Все о стройке и ремонте

Снятие с креста и погребение спасителя. Снятие со Креста: восточное и западное понимание

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. До 1443 г.

Бёрсуордского алтаря Мастер. Снятие с креста

Анджеликo Фра. Снятие с креста. ок. 1440 г.

Снятие со креста (Мф., 27:57-58; Мк., 15:42-46; Лк„ 23:50-54; Ин., 19:38-40). Этот эпизод, происшедший сразу после распятия, упоминается во всех четырех Евангелиях. Иосиф Аримафейский, богатый и уважаемый член Синедриона (иудейского законодательного совета в Иерусалиме) и тайный ученик Христа, получил у Пилата, прокуратора Иудеи, разрешение снять Тело Христа с креста. Он принес льняную простыню, и вместе с Никодимом, принесшим мирру и алое, чтобы забальзамировать тело, они сняли его и обернули в пелены (согласно Иоанну, этот Никодим был тем самым человеком, который посетил Христа ночью (см. НИКОДИМ, ХРИСТОС, НАСТАВЛЯЮЩИЙ Н.). Мы видим гвозди, которые извлекают из тела. Или бывает запечатлен тот момент, когда тело опускают с креста. Некоторые церковные авторитеты делают различие между этой сценой и собственно снятием, то есть актом положения тела на землю, но в наименовании картин это разделение эпизодов редко отражается. Ранние образцы в западном искусстве основаны на византийских оригиналах X- XI веков, представляющих четырех главных участников: Никодима с клещами, вытаскивающего гвоздь из левой руки, Иосифа, принимающего на себя вес тела, Деву Марию, которая держит правую - освобожденную - руку, и апостола Иоанна, сокрушенного, стоящего несколько поодаль. Два последних персонажа, присутствующих в сцене РАСПЯТИЯ ХРИСТА (5), также постоянно изображаются вместе с Иосифом и Никодимом в эпизодах, следующих за данной сценой и ведущих к эпизоду Положения во гроб. (См. Р1ЕТА; ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТЕЛА ХРИСТА; ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ.) Развитие этой темы на протяжении всей истории живописи Возрождения и барокко всегда шло в направлении все большего усложнения трактовки и увеличения числа персонажей. В XIV-XV веках обычно изображались две лестницы - по одной с каждой стороны поперечины креста - и на них двое мужчин - Иосиф и Никодим, поддерживающие тело. Внизу стоят Дева Мария со своими спутницами и Св. Иоанн. У основания креста можно видеть череп Адама (см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА, 9). Начиная с XVI века и особенно в поздней живописи испанских Нидерландов трактовка этой темы становится свободнее и полнее. Крест изображается не фронтально, лестниц часто четыре, и еще двое неизвестных мужчин помогают Иосифу и Никодиму спустить тело. Коленопреклоненная Мария Магдалина, возможно, целует ноги Христа. Третьей женщиной является Мария, жена Клеопа, о присутствии которой в сцене распятия Христа упоминает Иоанн. На земле лежат инструменты Страстей: терновый венец, гвозди, иногда табличка с надписью и губка. По другой версии изображения этого сюжета тело скользит вниз по длинному полотнищу, свисающему сверху донизу. Иосифа и Никодима можно идентифицировать по их одежде. Первый часто одет богаче и изысканнее, возможно, в головном уборе, тогда как облик второго говорит о менее высоком его социальном положении. В эпоху раннего Возрождения именно Никодима мы видим извлекающим гвозди из ног Христа. Св. Иоанн, как обычно, молод, часто у него длинные волосы. Иногда он принимает активное участие в происходящем действии, особенно в заключительный момент, поддерживая спускаемое тело. До эпохи Контрреформации Дева Мария иногда изображалась теряющей сознание и падающей без чувств на руки тех, кто рядом с нею, но в более поздних произведениях она стоит, возможно, стиснув руки в молчаливом страдании. (См. РАСПЯТИЕ ХРИСТА, 6.) Магдалина, которой особо поклонялись в эпоху Кон1рреформации как олицетворению христианского покаяния, часто предстает центральной фигурой в примерах этого сюжета, относящихся к XVII веку. Она в дорогих одеждах и своими длинными волосами может вытирать ноги Христа, как в сцене РАСПЯТИЯ ХРИСТА - аллюзия на ее более ранний порыв в доме Симона Фарисея (см. МАРИЯ МАГДАЛИНА, 1).

Все четыре евангелиста описывали то, как тело Иисуса сняли с креста, и как Иосиф, богатый человек из Аримафеи, пошел к Пилату и попросил тело Христа. Его просьба была выполнена. Из всех евангелистов только Св. Иоанн, упоминает о неком Никодиме, который помогал Иосифу оборачивать тело Христа плащаницей, пропитанной смирной и алоэ, «как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин.19:40).

Добровольно приняв страдания, распятие и смерть на Кресте, Господь Иисус Христос совершил спасение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Распятие происходило в пятницу, в канун великого иудейского праздника Пасхи. Чтобы не оставлять на крестах тела казнённых, иудеи просили Пилата ускорить их смерть. Пилат согласился.

Пришедшие воины перебили голени двум разбойникам: после этого распятый человек умирал почти мгновенно. Но, подойдя к Иисусу и убедившись, что Он уже умер, воины не стали перебивать Ему голени.

Чтобы не оставалось сомнения в смерти Иисуса Христа, один из воинов пронзил Его копьём в рёбра. Из раны тотчас истекли кровь и вода. Это было явным свидетельством смерти.

В тот же вечер к Пилату пришёл один из членов синедриона, тайный ученик Иисуса Христа - Иосиф Аримафейский. Он был человеком праведной жизни и не участвовал в осуждении Спасителя. Иосиф просил у Пилата позволения снять тело Иисуса с Креста и похоронить Его.

Получив разрешение, он купил ткань для погребения - плащаницу - и отправился на Голгофу. Пришёл туда и Никодим. Некогда он тайно приходил к Спасителю, чтобы услышать от Него учение о Царствии Небесном.

Иосиф с Никодимом сняли с Креста тело Иисуса, помазали Его благовониями и обернули в плащаницу.

Вблизи Голгофы был сад, принадлежавший Иосифу. Там, в каменной скале, он высек для себя новую погребальную пещеру. В неё ученики с благоговением положили тело Господа Иисуса Христа и привалили большой камень к двери гроба.

За погребением Спасителя наблюдали женщины, стоявшие у Его Креста. Среди них были Матерь Иисуса, Мария Магдалина и Мария Иосиева.

Заходило солнце. В преддверии наступающей субботы, великого дня покоя, все покинули место погребения Христа. Возвращаясь домой, женщины купили драгоценное миро. По прошествии субботы они хотели снова прийти ко гробу и помазать миром тело Спасителя, чтобы достойно завершить погребение.

Тем временем первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и сказали ему: "Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб три дня, "чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого".

"Первым обманом" они называли то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божием, о Мессии. А последним - проповедь о Воскресении Господа из мёртвых и Его победе над адом. Пилат отвечал им: "У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".

Получив это позволение, первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа. Тщательно осмотрев место погребения, они поставили стражу из римских воинов, которые во время праздников находились в их распоряжении. Затем приложили к камню, закрывавшему вход в пещеру, печать синедриона и удалились, оставив тело Спасителя под охраной.

Когда тело Христа лежало во гробе, душой Своей Он сошёл в ад, благовествуя мёртвым победу над грехом и смертью. Для всех ветхозаветных праведников, всех, кто ожидал пришествия Спасителя, Господь открыл Царство Небесное и вывел их души из ада.

С этого момента Царство Божие открыто для всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди. Ад повержен силой распятого Сына Божия, и мы вместе с апостолом можем сказать: "Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим . Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоэ.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина , Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого".

Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42.

СНЯТИЕ С КРЕСТА

(Матфей, 27:57-59; Марк, 15:42-45; Лука, 23:50-54; Иоанн, 19:38-40)

(42) И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - (43) пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. (44) Пилат удивился, что Он умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? (45) И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

(Мк. 15:42-45)

Суд над Христом и Его казнь - распятие - были совершены по римскому обычаю. Согласно этому обычаю, тело Христа должно было оставаться на кресте до тех пор, пока оно не сделается добычей птиц. Так описывают участь распятых древнеримские авторы - Гораций, Ювенал, Лукиан, Артемидор, Плиний, Плутарх и другие. По-иному поступали с телами умерших иудеи. По иудейскому обычаю, - пишет в «Иудейской войне» Иосиф Флавий (IV , 5, 2), - приговоренных к распятию до заката снимают и хоронят. Христос, благодаря ходатайству Иосифа Аримафейского, был похоронен по иудейскому обычаю.

Упоминание о снятии тела Иисуса с креста имеется во всех четырех Евангелиях, но у Иоа нна - с несколько большими подробностями. В живописи изображается тот момент, когда из тела Иисуса извлекают гвозди и оно постепенно опускается на землю (Пьетро да Римини, Лоренцетти ) .

Пьетро Лоренцетти. Снятие с креста (30-е годы XIV века).

Ассизи. Нижняя церковь Сан Франческо.

Некоторые средневековые богословы проводят различие между собственно отделением тела от креста и опусканием его на землю. Что же касается художников, то такая градация действий в этой сцене не влияет на именование сюжета и название картин с ним.

На картинах с этим сюжетом западные художники, как правило, изображают четырех главных участников действия: Иосифа Аримафейского, Деву Марию и Иоа нна Евангелиста и Никодима. Что касается Иосифа Аримафейского, то он только теперь открыто обнаружил свою приверженность Христу. До того он и Никодим веровали в Христа тайно. Что касается присутствия при снятии тела Христа с креста Никодима, другого члена Синедриона, то, строго говоря, синоптики о нем не упоминают, а свидетельство о нем Иоанна обнаруживает его присутствие лишь в следующей сцене - погребения тела Христа (см . ПОЛОЖЕНИЕ В ГРОБ ). Тем не менее художники, как это не раз бывало в изображении других евангельских сюжетов, допускали определенную вольность и распространяли присутствие Никодима также на сцену Снятие с креста. В таком случае мы легко идентифицируем Никодима по его традиционному атрибуту - клещам, с помощью которых он извлекает гвозди из тела Иисуса (в самых ранних образцах - из левой руки; в живописи Возрождения - из ног; см . Дуччо ).

Дуччо. Снятие с креста (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора.


Иосиф Аримафейский либо стоит на лестнице, прислоненной к кресту, и сверху снимает тело (Энрико ди Тедиче, Пьетро да Римини, Дуччо, Госсарт), либо поддерживает его на земле. Для такой трактовки имелась литературная программа, заимствованная из популярных начиная с XIV века «Размышлений о жизни Христа» (« Meditationes vitae Christi ») - анонимного трактата, уже около 1400 года приписывавшегося Бонавентуре (? Псевдо-Бонавентуре; изда­тели Бонавентуры в Кваракки атрибутируют это сочинение Иоанну (Джованни) де Каулибусу, францисканскому монаху из Сан-Джеминьяно, умершему в 1376 году): «Иосиф был счастлив принять Тело Господа в свои руки». Часто можно встретить изображение того, как Иосиф Аримафейский не просто принимает тело Христа на руки, но использует пелены, чтобы спустить на них тело на землю. Иоанн Евангелист традиционно изображается стоящим - сокрушенный и отчаявшийся - несколько поодаль (Россо, Энрико ди Тедиче, Фьорентино).

Дева Мария в этой сцене часто держит правую руку Христа (Лоренцетти )

. Богоматерь предстает в этой сцене, несмотря на то что в Евангелиях о Ее присутствии при снятии тела с креста ничего не говорится. Богоматерь в действительности удалилась с Голгофы, как заключают некоторые богословы, еще до смерти Христа, вскоре после того, как Она, по наказу Иисуса, усыновила Иоа нна. С Нею, судя по всему, удалился и Иоа нн. Вскоре он, вероятно, вернулся, и произошло это перед самой смертью Христа, ибо, описывая - как очевидец - в своем Евангелии последние минуты жизни Христа, он за эпизодом усыновления непосредственно повествует о жажде, мучившей Спасителя.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Энрико ди Тедиче. Снятие с креста (XIII век). Пиза. Музей. ») (1308-1311). Сиена. Музей собора.

Фра Беато Анджелико . Снятие с креста (ок . 1435). Флоренция. Монастырь Сан Марко.

Россо Фьорентино . Снятие с креста (1530-е). Вольтерра. Музей.

Ян Госсарт (прозв. Мабузе). Снятие с креста (первая треть XVI века). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Снятие с креста

Стояли там многие женщины и смотрели. Между ними, кроме матери Иисуса, были и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосии, и другие женщины, которые следовали за Ним и служили Ему. А когда наступил вечер, пришел некто Иосиф, богатый человек из города Аримафеи. И хотя этот Иосиф тоже был членом совета, в судилище над Иисусом он не участвовал, потому что и сам учился у Иисуса и ждал царства небесного.

И вот, поскольку уже был вечер пятницы перед великой субботой, чтобы не оставлять тел на кресте в такой день, пошел Иосиф к Понтию Пилату просить, чтобы отдали тело Иисуса. И Пилат, удивившись, что Иисус уже умер, призвал сотника и спросил у него, давно ли умер Иисус. И когда сотник сказал ему, приказал отдать тело Иосифу.

Но сперва пришли воины и, чтобы прекратить страдания распятых, перебили голени у двух разбойников. А когда подошли к Иисусу и увидели, что он уже мертв, не стали перебивать у него голени. Но один из воинов копьем пронзил ему грудь, и тотчас из раны истекли кровь и вода.

После этого Иосиф, тайный - из страха перед иудеями - ученик Иисуса, снял тело с креста. И был здесь же некто Никодим, приходивший однажды к Иисусу. И принес этот Никодим благовония, которыми обмыли тело Иисуса, а потом обвили Его пеленами, как обыкновенно погребают в Иудее. Затем положили тело Иисуса в гроб - так тогда называли пещеры, в которых хоронили мертвецов, и привалили к входу большой камень.

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Снятие семи печатей Видение четырех всадников (6-я гл.).Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризующие всю историю

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Снятие со креста и погребение Спасителя В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями.

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Снятие с Креста и погребение Мф. 27, 57–61; Мк. 15, 42–47; Лк. 23, 50–56; Ин. 19, 31–42 Вместе со смертью Божественного искупителя на кресте смолкла потрясенная природа, как бы не желая нарушить покой страдальца: тьма рассеялась, землетрясение прекратилось. великий и священный день

Из книги Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа автора Иннокентий Херсонский

Глава XXVIII: Снятие со креста и погребение Иосиф Аримафейский просит у Пилата позволения погребсти тело Иисусово. - Характер просителя. - Участие в погребении Никодима. - Место гроба. - Погребение. - Душевное состояние учеников и почитателей Иисусовых.Едва только

Из книги Беседы с патриархом Афинагором автора Клеман Оливье

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

МОЛИТВА НА СНЯТИЕ ВЕНЦОВ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ Священник: Господи Боже наш, венец года благословивший и эти венцы возлагать заповедавший на сочетающихся друг с другом законным браком, и как воздаяние целомудрие им подающий: ибо они чистыми узаконенным Тобою браком сочетались.

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Снятие седьмой печати. Откровение 8:1-8 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Снятие первых шести печатей 1 Я видел, как Ягнёнок открыл первую из семи печатей, и затем услышал, как одно из четырёх живых существ сказало громоподобным голосом:- Подойди!2 Я посмотрел и увидел белого коня. На нём сидел вооружённый луком всадник, которому был дан венец.

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Снятие седьмой печати 1 Когда Ягнёнок снял седьмую печать, на небесах примерно на полчаса наступило молчание. 2 Я увидел семь ангелов, стоящих перед Всевышним, им были даны семь труб. 3 Потом подошёл ещё один ангел, державший золотой сосуд для возжигания благовоний, и встал

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Снятие первых шести печатей 1 Я видел, как Ягненок открыл первую из семи печатей, и затем услышал, как одно из четырех живых существ сказало громоподобным голосом:- Подойди!2 Я посмотрел и увидел белого коня. На нем сидел вооруженный луком всадник, которому был дан венец.

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Снятие седьмой печати 1 Когда Ягненок снял седьмую печать, на небесах примерно на полчаса наступило молчание. 2 Я увидел семь ангелов, стоящих перед Богом, им были даны семь труб. 3 Потом подошел еще один ангел, державший золотой сосуд для возжигания благовоний, и встал

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Глава 6 ИСПРОШЕНИЕ У ПИЛАТА ТЕЛА ИИСУСОВА СНЯТИЕ ЕГО С КРЕСТА ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Изображения этих событий (Мф. XXVII, 57–60; Мк. XV, 43–47; Лк. XXIII, 50–53; Ин. XIX, 38–42) составляют три отдельные композиции; но вторая и третья иногда соединяются механически в одной картине. Первая подходит

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги автора

Поучение 4-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Сила Креста Христова) I. Великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается сегодня в память двух событий: во-первых, в память обретения Креста Господня и во-вторых – в

Из книги автора

Снятие с креста и погребение Спасителя Воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению верующие посвящают последнюю – Страстную – неделю Великого поста. Снятое с Креста распятое тело Спасителя его ученики Иосиф и