Все о стройке и ремонте

Константин Батюшков: поэтическое творчество и судьба (фото. текст

Понимание жизненного и творческого пути русского поэта Константина Николаевича Батюшкова сопровождает некий парадокс. Творчество анакреонтического направления в отечественной литературе было отмечено лирикой воспевающей радости, веселья, свободы, любви к женщине. С другой стороны в стихах поэта присутствует глубочайший трагизм от восприятия жизни, как свидетельство разочарования её смыслом. В ряде стихотворений звучит тоска, исполненная глубоким страданием. В. Белинский, высоко ценивший поэзию Батюшкова, подчёркивал особенность самобытности его поэзии, повлиявшей на творчество Пушкина. Глубокая лирика Батюшкова, испытанная временем, и в наши дни воспитывает эстетическое восприятие и благородство души.

Жизненный путь поэта сложился исключительно трагично. Рожденный в Вологде в мае 1787 года, в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду, но сильно обедневшей, поэт рано познал горе утраты. Его мать скончалась, когда маленькому Косте едва исполнилось восемь. Душевная болезнь, связанная с психическим расстройством матери, стала причиной её смерти. Воспитывал поэта в раннем возрасте его дед, предводитель дворянства, но особое влияние оказал на развитие и формирование мировоззрения поэта его двоюродный дядя М.Н. Муравьёв - поэт и просветитель.

Получив хорошее образование в частных пансионах Петербурга, Батюшков особенно преуспел в изучении иностранных языков. Знание французского и итальянского языков очень пригодилось поэту, он стал талантливым переводчиком и страстно полюбил поэзию. Любовь к чтению ставит его в ряд самых образованных людей того времени. Проводя дни за чтением, он стал поклонником творчества Ломоносова и Вольтера; наслаждался литературой французского Просвещения, итальянского Возрождения, античной литературой, поэзией и драматургией. Дядя во всём поддерживал юного Батюшкова, который в течение пяти лет жил в его доме и служил в Министерстве народного просвещения чиновником. Денег служба не приносила, он постоянно жаловался на хроническую бедность. Однако здесь он знакомится и сходится с Н.И. Гнедичем, А.Н. Радищевым и другими писателями, входившими в «Вольное общество словесности, наук и художеств». Туда же вступает и Батюшков, увлечённый передовыми идеями времени.

Первые опубликованные им стихи относятся к тому же периоду, они вышли в журнале «Новости русской литературы». Два года, проведённые в Москве, не прошли даром - он знакомится с князем П. А. Вяземским, И. М. Муравьевым-Апостолом, В. Л. Пушкиным. В этот период окрепли его литературные основы.

Военная служба была не только обязательной для дворянского сословия, но и почётной. 1807 год отмечен в жизни поэта военными событиями. В качестве сотенного командира он принимает участие в Прусском походе. Вскоре получает серьёзное ранение спины, с повреждением спинного мозга, в битве при Гейльсберге. Находящегося на излечении в одной немецкой семье, Батюшкова посещает любовь к дочери хозяина дома. Безответная любовь, помноженная на кровавые ужасы войны, оставила глубокий след в душе поэта и послужила толчком к началу развития наследственной болезни, доставшейся ему от матери. В отставку Батюшков вышел не сразу, он участвовал в войне со Швецией, квартировался с батальоном в Финляндии и лишь в 1809 году вернулся в Петербург и оставил армию.

Поэт тяготится чиновничьей службой, служа в петербургской Публичной библиотеке, куда в 1812 году он перешел на должность помощника хранителя манускриптов. По его признанию ему претит «кланяться и ходить ужом и жабой», ему ненавистен карьеризм, он предвосхитил слова Чацкого в Грибоедовском «Горе от ума» фразой: «выслуживаться не стану по примеру других». Приступы хандры и душевной неуспокоенности всё чаще посещают его. Он не может жить более полугода в одном месте. Стремление попасть в «единственно верный приют» в Новгородской губернии, где находилось имение его матушки - село Хантоново (ныне Вологодская область), приводит к тому, что в уединении на него наваливается тяжким грузом одиночество, ему не хватает друзей. Но в Петербурге он тоскует по деревенскому уединению.

Вторжение войск Наполеона Батюшков встретил в Москве, где помогал вдове М.Н. Муравьёва с детьми уехать от ужасов войны. Тяжёлым испытанием его чувствительной души стало разорение прекрасного города французскими варварами, голод, пожары и нищета. Его здоровье было расстроено, однако он отправляется в армию, по велению сердца и зову долга. Батюшков, находясь в должности адъютанта генерала Н.Н. Раевского, пройдя через ряд героических сражений, таких как, битва под Лейпцигом в составе русской армии, доходит до Парижа, где становится очевидцем великих событий мирового значения, немало отличившись героизмом в сражениях по свидетельствам соратников, удивляется величию «военных чудес». Воодушевлёние увиденным, искренний патриотизм - лягут в основу послания «К Дашкову», исторической элегии «Переход через Рейн». Поэт Батюшков введёт в русский язык понятие «славянофил».

Война - нерадостное событие, а для ранимой души утончённого лирика - это испытание станет причиной новых душевных волнений и усугубит начинающуюся болезнь. Лёгкая и светлая поэзия всё больше наполняется печалью. «Тень друга», «Пробуждение», «Разлука» - в этих стихотворениях со всей очевидностью проявляются пессимистические настроения поэта.

Возвращение на родину в 1814 после посещения Стокгольма, Лондона и других европейских городов не принесло ничего, кроме новых разочарований. Ощущение собственной ненужности, стеснённость в средствах уязвляло самолюбие недавнего героя военных баталий. Событием, окончательно сломившим его нестойкую психику, стал не состоявшийся брак. Женщина, которую поэт любил со всей пылкостью души - А.Ф. Фурман - отказала ему во взаимности, отклонив его предложение руки и сердца. Небольшое имение, и раньше не дававшее достойного дохода, было разорено, гражданская служба казалась ему сущим наказанием, 1815 год стал по его выражению годом возвращения «на горести», его настигла тяжёлая болезнь, вызванная нервным расстройством.

Поэт сравнивал себя с красивым сосудом, наполненным стихами, и не достигнув цели, назначенной богом, разбившимся. Сама русская действительность во времена царствования Александра I казалась Батюшкову безотрадной и окутанной мраком. Восприятие жизни как наскучившей обязанности перекликается в произведениях поэта с интонациями творчества Пушкина и Грибоедова. Конфликт писателя и деятельности власть имущих деятелей выражается отчаянным письмом Гнедичу «Люди мне так надоели, и все так наскучило, а сердце так пусто, надежды так мало, что я желал бы уничтожиться, уменьшиться, сделаться атомом».

Писатели и поэты в обществе того времени находились в положении особого сорта людей, причисляемых сильными мира сего к не имеющим права на уважение. Ироничное к ним отношение очень остро воспринимал Батюшков. Даже генерал Раевский, умница и патриот, в обращении к боевому своему другу теперь позволял уничижительный тон «господин сочинитель». «Хладнокровие общества», убивающее дарования, заставляло Батюшкова в борьбе за личную свободу утверждать ценность и величие литературного труда. Он утверждал, что независимость мысли - есть благо для Отечества, и что ценность литератора во стократ выше любого политика или генерала.

В 1817 выходят отдельным изданием «Опыты в стихах и прозе». Это время расцвета поэзии Батюшкова. Литературный кружок «Арзамас», куда вступает поэт ещё в 1814 году, и членами которого состояли В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов и юный Пушкин, талант которого был сразу оценен Батюшковым, стал приютом израненной души поэта. Активное участие Ахилла, такое имя дали Батюшкову в кружке, позволило ему смело и открыто излагать свои литературные пристрастия и гражданские взгляды. Приверженцы Карамзина приветствовали его взгляды, созвучные их пониманию роли литературы в обществе. О нём писали: «имя Ахилла гремело в устах арзамасцев, и звук его пятил ряды полков враждебных». Он много сочинял, в противовес тяжести и мракобесия рабскому абсолютизму общественного строя, в свет выходят «Вакханка», «Таврида» образцы лёгкой и светлой поэзии. Воспевание счастья, наслаждения и гармонии, глубокий лиризм и прекрасный образец поэтического слога, создавали очарование светлой поэтической гармонии, что явилось значительным вкладом в русскую поэзию.

Поэзия Батюшкова очаровала молодого Пушкина, который стал продолжателем созданного Батюшковым направления поэзии в русской литературе, считая его своим учителем. Батюшков следовал заповеди Державина: живи, как пишешь, пиши, как живёшь. Лирика поэта во многом биографична, в ней в полной мере отражен образ самого поэта, так много пережившего, так во многом разочаровавшегося, так рано состарившемся.

В этот период Батюшков много занимается переводами. Выходит целый цикл «Из греческой антологии», сборник переводов исторических элегий «Гезиод и Омир», «Умирающий Тасс». Первым явил он российскому читателю Байрона. Помимо переводов его занимает литературная критика, он пишет в прозе путевые очерки, и многое другое, позволившее Батюшкову стать признанным литератором и властителем душ нового поколения поэтов и писателей.

Последнее назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполь, осуществляет давнюю мечту поэта о посещении Италии. В 1919 году он выезжает из России, но склонность к конфликтам с нелюбимым чиновничьим сословием, а также переживания от увиденных ужасов, сопровождавших революционные волнения Неаполя, наполняют его душу тяжелыми переживаниями и тягостным одиночеством. И, несмотря на сближение с русскими художниками С.Ф. Щедриным, О.А. Кипренским, многочисленные переводы и литературные труды цикла «Подражания древним», он хлопочет о переводе в Рим, куда и переезжает в 1920 году. Тяжелая наследственность, хрупкое душевное состояние, усиленное размышлениями об обречённости земной жизни перед лицом смерти, особенно отразившееся в стихотворении «Изречение Мельхисидека», способствуют нарастанию душевного кризиса и приводят к болезни маниакального преследования. Заботами лучших друзей Муравьевых, Вяземского, Жуковского предпринимаются попытки излечения поэта в лучших европейских клиниках. Поездка в Крым в 1821 году только обострила болезнь и сопровождалась несколькими попытками суицида. Он не смог излечиться в Германии, и был в 1828 году выписан из психиатрической лечебницы города Зоннештайна за полной неизлечимостью.

Современники связывали причину его душевного расстройства с конфликтом с начальством, упрекавшим поэта в неспособности к службе, ввиду увлечения написанием стихов. Нападки на Батюшкова продолжались и на родине. Заступаясь за поэта, Пушкин призывал современников уважать не только поэта Батюшкова, но и несчастья, обрушившиеся на него, и надежды, которым не дано осуществиться. Ровно на середине жизненного пути он потерял рассудок, иногда его сознание прояснялось в редкие минуты, и тогда он мог с горечью констатировать, что его уже нет на свете.

С 1823 по 1833 год он живёт в Москве, но вернуть его к полноценной жизни так и не удаётся. Его перевозят в Вологду, где за ним осуществляет присмотр его племянник Г.А. Гревенс до самой смерти. В 1855 году он умер в тифозной горячке, не приходя в разум. Его похоронили в Спассо - Прилуцком монастыре недалеко от Вологды.

Он в мире внутреннем ночных видений
Жил взаперти, как узник средь тюрьмы,
И был он мертв для внешних впечатлений,
И божий мир ему был царством тьмы!

П. Вяземский.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Батюшкова Константина Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Поклон поэту

В память о нашем земляке Константине Батюшкове 30 мая в Вологде прошел ряд мероприятий, посвященных празднованию 221-летия со дня рождения поэта.

Библиотека имени И. В. Бабушкина организовала акцию «Поклон поэту» , в рамках которой состоялись традиционные чтения около памятника Константину Николаевичу. С боем курантов присутствующие студенты и школьники возложили к памятнику цветы, а затем ценители творчества поэта прочитали свои любимые стихи и самого Батюшкова, и посвящения ему. На эту встречу из Череповца приехала представительница «Батюшковского общества» Нина Чусова. Она рассказала о том, как череповчане отметят этот памятный день: 1 июня Батюшковское общество организовывает литературно-поэтический праздник.

После такого лирического мероприятия все собравшиеся на Кремлевской площади поехали в Спасо-Прилуцкий монастырь, где находится могила Константина Батюшкова. Здесь вновь звучали слова о поэте, его стихи; отец Александр провел литию над захоронением Батюшкова. Для участников акции «Поклон поэту» в монастыре была организована экскурсия.

В этот же день в библиотеке имени И.В. Бабушкина состоялась презентация книг и Интернет-вкладки на сайте «Память Вологды», посвященных Константину Батюшкову. Для посетителей были представлены такие книги, как «Константин Батюшков. Эпоха. Поэзия. Судьба», факсимильное издание книги 1817 года со стихами поэта, книга Риммы Лазарчук «К.Н. Батюшков и Вологодский край». Завершилась презентация музыкальным экскурсом в позапрошлое столетие, который для этой встречи подготовила Заслуженная артистка России Елена Распутько.

Ирина Кузнецова

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Посвящается 225- летию со дня рождения

К. Н. Батюшкова

«Мои Пенаты»

Никанорова Екатерина

Борисовна, учитель

МБОУ «СОШ № 9»

г. Череповца

Вологодской области

2012

Слово о Батюшкове

В мае 2012 года исполняется 225 лет со дня рождения русского поэта,

предшественника А. С. Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова. Давайте

вглядимся в лики поэта.Слайды 1-2.

1787 г. 18 (29) маявВологде, в семье Николая Львовича Батюшкова и его жены

Александры Григорьевны (урожд. Бердяевой) родился сын Константин. Дворянский род

Батюшковых старинный, известный, но обедневший. Сохранились фамильные

портреты предков Батюшкова (деда и отца), старшей сестры Александры, младшей

Варвары и младшего брата Помпея (впоследствии издателя произведений своего

знаменитого брата).Слайд 3

Мать рано умерла, мальчик воспитывался в частных пансионах Петербурга.

Большое влияние на формирование Константина оказал дядя Михаил Никитич

Муравьев. «Он для меня все», - писал впоследствии Батюшков.Слайд 4-5

Детство поэта прошло в родовом имении Даниловское Устюженского уезда.

Отец, Николай Львович, был просвещенным для своего времени человеком, имел в

доме богатую библиотеку, картинную галерею, дал детям хорошее образование.

Сейчас в Даниловском музей.Слайды 6 – 7

Вторая половина жизни Батюшкова прошла в Вологде, в семье его племянника

Творческий путь Батюшкова –примерно два десятка лет начала 19 века. Им

созданы элегии, послания, сатиры, эпиграммы, шуточные стихотворения сделано

большое количество переводов. Известно около десятка прозаических произведений,

дневниковые записки. Высокую оценку Батюшкову дал Белинский: «Батюшков –талант

сильный и самобытный». «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин

явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова

достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и

уважением». Слайды 13-14 .

Батюшков был талантлив и как художник. Страницы его рукописей пестрят

многочисленными рисунками, выполненными «быстрою и решительною кистью».

Впоследствии так же рисунками будет заполнять свои рукописи А. Пушкин.

Слайды 15-21

В возрасте 34 лет Батюшков заболел тяжелою душевною болезнью, которая

передалась ему по наследству от матери. Сначала лечение помогало, сознание

возвращалось к нему. В такие минуты Батюшков осознавал и писал: «Меня уже нет на

свете"Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове

красивый сосуд, чем- то наполненный. Сосуд сорвался с головы…». Летом 1855 года он

похоронен на кладбище Спасо- Прилуцкого монастыря. На памятнике эпитафия самого

Не нужны надписи для камня моего,

Память о поэте бережно хранят в Вологде. В центре, на Соборной горке, установлен

памятник поэту- страннику. Слайды 25 -28

Литературно- музыкальная композиция

«Мои Пенаты»

Сцена I.

Стол, книги, перо, подсвечник со свечой. Входит Поэт.

Поэт:Я предполагал, что нынешнею весною могу предпринять путешествие для моего

здоровья по России: в половине апреля быть в Москве, закупить все нужное, книги,

вещи, экипаж, провести три недели посреди шума городского, посоветоваться с

лекарями и в первых числах мая отправиться на Кавказ, оттуда в Тавриду. Но ветры

унесли мои желания!Я один, живу вимении моей матери в Хантонове, близ

Череповца.

Совсем ветхий барский дом с балконом, беседкой в саду. За лесом – волны

Шексны. Я под тенью домашних богов. В Древнем Риме их называли Пенатами.

Чтец:отрывок из стихотворения «Мои Пенаты»

Слайды презентации 29 -37

МОИ ПЕНАТЫ

Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,

О пестуны мои!

Вы златом не богаты,

Но любите свои

Норы и темны кельи,

Где вас на новоселье,

Расставил по углам;

Где странник я бездомный,

Всегда в желаньях скромный,

Сыскал себе приют.

О боги! будьте тут

Доступны, благосклонны!

Не вина благовонны,

Не тучный фимиам

Поэт приносит вам;

Но слезы умиленья,

Но сердца тихий жар,

И сладки песнопенья,

Богинь пермесских дар!

О Лары! уживитесь

В обители моей,

Поэту улыбнитесь -

И будет счастлив в ней!..

В сей хижине убогой

Стоит перед окном

Стол ветхий и треногой

С изорванным сукном.

В углу, свидетель славы

И суеты мирской,

Висит полузаржавый

Меч прадедов тупой;

Там жесткая постель -

Все утвари простые,

Все рухлая скудель!

Скудель!.. Но мне дороже,

Чем бархатное ложе

И вазы богачей!..

Отеческие боги!

Да к хижине моей

Не сыщет ввек дороги

Богатство с суетой;

С наемною душой

Сцена II.

Поэт:В доме у меня тихо. Собака дремлет у ног моих, глядя на огонь в печке, сестра в

других комнатах читает. Я думаю… Почему мне нельзя жить в Москве?Почему

Квартира – 500

Дрова, освещение, чай – 500

Троелюдей – 500

Кушанье – 1000

Платье – 1000

Экипаж в разные времена – 1000

Издержки непредвиденные – 1000

Итого: 5500 рублей.

Когда устроятся мои дела? Когда я буду иметь доход до семи тысяч? О милая

независимость!Возможность уехать отсюда, находиться средидрузей, заниматься

тем, что надобно душе. Все силы приложу, чтобы исполнить мечту. А пока… Пока буду

вспоминать Москву.Совершупрогулку по Москве…

Слайды презентации 38 - 44

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ

1. Теперь, на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться по Москве? Дорогою я

великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное

смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с

нравами и обычаями восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности,

тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и

варварства. Не удивляйся, мой друг: Москва есть вывеска или живая картина нашего

отечества.

столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте. Тот, кто, стоя в

Кремле и холодными глазами смотрев на исполинские башни, на древние монастыри,

на величественное Замоскворечье, не гордился своим отечеством и не благословлял

1. Все противоположное мы видим на Кузнецком мосту и на Тверской, Там

книжные французские лавки, модные магазины, которых уродливые вывески

заслоняют целые домы, часовые мастера, погреба, и, словом, все снарядымоды и

2. Зайдем оттуда в конфектный магазин, где жид или гасконец Гоа продает

лакированных сапогах, в широких английских фраках, и в очках, и без очков, и

растрепанных, и причесанных. Этот, конечно, -англичанин: он, разиня рот, смотрит

на восковую куклу. Нет! он русак и родился в Суздале. Ну, так этот -француз: он

картавит и говорит с хозяйкой о знакомом ей чревовещателе, который в прошлом году

забавлял весельчаков парижских. Нет, это старый франт, который не езжал далее

Макарья и, промотав родовое имение, наживает новое картами. Ну, так это -немец,

русский, а только молодость провел в Германии. По крайней мере, жена его

иностранка: она насилу говорит по- русски. Еще раз ошибся! Она русская, любезный

друг, родилась в приходе Неопалимой Купины и кончит жизнь свою на святой Руси.

Отчего же они все хотят прослыть иностранцами, картавят и кривляются? -отчего?.

1. Теперь мы опять вышли на улицу. Взгляни направо, потом налево и делай сам

замечания, ибо увидишь вдруг всю Москву со всеми ее противоположностями.

2. Вот большая карета, которую насилу тянет четверня: в ней чудотворный

образ, перед ним монах с большою свечей. Вот старинная Москва и остаток древнего

обряда прародителей!

лошади, лакей, кучера -все в последнем вкусе. Вот и новая Москва, новейшие

2. Эта большая дедовская карета, запряженная шестью чалыми тощими

клячами, остановилась у дверей модной лавки. Вот из нее вылезает пожилая женщина

в большом чепце, мадам, конечно, француженка, и три молодые девушки. Они входят

в лавку -и мы за ними. «Дайте нам головных уборов, покажите нам эти шляпки, да по

христианской совести, госпожа мадам!» И торговка, окинув взорами своих гостей,

узнает, что они из степи, продает им лежалую старину вдвое, втрое дороже

обыкновенного. Старушка сердится и покупает.

1. Взгляни сюда, счастливец! Возле огромных чертогов вот хижина, жалкая

стужей -дети полунагие, мать за пряслицей, отец - старый заслуженный офицер в

изорванном майорском камзоле - починивает старые башмаки и ветхий плащ, затем,

чтоб поутру можно было выйти на улицу просить у прохожих кусок хлеба, а оттуда

пробраться к человеколюбивому лекарю, который посещает его больную дочь. Вот

Москва, большой город, жилище роскоши и нищеты.

зевает у камина, между тем как вокруг его все в движении, роговая музыка гремит на

хорах, вся челядь в галунах, и роскошь опрокинула на стол полный рог изобилия. В

обветшали. Самое самолюбие его оставило. Он окружен ласкателями, иностранцами и

шарлатанами, которых он презирает от всей души, но без них обойтись не может. Его

тупоумие невероятно. Вот следствие роскоши и праздности в сей обширнейшей из

столиц, в сем малом мире!

1. Теперь мы видим перед собою иностранные книжные лавки. Их множество, и

ни одной нельзя назвать богатою в сравнении с петербургскими. Книги дороги,

хороших мало, древних писателей почти вовсе нет, но зато есть мадам Жанлис и

мадам Севинье - два катехизиса молодых девушек - и целые груды французских

романов - достойное чтение тупого невежества, бессмыслия и разврата. Множество

книг мистических, назидательных, казуистских. Их беспрестанно раскупают и в Москве,

ибо наши модницы не уступают парижским в благочестии и с жадностию читают глупые

и скучные проповеди, лишь бы только они были написаны на

языке медоточивого Фенелона, сладостного друга почтенной девицы Гион.

2. Я думаю, что ни один город не имеет ниже малейшего сходства с Москвою.

нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских

времен и ветреность неимоверная, как враждебные стихии, в вечном несогласии, и

составляют сие чудное, безобразное, исполинское целое , которое мы знаем под

общим именем: Москва

Сцена III.

Поэт: Любимое мое занятие – книги. Книга всегда глубокомысленна, никогда не

утомительна. Книга – история и роман человеческого сердца. Роман… Страсти

человеческого сердца…Любовь может быть в голове, в сердце и в крови. Головная

Любовь сердечная опасна менее. Любовь в крови весьма обыкновенна. Истинная

любовь должна быть и в голове, и в сердце, и в крови… Вот блаженство! Вот ад!

Вспоминается мне Рига. Мое выздоровление после ранения. Молодая девушка

Эмилия. И Петербург, дом Оленина. Еще одна девушка –Анна Федоровна Фурман. Мы

были влюблены. Но ни с одной из них мне не суждено быть вместе.

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной…

Слайды презентации 45 - 47

Звучит романс «Память сердца»

Сцена IV.

живи, как пишешь. Трудное правило. Надо подумать. Мысли мои мысли так и летят

одна за одной, так и вьются, кружатся…

Чтецы – мысли. Выходят, медленно кружась. Приближаются к краю сцены и

произносят мысль поэта.

1.Гордость - огромная вывеска маленькой души.

2. Испытание. Каждая вещь имеет испытание. Золото пробуется огнем, женщина

золотом, а мужчина –женщиной.

3. Знаю – понимается тремя видами.1- е. «Все знаю» означает надменного невежду. 2-

е. «Не знаю» - глупого. 3- е. «Ничего не знаю» - разумного человека.

1. Упрямство –вывеска дураков.

2. Прекрасная женщина всегда божество, особенно если мила и умна, если хочет

нравиться. Но где она привлекательнее? За арфой, за книгою, за пяльцами, за

молитвою или в кадрили? –Нет совсем! –а за столом, когда она делает салат.

3. Нет ничего скучнее, как жить с человеком, который ничего не любит, ни собак, ни

людей, ни лошадей, ни книг. Что в офицере без честолюбия? Ты не любишь крестов? --

Иди в отставку! а не смейся над теми, которые их покупают кровью. Ты не имеешь

охоты к ружью? -- Но зачем же мешать N. ходить на охоту? Ты не играешь на скрипке?

-- Пусть же играет сосед твой!.. Но отчего есть такие люди на свете? -- от самолюбия.

Поверьте мне,что эта страсть есть ключ всех страстей.

1. Женщины меня бесят. Они имеют дар ослеплять и ослепляться. Они упрямы, оттого

что слабы. Недоверчивы, оттого что слабы. Они злопамятны, оттого что слабы. У них

нет Mezzo termine {Золотой середины (итал). }. Любить или ненавидеть! -- им надобна

беспрестанная пища для чувств, они не видят пороков в своих идолах, потому что их

обожают; а оттого- то они не способны к дружбе, ибо дружба едва ли ослепляется! -- Но

можно ли бранить женщин? Можно: браните смело. У них столько же добродетелей,

сколько пороков.

2. Надобно быть снисходительным и к себе: сделал дурно сегодня, не унывай -

теперь упал, завтра встанешь. Не валяйся только в грязи.

3. Читать -- читается таким образом. 1 -е. Читать и не понимать. 2- е. Читать и

понимать. 3- е. Читать и понимать даже то, что не написано. Большая часть читает

первым образом, но третьим -- всегда мало.

Сцена V.

Поэт: Кругом мрачное молчание, дом пуст, дождик накрапывает, в саду слякоть.

Что делать? Все прочитал, что было, даже «Вестник Европы ». Давай вспоминать

старину. Давай писать набело, экспромтом, без самолюбия, и посмотрим, что

выльется; писать так скоро, как говоришь, без претензий, как мало авторов пишут, ибо

самолюбие всегда за полу дергает и на место первого слова заставляет ставить

другое. Перо немного рассеет тоску мою. И так... Но вот уж я и в тупик стал. С чего

начать? О чем писать? Отдавать себе отчет в прошлом, описывать настоящее и планы

будущего. Но это -признаться -очень скучно.

Что говорить о настоящем! Оно едва ли существует. Будущее... о, будущее для

меня очень тягостно с некоторого времени!

И так, пиши о чем -нибудь; рассуждай!

Рассуждать несколько раз пробовал, но мне что- то все не удается: для меня -говорят

могу рассуждать?

Первыйрезон:мал ростом.

2-й » не довольно дороден.

3-й » рассеян.

4-й » слишком снисходителен.

5-й » ничего не знаю с корня, а одни вершки, даже и в поэзии, хотя

целый век бледнею над рифмами.

6-й » не чиновен, не знатен, не богат.

7-й » не женат.

8-й » не умею играть в бостон и в вист.

9-й » ни в шах и мат.

10-й » ни во что другое

11-й » После придумаю остальные резоны, по которым рассудок

заставляет меня смиряться. Но писать надобно. Мне очень скучно без пера. Пробовал

рисовать - не рисуется; что же делать, научите добрые люди, а говорить не с кем. Не

знаю, как помочь горю. Давай подумаю.

Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, каких много ! Вот

некоторые черты его характера и жизни.

Ему около тридцати лет. Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти

болен. Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра - ударился в мысли, в

религию и стал мрачнее инока. Лице у него точно доброе, как сердце, но столь же

непостоянно. Он тонок, сух, бледен, как полотно. Он перенес три войны и на биваках

был здоров, в покое - умирал! В походе он никогда не унывал и всегда готов был

жертвовать жизнью. Он служил в военной службе и в гражданской: в первой очень

усердно и очень неудачно; во второй удачно и очень не усердно. Обе службы ему

надоели, ибо, поистине, он не охотник до чинов и крестов.

Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека…

Входят двое: белый человек и черный человек

Встают позади поэта спиной друг к другу

Белый: : один - добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до

излишества, щедр, трезв, мил.

Черный: другой человек злой, коварный, завистливый, жадный, иногда

корыстолюбивый, но редко; мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый,

есть черный -прямойурод.

чудака профиль дурного человека, а посмотришь в глаза, так найдешь доброго:

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) - один из прекраснейших русских поэтов своего времени. Долгое время возглавлял движение поэтов-анакреонтистов, был весьма известной фигурой в литературных кругах. Сегодня его имя практически забыто, мало кто знает, что жил когда-то столь замечательный писатель. Давайте же исправим эту несправедливость.

Батюшков: биография

Будущий писатель родился 18 мая в городе Вологде, в старинной, но обедневшей семье дворян. Он был первым сыном, до него у четы Батюшковых родилось четыре дочери. Константин оказался долгожданным мальчиком.

Отец поэта Николай Львович был человеком образованным, но его характер сильно испортила обида на правительство из-за опалы, которая постигла Батюшковых благодаря участию родственника в заговоре против Екатерины II. Свою мать, Александру Григорьевну (в девичестве Бердяеву), Константин совсем не успел узнать - она тяжело заболела, когда мальчику только исполнилось шесть лет, и вскоре скончалась. Ее хворь была душевной и передалась самому писателю и его старшей сестре.

Детство маленького Кости прошло в родовом имении, которое находилось в селе Даниловском. Но после кончины матери его отправили в петербургский пансион О. Жакино. Только в 16 лет Батюшков смог покинуть это учебное заведение. В это время он активно начинает заниматься литературой, много читает на французском, в совершенстве осваивает латинский, чтобы изучать классические тексты в оригинале.

Самостоятельная жизнь в столице

Батюшков Константин Николаевич решает остаться в столице. На первых порах ему помогает дядюшка, М. Н. Муравьев. Он же устраивает юношу в 1802 году в Министерство народного просвещения. Затем в 1804-м писатель переходит на службу в канцелярию Муравьева по Московскому университету, где занимает должность письмоводителя.

В эти годы Батюшков сближается с некоторыми сослуживцами, многие из которых начинают примыкать к карамзинскому правлению и в итоге основывают «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Самыми близкими его друзьями стали Н. Гнедич и И. Пнин. Благодаря их влиянию будущий поэт начинает пробовать свои силы в писательстве.

В 1805 году публикуется в журнале «Новости русской литературы» первое стихотворение Батюшкова - «Послание к стихам моим».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план. 22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях. Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией. После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии. В это время начало проявляться материнское "наследство" - Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Возвращение в свет

В декабре 1809 года Муравьев приглашает племянника в Москву. С огромной радостью возвращается в свет Батюшков. Биография писателя говорит нам о том, что у него было множество друзей среди людей искусства, с которыми он познакомился в Петербурге и Москве. Особенно близко в это время писатель сошелся с П. Вяземским и В. Пушкиным.

Но судьбоносным для него стало знакомство с В. Жуковским и Н. Карамзиным, последний очень скоро понял, насколько талантлив молодой человек, и высоко оценил его творчество. В 1810 году, получив отставку из полка, отправился по приглашению Карамзина отдохнуть в судьбу Вяземских Батюшков. Стихи поэта в эти годы становятся все более популярны, этим и объясняется желание знатных вельмож видеть его у себя в гостях.

В 1813 году писатель переезжает в Петербург, где устаивается на работу в Публичную библиотеку. Он продолжает знакомиться с новыми людьми и вести активную светскую жизнь.

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама - Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию. Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Италия

В 1818 году русский поэт Батюшков отправляется в Одессу на лечение. Здесь он получил письмо от А. Тургенева, которому удалось выхлопотать для друга место в Неаполе при дипломатической миссии. Константин Николаевич долгие годы мечтал побывать в Италии, однако известие его не порадовало. В это время он испытывал сильное разочарование в жизни, и новость только ухудшила ситуацию.

Несмотря на эти настроения, в 1819 году Батюшков прибыл в Италию. Эта страна произвела на него сильное впечатление. Он познакомился со многими интересными людьми, в том числе и русскими художниками, жившими в Риме. Но счастье длилось недолго, и вскоре поэт начал скучать по родине.

Здоровье писателя не улучшалось, поэтому в 1821 году он отправился в Германию на воды. Его душевная болезнь проявлялась все сильнее, Батюшков начал подозревать, что за ним следят какие-то враги. Зиму 1821-го и весь 1822 год поэт провел в Дрездене. В это время им было написано лучшее, по мнению критиков, стихотворение - «Завещание Мельхиседека».

Последние годы и смерть

В 1822 году начал терять рассудок Батюшков (биография это подтверждает). Он возвращается на родину. Некоторое время живет в Петербурге, а затем отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму. В поездке он несколько раз пытался совершить самоубийство.

В 1824 году поэта, благодаря финансовой помощи Александра I, поместили в частную психиатрическую лечебницу в Саксонии. Здесь он провел 4 года, но никакой пользы лечение не принесло. Поэтому родные решили перевезти его в Москву. На родине Батюшков Константин Николаевич почувствовал себя лучше, острые приступы практически прошли, и болезнь ненадолго отступила.

В 1833 году писателя перевезли в дом его племянника, который жил в Вологде. Здесь Батюшков провел остаток своих дней. Скончался поэт 7 июля 1855 года.

Константин Батюшков: интересные факты

Перечислим некоторые интересные моменты из жизни писателя:

  • Пушкин называл поэта своим учителем и преклонялся перед его творчеством, особенно выделяя ранний период.
  • Главным принципом Батюшкова при написании произведения было: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
  • В 1822 году поэт написал свое последнее произведение, ему было всего 35 лет.
  • Батюшков прожил последние 22 года своей жизни, совершенно потеряв рассудок.

Особенности творчества

Очень много для русской словесности и поэтического языка сделал Константин Батюшков. Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников. Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее. Белинский считал, что только благодаря трудам Батюшкова и Жуковского Пушкину удалось добиться такой легкости и изящества в своей поэзии.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями. Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого. Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение. А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности - войне, душе русского солдата, силе народного характера. Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты - легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Проза

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык. Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы. Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Теперь мы видим, что значение трудов писателя для развития русской литературы невозможно переоценить.


Подписи к слайдам:

Д.В. Давыдов
А.А. Дельвиг
А.С. Пушкин
К.Н. Батюшков
Е.А. Баратынский
К.Ф. Рылеев
В.А. Жуковский
Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает своюгрусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нём не только поэта, но и человека… В.Г.Белинский К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии. Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…
Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы: К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова: «Послание к стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности. В 1810 – 1812 г.г. активно сотрудничает в журнале «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским и другими литераторами. С этого времени целиком посвящает себя литературному творчеству. В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний: …Дружбе дам я час единый, Вакху час и сну другой; Остальною ж половиной Поделюсь, мой друг, с тобой! Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»). К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона в походе в Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после - в Петербург; в войне со Швецией (1808 г.) ;в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии. Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года. Мой друг! Я видел море злаИ неба мстительного кары: Врагов неистовых дела,Войну и гибельны пожары…Бродил в Москве опустошенной,Среди развалин и могил… «К Дашкову»
В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому) Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное: В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни, её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны:Нет, нет! Талант погибни мойИ лира, дружбе драгоценна,Когда ты будешь мной забвенна,Москва, отчизны край златой! «К Дашкову» Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др. К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора: …Пока на поле честиЗа древний град моих отцовНе понесу я в жертву местиИ жизнь и к родине любовь,Пока с израненным героем,Кому известен к славе путь,Три раза не поставлю грудьПеред врагом сомкнутым строем –Мой друг, дотоле будут мнеВсе чужды музы и хариты,Венки, рукой любови свиты,И радость шумная в вине! «К Дашкову» Анна Фёдоровна Фурман
В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни. В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»… Скажи, мудрец младой, что прочно на земле?Где постоянно жизни счастье?...Так всё здесь суетно в обители сует!Приязнь и дружество непрочно!Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?Что вечно чисто, непорочно?...Так ум мой посреди сомнений погибал.Все в жизни прелести сокрылись:Мой гений в горести светильник погашал,И музы светлые сокрылись…Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:Ногой надёжною ступаюИ, с ризы странника свергая прах и тлен,В мир лучший духом возлетаю. « К другу» Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё прекрасное: любовь, дружба…
В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе» (переводы, статьи, очерки, стихи) – принёс поэту большой успех. К.Н.Батюшков считается первым поэтом России. Входит в «Московское общество любителей русской словесности», «Вольное общество любителей словесности» в Петербурге, в «Арзамас». В поэзии Батюшков был последователем «языковой реформы» Н.М.Карамзина, цель которой – сблизить книжный язык с разговорным, «утончить» язык как средство выражения внутреннего мира человека, расширить лексическую окраску слова. В 1819 году уезжает в Италию по месту службы – назначен чиновником при неаполитанской миссии (о чём давно мечтал). В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь. Лечение в лучших европейских клиниках не дало результатов. В 1828 – 1833 г.г. Батюшков живет в Москве под опекой родственников, а с 1833 г. по 1855 г. – в Вологде, в доме своего племянника. Умер 7(19) июля 1855 года от тифозной горячки, похоронен в Вологде. «Батюшкову от благодарных потомков» «Умрет, забыт!» Поверьте, нет! Потомство все узнает: Чем жил, и как, и где поэт, Как умер, прах его где мирно истлевает. И слава, верьте мне, спасет Из алчных челюстей забвенья И в храм бессмертия внесет Его и жизнь, и сочиненья. 1817 г.
В 1987 году, в честь 200-летия со дня рождения поэта, в Вологде был открыт памятник К.Н.Батюшкову (скульптор В.М.Клыков). У подножия памятника выгравированы слова: Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием, музыкальностью, «златострунностью» стиха. Несмотря на трагизм личной судьбы, в стихотворениях Батюшкова много света, душевной гармонии.