Все о стройке и ремонте

Как Айзек Азимов стал самым известным и богатым писателем-фантастом в мире. Подробная биография

Обновлено: 13.12.2018 19:18:25

Эксперт: Эмилия Арье


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Айзек Азимов признан классиком научной фантастики XX века. Еврей по национальности, русский по происхождению, американец по гражданству, писатель удостоен 20 наград международного уровня за лучшие произведения в разных номинациях. Азимов писал о роботах, полётах во времени и между планетами, рассуждал о границах Бытия и разума. Почти все романы автора экранизированы современными режиссёрами, что говорит об актуальности его историй в XXI веке.

Рейтинг лучших книг Айзека Азимова

Номинация место наименование произведения рейтинг
Рейтинг лучших книг Айзека Азимова 1 4.9
2 4.8
3 4.8
4 4.7
5 4.6
6 4.5
7 4.5
8 4.5
9 4.5
10 4.4

Первая в рейтинге книга «Я, робот» - это сборник из 9 фантастических рассказов, написанных с 1940 по 1950 годы. Интересно, что название позаимствовано у другого автора - Эндо Биндера, причём мысль такого «плагиата» принадлежала не Азимову, а издателю книги.

Рассказы представлены отдельными историями, связанными воспоминаниями одного человека, доктора Сьюзена Келвина, давшего интервью в 2057 году. Он – штатный робопсихолог всемирной корпорации по созданию позитронных роботов. В рассказах красной нитью проходит одна идея, актуальная и на сегодняшний день – это поиск резонанса между законами программного обеспечения, компьютерных алгоритмов и человеческих факторов, взглядов и образа мыслей. В историях принимают участие учёные, инженеры, политики и возможные роботы в человеческом обличии, укрывающиеся от разоблачения, а действие происходит в начале XXI века на всех планетах Солнечной системы.

Когда закончилась мировая война во вселенной роботов в 1982 году, люди изобрели позитронный мозг и гипердвигатель, которые и положили начало колонизации Солнечной системы. Закон не разрешал использовать роботов на Земле, зато на спутниках, астероидах и звёздах они сполна себя оправдали.

В произведении впервые в мире сформированы 3 правила робототехники.

Действие происходит в структуре «Вечность», которая контролирует реальность и время. В неё входят люди, так называемые «вечные», способные путешествовать между столетиями. Их задача – контроль и коррекция истории человечества. В центре внимания звезда «Немезида», звезда-спутник которой Эритро – единственный выход для человечества в преддверии угрожающей гибели. Однако при освоении звезды возникла проблема – людей поражает "эритроническая чума".

В романе теряют привычную сущность время и положения обыденной, и даже научной жизни, Айзек Акимов используем много профессиональных терминов, значение некоторых на русский язык не переведено и на сегодняшний день утрачено. Предшествует истории «Конец Вечности» позже написанный роман «Сами Боги», который мы рассмотрим далее.

Бронза достаётся роману «Основание», ставшему первым в одноимённой трилогии. Действие разворачивается в Транторианской Империи, самой большой в Галактике. Учёный Гэри Селдон, используя математические и психоисторичексие методы, предсказывает падение Империи в течение нескольких столетий с вероятностью 92,5%, но такую информацию Комиссия Общественной Безопасности запрещает предавать огласке, опасаясь волнений и беспорядков, которые уже начинали проявляться. Столица Трантор погрязла в бюрократии и коррупции, оказавшись в сложной для маневрирования ситуации. Грядущий крах заключается в распаде Империи и возврату человечества к варварским временам, когда все достижения будут разворованы и утрачены, в частности инновационные технологии и ядерная энергия. Задача людей – собрать все ценности в Академии до момента падения Трантора.

Гэри Сэлдон ставит перед собой задачу минимизировать эффект от катастрофы, сократив время прогнозируемых варварских беспорядков с 30 000 лет до 1 000 лет и сберечь все великие знания в Энциклопедии. Найдена новая планета для жизни – Терминус, именно здесь учёный пытается сохранить все достижения человечества.

Сами боги (1972 г.)

В фантастическом романе «Сами Боги» описан контакт человека с существами из параллельной вселенной, пол которых составляют эмоциональ, пестун и рационал, а законы физики их родной планеты отличаются от земных.

Землянам более не угрожает кризис отсутствия ресурсов – Фредерик Хэллем разработал электронный Насос, обеспечиваемый неисчерпаемой чистой энергией все нуждающиеся объекты планеты. Казалось бы, это открытие – дело случая, но за ним стоят те самые существа из другой вселенной, где гораздо сильнее ядерное взаимодействие, там возможно существование изотопов – источника энергии, нестабильной на Земле.

Роман состоит из двух частей: «Против глупости», где автор описал обмен Вольфрама-186 на Плутоний-186 радиохимиком Хэллем, случайно обнаружившим межвселенский процесс обмена материи (той самой перекачиваемой энергии). Создавший Насос и получивший порцию славы, он не продолжил работу с «детищем» - научное обоснование и реализацию за него делали другие люди. Но оппоненты учёного считают процесс перекачки энергии опасным для вселенной и связываются с «пралюдьми». Во второй части «… Сами Боги…» автор рассказывает об обществе «пралюдей». Это глубокий, интересный и разносторонний параллельный мир, с которым интересно познакомиться читателю-любителю фантастики. Третья часть «…Бороться бессильны?» повествует о колониях на Луне, их взаимодействиями со структурами Земли. Учёный Денисон предлагает выход – отправлять перекачиваемую энергию в другие Вселенные, чтобы не допустить гибель своей обители, для этого на Луне предлагается установить компенсирующие действие Насоса устройства.

Профессия (1957 г.)

Айзек Азимов в романе «Профессия», опубликованном в середине XX века, частично предвидел будущее, описав процесс обучения уже без книг – теперь знания зашивали в мозг посредством специальных машин. Так восьмилетние дети в короткий срок осваивают письмо и чтение, а до 18 лет им просто незачем учиться – по достижении совершеннолетия они проходят тестирование на определение способностей, и в зависимости от этого происходит автоматический подбор профессии, и её запись в мозг. Через пару лет по прохождению Олимпиады происходит распределение студентов по рабочим местам, престижность которых напрямую зависит от количества полученных в соревновании баллов. Свободы выбора нет, но всех всё устраивает до тех пор, пока по результату олимпиады человеку не предопределяют его судьбу.

Исключением из правил стал Джордж Плейтен, в школьные годы заинтересовавшийся программированием. Он пытается освоить дело сам, но в итоге проваливает профильный тест, не получает направление и отправляется в клинику для таких же «безпрофессиональных» людей. Пациенты центра не теряют надежды на «полезное» будущее и пытаются обучиться делу самостоятельно, используя книги. Спустя пару лет Плейтен сбегает из клиники, попадает на Олимпиаду, не осиливает её, но понимает: мир без выбора не так справедлив, он лишает человека развития, а в больнице для «слабоумных» собраны как раз не самые глупые люди. Они сохранили способность мыслить, учиться и делать открытия, двигая прогресс.

Обнаженное солнце (1956 г.)

Следующий в рейтинге роман «Обнажённое солнце». На планете внешних миров Солярия происходит преступление, расследовать которое местные жители самостоятельно не могут. Для этого с Земли, с которой у жителей напряжённые отношения, приглашают опытного детектива Элайджу Бэйли – он вместе со знакомым роботом, коренным жителем Солярия, приступает к распутыванию нитей происшествия. Единственный свидетель убийства – робот, мозг которого перегорел от невозможности предотвратить случившееся, соответственно дать показаний он не может.

Образ жизни на планете изолированный – семьи живут в поместьях, общаются преимущественно с роботами – контакт с другими людьми, и даже родственниками становится для них испытанием, совершается только в случае крайней необходимости.

Как позже окажется, расследование – лишь предлог для вызова детектива, истинная причина – обнаружение возможного заговора, угрожающего человечеству. Сыщик одновременно с расследованием убийства находит возможные причины трагедии и предлагает выход.

Вторая Академия (1953 г.)

Роман «Вторая Академия» - третья книга в цикле научной фантастики Азимова «Основание». Чтобы понять, о чём идёт речь в произведении, рекомендуем прочитать первые две книги, однако завершающая признана публикой как самая захватывающая и интригующая.

Империя Галактики разрушена, у власти остался только Союз Миров, во главе которого правитель-завоеватель с Периферии Мул, угрожающий Основанию. Он ставит цель расширить зону правления путём захвата новых галактических территорий. Планам не суждено сбыться из-за таинственной Второй Академии, находящейся на другой стороне Галактики, на самом её краю. Мул пытается найти её всеми силами.

За трилогию Айзек Азимов получил несколько литературных наград и премий – это действительно достойный внимания сборник, который оценят любители научной фантастики.

Роботы и Империя (1985 г.)

Роман из позднего творчества А. Азимова «Роботы и Империя» является продолжением других произведений о роботах, действие происходит спустя несколько веков после смерти Элайджа Бэйли. Всё больше землян покидают родную обитель и заселяют другие колонизированные планеты, это неизбежно ведёт к конфликтам с жителями других Миров. Солирянка Глэдия Дельмар, с которой читатель познакомился ещё в «Обнажённом солнце», с Авроры отправляется на родную планету с миссией узнать, как обстоят дела – человеческая активность к тому моменту сошла на нет. Доктор Амадейро, желающий отомстить ненавистным землянам, пытается убить Глэдию, используя человекоподобных роботов с совершенным мозгом. Робот Оливо открывает новый нулевой закон робототехники «непричинение вреда человечеству».

В романе идёт борьба людей, роботов и влиятельных героев с других Миров за прекращение экспансии других планет в попытке расширить зону влияния землян в Галактике.

Двухсотлетний человек (1976 г.)

«Двухсотлетний человек» - это первая в рейтинге повесть А. Азимова, посвящённая роботам. Семья Мартинов приобретает в качестве дворецкого робота NDR, которого по-домашнему называют Эндрю. Со временем оказалось, что машина имеет творческие способности – робот стал заниматься поделками из дерева. Хозяин снимает с Эндрю обязанности дворецкого и помогает реализовывать поделки, забирая половину выручки, вторая половина уходит на счёт робота. Инвестиции искусственный интеллект направляет на поддержание внешней оболочки, со временем он остаётся единственным непредсказуемым роботом на Земле.

Робот продолжает жить с потомками Мартинов, продолжая своё дело, а затем переключается на «очеловечивание» себе подобных машин, чтобы те могли есть, пить и думать, как люди. Он участвует в создании протезов, успешно продаёт их и становится признанным изобретателем.

Идея Эндрю – стать полноценным человеком, но юристы боятся признавать его таким из-за бессмертия. Тогда робот решается на операцию, которая приведёт к постепенному увяданию подобно старению «организма». До самого конца Эндрю думает о Маленькой мисс, дочери Сэра Мартина.

Последний вопрос (1956 г.)

Завершает рейтинг любимый рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос». Это короткое, но яркое произведение вмещает стремительный полёт мысли (или фантазии?) на миллионы лет вперёд до того момента, как Человечество должно прекратить существование. Автор прогоняет историю развития технологии и науки в поиске ответа на вопрос о том, как уменьшить энтропию (необратимое распыление энергии).



Весь список жанров

Все научно-фантастические романы Айзека Азимова.

Айзек Азимов написал много книг, прежде всего в жанре научной фантастики. Азимовские роботы - самое удивительное из всего созданного писателем. Он первым сформулировал три закона робототехники , обязательные правила поведения для роботов. Некоторые термины из его произведений - robotics (робототехника), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Мир романов Азимова - это мир необыкновенного сочетания логики и неожиданности. Вы не сможете предсказать, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, а кто им помогает. Финалы романов Азимова весьма неожиданны. Однако, любое событие в них тщательно мотивировано и оправдано. Азимовский мир - открытый и вечно изменяющийся, что и делает его произведения такими захватывающими.


1950

Камешек в небе

Pebble In The Sky

В произведении рассказывается о том, как житель Чикаго Джозеф Шварц неожиданно попадает из ХХ века в далёкое будущее. Земля в этом будущем оказалась в положении глубокой провинции, стала лишь маленькой частью Галактической Империи. Многое изменилось, вернуться надежды нет, так ещё и всё осложняется тем, что главный герой попадает в неспокойное время для жителей нашей планеты...

Другие переводы: "Галька в небе", "Песчинка в небе", "Осколок Вселенной"

Год: 1950

1951

Звёзды как пыль

The Stars, Like Dust

Действие происходит в далёком будущем. Герой романа Байрон Фаррил заканчивает обучение в местном университете на планете Земля. Вся жизнь Фаррила меняется, когда на него вдруг совершается покушение... Почему? Кому нужна смерть обычного студента? Или в судьбе Фаррила не всё так просто?

Год: 1951

Основание

Первая книга большого цикла романов о распаде Галактической Империи с высочайшим уровнем развития цивилизации и история появления новой.

Учёный Гэри Селдон создаёт науку "психоисторию" и математически доказывает, что Империя через 500 лет перестанет существовать. Власти ему не поверили, но он и его последователи это предвидели и уже подготовили план по созданию новой Галактической Империи. Согласно этому плану, период варварства после краха Империи сократится с 30000 лет всего лишь до 1000 лет.

Другие переводы: "Академия", "Фонд"

Год: 1951

1952

Дэвид Старр - космический рейнджер

David Starr, Space Ranger

Молодой член Совета Науки Дэвид Старр, "счастливчик", спортсмен и искатель приключений, отправляется на Марс, чтобы выяснить почему оттуда поступают отравленные продукты. И там от странного живого существа с сильным разумом, Дэвид впервые услышал имя, под которым его будет знать вся Галактика, - Космический Рейнджер.

Год: 1952

Основание и Империя

Foundation and Empire

Вторая книга из серии "Основание". Нас ждёт продолжение истории формирования новой Галактической Империи и новые кризисы Основания.

Другие переводы: "Академия и Империя", "Фонд и Империя", "Основатели и Империя"

Год: 1952

Космические течения

The Currents of Space

Действие сюжета происходит во времена перехода Трантора из региональной державы в Галактическую Империю. Трантор контролирует половину обитаемых миров.
Космоаналитик с планеты Земля подвергается воздействию психозонда. В результате он теряет память и проводит дни на планете Флорина, где выращивают особое растение, имеющее громадную ценность на галактических рынках. Неожиданно землянин начинает вспоминать, что он знает некую тайну о будущем Флорины...

Год: 1952

1953

Второе Основание

Second Foundation

Третья книга из серии "Основание".
Роман состоит из двух частей, первоначально опубликованных как отдельные повести.
Часть первая «Поиски ведёт Мул» («Search by the Mule») была впервые опубликована в 1948 году в январском выпуске Astounding Sience Fiction под названием «Теперь вам это понятно» («Now you see it»).
Часть вторая «Поиск ведёт Фонд» («Search by the Foundation») была впервые опубликована в 1949-50 годах в декабрьском и январском выпусках Astounding Sience Fiction под названием «Но не до конца» («And now you don"t»). Первоначальные названия повестей представляют собой цитату Первого Оратора из главы 6 первой части.

Другие переводы: "Второй фонд", "Вторая Академия"

Год: 1953

Лакки Старр и пираты с астероидов

Lucky Starr and the Pirates of the Asteroids

В поясе астероидов уже давно промышляют пираты, которые стали причиной многих убийств и грабежей, в том числе и смерти родителей Дэвида Старра.
Через год после событий первой книги, его миссии на Марсе, он предпринимает самостоятельную попытку расправиться с пиратами.

Год: 1953

1954

Стальные пещеры

The Caves of Steel

Действие романа происходит на Земле, колыбели человечества, которая страдает от перенаселения. Люди на планете вынуждены всю свою жизнь проводить в гигантских городах-муравейниках, не видя солнечного света, в то время как космониты, потомки Землян, заселившие другие планеты, наслаждаются всеми прелестями бытия. Космониты значительно превосходят Землян в своей экономической и военной мощи. И тут на Земле произошло убийство мирного представителя космонитов, и это событие может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, что грозит страшными последствиями. Расследовать убийство отправлен сотрудник нью-йоркской полиции Элайдж Бейли, а со стороны космонитов ему дают необычного сыщика по имени Р. Дэниел Оливо.

Год: 1954

Лакки Старр и океаны Венеры

Lucky Starr and the Oceans of Venus

Новые приключения Лакки Старра. На этот раз главному герою предстоит выполнить новое задание на полностью покрытой океаном планете Венера, где член Совета Лу Эванс, друг Лакки, обвиняется в получении взяток.

В середине 1950-х о Венере было известно немного фактов: только ее масса, объём, орбитальные характеристики и то, что она покрыта непроницаемым слоем облаков.

Год: 1954

1955

Конец вечности

The End of Eternity

Эта книга Азимова является образцом виртуозной игры писателя с пространством и временем. Отличная проработка временных парадоксов, сюжет держит в постоянном напряжении, совершает крутые виражи и поражает научным подходом. Многие критики говорят, что это лучшая работа Азимова.

Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», существующей вне времени и зародившейся в 27 столетии. Люди «Вечности» изменяют ход развития истории во имя блага человечества. Миллиарды людей могут навсегда исчезнуть по их воле. Так бы и продолжалось дальше, но главный герой Эндрю Харлан становится участником странных событий, о которых и пойдёт речь в романе.

Год: 1955

1956

1957

Обнажённое солнце

Мастерство детектива Элайджа Бейли было замечено космонитами по результатам предыдущего дела. Главного героя приглашают помочь в расследовании убийства на одном из Внешних Миров - Солярии. Солярия - это мир, в котором люди никогда не общаются лично, а только через голографический телеконтакт. В таких условиях и убийство, требующее личного присутствия, кажется невозможным. Но там оно всё же произошло.

Год: 1957

Лакки Старр и луны Юпитера

Lucky Starr and the Moons of Jupiter

Действие этого романа происходит на Адрастее - одном из спутников Юпитера. Лакки Старр и Бигмен получили новое задание, связанное с самым секретным исследовательским проектом Совета Науки "Антигравитация" - постройка первого антигравитационного корабля.

Год: 1957

1958

Лакки Старр и кольца Сатурна

Lucky Starr and the Rings of Saturn

По закону, принятому очень давно (роман Айзека Азимова «Лаки Старр и кольца Сатурна»), любое тело, вращающееся вокруг звезды, принадлежало именно этой звездной системе. Но Сириус решил захватить систему планеты Сатурн в Солнечной системе, обосновав на Титане базу.

Год: 1958

1966

Фантастическое путешествие

Fantastic Voyage

Специально подготовленные четверо мужчин и женщина уменьшаются до микроскопических размером и отправляются в миниатюрной подводной лодке внутрь организма учёного, чтобы уничтожить тромб в его мозгу. Если у них не получится то весь мир будет обречён...

Год: 1966

1972

Сами Боги

The Gods Themselves

События в книги происходят на Земле, Луне и в параллельной вселенной с другими законами физики.
Благодаря счастливой случайности было совершенно открытие, и теперь Земле больше не грозит энергетический кризис. Был создан Электронный Насос - неисчерпаемый, дешёвый, экологически чистый и безопасный источник энергии. Электронный насос помогает двум совершенно разным мирам. Но действительно ли все так хорошо?
Это и предстоит выяснить главному герою. И известно ли учёным что на самом деле хотят существа из другой вселенной?

Год: 1972

1982

Край основания

Foundation"s Edge

Действие романа происходит через 500 лет после того как была создана Первое Основание.
Роман был впервые опубликован в сентябре 1982 года. Он был написан спустя почти 30 лет после выхода последнего романа классической трилогии цикла благодаря давлению со стороны поклонников и издателей, а также внушительному гонорару. С тех пор роман неоднократно переиздавался на английском языке, а также был переведён на несколько других языков, включая русский.

Другие переводы: "Академия на краю гибели", "Кризис Основания", "Предел Фонда"

Год: 1982

1983

Норби - необыкновенный робот

Norby, the Mixed-up Robot

Юного кадета Джеффа Уэллса, которому четырнадцать лет, подозревают в шпионаже в пользу вражеской космической империи. Над будущим космолетчиком нависает серьезная опасность. Ему ничего не остается как приобрести подержанного робота Норби. Совершенно неожиданно маленький робот становиться для Джеффа его другом и защитником. Кроме того оказалось, что Норби имеет уникальные способности…. но именно эти способности являются источником многих бед.
Произведение рассчитано на подростковую аудиторию, но будет интересно и взрослым. Первая книга из цикла Норби.

Год: 1983

Роботы утренней зари

The Robots of Dawn

На Авроре, центральном мире космонитов, произошло «роботоубийство». Кто-то намеренно уничтожил мозг человекоподобного робота. Как считает доктор Фастольф, на то, чтобы такое сделать, на всей планете хватит знаний только у него самого. Но он это не делал. Фастольф - лидер политического движения помощи землянам, и правительству Земли очень не выгодно лишаться его поддержки и оно посылает проверенного уже человека. Бейли должен любой ценой распутать это деликатное дело...

Год: 1983

1984

Норби - маг и волшебник

Norby"s Other Secret

Необыкновенный робот Норби пытается выяснить тайну своего происхождения, он вместе со своим верным и смелым другом Джеффом отправляется на планету дракониц. Возникновение цивилизации на этой планете и создание робота имеет между собой прямую связь. Кроме того, робот Норби узнает много нового о своих уникальных способностях. На планете дракониц Норби и Джефф знакомятся с таинственными существами Менторами, и находят друзей инопланетян.

Другие переводы: "Другой секрет Норби"

Год: 1984

1985

Норби и пропавшая принцесса

Norby and the Lost Princess

Приключения Норби (робота с уникальными способностями) и его верного друга Джеффа Уэллса (кадета космической компании) продолжаются…. На этот раз они отправляются на своем космическом корабле «Многообещающий» на удивительную планету Мелодия, где растения поют… и не только, они еще и заставляют петь, а кто не подчиняется им получает удар электрическим током. А некоторые растения (музыкофилы) по настоящему опасны. Наши друзья в сопровождении брата Джеффа (бесшабашного ловеласа) и мудрого учителя генерала Йоно отправляются на эту коварную планету, чтобы отыскать следы пропавшей принцессы с планеты Изз. Но вместо этого они попадают в плен к противным скользупам. Но друзья не сдаются…., а Джефф внезапно обзаводится поклонницей!

Год: 1985

Роботы и Империя

Robots and Empire

В романе Айзека Азимова «Роботы и Империя» действие происходит спустя два столетия после событий «Роботов Утренней Зари».
Волна экспансии с Земли на другие планеты набирает силы, и появляются конфликты между космонитами (жителями Внешних Миров) и поселенцами (потомками землян). Глэдия, женщина-космонитка, которую с Элайджем Бейли связывала искренняя любовь, до сих пор еще жива – ведь космониты живут три-четыре столетия. Жив и её враг – доктор Амадейро, который после смерти доктора Хена Фастольфа вновь вознамерился отомстить Земле, заселившей уже немало планет...

Год: 1985

Норби и захватчики

Norby and the Invaders

В манхэттенской гостиной братьев Уэллс (Фарго, секретного агента Космического управления, и Джефферсона, кадета Космической Академии) идет веселая вечеринка, устроенная по случаю дня рождения начальника Фарго по Космическому управлению, адмирала Бориса Йоно. Внезапно Норби, знаменитый робот-путаник, получает сообщение о том, что первый Ментор попал в беду и всей Джемии угрожает опасность. И снова друзья спешат на помощь на своем космической корабле «Многообещающий»… В приключение с ними отправляются маленькая гостья - джемианская драконица по имени Заргл и Оола, многоцелевое домашнее животное и любимица Джеффа.
Насыщенная фантастическими событиями произведение понравиться не только увлекательным сюжетом, но и даст возможность поразмышлять над проблемой взаимопонимания между столь разными во всех отношениях цивилизациями, а также о взаимосвязанности всего в этом мире.

Год: 1985

1986

Основание и Земля

Foundation and Earth

В этом романе-продолжении «Край Основания» мы наблюдаем поиски Старой Земли Голоном Тревизом и его командой. Эти поиски заведут их к самым первым колониям землян, к затерянным Внешним Мирам и даже к самой Солнечной системе... Только там их поджидает что-то более таинственное и древнее, чем сверхразум Геи и Второй Академии...

Другие переводы: "Академия и Земля"

Год: 1986

Норби и ожерелье королевы

Norby and the Queen"s Necklace

Произведение знакомит с новыми приключениями неразлучных друзей: веселого всезнайки и уникального робота Норби, ответственного и находчивого Джефферсона, любителя приключений обаятельного Фарго и его невесты Орбани. На этот раз они путешествуют во времени.
Все началось с перемещения Фарго прямо во время спектакля во Францию XVIII века как раз перед революцией. Причиной этого события оказывается ожерелье. Задачей для Норби и Джеффа становиться поиск Фарго и разгадка тайны ожерелья, которая спрятана в будущем. И самое главное…. Норби узнает благодаря чему у него есть способность перемещаться во времени.
Читателям будет интересно познакомиться с новым взглядом на события французской революции, а также представить далекое будущее.

Год: 1986

1987

Норби ищет злодея

Norby Finds a Villain

Очередная порция головокружительных приключений маленького робота Норби и его друзей.
Инг Неблагодарный проник в Космическое управление под видом клоуна Фризи и похитил новейший космический корабль и маленького робота Перу и скрылся в гиперпространстве. Здесь он собирался переждать взрыв оставленных им бомб, который нарушит равновесие всей Вселенной. На поимку злодея в гиперпространство отправляются робот Норби и его друзья...

Год: 1987

Фантастическое путешествие II. Место назначения - мозг

Fantastic Voyage II: Destination Brain

Действие разворачивается в микромире. Специально подготовленная группа, уменьшенная до размеров атома, по своей воле или вынужденно проникает во внутреннее пространство человеческого тела. У героев стоит очень сложная задача - расшифровать с помощью специального прибора мысли русского ученого, находящегося в коме. И оказывается, что, несмотря на крошечные размеры, их ждут вовсе нешуточные испытания, подлинные приключения, реальные опасности, роковые страсти.

Другие переводы: "Фантастическое путешествие II: Цель - мозг"

Год: 1987

1988

Прелюдия к Основанию

Prelude to Foundation

Действие романа начинается с доклада молодого математика Гэри Селдона с планеты Геликон на научном конгрессе, в котором он описывает теоретическую возможность математического моделирования будущего. Докладом заинтересовались премьер-министр Империи Эдо Демерзель и Император. Селдона доставляют во дворец, где он разочаровывает Императора, объяснив сугубо теоретический характер своей работы. Однако Император желает использовать Селдона, чтобы укрепить свою власть.
Селдон продолжает работу над психоисторией, изучая историю Империи, пытаясь получить больше информации, и создать модель психоистории.
Знакомый профессор убеждает его подняться на поверхность Трантора с группой метеорологов. Там он узнаёт о некой древней планете под названием Аврора, от которой и пошла человеческая раса. Селдон пытается найти активного робота, чтобы разузнать о древней истории Первого Мира, и использовать его для модели психоистории.
Наивный и доверчивый провинциал Селдон не подозревает, что он становится самым желаемым человеком во всей Вселенной. Его пытаются привлечь на свою сторону соперничающие политические лидеры.
В романе читателю представляется возможность узнать неизвестные ранее подробности личной жизни гениального ученого - будущего отца психоистории.

Другие переводы: "Прелюдия к Академии"

Входит в так называемую «Большую тройку» писателей-фантастов. Этот факт говорит о признании коллег по цеху и о том гигантском вкладе, который он внес в литературу. Кроме того, эту тройку великолепных мастеров фантастики можно назвать и просветителями нашего времени. Азимов и Кларк сделали очень много для того, чтобы популяризировать науку.

Петровичи (сейчас Шумячский район) Смоленской области - это место, которое прославил своим рождением 2 января 1920 года мальчик Исаак, ставший впоследствии лучшим писателем-фантастом 20 века Айзеком Азимовым. Позднее он говорил, что родился на той же земле, что и Юрий Гагарин, и поэтому до сих пор чувствует себя так, словно принадлежит сразу двум странам.

Отец писателя, Юда Азимов, был по тем временам образованным человеком. Сначала он был занят в семейном деле, а после революции стал бухгалтером. Мать писателя, Хана-Рахиль, была из многодетной семьи и работала в лавке.

Эмиграция

После рождения в 1923 году дочери родители Айзека получают приглашение от брата матери, который уже давно уехал в США и обосновался там. Семья принимает решение эмигрировать в Америку.

Айзек Азимов утверждал, что до приезда в США его родители носили фамилию Озимовы, но чиновники иммиграционной службы вписали их как Азимовых и изменили имя писателя на американский лад. Так он и стал Айзеком.

Родители не смогли хорошо освоить английский язык, поэтому устроиться на не получалось. Тогда Юда купил небольшую бакалейную лавку и открыл торговлю. Но для сына он не хотел участи мелкого торговца и решил дать ему хорошее образование. Сам Айзек учился с удовольствием, а с 5 лет мог посещать библиотеку.

С поступлением на медицинский факультет ничего не получилось - как оказалось, Азимов не переносил вида крови. Тогда было решено поступить на отделение химии Колумбийского университета.

Дальше была успешная карьера. Айзек Азимов стал профессором-биохимиком и начал преподавать в Бостонской медицинской школе. В 1958 году он внезапно прекращает свою научную деятельность. Но свои знаменитые лекции продолжал читать на протяжении нескольких лет.

Как он становится писателем-фантастом

Писать Азимов начал еще в детстве. Однажды его друг, прочитав начало рассказа, потребовал продолжения. И тогда будущему писателю-фантасту стало понятно, что у него действительно что-то получается.

Первые рассказы Айзека Азимова были опубликованы в 1939 году легендарным редактором и открывателем молодых талантов. Уже второе опубликованное произведение - «Приход ночи» - становится, по мнению Американской ассоциации писателей-фантастов, лучшим фантастическим творением из когда-либо написанных в мире.

Лучшие книги писателя

В жанре фантастики - это такие произведения, как «Сами боги», «Основание» и цикл «Я, Робот». Но это далеко не все значимые его творения. Никто не мог лучше заглянуть в будущее на тысячелетия вперед, чем Айзек Азимов. «Конец вечности» - лучший роман писателя, посвященный проблеме путешествий во времени.

Невероятный Азимов

Написать 500 книг - это кажется невероятным. Многие за всю жизнь столько даже не прочитают. Айзек Азимов не только писал, он успевал делать еще огромное количество других дел. Он был председателем американской Ассоциации гуманистов, занимался популяризацией науки, редактировал научно-фантастический журнал, носящий его имя. Он не доверял литературным агентам и предпочитал вести дела сам, что отнимало много времени. Азимов умудрялся при своей загруженности быть председателем мужского клуба. Он все делал на совесть. Даже маленькую речь в своем клубе он тщательно готовил. Не было случая, чтобы ему пришлось краснеть за результат своей работы.

Поражает и сфера интересов писателя. В прошлом профессор-биохимик, Азимов никогда не ограничивался изучением только этой области науки. Его интересовало все вокруг. Космология, футурология, лингвистика, история, языкознание, медицина, психология, антропология - это всего лишь небольшой список увлечений писателя-фантаста. Он не только интересовался этими науками, а и серьезно изучал. И книги Айзека Азимова, написанные им в этих областях знаний, всегда точны и безупречны в достоверности поданного материала.

Работа по популяризации науки

В середине 1950 годов Азимов начинает писать публицистику, занимаясь популяризацией науки. Его книга для подростков «Химия жизни» имела большой успех у читателей, а сам он понял, что писать документальные произведения ему легче и интереснее, чем художественные. Он пишет для большого количества научных журналов статьи по математике, физике, химии, астрономии. Большая часть его работ была ориентирована на детей и подростков. В доступной для них форме Азимов рассказывал юным читателям о серьезных вещах.

Научно-популярная литература Азимова

Писатель больше известен в мире благодаря своим произведениям в жанре фантастики и мистики. Немногие знают, что Айзек Азимов - автор многочисленных работ в форме научно-популярной литературы. Поражает разнообразие его интересов.

Знаменитый фантаст написал книги об истории Ближнего Востока, расцвете и падении Римской империи, расах и генах, эволюции Вселенной и тайне сверхновых. Он создал «Краткую историю биологии», где в увлекательной форме рассказал о развитии этой науки, начиная с глубокой древности. Еще одна работа, «Человеческий мозг», с юмором описывает строение и работу центральной нервной системы. Также в книге собрано много увлекательных историй о развитии науки психобиохимии.

Многие книги писателя просто необходимо читать детям. Одна из них - «Популярная анатомия». Айзек Азимов в ней подробно рассказывает об удивительном строении человеческого тела. В свойственной ему манере легко и непринужденно говорить о сложных вещах автор пытается пробудить интерес читателя к анатомии.

Научно-популярные книги Айзека Азимова всегда написаны живым, понятным языком. Он умеет рассказать об очень сложных вещах увлекательно и интересно.

Прогноз будущего. Что сбылось из предсказанного писателем

Одно время очень популярной была тема предсказания будущего человечества известными авторами-фантастами. Особенно много разных вариантов развития событий было предложено Азимовым и Артуром Кларком. Идея эта не нова. Еще Жюль Верн в своих произведениях описал многие открытия, которые были сделаны человеком намного позже.

По просьбе газеты "The New York Times" в 1964 году Айзек Азимов сделал прогноз о том, как будет выглядеть мир через 50 лет, в 2014 году. Это кажется удивительным, но большинство предположений фантаста или сбылось, или предсказано очень точно. Конечно, это не предсказания в чистом виде, свои умозаключения по поводу будущего человечества писатель делал на основе уже имеющейся технологии. Но все равно точность его высказываний поражает.

Что сбылось:

  1. Телевидение в формате 3D.
  2. Приготовление пищи будет во многом автоматизировано. На кухне появятся устройства с функцией «автоготовки».
  3. Население Земного шара достигнет 6-миллиардного рубежа.
  4. Во время разговора с собеседником, находящимся на расстоянии, его можно будет видеть. Телефоны станут портативными и будут снабжены экраном. С его помощью будет возможно работать с изображениями и читать книги. Спутники помогут связаться с человеком в любой точке Земли.
  5. Роботы не получат широкого распространения.
  6. Техника будет работать без электрического шнура, на батареях или аккумуляторах.
  7. Человек не высадится на Марсе, но будут созданы программы по его колонизации.
  8. Будут использоваться солнечные электростанции.
  9. В школах будет введено изучение компьютерных дисциплин.
  10. Будут активно осваиваться Арктика и пустыни, а также подводный шельф.

Фильмы по произведениям Айзека Азимова. Самые известные экранизации

В 1999 году на экраны вышел «Двухсотлетний человек», снятый по совместному роману Сильверберга и Азимова «Позитронный человек». А основой явилась небольшая повесть писателя с тем же названием, что и снятая картина. Проблемы, связанные с появлением роботов в будущем, всегда волновали фантаста. Возможная эволюция искусственного интеллекта, вероятность его конфронтации с человечеством, безопасность роботов, страх перед ними, человечность - круг вопросов, которые поднимает Азимов в своем творчестве, очень широк.

В этом фильме рассматривается очень интересная проблема: может ли робот стать человеком. Главный герой ленты - андроид Эндрю, блестяще сыгранный Робином Уильямсом.

В 2004 году вышел еще один замечательный фильм - «Я, робот». Айзека Азимова считают автором одноименного романа, на основе которого он был снят. На самом деле сюжет картины взят из целого цикла книг писателя о роботах. Это одна из самых удачных экранизаций произведений Азимова, в которой очень точно переданы те проблемы, которые он постоянно поднимал в своем творчестве.

На этот раз в фильме рассматривается проблема эволюции искусственного интеллекта. Законы робототехники Айзека Азимова, придуманные им в 1942 году, сыграют в сюжете не последнюю роль. Согласно им, робот обязан защищать людей и не может причинить им вред. Он должен во всем подчиняться своему хозяину, если это не нарушает самый главный закон роботехники - неприкосновенность человека.

В фильме искусственный интеллект ВИКИ, мозг крупнейшей компании по производству роботов, постепенно эволюционирует и приходит к выводу, что человечество нужно оградить самого от себя, иначе люди погубят все вокруг. С помощью роботов новой улучшенной серии он захватывает весь город. При этом гибнут мирные жители. Главный герой детектив Дэл Спунер с помощниками в лице работницы компании и робота Санни уничтожает ВИКИ. В фильме также остро затронута проблема неприятия этих машин людьми, недоверие к ним.

Еще одна известная Айзека Азимова «Сумерки» - фильм «Черная дыра» с Вином Дизелем в главной роли. Это очень вольный пересказ произведения писателя, почти ничего общего не имеющий с оригинальной версией.

Кроме этих трех известных экранизаций, по произведениям писателя также были созданы фильмы «Сумерки», «Конец вечности» и «Любовь андроида».

Премии и награды

Азимов очень гордился своими наградами, особенно в области фантастики. Их у него огромное количество, и это неудивительно, учитывая невероятную трудоспособность писателя и его библиографию в 500 написанных работ. Он удостоен нескольких наград «Хьюго» и «Небьюла», был лауреатом Премии Фонда Томаса Альвы Эдисона. За свои работы в области химии Азимов получил награду Американского Химического общества.

В 1987 году премию «Небьюла» Азимову вручили с потрясающей формулировкой - «Великому мастеру».

Личная жизнь писателя

Айзек Азимов был успешен как автор, но личная жизнь писателя не всегда была безоблачной. В 1973 году после 30 лет совместной жизни он разводится с женой. От этого брака осталось двое детей. В том же году он женится на своей давней знакомой Джанет Джеппсон.

Последние годы жизни писателя

Он прожил не так уж и много по меркам западного мира - 72 года. В 1983 году Азимов перенес операцию - шунтирование на сердце. Во время ее проведения писатель был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Никто ничего не подозревал до повторной операции, когда при обследовании у него обнаружили СПИД. Смертельная болезнь привела к почечной недостаточности, и 6 апреля 1992 года великого писателя не стало.

Научно-фантастические романы

Транторианская империя (Trantorian Empire)

Камешек в небе (Галька в небе, Песчинка в небе), (1950)

Звезды как пыль, (1951)

Космические течения, (1952)

Основание (Foundation)

Прелюдия к Основанию (Прелюдия к Академии), (1988)

На пути к Основанию (На пути к Академии), (1993)

Основание (Академия), (1951)

Основание и Империя (Академия и империя), (1982)

Основание и Земля (Академия и земля), (1986)

Счастливчик Старр (Lucky Starr) - под псевдонимом Пол Френч (Paul French)

Дэвид Старр - космический рейнджер, (1957)

Лаки Старр и кольца Сатурна, (1958)

Истории о позитронных роботах (Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо) (The Positronic Robot Stories)

Стальные пещеры, (1957)

Роботы зари, (1983)

Роботы и Империя, (1985)

Норби - необыкновенный робот, (1983)

Другой секрет Норби (Норби - маг и волшебник), (1984)

Норби и пропавшая принцесса, (1985)

Норби и захватчики, (1985)

Норби и ожерелье королевы, (1986)

Норби ищет злодея, (1987)

Норби спускается на Землю, (1988)

Норби и великое приключение адмирала Йоно, (1989)

Норби и Старейшая Драконица, (1990)

Норби и придворный шут, (1991)

Отдельные романы

Конец Вечности, (1966)

Сами боги, (1972)

Фантастическое путешествие II: Цель - мозг (Фантастическое путешествие II: Место назначения - мозг), (1987)

Немезида, (1989)

Приход ночи (И тьма пришла, И пала ночь, Смерть Солнца), (1990)

Уродливый мальчуган (Безобразный малыш), (1992)

Позитронный человек, (1993)

Детективные романы

Постоянная должность (1958)

Убийство в Эй-Би-Эй (1976)

Научно-фантастические сборники, а также отдельные издания рассказов

Я - робот (1950)

Путь марсиан (1955)

На Земле достаточно места (1957)

Девять завтра (1959)

Остальное о роботах (1964)

Сквозь стекло ясное (1967)

Загадки Азимова (1968)

Приход ночи (1969)

Ранний Азимов (1972)

Лучшее из Азимова (1973)

Вам случалось видеть подобное? (1974)

Покупаем Юпитер (1975)

Сны Бенджамина (1976)

Двухсотлетний человек (1976)

Тройка Азимова (1981)

Совершенный робот (1982)

Ветры перемен (1983)

Грани завтра (1985)

Научная фантастика Азимова (1986)

Лучшая фантастика Азимова (1986)

Робот, который видел сны (1986)

Другие миры Айзека Азимова (1987)

Азазел (1988)

Хроники Азимова (1989)

Мечты роботов (1990)

Все рассказы. Том 1 (1990)

Все рассказы. Том 2 (1992)

Золото (1995)

Магия (1996)

Сборники коротких детективных историй

Истории "Черных вдовцов", (1974)

Еще истории "Черных вдовцов", (1976)

"Ключевое слово" и другие тайны, (1977)

Журнал "Черных вдовцов", (1980)

Таинственные истории Юнион-клуба, (1983)

Званые обеды "Черных вдовцов", (1984)

"Исчезающий человек" и другие тайны, (1985)

Лучшие загадки Айзека Азимова, (1986)

Головоломки "Черных вдовцов", (1990)

Прочие произведения

1955 Расы и народы. Ген, мутация и эволюция человека [= Люди и расы] /[Со

1956 Внутри атома

1957 Кирпичики Вселенной [= Строительный материал Вселенной. Вся галактика в таблице Менделеева]

1957 Всего лишь триллион

1958 Мир углерода

1958 Мир азота [= Мир, основанный на азоте]

1959 В мире чисел. От арифметики до высшей математики

1959 Часы, по которым мы живем. От солнечных часов до лунного календаря

1959 Слова в науке. История происхождения научных терминов [= Мир науки и история через него; Язык науки: Популярный справочник]

1960 Мир измерений. От локтей и ярдов к аргам и квантам [= Царство измерений]

1960 Спутники Земли

1960 Царство Солнца. От Птолемея до Эйнштейна

1961 Кровь: река жизни. От древних легенд до научных открытий [= The Living River]

1961 Царство алгебры

1961 Слова и мифы [= «Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов», «Мифические миры»]

1962 Факт и фантазия

1962 Жизнь и энергия [= Энергия жизни. От искры до фотосинтеза]

1962 Исследование элементов (по химии)

1962 Миры книги Бытия

1962 Слова на карте. Географические названия и их смысл [= Карта миров]

1963 Генетический код. От теории эволюции до расшифровки ДНК

1963 Тело человека. Строение и функции [= Популярная анатомия. Строение и функции человеческого тела]

1963 Мошенник, организовавший победившую революцию (по истории)

1963 Вид с высоты

1963 Миры книги Исхода

1964 Краткая история биологии. От алхимии до генетики

1964 Четвертое измерение. От Аристотеля до Эйнштейна

1964 Занимательная арифметика. От сложного к простому

1964 Человеческий мозг. От аксона до нейрона [= Мозг человека. Строение и функции]

1965 Краткая история химии

1965 Знакомство с логарифмической линейкой

1965 Греция. От Античности до современности [= История Греции. От Древней Эллады до наших дней]

1965 О времени, пространстве и других вещах [= О пространстве, времени и всем остальном]

1966 Нейтрино: призрачная элементарная частица

1966 Римская республика. От семи царей до республиканского правления(Рим. От основания города до падения республики)

1966 Вселенная. От плоской Земли к квазару

1966 Популярная физика. От архимедова рычага до квантовой теории

1967 Загадки мироздания. Известные и неизвестные факты

1967 Египтяне. От древней цивилизации до наших дней [= Египет. От древних цивилизаций до современности]

1967 Луна

1967 Римская империя. Величие и падение Вечного города [= Рим. От триумфа до краха Империи]

1968 Путеводитель по библии. Ветхий Завет

1968 Галактики

1968 Загадки микрокосмоса [= Наука, числа и я]

1968 Звезды

1968 Темные века. Раннее Средневековье в хаосе войн

1968 Ближний Восток. История десяти тысячелетий [= Ближний Восток: 10000 лет истории]

1968 Мир истории [= Слова в истории. Великие личности и знаменательные события]

1969 Путеводитель по Библии. Новый Завет

1969 Великие научные идеи

1969 Англия: От Стоунхенджа до Великой хартии вольностей

1969 История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей

1969 История США. Освоение Северной Америки [= История Северной Америки от древних времен до 1763 года]

1970 Константинополь. От легендарного Виза до династии Палеологов

1971 Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства

1971 Земля и космос. От реальности к гипотезе

1972 Франция. От Последнего Каролинга до Столетней войны [= История Франции. От Карла Великого до Жанны д"Арк]

1972 Миры внутри миров

1972 Асимметрия жизни: От секрета научных прозрений до проблемы перенаселения

1973 Солнце

1974 Земля: наш переполненный космический корабль

1974 Создание Соединенных Штатов, 1763-1816 годы

1975 Федеральный союз: Соединенные Штаты от 1816 до 1869 года

1977 Марс, красная планета [для детей]

1977 Золотая дверь: Соединенные Штаты от 1865 до 1918 г.

1978 Животные в Библии

1978 Квазар, квазар, гори ярче

1979 Выбор катастроф. От гибели Вселенной до энергетического кризиса

1979 Путь в бесконечность (сб. науч. эссе)

1981 В начале: научный анализ личности Бога в книге Бытия [= В начале]

1981 Яркий свет Солнца

1981 Венера, ближайший сосед со стороны Солнца (для детей)

1983 Блуждающий разум

1984 Путеводитель по науке [= The Intelligent Man"s Guide to Science (1960); The New Intelligent Man"s Guide to Science (1965); Asimov"s Guide to Science (1972)]

1984 Икс - значит неизвестно

1985 Взрывающиеся солнца. Тайны сверхновых

1986 Опасности разума

1987 Так далеко, как может видеть глаз человека

1987 Прошлое, настоящее и будущее

1988 Относительность неправды

Экранизации произведений, театральные постановки

Конец вечности (1987)

Гандахар (1988)

Двухсотлетний человек (1999)

Я, робот (2004)

Айзек Азимов (1920-1992) - подлинная легенда «золотого века» американской фантастики. Почти всю свою жизнь он посвятил литературе: свыше четырехсот книг, включая специальные исследования и научно-популярные работы, вышло из-под его пера. Дело, конечно, не в количестве, есть среди фантастов и более плодовитые. Но, в отличие от большинства своих коллег, Азимов не следовал избитым клише - он фонтанировал оригинальными идеями, каждая из которых была способна породить целое направление в научной фантастике.

И это все - о нем

Как ни банально это звучит, уже биография Азимова похожа на увлекательный роман. Он появился на свет в Советской России, в местечке Петровичи под Смоленском. Произошло это судьбоносное событие 2 января 1920 года, а уже в 1923 семья Озимовых (так изначально звучала фамилия его родителей) эмигрировала в Соединенные Штаты. Литературная карьера Азимова началась шестнадцатью годами позже, с рассказа «Затерянные у Весты», опубликованного в журнале «Amazing Stories». С тех пор публикации посыпались одна за другой, и вскоре Айзек стал одним из активнейших деятелей американского фэндома, завсегдатаем форумов и конвентов, душой общества, обаятельным и куртуазным. Занятия литературой не мешали и научной карьере. Вчерашний эмигрант, он сумел блестяще окончить среднюю школу, затем - химический факультет Колумбийского университета, стремительно получить ученую степень и к 1979 стать профессором в своей альма-матер.

Майкл Уэлан, мастер фантастической живописи, проиллюстрировал множество книг Азимова. Эти работы украшают нашу статью.

Однако главные достижения Айзека Азимова, несомненно, лежат в области литературы. Здесь, правда, не обошлось без некоторой доли везения. Первым же человеком из мира научной фантастики, с которым лично познакомился юный Айзек, был Джон Вуд Кэмпбелл. Легендарный редактор журнала Astouding SF сыграл неоценимую роль в становлении американской фантастики «золотого века», лично выпестовал целое поколение блестящих писателей - от Роберта Хайнлайна до Генри Каттнера и Кэтрин Мур. Кэмпбелл не только обладал поразительным нюхом на таланты, но и буквально засыпал своих любимчиков целым градом идей, многие из которых нашли воплощение в повестях и рассказах тех, кого мы сегодня называем классиками НФ. Разумеется, Джон Кэмпбелл не мог пройти мимо Азимова, хотя лишь девятый из предложенных Айзеком рассказов увидел свет на страницах его журнала. Как и многие товарищи по цеху, писатель на всю жизнь сохранил признательность Кэмпбеллу - человеку, благодаря которому американская фантастика всего за несколько лет сделала гигантский эволюционный скачок.

О творчестве Айзека Азимова написана уйма статей и книг - в том числе, двухтомник воспоминаний самого писателя. Одно перечисление его литературных наград заняло бы несколько страниц убористым шрифтом. На счету Азимова пять «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983) и две «Небьюлы» (1972, 1976) - самых авторитетных премий в мировой фантастике. Однако куда важнее то, что его многочисленные книги до сих пор переводятся и переиздаются во всем мире - в том числе, произведения, созданные более полувека назад.

Я, робот

Первое, что приходит на ум, когда звучит имя Айзека Азимова, - образ робота в мировой фантастике. Нет, разумеется, роботов придумал не Азимов. Слово это родом из чешского языка, впервые его использовал Карел Чапек в своей знаменитой пьесе «R.U.R.», назвав так искусственных людей, предназначенных для самой черной, тяжелой и неквалифицированной работы. Сам же образ искусственного человека, живого, но лишенного души, пришел к нам из историй о Големе и чудовище Франкенштейна. Однако именно Азимов предложил идеальный способ раз и навсегда обезопасить человечество от самой возможности «бунта машин». Если в журнальной фантастике 1920-х годов обезумевший андроид был одним из главных врагов человечества (наряду с жукоглазыми монстрами и маньяками-учеными), то с приходом «святого Айзека» робот из лукавого раба превратился в незаменимого помощника и верного наперсника человека. А всего-то понадобилось ввести Три Закона, зашитых, так сказать, в BIOS позитронного мозга каждой разумной машины!


Думаю, не лишним будет еще раз напомнить эти Законы. Согласно Первому, робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Согласно Второму - должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. И, наконец, согласно Третьему, робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. Позитронный мозг физически не способен нарушить ни один из этих принципов - именно на них базируется его структура.

Первый рассказ Айзека Азимова, посвященный роботам, появился в 1940 году на страницах одного из журналов научной фантастики. Рассказ назывался «Странный приятель», или «Робби», и повествовал о судьбе необычного робота - трогательного и очень человечного. За этим произведением последовало второе, третье, четвертое… А уже в 1950 цикл рассказов Айзека Азимова «Я, робот» вышел отдельной книгой, которая определила развитие темы разумных машин на многие годы вперед.

Основание и основатели

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» - писала Анна Ахматова. Интерес Айзека Азимова к роботам был вызван причинами вполне прозаическими. При всех своих достоинствах Джон Вуд Кэмпбелл, долгое время остававшийся главным издателем Азимова, отличался радикальными взглядами и полагал, что из любого конфликта с инопланетянами представитель «высшей» человеческой расы непременно должен выходить победителем. Эти рамки были слишком узки для Айзека, более того - противоречили его убеждениям. И писатель нашел блестящий выход: отныне в произведениях, которые он предлагал Кэмпбеллу, вообще не было инопланетян, а значит, отсутствовал и соответствующий конфликт. Однако это не значит, что Азимов полностью отказался от космической тематики. Напротив, произведения, действие которых происходило на далеких планетах, выходили из-под его пера одно за другим. Только вот населяли эти миры не «маленькие зеленые человечки», а все те же люди, потомки земных переселенцев.


Самым знаменитым азимовским циклом, начало которому было положено в этот период, стало «Основание» (также известное в русских переводах как «Фонд» и «Академия»). В романах, созданных под влиянием книги Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», нарисована едва ли не самая впечатляющая история будущего в научной фантастике XX века. Первая Империя человеческой расы пала под собственной тяжестью. Наука и искусства хиреют, армия разваливается, провинции объявляют себя независимыми государствами, связь между ними теряется - словом, наступают новые Темные Века. Конечно, оптимист Азимов не теряет веры в прогресс: рано или поздно мир вновь станет единым и над всеми мирами взовьются штандарты Второй Империи. Но можно ли просчитать, как будет развиваться ситуация, и сократить Темные Века до минимума? За это берется великий математик Хари Сэлдон, изобретатель науки психоистории, создатель Основания - сообщества, которому предстоит стать зародышем Второй Империи человечества.


Картины гибели и распада величайшей Империи, талантливо нарисованные писателем, впечатляют. Но главная находка Азимова в этом цикле, безусловно, сама психоистория. «Не пытаясь предопределять действия отдельных личностей, она сформулировала определенные математические законы, по которым развивалось человеческое общество», - так объясняет ее суть герой романа. Тысячелетиями создание такой науки остается мечтой власть имущих. Сегодня на смену оракулам и гадальщикам, пифиям и авгурам, картам Таро и кофейной гуще пришло старшее дитя Прогресса - всемогущая Наука. Что только ни используют, чтобы предсказать примерное направление развития общества - хотя бы на несколько месяцев вперед, до ближайших выборов… Увы, уверенно прогнозировать будущее социологи с политологами так и не научились…
Что же до «Основания», то судьба этого цикла сложилась вполне счастливо. В 1966 на 24-м «Уорлдконе» «Основание» получило премию «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времен». При голосовании романы Азимова обошли и популярнейшую «Историю будущего» Роберта Хайнлайна, и «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, имя которого уже успело прогреметь в англоязычном мире.

Стальные пещеры

Фантастический детектив - жанр совершенно особый. Он сочетает черты традиционного детективного романа и фантастики, и поэтому зачастую подвергается критике с обеих сторон. Ценителей детективного жанра раздражают фантастические допущения, поклонников фантастики стесняет неизбежная для детектива жесткая структура. Однако писатели упорно возвращаются к этому направлению, вновь и вновь принуждают когорты неуловимых преступников и гениальных сыщиков браться за дело. И одним из общепризнанных классиков фантастического детектива опять-таки принято считать непревзойденного и многоликого Айзека Азимова.

Романы «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце» и «Роботы Утренней Зари» о полицейском Элайдже Бейли и его напарнике Р. Дэниеле Оливо - в некотором смысле продолжение цикла «Я, робот». Детектив сам по себе сродни запутанной шахматной партии, Азимов же добавил в это уравнение дополнительное неизвестное - роботов. Один из них, уравновешенный и сдержанный сыщик Дэниел Оливо, становится главным героем всех романов трилогии. Другие роботы неизменно попадают под подозрение или становятся ключевыми свидетелями в делах, которые предстоит распутать парочке следователей. Ход, надо заметить, остроумнейший. Поведение мыслящих машин жестко определено Тремя Законами - и, тем не менее, роботы то и дело оказываются замешаны в преступлениях со смертельным исходом. Да еще сложная внешнеполитическая обстановка требует найти виновного в рекордно короткие сроки…


Список фантастических детективов Азимова трилогией не ограничивается. Однако именно она вошла в анналы, стала неизменным примером для подражания. Причем не только в США и Англии, но и в России. Впервые «Стальные пещеры» вышли на русском в 1969, в одном из томов детлитовской «Библиотеки приключений», с предисловием Аркадия и Бориса Стругацких - и сразу трехсоттысячным тиражом. Далеко не каждый современный автор бестселлеров может похвастаться подобным успехом. И, в целом, заслуженно: хотя за минувшие годы свои силы в области фантастического детектива попробовали сотни писателей, произведения Азимова по-прежнему остаются идеальным образчиком жанра.

Начало вечности

Еще одно направление, в котором американский писатель оставил отчетливый след - хроноопера, литература о путешествиях во времени. Машина времени - дежурная тема НФ с незапамятных времен. В современной фантастике существует астрономическое число вариаций на эту тему, в том числе, множество классических: «И грянул гром…» Рэя Брэдбери, «Патруль Времени» Пола Андерсона, «Да не опустится тьма» Спрэга Де Кампа… Но «Конец Вечности» Айзека Азимова занимает в этом ряду одно из самых почетных мест. Насколько легко по текстам Брэдбери угадывается поэт, настолько же легко в авторе «Конца Вечности» опознается ученый-естественник. Дотошно и безжалостно-логично исследовав ситуацию с путешествиями во времени, Азимов сконструировал организацию, которая неминуемо должна была возникнуть в мире, где отправиться в прошлое или будущее не сложнее, чем съездить к тетке в Саратов.

Вечность - своего рода тоталитарное государство, которое существует вне основного временного потока и использует машину времени для исправления истории. Главная ее цель - сохранить общество в неизменности, застраховать обывателей от глобальных катастроф и потрясений. И в то же время, сохраняя статус-кво, Вечность лишила человечество будущего, фактически заморозила прогресс цивилизации на тысячелетия. Увы, именно глобальные потрясения, войны и катастрофы заставляют общество двигаться вперед. Полный покой ведет цивилизацию к загниванию и смерти…


Далеко не все писатели разделяют скептицизм Айзека Азимова. Более полувека Вечность снова и снова возрождается в романах других авторов, под новыми именами: Патруль Времени (у Пола Андерсона), Пескоцентр (в «Береге Динозавров» Кейта Лаумера), и так далее, и тому подобное. Большинство из этих организаций, впрочем, не столько корректирует историю человечества, сколько следит за ее неприкосновенностью. Слишком велик страх перед анархией, которая воцарится во времени, переполненном путешественниками без виз. Если одна бабочка, раздавленная в прошлом, аукнется в настоящем изменением политического строя в Америке, как способен искорежить историю очередной янки, заявившийся ко двору короля Артура с пулеметом наперевес?.. Именно этот страх раньше других почувствовал Айзек Азимов - и блестяще обыграл в своем романе.

Классики и современники

Проект памятника Азимову (работа Майкла Уэлана)

Бесспорно, этим вклад Айзека Азимова в копилку идей и сюжетов научной фантастики не ограничивается. Он придумал планету, жители которой видят звезды лишь раз в несколько тысячелетий и первым отправил своих героев в микромир, он выдвинул предположение, что неандертальцы владели телепатией и в ироническом ключе описал развитие счетно-вычислительных систем, он еще в 1950-х заговорил об угрозе ядерной войны и о контактах с жителями параллельного мира…

Сегодня в США и Англии ежегодно выходит несколько тысяч фантастических романов, и добрую треть этих произведений можно отнести к НФ. Но для того, чтобы разобраться, о чем предпочитают писать «научные фантасты», совсем не обязательно читать все эти книги. Если вас интересует, какие идеи активно развивают ныне западные беллетристы, перечитайте собрание сочинений Азимова. Уверяю вас: все разнообразие современной НФ отражается в его произведениях, как океан в капле воды.