачивать, сворачивать, вращать"
    В принципе сочетание ВЕР, ВОР присутствует и в наших словах, но они "обросли" уже обильными суффиксами и приставками и в отдельном варианте это значение слова отсутствует.

    НИТЬ и ТЕСЬМА! Да тут явно прослеживается единая цепочка!
    Но все-таки весьма возможно, что переводы ДЕВЯТЫЙ и ДЕСЯТЫЙ не совпадение.
    Возможно здесь идут два параллельных смысловых уровня понимания. Хотя возможно и даже их тоже удасться связать. По-английски, ДЕСЯТЬ - TEN. TEN - прочитайте наоборот. Получится практически НИТЬ.
    Получается некая своеобразная связка DECIMA - ТЕСЬМА; TEN - НИТЬ.
    Каким то, образом число 10 связано с ПЛЕТЕНИЕМ. Возможно потому, что число 10 является своеобразным переходом на новый уровень? Надо посмотреть, как слово НИТЬ в других языках. Нет ли еще звуковых пересечений у слов НИТЬ и ДЕСЯТЬ?