Все о стройке и ремонте

Л. С

Выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский (1896-1934), работавший во многих областях психологии и создавший несколько оригинальных научных теорий, сделал все возможное, чтобы детская психология стала полноценной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей. Этапы становления и развития отечественной детской психологии неразрывно связаны с именем Выготского.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
    В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
    Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.
    Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.Содержание:Методология
    Исторический смысл психологического кризисаОбщая психология
    Психология
    О поведении и реакции
    Три элемента реакции
    Реакция и рефлекс
    Наследственные и приобретенные реакции
    Наследственные, или безусловные, рефлексы
    Инстинкты
    Происхождение наследственных реакций
    Учение об условных рефлексах
    Суперрефлексы
    Сложные формы условных рефлексов
    Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека
    Законы торможения и растормаживания
    Психика и реакция
    Поведение животного и поведение человека
    Сложение реакций в поведение
    Принцип доминанты в поведении
    Конституция человека в связи с его поведением
    Инстинкты
    Происхождение инстинктов
    Соотношение инстинкта, рефлекса и разума
    Инстинкты и биогенетические законы
    Две крайности во взглядах на инстинкт
    Инстинкт как механизм воспитания
    Понятие о сублимации
    Эмоции
    Понятие об эмоциях
    Биологическая природа эмоций
    Психологическая природа эмоций
    Внимание
    Психологическая природа внимания
    Характеристика установки
    Внутренняя и внешняя установка
    Внимание и рассеянность
    Биологическое значение установки
    Внимание и привычка
    Физиологический коррелят внимания
    Работа внимания в целом
    Внимание и апперцепция
    Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций
    Понятие о пластичности вещества
    Психологическая природа памяти
    Состав процесса памяти
    Типы памяти
    Индивидуальные особенности памяти
    Пределы развития памяти
    Интерес и эмоциональная окраска
    Забывание и ошибочное запоминание
    Психологические функции памяти
    Техника памяти
    Два типа воспроизведения
    Реальность фантазии
    Функции воображения
    Мышление как особо сложная форма поведения
    Двигательная природа мыслительных процессов
    Сознательное поведение и воля
    Психология языка
    Я и Оно
    Анализ и синтез
    Темперамент и характер
    Значение терминов
    Темперамент
    Строение тела и характер
    Четыре типа темперамента
    Проблема призвания и психотехника
    Эндогенные и экзогенные черты характераО психологических системах
    Сознание как проблема психологии поведения
    Психика, сознание, бессознательное
    Мышление и речьПредисловие
    Проблема и метод исследования
    Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
    Проблема развития речи в учении В. Штерна
    Генетические корни мышления и речи
    Экспериментальное исследование развития понятий
    Исследование развития научных понятий в детском возрасте
    Мысль и словоПсихология развития
    История развития высших психических функций.
    Проблема развития высших психических функций
    Метод исследования
    Анализ высших психических функций
    Структура высших психических функций
    Генезис высших психических функций
    Развитие устной речи
    Предыстория развития письменной речи
    Развитие арифметических операций
    Овладение вниманием
    Развитие мнемических и мнемотехнических функций
    Развитие речи и мышления
    Овладение собственным поведением
    Воспитание высших форм поведения
    Проблема культурного возраста
    Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенкаЛекции по психологии
    Лекция первая. Восприятие и его развитие в детском возрасте
    Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте
    Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте
    Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте
    Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте
    Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрастеОрудие и знак в развитии ребенка
    Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка
    Эксперименты по практическому интеллекту ребенка
    Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта
    Речь и практическое действие в поведении ребенка
    Развитие высших форм практической деятельности у ребенка
    Путь развития в свете фактов
    Функция социализированной и эгоцентрической речи
    Изменение функции речи в практической деятельности
    Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов
    Развитие высших форм восприятия
    Разделение первичного единства сенсомоторных функций
    Перестройка памяти и внимания
    Произвольная структура высших психических функций
    Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов
    Проблема знака в формировании высших психических функций
    Социальный генезис высших психических функций
    Основные правила развития высших психических функций
    Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка
    Структура знаковой операции
    Генетический анализ знаковой операции
    Дальнейшее развитие знаковых операций
    Глава пятая. Методика изучения высших психических функций
    Заключение. Проблема функциональных систем
    Употребление орудий у животного и человека
    Слово и действиеВопросы детской психологии
    Проблема возраста
    Проблема возрастной периодизации детского развития
    Структура и динамика возраста
    Проблема возраста и динамика развития
    Младенческий возраст
    Период новорожденное
    Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
    Генезис основного новообразования младенческого возраста
    Основное новообразование младенческого возраста
    Основные теории младенческого возраста
    Кризис первого года жизни
    Раннее детство
    Кризис трех лет
    Кризис семи лет

    • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
    • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

    Лев Выготский (1896-1934) был ровесником Ж. Пиаже и главным его оппонентом, только жить и работать в области психологии ему пришлось почти на полвека меньше, чем знаменитому коллеге. И сотрудников у него насчитывалось едва десяток, а не 500, как в Международном центре у Ж. Пиаже. Но он стал основателем советской психологии, а в последние два десятилетия его как бы вновь открыли за рубежом, в США, пересматривая и развивая его работы. Там его относят к когнитивному направлению, считая центральным вопросом Выготского идею о том, что развитие интеллекта ребенка зависит от исторического развития знаний, что мир приобретает для нас смысл по мере усвоения значений, разделяемых окружающими людьми. Мы развиваем свое понимание мира через сотрудничество с более знающими людьми. Нам не только передают знания, но и учат и дают образцы способов познавательной деятельности.

    В анализе когнитивного развития ребенка Л. С. Выготский предлагал различать два уровня. То, что ребенок может делать и понимать сам, - это его реальный уровень развития, а то, что он может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников, - это зона его ближайшего развития. Ближайший уровень показывает возможности, реальный - обученность. Так, в начальной школе многие ученики не могут сами решить задачу, но если учитель ставит вопросы, что дано, что требуется узнать, что надо узнать вначале и так далее, - ученики успешно решают. Вопросами им задают способ рассуждений, и задача становится понятной, доступной. Американцы это называют «ученичество в мышлении».

    Переход из зоны ближайшего развития на уровень реального, актуального развития происходит в обучении, как в школе, так и в жизни. Именно обучение движет развитие и ведет его за собой. Эта формула Л. С. Выготского стала основополагающей в советской системе образования. А вот диагностику с учетом зоны ближайшего развития еще предстоит разработать, без этого аспекта тестирование не даст объективной картины.

    В отличие от теоретиков поведенческой психологии (бихевиоризма) и психоанализа Л. С. Выготский поставил своей задачей исследовать сознание - «вершинную психологию». Он утверждает культурно-историческую и знаковую природу сознания. Знаки, значения создаются обществом, их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. В работе «Развитие высших психических функций» (1931 г.), а также в своем главном труде «Мышление и речь» (1934 г.) он показал наличие низших, натуральных психических процессов и высших функций, которые отличаются уровнем произвольности, ими можно управлять. Высшие психические функции опосредуются знаками, главным образом речью, они приобретаются в общении со взрослыми и только потом переходят во внутренний план сознания по механизму интериоризации. Это «второе рождение функции», открывающее путь к ее дальнейшему совершенствованию. Например, память малыша как запечатление эмоционально окрашенных событий не похожа на память школьника, основанную на логической обработке текста, повторах и самопроверке. Такими же вторичными являются логическое мышление, детализирующее восприятие, воля, самосознание - вся психика развитого человека.

    Л. С. Выготский не выделял проблему личности, считал, что культурный (вторичный) аспект отношения ребенка к миру есть показатель его общего, в том числе личностного развития. Личность отождествляется с самосознанием. Личность есть надприродное в человеке, результат его культурного развития, она формируется в процессе интериоризации традиций, социальных форм поведения, которые становятся способами индивидуальной адаптации и саморегуляции.

    Личностные структуры есть сплав аффекта и интеллекта, они есть результат переживания воздействий среды. В зависимости от возраста и развития интеллекта ребенок по-разному переживает даже одинаковые воздействия. В этом состоит «социальная ситуация развития» - понятие, введенное Л. С. Выготским. Развитие может быть плавным, эволюционным и резким, кризисным. Кризисы изменяют социальную ситуацию, обостряют отношения и выводят ребенка на новую ступень развития. В этом плюсы и минусы кризисов.

    Периоды психического развития определились эмпирически и потому совпадают у разных авторов. Л. С. Выготский предложил научные основания периодизации, выделяя два критерия: динамический и содержательный. Согласно первому критерию период рассматривается как спокойный, литический, или бурный, критический. По второму критерию выделяют новообразования, характерные для данного возраста: тип интеллекта, вид деятельности, личностная позиция и т. д. Он подробно охарактеризовал критические периоды: кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, тринадцати, семнадцати. В каждом выделены как разрушительные тенденции, так и созидательные, положительные, составляющие личностный рост.

    Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием созревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перестраивает систему сознания.

    Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка .
    1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.
    2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.
    3. Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию. Так, у детей ярко выражена функция роста, они стремятся стать взрослее, но в юношеском возрасте такое стремление сведено к минимуму, затухает. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образованием. (Например, развитие речи вызывает развитие словесной памяти, логического мышления и т. д.)

    Концепция Л. С. Выготского, сложившаяся в начале 30-х годов прошлого века, имела определенные недостатки.
    1. В структуре сознания детально представлен интеллект и значительно слабее - мотивационно-потребностная сфера.
    2. Общение, как основа познавательного развития, сводилось к речевому взаимодействию без должного внимания к орудийной предметной деятельности самого ребенка.
    3. При резком подчеркивании роли усвоения социального опыта недооценивалась роль собственной активности в развитии личности.
    4. Концепция была слабо подтверждена фактами.

    Однако подход к объяснению сущности психического развития был настолько нов и убедителен, что на его основе проведены интереснейшие исследования учеников и последователей Л. С. Выготского.

    Важную роль в развитии генетической психологии в советский период сыграл Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960). В своем монументальном труде «Основы общей психологии» (1940 г.) он обобщил все имеющиеся в мировой науке того времени данные о развитии каждого психического процесса, свойств личности и деятельности. Основной принцип развития он сформулировал как «внешнее через внутреннее» - внешние воздействия преломляются через внутреннее состояние человека, его потребности, интересы, уровень готовности к восприятию этих воздействий. Не существует отдельно процесса развития - ребенок развивается в процессе обучения и воспитания.

    Культурно-историческая теория Л. С. Выготского получила дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) вводит в психологию категорию деятельности, выделяя в ее структуре мотивы, цели, средства и способы. Если у Выготского обучение, «присвоение» социального опыта представлено в основном как речевое общение ребенка со взрослым, то А. Н. Леонтьев показывает роль организованной взрослыми деятельности детей. Собственные действия ребенка и есть основной путь «присвоения» исторического опыта, путь формирования способностей, необходимых для таких действий. Формы и виды деятельности могут быть разными, но в каждый возрастной период определенная активность выступает как ведущая деятельность, более всего влияющая на развитие и порождающая психические новообразования. Она служит главной характеристикой возраста. Смена ведущей деятельности знаменует переход на новую возрастную ступень. Более подробно исследовал А. Н. Леонтьев игру как ведущую деятельность дошкольника.

    Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) обозначил два типа ведущей деятельности. При первом типе она направлена на усвоение основных смыслов человеческих действий: мотивов и норм отношений в мире людей. Это эмоциональное общение младенца, игра дошкольника, общение подростков. К другому типу относится усвоение способов действий в мире предметов. Это предметные манипуляции малыша, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная - у старшеклассника. Специальное исследование Д. Б. Эльконин посвятил сюжетно-ролевой игре, представив ее как модель социальных отношений («Психология игры», 1978).

    Вместе с В. В. Давыдовым Д. Б. Эльконин разработал систему развивающего обучения в начальной школе, обеспечивающую более высокий уровень теоретического мышления детей.

    Лидия Ильинична Божович (1908-1981) исследовала личностные аспекты психического развития, эмоционально-потребностную сферу. Она доказывает, что базовой потребностью человека, обеспечивающей развитие, является потребность в новых впечатлениях, потребность в новизне. Она выражена в ориентировочном рефлексе, необходимом для образования любого условного рефлекса. Новизна вызывает подражание, усвоение социального опыта. На этой потребности развивается общение, привязанность к взрослому как источнику информации, на ней базируются интересы и склонности. Ни одно воздействие на личность ребенка не будет эффективным без элементов новизны.

    Исследования онтогенеза личности продолжила Майя Ивановна Лисина. Она рассматривала общение как вид деятельности, выделяя его мотивы, цели и средства. Освоение ребенком новых форм общения со взрослым определяет социальную ситуацию развития и служит условием и показателем развития.

    Разносторонние исследования психологии дошкольного детства провел Александр Владимирович Запорожец и сотрудники созданного им Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР. Выступая против раннего обучения детей по школьным программам, он обосновал идею амплификации, то есть развития путем обогащения детских видов деятельности: игры, изобразительной и предметной деятельности, обогащения предметной среды. (Значение ранних периодов детства для формирования детской личности).

    А. В. Запорожец исследовал значение практических действий в развитии произвольного поведения детей, выявил перцептивные действия как основу развития восприятия и ощущений. Действия ощупывания, осматривания, сравнения с эталоном позволяют создать четкий образ предмета. На этой теоретической основе были созданы методики сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях.

    Под редакцией А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина вышли коллективные монографии «Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов» и «Психология личности и деятельности дошкольника».

    Психологи советского периода исследовали закономерности развития психики, ориентируясь в основном на условия организованного воздействия взрослого на ребенка в дошкольных учреждениях и школе. Там ярче прослеживался главный постулат Л. С. Выготского «обучение движет развитие». Слабее представлены спонтанная активность ребенка и условия семейного воспитания как важные факторы становления личности.

    Вопросы детской психологии Лев Семенович Выготский

    (Пока оценок нет)

    Название: Вопросы детской психологии

    О книге «Вопросы детской психологии» Лев Семенович Выготский

    Лев Семенович Выготский — выдающийся советский психолог, который сделал огромный вклад в детскую психологию и в теорию развивающего обучения. Его труд “Вопросы детской психологии” — важный шаг к пониманию личности ребенка как для педагогов, так и для каждого родителя, поэтому данную книгу необходимо читать всем, кто имеет отношение к детям, начиная от младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом.

    Лев Семенович очень обстоятельно подводит читателя к проблеме возрастной периодизации детского развития. Начиная читать произведение, мы сталкиваемся с примерами нескольких групп периодизации развития детей по различным признакам и доказательствами их несостоятельности. После долгих исследований автор приходит к выводу, что самым правильным критерием разделения развития ребенка на отдельные периоды являются так называемые возрастные кризисы — резкие скачки в психическом, эмоциональном и социальном развитии. Каждому из этих периодов, их переходам и связи между собой Лев Семенович Выготский и посвятил данную книгу.

    Автор начинает описание возрастной периодизации с младенческого возраста, а именно — с периода новорожденности. Психолог подробно останавливается на особенностях режима дня и образа жизни недавно родившегося малыша — организации сна и активной деятельности, правилах питания, взаимодействии с родителями и ближайшим окружением, а особенно — с матерью.

    Также Выготский раскрывает связь физического развития младенца с эмоциональным и речевым, а также с социальной средой. Благодаря исследованиям советского ученого, мы можем понять все ощущения, которые испытывает кроха во время рождения и в последующие несколько месяцев. Завершается эта глава первой кризисной ситуацией, которая переносит ребенка на качественно новый уровень — кризисом первого года.

    С началом этого периода у малыша появляются новые психические изменения, связанные с более глубоким познанием мира: ребенок овладевает ходьбой, начинает освоение речи. Также первый возрастной кризис характеризуется активным развитием эмоционально-волевой сферы. Родители замечают, что их послушный и любопытный кроха становится упрямым и более капризным, часто выражает протест против авторитарных методов воздействия. Лев Семенович Выготский не только описывает особенности этого периода, но и дает ценные советы родителям и педагогам, как следует общаться с годовалым ребенком в соответствии с ситуацией становления его личности.

    Кроме этих тем, в книге “Вопросы детской психологии” освещены особенности становления личности ребенка в период раннего детства и старшего дошкольного возраста, а также дана детальная характеристика кризисов трех и семи лет.