Все о стройке и ремонте

Русский космизм как феномен мировой философии. Религиозный и естественнонаучный космизм


О философии кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА. Все основное, самое главное: очень кратко про ФИЛОСОФИЮ КОСМИЗМА. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Космизм - специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. В России уже с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, ПА Флоренского, Н.А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека. В космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой российской мысли. Это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосреде, космосе - с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых.

Николай Федорович Федоров (1829-1903) - философ, родоначальник русского космизма. В основе концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления.

Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Потому-то и нет в природе целесообразности, утверждал он, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. В его проекте - и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и наконец «воскрешение отцов», возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т. д. В деле «воскрешения» Н.Ф. Федоров отводит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Н.Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Н.Ф. Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.

......................................................

Будущее человечества... Эта тема всегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной, так и европейской философской традиции. Но во второй половине 20 века резко сместились акценты: человек стал не только мечтать о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные способы для его достижения. И на этом пути у него возник закономерный вопрос: «А возможно ли будущее в принципе?» Количество ядерного оружия на планете и вероятность экологического катаклизма не позволяют дать утвердительный ответ. Наибольшую актуальность приобрело осмысление трудностей во взаимоотношениях природы и человека, а также отношений между людьми. Благодаря обсуждению этих проблем сложилось несколько традиций. Космизм в русской философии является одной из них. О нём мы и поговорим в этой статье.

Определение

Название «космизм русский» возникло в 60-е годы, когда народ бурно ликовал по поводу освоения космоса и обращения к практически забытому наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило собой широкую область русской культуры конца 19 - начала 20 века. Его наиболее яркими представителями были: в поэзии - Брюсов, Тютчев; в музыке - Скрябин; в живописи - Нестеров. А философское направление формировалось вокруг идей К. Э. Циолковского (которого поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.

В первую очередь философы-космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля мышления авторов, их работы очень непохожи. Но, несмотря на это, у них можно найти много общих идей, дополняющих и развивающих друг друга и формирующих целое направление в отечественной философии.

Главная идея

Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления - соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды.

Направления русского космизма

Их несколько, но главных течений всего пять. Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас представим вам полный список:

  • Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).
  • Религиозно-философское (Фёдоров).
  • Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
  • Эзотерическое (Рерих).
  • Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев).

Ниже мы поговорим о представителях первых двух направлений.

Родоначальник космизма

Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Он никогда не занимался философией профессионально. Фёдоров добывал средства на жизнь сначала преподаванием, а потом работой в библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было опубликовано очень мало его работ. Но и этих изданий хватило для того, чтобы многие философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Многие идеи русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Всеобщая регуляция

Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней:

  1. Метеорическая регуляция (объект - Земля).
  2. Планетарная астрорегуляция (объект - Солнечная система).
  3. Космическая (объект - Вселенная).

При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.

Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д.

Четыре принципа Циолковского

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики.

Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира - это людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания - одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:

  • Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).
  • Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).
  • Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).
  • Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

Ноосфера Вернадского

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.

В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода - объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей.

Солнечная активность Чижевского

Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе в которой речь шла о влиянии на историю человечества.

Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:

  • Минимальная возбудимость (3 года).
  • Рост возбудимости (2 года).
  • Максимальный подъём возбудимости (3 года).
  • Понижение возбудимости (3 года).

Теории Чижевского о влиянии на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.

Заключение

Итак, мы рассмотрели русский космизм как философское направление. Надо отметить, что человеку потребовалось много сотен лет для обретения разумного облика наряду с развитым осознанием собственной духовности. Проходя стадии формирования мировоззрения, человеческая цивилизация открывала новые виды познания, создавая новые отрасли философских взглядов и наук.

На современном этапе, с учётом прошлого опыта, человечество сформировало для себя чёткую структуру и выявило наиболее полезные приоритеты. Но, как и раньше, мы не получили ответы на вопросы о смысле жизни и картине мироздания на планете. И поскольку человек всегда будет иметь склонность к размышлениям, то всегда будут возникать загадки, отгадки на которые так и не найдутся.

Космимзм (греч. кьумпт -- «организованный мир ») -- ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.

С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики).

В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и другие, космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи звёздного неба с духовным и телесным аспектами человека.

С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию -- использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта--Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век),теории относительности Эйнштейна и других.

Русский космизм -- течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем определённую эволюцию Вселенной.

Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства

В 1980--1990-х годах в российской литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие. Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями русского космизма.

Религиозное крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого, космического и нравственного. Основанием такой формы космизма явились две методологические идеи -- эволюционная и теологическая, взятые в их соединении. Один из вариантов религиозного космизма представлен В. С. Соловьевым в рамках философии всеединства; его суть -- софийность мироздания, преображение космоса вследствие преображения человечества в Богочеловечество, этичность мироздания .

Преддверие экспансии в космос и его завоевание с помощью науки и техники породило уникальную в своем роде религиозно-утопическую философию «общего дела» Н. Ф. Федорова. Речь в ней идет о регуляции природы, выходе за пределы Земли и овладении космосом. «Солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу». Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды -- между учеными и неучеными, богатыми и бедными, городом и деревней.

Бессмертие трактуется не только как космичность жизни, но и как следствие всеобщей этичности космоса. Атомы нравственны. Вечная жизнь возможна, и ее достижение интерпретируется Федоровым в терминах активной эсхатологии, суть которой заключается в отрицании фатального конца мира согласно христианской идее свободы. Если человечество соединяется для всеобщего воскресения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и страшного суда.

Философия естественнонаучного и религиозного космизма.

Основные представители: Философско-религиозный космизм: Николай Фёдорович Фёдоров

Естественнонаучный космизм: Константин Эдуардович Циолковский Александр Леонидович Чижевский Владимир Иванович Вернадский.

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским.

Вернадский - создатель теории ноосферы - встал на позиции фундаментальности существования жизни. Основные положения его теории заключаются в следующем: живые существа - такое же вещество, как и любое другое, на любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя он и не отрицал, что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда.

С появлением человека, отмечает Вернадский, в биосфере возникает «…новая форма биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу». В основе этой энергии лежит научное творчество: «Научная мысль человечества работает только в ноосфере и в ходе своего появления в конце концов превращается в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Научная мысль есть часть структуры - организованности - биосферы и ее в ней проявления, ее создание в эволюционном процессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планеты».

Анализируя возможности все возрастающей мощи цивилизации, Вернадский пришел к выводу о том, что человечеству как разумной части живого вещества придется взять на себя ответственность за будущее планеты. Будущее требует активного вмешательства разума в судьбу биосферы. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума.

Идеи Н. Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики. Он говорил о необходимости освоения космоса. Выход человека в космос - следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций.

Ученый считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной, следовательно, надо осваивать другие миры в Солнечной системе и т. д. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Циолковский показывал реальные возможности того, как это можно выйти в космос - он предсказал использование ракет. Произвел расчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи, такие, как создание поселений на Марсе и других планетах, безусловно, были очень прогрессивными.

В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет наш разум и его сила»

Космическое бытие человечества по Циолковскому «может быть подразделено на четыре основных эры:

  • 1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
  • 2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
  • 3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать ее длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
  • 4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

По мнению Купревича, человеческая смерть не является законом эволюции для человека. Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает из-за влияния извне. Смерть - это результат сбоя в генетическом механизме. С 21 года начинается старение. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном уровне (или это болезнь, или сбой). Существует проблема нервных клеток. Мозг используется не на сто процентов.

Религиозный космизм

Федоров подверг критике, в частности, Канта за разделения разума на теоретический и практический. В то время как Кант считал, что сущности вещей ("вещи в себе") непознаваемы, Фёдоров считал, что эти сущности вещей непознаваемы для отдельно взятого индивида, но они являются делом познания всего человечества. Идея о воскрешении умерших и бессмертия ныне живущих покоилась, с одной стороны, на религиозном основании, а с другой стороны, включала достаточно заметный естественнонаучный элемент, связанный с естественнонаучной познавательной деятельностью человека. Воскрешение предков Центральная идея философии космизма Фёдорова, "общее дело" - это воскрешение умерших и бессмертие живущих. Воскрешение предков необходимо, поскольку именно им мы обязаны всеми культурными достижениями, которые мы имеем, они создали эти достижения, на которых основаны наша культура и цивилизация. Поэтому они вполне достойны воскрешения. Он увязывает это с религией, в частности, с христианством .

К осмизм (греч. κόσμος - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.

Философской базой явилась философия русского «космизма» В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И Вернадского и других, которая была одним из наиболее распространенных философских течений конца XIX – начала XX века и кардинально отличается от традиционной западной философии.
Этими авторами был предложен новый взгляд на личность и ее взаимоотношения с миром природы. Человек впервые рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии. В таком контексте одушевление и очеловечивание природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.

Этими авторами был предложен новый взгляд на личность и её взаимоотношения с миром природы. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринималась как основа сохранения космического единства и гармонии. В таком контексте одушевления и очеловечивания природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.

Н.Ф. Фёдоров. (1829-1903)

Философия «общего дела».
Н. Ф. Фёдоров – основатель данного направления философии, разработал проект регуляции природы как общее дело человечества. Все, что мы видим вокруг, включено в единый природный ряд, рождённый и подчиняющийся закону смерти, т.е. началу и неизбежному падению, концу. Природа – гигантское целое, которое существует благодаря возобновлению бесчисленных своих частей. Природа рассматривается и как нравственный организм, пока ее части участвуют в коловращении природы бессознательно, инстинктивно. Но с появлением человека появляется сознание, острое ощущение неповторимости личности, страдание от утрат. С появлением человеческого сознания, через человека сама природа приходит к сознанию, совершенству, к такому состоянию, когда она не будет разрушать, а будет воссоздавать разрушенное и воскрешать. И задача сынов человеческих не одно устранение смерти, а восстановление жизни. Мир, где все определяется физической необходимостью, причинностью – несвободен, ограничен смертью. Важно превращение бессознательного способа бытия в сознательный.
Мир сознательный – свободный и лишён смерти. Свобода – это действие. Свободными не рождаются, а делаются. Свободы надо искать «в общей деятельности».
Проект регуляции природы предполагал и овладение природой в противоположность эксплуатации и утилизации, ведущей к её разрушению, и переустройство самого организма человека, и выход в космос, управление космическими процессами и воскрешение предков. Регуляция природы не под силу отдельным лицам, она должна расшириться и соорганизоваться в дело всенародное. Именно в этом заключается возможность сыновнего единения, «победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении и воскресении». Только преодолев раздвоение между личной и общей жизнью, когда люди смотрят на себя как на отдельные обособленные существа, признав, что каждый из нас есть звено в целом роде человеческом, каждый не просто человек, а сын человеческий, возможно воздействие на общую причину – смерть. «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех».
Проект регуляции связан с выходом человечества в космос: Фёдоров подчёркивал неотделимость земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во вселенной. «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более, что таких пределов не существует; земля открыта со всех сторон, средства перемещения и способы жизни должны и могут изменяться». Только такая безбрежная область деятельности как овладение космосом, «этот великий подвиг» привлечет к себе и всю энергию духа, все силы человечества, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.

Основную надежду в деле регуляции природы Фёдоров возлагал на науку и призывал к объединению всех наук вокруг астрономии – космизация науки.
Учение Фёдорова базируется на предпосылке исключительного значения земли и человека. У Фёдорова христианская геоцентрическая концепция получает антропоцентрический поворот (в христианстве земля есть центр вселенной, а человек – центр всего земного). Все небесные тела есть многочисленные земли, тогда земля не занимает единственно центральное положение, но так как на земле возникла жизнь и сознание, возник человек, земля – маленькая точка вселенной становится фокусом этой вселенной. Воскрешение тогда становится делом необходимым – для заселения и управления космосом. «Космос нуждается в разуме, чтобы не быть хаосом, а быть космосом. Разумные же существа нуждаются в силе. Космос есть семя без разума, а человек есть разум без силы. Сила станет разумной, если знание и разум станут ею управлять». Для Фёдорова учение «общего дела» дает человеку веру в свои фантастические возможности и вносит высший смысл в жизнь и историю.

П.А Флоренский Павел Александрович (1882—1937)
П. Флоренский русский религиозный философ, ученый, священник, последователь В. С. Соловьева, являлся последователем Московской философско-математической школы, которая развивала тему борьбы космических сил и хаоса. Математика способствует космизации – принцип этой школы, математический элемент противостоит хаосу.
Флоренский создал философско-математический синтез, который сочетал в себе аритмологию и монадологию, и призван синтезировать философию и науку. Аритмология – индивидуализация частей, метод вхождения нового в мир. Монада полагается как космизирующий принцип – единение, целостность, сосредоточие жизненных сил.
В центре процесса космизации стоит человек. «Человек – живой храм, в котором деятельно осуществляются высшие цели и главнейшие задачи мировой жизни» – Н.В. Бугаев. Однако препятствием на пути космизации Флоренский видел в законе «энтропии – изменение в сторону хаотизации и деградации, закон всеобщего уравнивания». «Миру противостоит закон эктропии» (изменение в сторону упорядоченности, организованности). Хаос противостоит Логосу.
В человеке борются хаотические и космические силы. Есть мир как макрохаос и макрокосмос. Силы внутри человека можно назвать микрохаосом и микрокосмом. Лишь через преодоление микрохаоса можно преодолеть макрохаос природы и общества. Лишь микрокосмизация способна породить макрокосмизацию. Флоренский отождествлял космическое начало с божественными «Ладом и Строем». Космическое начало противостоит хаосу, лжи, смерти, греху.
В вопросе соотношения Человека и его Среды, человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек – малый мир, микрокосм, Природа – большой мир, макрокосм и наоборот. Человек – макрокосм, Среда – микрокосм. Человек как часть природы может быть равномощен со своим целым. Тоже можно сказать и о Среде. И природа и человек бесконечны, поэтому могут быть равномощны и взаимными частями друг друга. Человек есть сумма Мира, краткий конспект мира. Мир есть проекция человека. Природа есть живое подобие человека.
Свойственная русской философии вообще и ярко проявившаяся в творчестве русских космистов практическая устремлённость мысли проявлялась у Флоренского в служении людям в роли священника и в интересе к научным исследованиям, применимым в действительности. А. Ф. Лосев называл Флоренского «философом жизни и практики».

В.С Соловьёв. (1853- 1900)

Философия всеединства.
В.Соловьев создавал целостную мировоззренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу брал христианство с его межконфессиональным характером. Главная особенность этой системы в том, что Соловьев включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии.
Центр философии В.С. – синтез религии и науки. Эту мысль Соловьёв выразил как идею всеединства. Всеединство – это единство творца и творения. «Всё едино в Боге». Бог есть Абсолютно-сущее. Бог – как космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире. Бог распадается на атомы, которые своими движениями и колебаниями организуют реальный мир. Атомы – эманации Бога, живые, элементарные существа или идеи. Идея – деятельностное существо. Всё сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия. В.Соловьёв выделяет два вида бытия: абсолютное и становящееся. Становящееся бытие нужно абсолютному как поле для проявления. Природа также как и дух есть проявление абсолютного, разница только в степени. Применяя влияние абсолютного, становящееся становится свободным. Для становящегося абсолютное – идеальное, постепенно реализуемое. Эта постепенная реализация возможна в человеке.
Становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестаёт быть полем. Итог - вечное несовершенство человека. Человечество – как идеальное собирательное начало, высшая форма, в котором все существующее становится абсолютным – форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может бесконечно совершенствоваться и способна вместить всё, к чему стремится. Реализация всеединства является задачей человечества.
Целью исторического процесса В.Соловьёв видел в одухотворении человека, соединении человека с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс.
В.Соловьёв видел механизм сближения Бога и человека через концепцию Богочеловечества. Воплощенный Бог – Иисус Христос является и полным человеком, и полным Богом. К этому должен стремиться человек. Через Иисуса Христа божественное соединилось с человеческим через Слово. Природный человек через ценности Христа одухотворяется. Соединение Бога с человеком должно произойти не в одном Иисусе Христе, а во всем человечестве. Христианство – религия Божественности и Богочеловечества, предполагает веру в Бога и человека. Второй лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. Человек призван к творческому делу, соучастию в божьем деле. Через Христа устанавливается абсолютная родственность человека и Бога. По мнению Бердяева Н.А., мысль о Богочеловечестве есть основная идея философии космистов.
В гносеологии принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цельное знание В.Соловьев рассматривает как синтез науки, философии и религиозной веры. Основной принцип цельного знания – вера в существование абсолютного начала – Бога. Вера есть непосредственная уверенность, утверждение безусловного существования другого, внутренняя свобода от всего и внутренняя связь со всем. Вера – есть способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств, способность воспринимать суть, воображаемую в нашем уме.
В.Соловьёв выделяет в природе человека три рода познания бытия:
чувства – дают знание внешней и видимой действительности,
мышление – даёт знание всеобщих свойств и
деятельностная воля – даёт знание собственно сути предмета.
Вера является завершением процесса познания.
Организацию цельного знания даёт синтез науки, философии и религии. Эта концепция ведет к постижению истинного, абсолютного в любом проявлении действительности.
К целостному существованию человечество может привести русский народ. Русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта. В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности – стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к внешнему реформаторству.

Итак, общими главными идеями философов русского космизма были:

1. Активная созидательная сознательная деятельность человека в переустройстве мира и через такую деятельность достижение свободы
2. Сопричастность человека Богу, Абсолюту, Отцу, т.е. идея Богочеловека.
3. Идея соборности, софийности, Всеединства в отличие от авторитарности и индивидуализма
4. Цельное знание как синтез наук. Познание целостным Духом.
5. Направленность философии на практическое применение
6. Идея всеединства имеет всеохватность, космическое значение
7. Русский народ как мессианский, ищущий Царства Божьего

В философии Соловьева, Бердяева и др. религиозных философов «серебряного века» человек является органичной частью космического всеединства, способной творчески преображать мир. Такое понимание человека как активного участника в реализации замысла Бога относительно мира, построение совершенного богочеловечест- ва, «обожение» природы является основой религиозно - философского течения русского космизма. Проблемы, которые поднимались в космизме, были обусловлены общественной и культурной обстановкой в России XIX в., но остаются актуальными и в настоящее время, поскольку многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Второе течение в русском космизме: научно-философское , где идеи космизма получают концептуальную разработку. Представителями этого направления были К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Холодный, И. Ефремов и др. Это направление характеризуется поиском места человека в Космосе; пониманием человечества как активной космической силы, способной на развитие мира; признанием взаимосвязи космических и земных процессов, соразмерности микрокосма и макрокосма (человека и Вселенной) и всеобщей обусловленности.

У истоков русского космизма стоял Николай Федоров (1828- 1903). Задачей философии он видел превращение знаний в проект о лучшем мире. Философия не должна быть пассивным объяснением мира, а должна стать активным проектом «всеобщего дела». Благодаря такой философии человек может найти настоящий смысл своей жизни и цель существования мира и следовать им. Согласно Федорову, мир есть единое целое, где природа, Бог и человек взаимосвязаны, взаимовлияют и взаимодополняют друг друга, обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой дух. Самос страшное зло в мире - это ее конечность, смерть. Люди разобщились друг от друга и оказались бессильны перед смертью. Чтобы изменить такое состояние общества, люди должны объединиться и устранить «неправду» смерти. Саму смерть, по Федорову, невозможно искоренить, но по мере развития науки и техники человечество найдет способы воспроизводства жизни, «воскрешения отцов». В будущем люди смогут достигнуть бессмертия, что приведет к всеобщему братству людей в космическом масштабе и к полному торжеству нравственных законов над законами природы.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - ученый- самоучка, экспериментатор, мыслитель, разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии.

Смысл космоса, место в нем человека, конечность и бесконечность человеческого существования, пути построения счастливого будущего - это неполный список проблем, которые пытался решить Циолковский.

Циолковский полагал, что во Вселенной существуют вечные, неуничтожимые элементы - атомы, обладающие чувственностью и зачатками духовности. Чувствительность уменьшается от человека к животным и далее, но не исчезает совсем, так как нет чёткой границы между живой и неживой материей. Космос он представляет как живое существо, целостную гармоническую систему, где и атом, и человек одинаково причастны высшему единству и подчинены единым закономерностям. Циолковский - материалист, для него космос-это не более, чем очень сложный механизм.

Космологический процесс Циолковский представляет как смену «космических эр», согласно которой происходит усовершенствование бытия и восхождение к высшим ступеням космического совершенствования.

В этом процессе человечество должно пройти три ступени:

1) эра рождения; 2) эра становления; 3) терминальная эра - конец страдающей органической плоти и достижение «высшего блаженства». Результатом этого восхождения должно стать преодоление человеком собственной физической природы. Он превратится в лучистое существо , питающееся с помощью фотосинтеза солнечной энергии и способного обитать повсюду.

Полагая существование множества миров и разумных существ, Циолковский говорил о необходимости всеобщего совместного труда по преображению космоса. Основной этический принцип ученый видит в уменьшении вселенских страданий и несправедливости, снижение риска возникновения несовершенных форм жизни.

Для достижения этой цели «высший разум» может как принудительно ограничить размножение неразумных видов, так и безболезненно их уничтожить, заселив космос только высокоорганизованными существами. Гарантом осуществления космической этики Циолковский считает творческую сущность Вселенной.

Циолковский верил, что по мере развития науки и техники будет меняться окружающая среда, люди станут объединяться, в обществе установится счастье, а сам человек будет становиться все более совершенным существом.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)-естествоиспытатель, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биохимии и других научных исследований, мыслитель- гуманист.

Основные идеи - идеи об эволюции жизни на Земле в результате ее появления из космоса, о возникновении биосферы и ее движении к ноосфере.

Вернадский исследует процессы перемещения вещества и энергии в природе, выделяя геологическую роль жизни («живого вещества») в планетарных процессах. «Живое вещество - это вечная, изначально присущая космосу и повсеместно распространенная в нем совокупность живых организмов», где особое место отводится человеку как геологической силе, изменяющей биогсохимичсскис процессы природы, способной перестроить и изменить биосферу Земли.

По мере эволюции человека усиливается и расширяется его преобразующая деятельность. Благодаря развитию техники и науки человек охватывает все области бытия и в первую очередь сферу жизни - биосферу, которая постепенно переходит в ноосферу.

Ноосфера (от лат. - нус, ум) понимается как окружающая человека среда, новое состояние биосферы, а ее созидание - как контролируемый и регулируемый человечеством процесс обмена между веществом и энергией общества и природы, то есть как разумное, в соответствии с данными науки, ее преобразование. Основными предпосылками возникновения науки ноосферы Вернадский называет:

  • 1. Распространение человека - одного биологического вида, обладающего разумом, - по всей поверхности планеты, победа его в борьбе с другими биологическими видами.
  • 2. Развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое.
  • 3. Открытие новых источников энергии (атомной, солнечной и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований.
  • 4. Массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом вес более широкие массы населения.
  • 5. Взрыв научного творчества в XX веке, обладающий геологическим масштабом своих последствий.

Завершением развития ноосферы, по Вернадскому, должна стать автотрофность человечества, то есть освобождение его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это станет условием отрыва будущего человека от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос, усиления космопланетарной роли человечества. Вернадский полагал, что в будущем ноосфера станет ведущей не только на земле, но и в космосе, а человечество станет силой, созидающей ноосферу.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. В чем, по мнению Соловьева, заключается смысл половой любви?
  • 2. Что означает понятие «София» в философии Соловьева?
  • 3. Каково предназначение и смысл жизни человека, согласно Бердяеву?
  • 4. Раскройте суть «космической этики» Циолковского.
  • 5. Перечислите основные сходства и отличия учения о космосе Циолковского и Вернадского.