Все о стройке и ремонте

Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Денежно кредитная политика Проведение денежно кредитной политики государством

Направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции , занятости , стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , определяет и проводит ЦБ .

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Реализация принципов монетарной политики позволяет сохранять финансовый баланс, выстраивать эффективные торговые отношения.

Основные цели монетарной политики

Цели финансовых регуляторов в рамках монетарной политики можно условно разделить на три основные категории: промежуточные, стратегические и тактические. К промежуточным относится метод корректировки процентной ставки и фактического объема денежной массы в обращении. Подобные приемы позволяют выполнять искусственную балансировку действующего спроса на товары первой необходимости, регулировать предложение денег. Конечным итогом является обеспечение влияния на увеличение занятости населения и объемы производства, привлечение сторонних инвестиций в экономику, сохранение динамики ценовой политики.

Стратегические цели монетарной политики направлены на выполнение следующих ключевых задач:

  • стабилизация цен при сдерживании возможных экономических дисбалансов и инфляционных процессов;
  • рост занятости населения в экономике;
  • формирование платежного баланса государства;
  • наращивание текущих объемов производства, освоение новых рынков сбыта.
В основе тактических целей представлены краткосрочные меры по увеличению темпа достижения заданных стратегических и промежуточных целей. К таким механизмам относятся контроль текущего предложения денег, обменного курса национальной валюты и регулирование процентной ставки за счет ставки рефинансирования.

Монетарная политика: виды и особенности

Для каждого государства характерен собственный вид реализованной монетарной политики. Соответствующие изменения могут вноситься под воздействием текущего состояния экономики и выполнения базовых показателей роста, внешних стрессовых факторов, динамики расширения производственных мощностей, занятости населения. Всего монетарная политика делится на четыре основных вида, для каждого из которых характерны свои особенности.
  • Политика дорогих денег (жесткая монетарная политика). Основной задачей является контроль роста объема денежной массы для защиты от высокой инфляции. Основными признаками жесткой монетарной политики является повышение предела доступного банковского резервирования для регулирования фактической денежной массы, увеличение процентной ставки для создания барьеров кредитования коммерческих структур и населения.
  • Мягкая монетарная политика. Задачей данного механизма является стимулирование разных областей экономики при помощи наращивания объема денежной массы и корректировки процентной ставки. В такой ситуации Центробанк активно приобретает государственные ценные бумаги в условиях открытого рынка. Понижается уровень банковского резервирования с целью расширения возможностей для кредитования экономики. Проходит поэтапное снижение ключевой процентной ставки, благодаря чему обеспечивается доступ коммерческих финансовых организаций к выгодным кредитам.
  • Стимулирующая монетарная политика. В основе данного метода заложены: снижение действующей учетной ставки, активная скупка на открытом рынке государственных активов и снижение показателей нормированной величины резервных требований. Эффективность подобных действий подтверждена на практике в условиях необходимости замедления темпов роста безработицы, стимулирования занятости населения в экономике.
  • Сдерживающая монетарная политика. Предполагает понижение уровня фактического предложения денег на внутреннем рынке. Осуществляется повышение учетной ставки, наращивается нормированная величина резервных требований, проводится комплекс мер по реализации государственных активов. Подход актуален в условиях необходимости сохранения уровня инфляции, снижения деловой активности.
Монетарная политика должна соответствовать текущему положению дел в экономике, только так, с ее помощью, можно сохранить оптимальный финансовый баланс. При выборе правильной монетарной политики государственная система будет более устойчивой к воздействию внешних экономических и политических факторов.

Деятельность государства по регулированию объёма денежной массы, денежного обращения и условий кредитования, направленная на решение макроэкономических задач, называется кредитно-денежной (монетарной) политикой. Кредитно-денежная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. В макроэкономике выделяют два типа кредитно-денежной политики: дискреционная и недискреционная (ав­томатическая).

Дискреционная политика – гибкая политика, ориентирующаяся в большей мере на изменяющуюся экономическую ситуацию, чем на решения законодательных и исполнительных органов. Дискреционная политика нацелена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла.

Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешё­вых» денег) реализуется правительством при спаде деловой активности. При этом правительство увеличивает денежную массу, что приводит к снижению равновесной ставки процента (рис. 18.3.1, а).

Рисунок 18.3.1. – Дискреционная кредитно-денежная политика

Снижение процентных ставок, в свою очередь, стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Рост инвестиций через эффект мультипликатора обеспечивает опережающий рост реального объёма производства.

Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при опасности кризиса перепроиз­водства, инфляции. При этом правительство снижает объём денежной массы, что влечёт за собой рост ставки процента (рис. 18.3.1, б). Высокие процентные ставки вызывают снижение инвестиций и через эффект мультипликатора - снижение реального объёма произ­водства.

Для манипулирования объёмом денежной массы центральный банк этого использует следующие четыре основных инструмента:изменение минимальной нормы обязательных резервов, учётно-процентную (дисконтную) политику, операции на открытом рынке и валютное регулирование.

Изменение минимальной нормы обязательных резервов . Повышение нормы обязательных резервов ограничивает избыточные резервы коммерческих банков и сдерживает их активность, а её снижение увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и увеличивает их активность. Последствия увеличения норматива обязательных резервов при стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике отражены на рисунке 18.3.2.

Рис. 18.3.2 - Изменение норматива обязательных резервов

Учетно-процентная (дисконтная) политика предусматривает манипулирование величиной учётной ставки. Учётная ставка – ставка процента, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и кредитования клиентов. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования.

Последствия изменения учётной ставки при стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике отражены на рисунке 18.3.3. Рост учётной ставки вызывает сокращение объёма кредитов, уменьшение денежной массы, рост процентной ставки, снижение инвестиций и реального объёма производства. Снижение учётной ставки приводит к противоположным результатам.

Рис. 18.3.3 – Изменение учётной ставки

Операции на открытом рынке - это операции по купле-прода­же государственных ценных бумаг. Операции на открытом рынке - один из элементов осуществления денежно-кредитной политики государства, заключающийся в том, что центральный банк покупает и продаёт ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. В целях сдерживания денеж­ной массы Центральный банк проводит операции по продаже ценных бумаг на открытом рынке, сокращая денежную массу, инвестиции и реальный объём производства, в целях стимулирования эко­номики - активную скупку бумаг на открытом рынке (рис. 18.3.4).

Рис. 18.3.4 – Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ: осуществляются быстро; легко обратимы: вследствие ошибки можно быстро провести обратную сделку (в случае чрезмерной продажи, на­пример, можно быстро скупить часть ценных бумаг); гибки: могут осуществляться в любых объёмах.

Валютное регулирование – этодеятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Данный инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов ХХ в. как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса страны, соотношение экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуации и др.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Валютная интервенция – значительное разовое целенаправленное воздействие Центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продаёт иностранную валюту, для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную валюту.

Автоматическая кредитно-денежная политика - это следование моне­тарному правилу: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП. Основоположник монетаризма М. Фридмен вы­двигал идею законода­тельного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3- 5% в год. Моне­тарное правило не было принято, но в некоторых западных стра­нах в 1970-е гг. стали применять практику денежного таргетирования в виде установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определённый период.

Интерпретировать результаты денежно-кредитной политики государства позволяет модель LM (liquidity - money: ликвидность - деньги), отображающая равновесие на денежном рынке (см. рис. 18.3.5). Равновесие на денежном рынке – это ситуация, когда денежное предложение равно денежному спросу. Денежный спрос можно разделить на трансакционный (), зависящий от дохода, и спекулятивный, зависящий от процентной ставки (): . Кри­вая LM проходит через точки, соответствующие такому соотно­шению процентной ставки и дохода, при котором выполняется ус­ловие равновесия: денежное предложение равно денежному спросу.

Плоскость графика в модели LM разбита на квадранты - четверти. Во II квадранте отображена обратно пропорциональная зависимость между процентной ставкой и спекулятивным спросом на деньги. В данном случае уровню r 0 соответствует спекулятивный спрос на деньги в размере . Линия в III квадранте отражает условие равновесия (M s = MD), а спрос на деньги в заданной пропорции делится на спекулятивный и трансакционный . Величине трансакционного спроса в квадранте III соответствует объём национального дохода Y 0 в квадранте IV. В I квадранте на пересечении уровней дохода и процентной ставки (Y 0 и r 0) определяется первая точка кривой ликвидность - деньги (LM 0). Вторая точка (LM 1) находится точно так же, но от другого уровня процентной ставки – уровня r 1 . Соединением всех точек, полученных таким образом, строится кривая LM.

Рисунок 18.3.5 – Модель LM

Если правительство решит увеличить предло­жение денег, то кривая LM сместится вправо (так, как это показано стрелкой на рисунке в I квадранте), вызвав смещение линии в III квадранте, отражающей условие равновесия на денежном рынке (так, как это показано стрелкой на рисунке в III квадранте).

Совмещение кривых IS и LM позволяет получить известную модель IS- IM, отражающую одновременное равновесие на реальном и денежном рынке (рис. 18.3.6).

Рисунок 18.3.6 – Модель IS-LM

Точка Е на графике - это точка макроэкономического равновесия, такое соотношение процента и дохода, при котором и реальный рынок, и денежный рынок находятся в состоянии равновесия и эти два равновесия достигаются одновременно: I(r) = S(Y) и .

Государство после достижения макроэкономического рав­новесия стремится к повышению уровня равновесного дохо­да. При этом правительство может проводить либо стимулирующую кредитно-денежную политику, либо стимулирующую налогово-бюджетную политику (рис. 18.3.7).

Рисунок 18.3.7 – Стимулирующая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в модели IS-LM

Первый вариант графически означает сдвиг кривой LM вправо (см. рис. 18.3.7, а). Государство увеличивает предложение денег, это ведёт к понижению процента, а более низкий процент через стимулирование инвестиций приводит к увеличению дохода. Второй вариант графически означает сдвиг кривой IS вправо (см. рисунок 18.3.7, б). Правительство осуществляет автономные инвестиции, что приводит к росту дохода (работает эффект мультипликатора). Рост дохода означает, что всё большая часть денежной массы расходуется на обслуживание трансакций, следовательно, денег для спекулятивного спроса остаётся всё меньше, процентная ставка при этом возрастает.

Сдерживающая налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика приводят к противоположным изменениям в макроэкономической ситуации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под терминами «денежная система», «денежная масса», «денежная база»? Что понимается под «денежной единицей» и «денежным знаком»?

2. Какие элементы образуют денежную систему страны?

3. В чём отличие между активной и пассивной частями денежной массы? Что такое «квазиденьги»?

4. Какие денежные агрегаты образуют денежную массу?

5. Что такое «норма обязательных резервов»? Зачем она нужна? Как определяется этот показатель?

6. Что понимается под «денежным (банковским) мультипликатором»? Как проявляется его действие? Как рассчитывается его величина?

7. Какие психологические мотивы побуждают людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме? Какие два компо­нента спроса на деньги выделили кейнсианцы?

8. Какова графическая интерпретация кейнсианской агрегатной модели денежного рынка?

9. Как работает «ловушка ликвидности»? Каким образом она затрудня­ет реализацию кредитно-денежной политики государства?

10. Что понимается под «кредитной системой»? Какие структурные звенья она включает?

11. Каковы функции центрального банка? Почему его называют банком банков?

12. Какие функции выполняют коммерческие банки? Какие группы операций они выполняют? Каковы основные источники формирования банковских ресурсов?

13. Что понимается под термином «кредитно-денежная политика государства»? Какие типы кредитно-денежной политики Вы знаете? В чём их различия?

14. В каких случаях применяется стимулирующая, а в каких – сдерживающая дискреционная кредитно-денежная политика? Какова их графическая интерпретация?

15. С помощью каких инструментов центральный банк манипулирует объёмом денежной массы? Как изменение нормы обязательного резервирования влияет на макроэкономическую ситуацию?

16. Что понимается под учётной ставкой? Каковы последствия её изменения для макроэкономики?

17. Какие операции на открытом рынке проводит центральный банк? С какой целью они проводятся? Как они влияют на экономику?

18. Как и для чего проводится валютное регулирование? Что такое «валютная интервенция»?

19. Как модель LM позволяет интерпретировать результаты денежно-кредитной политики государства?

20. Какие основные параметры развития национальной экономики позволяет анализировать модель IS-LM?

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой -- обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики -- поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

  • а)политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
  • б)политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.

Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 70-х годов XX в. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 80-х годов в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.

Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

  • а)Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
  • б)Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
  • в)Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;
  • г)до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ. основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к выпуску наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс концентрировался в Госбанке СССР, поскольку

Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в положение главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал децентрализованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ РФ привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.

До начала 90-х годов денежная масса не рассматривалась как целостный объект регулирования. Главный объект регулирования -- наличные деньги в обращении. Другим объектом служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане.

С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты -- общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было наличие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ресурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объекта управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.

Создание системы самостоятельных коммерческих банков привело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиально изменились и методы денежно-кредитного регулирования. В основе направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономические показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфляции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.

Операции на открытом рынке ценных бумаг заключаются в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг. Метод используется для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 3).

Рис. 3.

В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ РФ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель -- привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ РФ. Он покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  • - низкий кредитный риск;
  • - высокая ликвидность;
  • - обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО -- ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В их составе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP -- repurchase agreement) -- соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ РФ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

  • - цена покупки;
  • - цена обратной продажи;
  • - временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков ЦБ РФ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование коммерческих банков - это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты.

Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Несмотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, около 400%, в Германии -- 317%.

Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.

Путем использования определенных Законом «О Национальном банке Украины» средств и методов. Вторичными целями денежно-кредитной политики являются поддержание высоких , сдерживание , обеспечение и выравнивание .

Эффективность денежно-кредитной политики определяется правильностью выбора ее целей: стратегических, промежуточных и тактических. Стратегические цели денежно-кредитной политики непосредственно вытекают из общей экономической политики государства. Промежуточные цели заключаются в обеспечении воздействия на определенные экономические процессы: оживление или сдерживание рынка, увеличение денежного предложения и т.п., а их реализация способствует достижению стратегических целей. Тактические цели — это оперативные задачи , направленные на реализацию денежно-кредитной политики.

Главная цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении , высокой занятости и росте реального объема . Цели денежно-кредитной политики достигаются с помощью использования определенных инструментов.

В соответствии со ст. 25 Закона Украины «О Национальном банке Украины» основными экономическими средствами и методами денежно-кредитной политики является регулирование объема через:

  1. определение и регулирование норм для коммерческих банков;
  2. коммерческих банков;
  3. управление ;
  4. операции с (кроме ценных бумаг, подтверждающих корпоративные права), в т.ч. с , на открытом рынке;
  5. регулирование импорта и ;
  6. эмиссию собственных и операции с ними.

Принципами, на которых базируется использование инструментов денежно-кредитной политики, являются:

  • операционная эффективность (точность и оперативность);
  • равное отношение к контрагентам;
  • гармонизация правил и процедур;
  • простота, прозрачность и последовательность реализации;
  • минимизация рисков;
  • экономическая эффективность.

Такие принципы являются своего рода прозрачными критериями оценки правильности действий по применению .

Инструменты монетарной политики (ЕЦБ и национальных центральных банков стран-членов еврозоны) разделяют на 3 группы:

  1. . Операции на открытом рынке существенно влияют на процентные ставки, и передачу сигналов монетарной политики. ЕЦБ проводит четыре типа таких операций: главные операции рефинансирования (), операции рефинансирования на более длительный срок, операции тонкого регулирования и структурные операции.
  2. Постоянные кредитные и депозитные линии, созданные с целью предоставления и изъятия ликвидности на усмотрение отдельных банков. Они состоят из двух компонентов: кредитной и депозитной линии.
  3. Резервные требования. Банки должны обязательно резервировать определенную часть средств на привлеченные вклады, выпущенные долговые ценные бумаги и тому подобное. На эти резервы, хранящиеся в , начисляются проценты в размере ставки по основным операциям рефинансирования.

Денежно-кредитная политика может быть стимулирующей () или сдерживающей (). Стимулирующая политика характеризуется смягчением монетарных условий (снижение процентных ставок и нормативов обязательного резервирования, увеличение предложения денег и т.п.) и используется с целью преодоления . Проведение такой политики способствует росту , таким образом стимулируя и снижая . Однако реализация такой политики длительное время может привести к .

Сдерживающая (рестриктивная) денежно-кредитная политика характеризуется усилением требований к банкам, повышением процентных ставок, нормативов обязательного резервирования и т.д. и используется с целью сдерживания инфляции путем реализации системы мероприятий, противоположных тем, что применяются в случае проведения стимулирующей политики.

В соответствии с задачами денежно-кредитной политики и условиями экономического развития страны выделяют отдельные монетарные режимы (монетарное устройство), к которым относятся:

  1. монетарное таргетирование, основным инструментом которого является центральным банком, а главной целью — сдерживание инфляции;
  2. таргетирование обменного курса, целью которого является управление по отношению к определенной стабильной валюте;
  3. , целью которого является ограничение инфляции заранее установленным и законодательно определенным уровнем;
  4. смешанный подход.

В Украине главным субъектом денежно-кредитной политики является , который в соответствии с Конституцией Украины и Законом «О Национальном банке Украины» играет решающую роль в ее разработке и реализации. Национальный банк определяет и реализует денежно-кредитную политику через свои надзорные и управленческие органы — Совет и Правление Национального банка Украины. Совет ежегодно разрабатывает «Основные принципы денежно-кредитной политики», осуществляет контроль над проведением денежно-кредитной политики и дает оценку деятельности Правления Национального банка Украины по выполнению Основных принципов денежно-кредитной политики. Правление Национального банка Украины в соответствии с Основными принципами денежно-кредитной политики путем использования соответствующих инструментов и методов обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики и осуществляет управление деятельностью Национального банка Украины.

В отечественной практике часто вместо термина денежно-кредитная политика, как синоним, употребляют термин «монетарная политика», который широко используется в зарубежной научной литературе и на практике. Отличие в терминах может быть объяснено спецификой отечественной практики, перечнем используемых инструментов, характером и интенсивностью их применения.