Все о стройке и ремонте

Клапаны редукционные для регулировки давления. Регулировка предохранительного клапана для бойлера

С появлением системы непосредственного впрыска бензина в камеру сгорания цилиндра, распределяемого и дозируемого инжектором, возникла необходимость в поддержании стабильного давления топлива в системе. Конструкторы решили проблему, позаимствовав клапан регулировки давления топлива у дизельных моторов.

Задача клапана проста: при повышенном потреблении бензина он должен сокращать возвратный поток; при уменьшении расхода – открывать проход для возврата бензина в бак.

Небольшой по габаритам и малозаметный элемент топливной системы в случае неисправности может быть причиной нарушений стабильной работы мотора. Любой автолюбитель, автомобиль которого имеет , должен знать, как устроен топливный обратный клапан, его возможные неисправности и методы их устранения.

Устройство и принцип работы клапана

Для того, чтобы понять, как работает клапан топливный, уместно вспомнить конструкцию и принцип действия термостата с учётом двух отличий: вместо охлаждающей жидкости через устройство протекает бензин, а на величину открытия прохода влияет не температура, а разность усилий давления топлива с одной стороны и пружины с дугой. Иногда дополнительным регулятором является давлением воздуха во впускном коллекторе.

Внешне клапан давления топлива также похож на , но уменьшенный в несколько раз. Металлический корпус, состоящий из двух цилиндрических половинок, в одной части имеет два патрубка для входа и выхода бензина, а в другой – для соединения со шлангом, подключенным к коллектору. В автомобилях отечественного производства используют более простые по конструкции клапаны, в которых давление регулируется исключительно сопротивлением пружины, они имеют только входной и выходной патрубки.

При неработающем , когда насос не подаёт топливо, диск клапана плотно закрывает седло и не пропускает топливо по магистрали обратно в бак. С началом работы насоса, включающегося при запуске мотора, в системе постепенно повышается давление топлива. Часть его форсунками впрыскивается в цилиндры, а остаток упирается в клапан. Как только давление начинает превышать установленную величину (около 2,5 кг/см 2), бензин преодолевает сопротивление пружины клапана и начинает стекать по трубке в бак.

В некоторых автомобилях зарубежного производства используют клапаны с воздушной подкачкой. Под клапаном расположена камера, отгороженная мембраной. Полость камеры соединена трубопроводом с впускным коллектором. Сделано это для того, чтобы дозировка топлива дополнительно регулировалась давлением воздуха. Когда водитель нажимает педаль «газ», увеличивается разрежение воздуха в коллекторе, которое помогает пружине клапана удерживать бензин.

Клапан регулировки давления выполняет ещё одну важную функцию. После остановки двигателя этот элемент позволяет сохранять систему заполненной топливом. В любой момент запуска мотора водитель может быть уверен, что топливные магистрали заполнены бензином и пуск не вызовет затруднений.

Неисправности клапана и их характерные признаки

Топливный обратный клапан в силу: засорения, коррозии, механического повреждения, износа может существенно повлиять на стабильность работы мотора.

Различают три типа поломок:

  • клапан не поддерживает достаточно высокое давление. В результате ослабления пружины или разгерметизации воздушного патрубка, заклинивания клапана в открытом состоянии в системе не создаётся достаточного давления бензина, в форсунки попадает меньшая дозировка, что приводит к потере мощности, падению оборотов . В результате отсутствия достаточного количестве бензина затруднен запуск мотора;
  • клапан закрыт или не позволяет избытку топлива в достаточном количестве возвратиться в бак. При повышенном давлении бензина повышается расход. В камере сгорания при увеличенном количестве бензина топливная смесь смешивается с воздухом в неправильной пропорции. Часть топлива не сгорает, что также приводит к потере мощности, увеличению выброса вредных веществ в атмосферу. Характерный признак – чёрный дым выхлопа;
  • клапан «приклинивает», то есть его работа нестабильна, скачки давления сменяются падениями. В таком режиме мотор работает неустойчиво, не поддерживается режим работы на холостых оборотах вплоть до остановки, затруднен пуск.

Устранение неисправности

Топливный обратный клапан неремонтопригоден. Половинки корпуса, по аналогии с термостатом, не разбираются. В случае каких-либо нарушений в работе механизма клапана, устранение их производится путём полной замены детали.

Пользуясь любым тепловым оборудованием, нужно обязательно соблюдать все требования техники безопасности. Касается это и крупных установок, используемых на производстве или в строительстве, и небольшого оборудования предназначенного для личного пользования, например, домашних бойлеров.

Игнорирование рекомендованных мер безопасности может привести к крайне серьезным последствиям - ведь речь идет о безопасности жизни вашей и окружающих. Именно поэтому, значение предохранительного клапана для бойлера нельзя недооценивать, это очень важная часть его оснащения, производящая регулировку давления внутри прибора. К сожалению, не все знают о ее существовании, или же забывают о ее важности. Сегодня мы поговорим о необходимости данного устройства, о принципах его работы и его правильной эксплуатации.

Предназначение клапана регулировки давления

Чтобы давление внутри бойлера не превысило допустимые нормы, необходимо для его регулировки установить предохранительное устройство. В чем же причина повышения давления? По законам физики, горячая вода расширяется, и соответственно увеличивается в объемах. А бойлер является герметичным устройством, следовательно, излишки воды не могут найти выхода, ведь краны слива закрыты, а слив воды обратно в водопровод невозможен из-за установленного оборудования, регулирующего сток воды. Таким образом, горячая вода может превысить предел прочности прибора, и тогда бойлер взорвется. Для предотвращения этих серьезных неприятностей и необходимо оборудовать систему нагрева воды клапаном регулировки.


У многих возникнет вопрос, зачем же ставить предохранитель, если достаточно убрать обратный клапан регулировки с подачи воды? На самом деле, это действительно сработает, только на некоторое время. Но этот вариант в корне неправильный. Принимая во внимание нестабильное давление в водопроводной системе, никого не удивляет, когда вода бежит тонкой струйкой, а значит давление очень слабое.

Внимание ! Если вода не поступает в бойлер под давлением, то уже нагретая вода может вылиться в систему. В таком случае ТЭНы бойлера останутся сухими, и очень скоро перегорят.

И даже это не самое худшее. Давление в водопроводе может резко подняться, вода попадет на раскаленные ТЭНы, сильное парообразование увеличит давление внутри бойлера, что неминуемо приведет к его разрыву. Несколько литров кипятка и горячий пар вырвутся наружу, что приведет к серьезным последствиям.


Устройство предохранительного клапана

Устройство предохранительный клапан давления бойлера представлено в виде двух частей - непосредственно предохранителя, и обратного клапана. Внешне конструкция выглядит как два соединенных перпендикулярно цилиндра разного диаметра.

Цилиндр большего размера содержит в себе обратный клапан, который состоит из трех элементов: седла, пружины и тарелки. Резьба, на этой части устройства, позволит прикрутить его к патрубку бойлера.

Маленький же цилиндр сконструирован аналогично большому, лишь пружина в его составе намного жестче.


Характеристики и виды

Предохранительные клапаны для бойлера подразделяются на следующие мощности:

  • для бойлеров до 50 литров;
  • для бойлеров до 200 литров;
  • для бойлеров свыше 200 литров.

Чем больше мощность предохранительного устройства, тем выше его стоимость, а соответственно тем он больше по размерам и надежнее будет регулировать давление. В случае с предохранителями не стоит экономить, лучше выбрать вариант дороже и надежней. Намного проще выделить деньги на качественный прибор, нежели впоследствии тратить большую сумму на ремонт квартиры.

Модели разделяют и по принципу работы, они бывают:

  • прямые;
  • откидные.

Первый вариант оборудован дисковой заслонкой, перемещающейся вертикально. У откидного же клапана заслонка расположена над седлом, и регулировка осуществляется ее открытием под действием давления.


Предохранительный клапан по типу конструкции и принципу работы может быть:

  • прямой;
  • непрямой;
  • пропорциональный.

Рабочее давление для них определяет производитель, и основная масса выпускается с максимальным пределом регулировки до 25 бар. Но изготавливают и образцы намного более мощные. С температурным режимом работы от 0 до +250С⁰.

При выборе клапана необходимо учитывать, что они имеют различную резьбу и ее диаметр. Тип резьбы, ее шаг, определяется при производстве, диаметр же в основном стандартный: 10-30 мм. Иногда его обозначают в дюймах.

Монтаж предохранительного клапана

Соблюдая правильную технологию монтажа, можно быть уверенными в стабильной работе предохранительного клапана. Очень часто производители бойлеров оборудуют свои устройства клапанами регулировки в процессе сборки. Но иногда покупателю предстоит самому решить, какой именно предохранительный клапан выбрать и как его установить на бойлер. Есть некоторые нюансы, например, водонагреватель Термекс может быть оборудован клапаном только посредством переходников определенного диаметра.


Но существуют общие правила установки и регулировки предохранительного клапана для бойлера:

  1. Перед началом установки определите направление движения воды в клапане (оно указано на корпусе стрелкой).
  2. Монтаж узла производится в запитывающую трубу.
  3. Установка производится на участок между водонагревателем и запорным краном.
  4. Герметизируйте резьбовые соединения фум-лентой или льном.
  5. Закручивайте соединения без излишних усилий, но в то же время, достаточно плотно, чтобы избежать протечек.

После того, как работы по установке предохранительного клапана для бойлера выполнены, нужно подать воду, и проверить все соединения на наличие протечек. Если соединения пропускают воду, произведите регулировку - затяните их сильнее. Если и это не принесло результата, нужно демонтировать предохранительное устройство и еще лучше герметизировать резьбовое соединение новым слоем подмотки.

Чтобы проверить, работает ли клапан, достаточно просто открыть сливное отверстие. Если вода бежит, значит все в порядке. Но некоторые производители, например предохранительный клапан для бойлеров Gorenje, производят свои устройства немного другой конструкции. Поэтому проверять способность регулировки давления нужно по инструкции завода изготовителя.


Неисправности клапан и его регулировка

С предохранительным устройством может случиться лишь две вещи: либо из него не течет вода, либо наоборот, капает очень сильно.

Чтобы понимать принцип работы предохранительного клапана уточним, что в норме при нагреве воды, производится регулировка давления, и вода стравливается. Это может происходить, и когда бойлер выключен, то есть не нагревает воду. Это происходит потому, что предел срабатывания предохранительного устройства ниже давления воды в водопроводе, то есть, если прибор выдерживает 6 бар, а водопровод подает воду под давлением 7 бар. Если стравливание воды по этой причине происходит часто, то можно оборудовать систему водоснабжения специальным редуктором. Удобнее будет установить его сразу на входе воды в квартиру или дом. Но можно выбрать небольшую модель и поставить непосредственно перед бойлером, для регулировки давления в нем.


Внимание ! При выборе предохранительного клапана помните об этой их особенности, и лучше выбрать более мощный клапан.

Проверить исправность клапана можно еще одним способом. Выключив бойлер нужно несколько раз поднять и опустить рычажок аварийного сброса давления. Вода перестанет капать с предохранительного клапана бойлера, и закапает снова, когда начнется нагрев.

Если вода продолжит течь из предохранительного клапана для бойлера, то это может указывать на засор устройства. Разборную модель нужно снять, прочистить и поставить на место. Неразборный же вариант можно только заменить.

Конечно, постоянное капание воды малоприятное зрелище, но это не опасно. Но если при повышении давления в патрубках наоборот не появляется вода, значит, скорее всего, засорился штуцер вывода или сам предохранительный клапан. Нужно прочистить их, или заменить, если это не помогло.

Привет. Буду базарить за дизель.

На моем автомобиле стоит система питания Bosch CP4.1 с одноплунжерным ТНВД . Соответственно вся топливная аппаратура: форсунки, датчики, ТНВД – Bosch’евская. Система в целом надежная, однако и в ней есть свои тонкости.

Одна из немногих проблем на моторах с этой системой - плавающие, вернее даже скачущие обороты .

Начинается все с периодических подергиваний стрелки тахометра с амплитудой +- 50 оборотов, затем скачки появляются и на ходу, при езде на ровной или небольшой тяге, причем ощущаются они вполне конкретно, машина дергается. Дальше – хуже, дерготня прогрессирует, амплитуда колебаний оборотов нарастает, частота проявлений увеличивается.

Выглядит это вот так:

Косячит редукционный клапан, установленный на самом ТНВД. Он отвечает за поддержание нужного давления в топливной рампе, в случае необходимости отсекает излишние количества топлива, чтобы в рампу поступало только необходимое количество.


Место установки клапана на ТНВД

Система питания BOSCH и клапан что ни на есть бошевский, бмв эти детали купила с потрохами и никогда сама их не производила, это понятно и ежу. Однако купить вы можете 2 варианта детали: оригинал Bosch (номер 1462C00991) за примерно 90$, и еще более оригинальный оригинал BMW (то есть тот же самый Bosch, но c налетом гавна элитарности от BMW) за 160$…

Божечки, какой же выбрать?


Датчик был приобретен, но для его замены нужно место, так что пришлось, стиснув зубы, разгрести гараж. Знаете, то состояние, когда подходишь, смотришь на завалы, которые не было времени разобрать где-то пол года, и думаешь, что проще все это просто сжечь на хрен. Вот в таком состоянии он пребывал последние 4 месяца и я не находил сил и времени им заняться. А тут такой повод.

Ну да ладно, вернусь к клапану.

Добраться до этого клапана довольно просто:
- нужно снять патрубок наддувочного воздуха от интеркулера к дроссельной заслонке;
- снять саму дроссельную заслонку;
- после этого сам датчик становится легко доступен и его можно снять, открутив 2 болта.

После замены дерготня пропала .

Попутно заменил масло, воздушный и топливный фильтры,

По завершении всех процедур прокачал систему питания при помощи компа (т.к. при замене датчика и фильтра завоздушивается топливная система).

Всем мир)

P.S. Самое главное забыл: проблема эта всплыла разом у нескольких драйвовчан, в процессе обменивались мнениями. Так вот первопроходцем стал Fil-01 , который методом проб и ошибок разобрался в чем проблема, и определил, какой их 3-х электронных девайсов (там 1 датчик и 2 клапана) в топливной системе вызывает прыготню оборотов. За это, собственно, большое спасибо!

Цена вопроса: 6 000 ₽ Пробег: 152000 км