Все о стройке и ремонте

Церковь рождества пресвятой богородицы. Храм рождества пресвятой богородицы в бутырской слобо

Построена в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведён в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1998 г. на этом месте восстановлен памятный крест. Около деревянного храма находились захоронения героев Куликовской битвы 1380 г. - монахов Свято-Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в единоборстве с татарами. Гробницы их были затем устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 г.).

В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1703 г. на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 г. перестроена). В 1785-87 гг. coopужена новая, каменная, трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби. В 1894 г. расписан главный храм. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — преподобного Кирилла Белозерского (в правой алтарной части, известен с 1792 г.), благоверного князя Димитрия Донского, в трапезной — преподобного Сергия Радонежского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Храм выстроен в русско-византийском стиле. Четырехугольный, бесстолпный, однокупольный с луковичной главой.

В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 г. реставрировалась добровольцами, к 1988 г. отгорожена от завода. В 1989 г. возвращена РПЦ. В 1991г. рядом с храмом построена каменная звонница.

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом).



На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из "Задонщины": "Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую".
Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области.



Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.



Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове церковь (Восточная улица, дом № 6).

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве. Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод - сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849-1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню. В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень - шедевр чугунного каслинского литья, - покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

В 1929 г. храм закрыли, церковная глава была уничтожена, колокольня разобрана, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В 1989 г. храм вернули общине верующих. 16 сентября 1989 г. были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, выстроена каменная звонница. Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи - Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым. Исторический музей вернул в храм чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. 3 июня 1993 г. освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре ныне также возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

К этой церкви приписана часовня во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Центре лечения и социальной реабилитации наркологических больных.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Старом Симонове.

В 1370 г., согласно желанию великого князя Димитрия Донского, здесь возник монастырь. Владение землею в этой местности прежде было связано с именами Симона Головина и Григория Ховрина. Первым игуменом был св. Федор, племянник преп. Сергия. Когда в 1379 г. монастырь был перенесен на нынешнее его место, при прежнем храме оставлена была малая обитель, зависевшая от главной и называвшаяся «Рождественскою, что на Лисьином пруде». Церковь стала приходскою приблизительно с 1646 г., когда окладные деньги вносили уже белые священники, а не монастырь.

Вместо деревянной, в 1509 г. построена каменная церковь, составляющая главную часть ныне существующего храма. Ее стиль чисто русский, она напоминает Владимирские церкви, а также ранние Московские, с поясом каменной резьбы вокруг всего храма и с такими же входными арками, как при Ризположенской в Кремле церкви (1486 г.). Особенностью является бесстолбность, глухой закрытый купол, отсутствие окон верхнего света, деревянные связи сводов в алтаре. В южном предалтарии устроен придел во имя св. Кирилла Белозерского, первоначально бывший особою деревянною церковью. Стенопись неоднократно возобновлялась и не сохранила древнего вида.

Трапезная и Никольский придел, вместо прежних, выстроены были деревянными же в 1734 г. В 1660 г. упоминаются каменные палатки над гробницами Пересвета и Ослебяти, похороненных здесь героев Куликовской битвы. Нынешняя западная часть всего храма, заключающая в себе трапезную с этими двумя гробницами, колокольню и приделы: новый - преп. Сергия и старый - Николая чудотворца, воздвигнута в 1849-55 гг.

Нынешние чугунные надгробия над Пересветом и Ослебятею сооружены в 1870 г. Сохранились замечательные древние иконы Николая чудотворца, Господа Вседержителя и др.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в г. Москве.

Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году. По стилю зодчества принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.

Начало 20 века. Вид с Бутырской улицы.

И ныне на Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.

Сам же храм, вернее то, что от него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть сам храм, нужно пройти на Большую Новодмитровскую улицу, пролегающую параллельно Бутырской с восточной ее стороны.

Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева уродливыми постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным колючей проволокой.

А в начале XX века это был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева пристроенные крылья, в которых располагалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание Алтайской духовной миссии.

На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.

Икона Благословение Царицы Небесной. (Северная стена храма).

Их расположение на храме было не случайно: зодчие выбрали именно эти иконы и расположили их с четырех сторон в таком порядке, что они представляли собой тропарь Рождеству Богородицы в образах: каждая икона соответствовала определённой фразе тропаря Рождеству Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево (икона Рождества Богородицы), радость возвести всей вселенней (икона Благовещения), из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (икона Деисис - Спаситель с предстоящими Божией Материю и Иоанном Предтечей) и разруши клятву даде благословение и упразднив смерть дарова нам живот вечный (икона Благословения Царицы Небесной)».

К четверику храма примыкала длинная трапезная с двускатной крышей и с большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.

Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму. Колокольня состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.

Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона, была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цветами, такие же изразцы, но изображавшие райских птиц были при входе в храм.

Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками здесь находилась звонница, увенчанная конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.

К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. В настоящее время колокольня со звонницей полностью восстановлены в историческом виде.

«В 1810 году, стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи, известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно» . Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг. ХХ в. практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века, образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.

В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После октябрьского переворота 1917 года храм постигла участь большинства храмов Росии: несмотря на то, что в 1918 году храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе декретом Ленина был причислен к архитектурным памятникам народов России и поставлен на государственную охрану, все основное имущество храма было разграблено под видом изъятия «в пользу трудового народа» или сожжено прямо перед воротами колокольни. По воспоминаниям внуков протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрырытия в 1935 году и почившего в 1938 году, Николая и Павла Максимовых, прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой (одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре храма).

Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы, и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.

Несмотря на то, что храм считался памятником архитектуры, уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма механические мастерские № 4, на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…» Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.

В 1960 г. 30 августа вышло постановление Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» согласно которому «Церковь Рождества в Бутырской стрелецкой слободе, 1682-1684 гг. , Бутырская ул. 56, состоит в списке памятников государственного значения под № 232 (приложение №1, Октябрьский р-н г. Москвы по территориальному делению 1960 г.) и нуждается в скорейшей реставрации. И тот же Совет Министров РСФСР в 1968 году дает разрешение заводу «Знамя» при строительстве производственного корпуса произвести частичную разборку трапезной памятника архитектуры XVII века б. Церкви Рождества в Бутырской стрелецкой слободе. При этом Минавиапром и дирекция завода берут на себя обязательства:

1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.

2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.

3) изменить характер использования здания храма.

4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.

Однако никто эти обязательства выполнять не собирался и, даже более того, в 1970 году были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни. Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте был прекрасный церковный ансамбль.

Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.

За время использования заводом здания храма оно до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.

Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние храма: все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет, фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски. В помещениях расположили цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.

В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под храм (площадью 16 м 2). В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.

В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.

Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.

А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.

Цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»

Церковь Рождества Богородицы в Столешниках

Петровка ул., 13, угол Столешникова пер., 20 - стоянка автомашин

"Столешников переулок назван в XVIII в. по стоявшей на углу с Петровкой церкви Рождества Богородицы, что в Столешниках. Урочище "Столешники" известно с XVII в., когда здесь жили ткачи, изготовлявшие "столешники", т.е. скатерти. Прежнее (XVI-XVII вв.) название переулка - Рождественский - известно с 1504 г. и дано по той же церкви".

"Церковь упоминается также в 1620 г. В 1657 г. показана каменной - возможно, она и дошла в переделках до 1928 г. Трапезная и приделы почти заново перестроены в 1836-1841 гг.

В 1841 г. переложены восточные абсиды, произведены переделки в приделе Николая Чудотворца и в главном храме.

Приделы: св. Николая, известен с 1690 г.; вмц. Варвары, освящен 23 октября на средства гвардии поручика Н. П. Титова; Пафнутия Боровского, известен с 1722 г. Он, вероятно, выстроен вместе с трапезной и колокольней в 1699-1702 гг.".

"Церковь перестроена с пристройкой придела в 1836-1841 гг. Колокольня осталась XVII в. Обновлена в 1874 г.".

"В этой церкви сохранилась только часть древних стен главного храма и алтаря; вообще же храм сильно перестроен в 1836-1841 гг.".

"В 1925 г. произведена частичная реставрация, главным образом восстановлено древнее пятиглавие и кокошники при нем". Сохранилась ее фотография в новом виде, сделанная А. Губаревым.

"В Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства г. Москвы в фонде Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) хранится дело "Перепланировка Москвы. III" (ЦГАОР и СС г. Москвы, Р-1, оп. 1, д. 116), в котором находятся документы переписки Наркомпроса с ВЦИК и Моссоветом, другими учреждениями, относящиеся к сломке Красных ворот, церкви Рождества в Столешниках, части церкви Гребневской Божьей Матери.

Снос этих памятников в 1927-1928 гг. не был, как считают некоторые, полной неожиданностью. Серьезный ущерб внутреннему и даже внешнему виду был нанесен в начале 1920-х гг. многим монастырям Москвы, памятникам Кремля, занятым различными учреждениями и организациями.

Ситуация неожиданно обострилась в конце 1926 г. 21 ноября в "Известиях ВЦИК" появилась следующая информация: "Ввиду чрезмерной загруженности движения на площади у Красных ворот президиум Моссовета поручил МКХ (Московское коммунальное хозяйство) выяснить вопрос о возможном сносе этих, не имеющих исторической ценности и утративших свой первоначальный вид ворот, согласовав этот вопрос с Главнаукой". Оказывается, что за 2 дня до этой публикации, 19 ноября, президиумом Моссовета было принято решение поручить МКХ согласовать вопрос с Главнаукой о сносе церквей Гребневской Божьей Матери, Рождества в Столешниках и Красных ворот и войти с этими предложениями в Совнарком (л. 1-2). 9 декабря в МКХ состоялось совещание руководства МКХ и ЦГРМ. Не видя выхода из сложившейся ситуации, И. Э. Грабарь согласился на возможность сноса поздних пристроек - трапезной и колокольни церкви Рождества в Столешниках и части древней трапезной Гребневской церкви. Однако работники МКХ (Кнорре, Корабьин, Рюмин) настаивали на сносе всей трапезной последней церкви. В вопросе о сломке Красных ворот Грабарь занял принципиальную позицию, и тогда неожиданно МКХ предложило вместо Красных ворот снести стоящую рядом с ними церковь Трех Святителей (л. З).

Несмотря на твердую позицию представителей Наркомпроса, 22 декабря 1926 г. президиум Моссовета дал указание "в целях разгрузки уличного движения разрешить МКХ приступить к сломке 2 церквей... и Красных ворот" (л. 9). Наркомпрос в лице А. В. Луначарского опротестовал это решение Моссовета, обратившись во ВЦИК (л. 17-21). Президиум ВЦИК поручил наркомату юстиции разобраться в этом конфликте. В середине января 1927 г. за подписью зам. наркома юстиции Н. В. Крыленко было составлено заключение, в котором НКЮ обратил внимание Президиума ВЦИК на "допущенные президиумом Моссовета нарушения действующего порядка сломки принятых на учет памятников зодчества (СУ, 1924, № 18, ст. 179 и № 66, ст. 654). Поскольку между Главнаукой Наркомпроса согласование вопроса не было достигнуто, он подлежит перенесению на рассмотрение высших органов Республики". Действие декабрьского постановления Моссовета приостанавливалось.

Но, несмотря на это, 7 марта 1927 г. ВЦИК рассмотрел вопросы "О сносе молитвенных (!) зданий" и "О сносе Красных ворот". Причем если Красные ворота разрешено было Моссовету снести полностью, то у Гребневской церкви подлежали сломке все пристройки и ограда, а у Рождественской все, кроме "основной ценной части церкви", с оговоркой: "если это технически окажется возможным". Подписал эту копию выписки из протокола № 96 заседания ВЦИК и.о. секретаря ВЦИК Ян Полуян (л. 34). На основании этого документа президиум Моссовета 23 марта 1927 г. принял решение церковь Рождественскую снести полностью, у Гребневской - сохранить древнюю часть. Учитывая же решительные протесты ученых и специалистов, МКХ предложено сломать вместо Красных ворот стоящую рядом церковь Трех Святителей (л. 35). Как сообщила газета "Вечерняя Москва" 26.03.1927 г., на месте церкви Рождества в Столешниках МКХ предлагает устроить сквер и организовать справочное бюро. Возможно также использование этого участка для устройства на нем стоянки таксомоторов" (л. 36).

18 апреля 1927 г. на заседании комиссии по вопросу о согласовании с Главнаукой сломки церквей представители ЦГРМ, известные защитники памятников П. Д. Барановский и Н. Р. Левинсон, заявили, что здание церкви Трех Святителей "представляет собой весьма ценный памятник архитектуры XVII в. с рядом исключительных деталей и представляющих в сочетании с Красными воротами интересную архитектурную группу". Левинсон предложил пойти на компромисс и сломать только северную пристройку церкви Трех Святителей. Реставраторы выступили также против решения Моссовета о сносе всей церкви Рождества в Столешниках. Несмотря на то, что согласия на слом памятников получено не было, ответственный работник МКХ Э. Кнорре на этом заседании предложил обсудить вопрос и о сломке церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, церквей Златоустинского монастыря, против чего категорически возразили Барановский и Левинсон (л. 39-40).

В течение апреля-мая Наркомпрос, общественность столицы предпринимали усилия по сохранению хотя бы Красных ворот. 21 мая в газете "Рабочая Москва" была высказана мысль о передвижке Красных ворот на территорию Лермонтовского сквера. Однако МКХ выступило против этого проекта и ускорило работы по подготовке сноса памятника. Теперь уже ставился вопрос о сохранении только отдельных фрагментов ворот.

В начале июня 1927 г. МКХ снятием стоявшей на вершине ворот статуи "Слава" приступил к их разборке. С конца июня 1927 г. службы Моссовета приступили к слому и пристроек XVII-XIX вв., Гребневской церкви, а затем и Рождественской. Так как работы по сломке церквей шли "ударными" темпами, то реставраторам даже не удалось полностью сделать обмеры разрушаемых памятников".

"Храм разрушен в 1928 г.".

В настоящее время на его месте - стоянка автомашин.

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.

Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.


Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.