Все о стройке и ремонте

Джан ди. Английский математик и алхимик джон ди и посещавшие его "ангелы"

Кто же такой этот легендарный доктор Ди, «магическое наследство» которого до сих пор будоражит воображение? О, это на самом деле была выдающаяся личность, о которой с трепетом и уважением говорят знающие люди и по сей день.

На рубеже XVI–XVII веков слава об этом учёном англичанине, подписывавшемся странным «Voo», распространилась по всей Европе. Дошла она даже до России, и его, в качестве научного советника, приглашал к себе русский царь; обещал огромное жалованье, роскошный дом и должность, которая сделала бы учёного, как было сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей в России». Но по известным только ему причинам Джон Ди от столь заманчивого предложения отказался, как, впрочем, и от других, не менее лестных.

Итак, что же это был за человек, которого жаждали видеть при своём дворе монархи самых разных стран?

Он родился в Уэльсе в семье придворного офицера короля Генриха VIII. В пятнадцатилетнем возрасте поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже, а затем продолжил образование в Голландии и Бельгии. Будучи ещё юношей, этот современник Нострадамуса уже учил геометрии самого Карла V, императора Священной Римской империи, а в возрасте двадцати трёх лет читал свои знаменитые лекции по математике в Париже.

Блистательный математик и астроном, крупнейший естествоиспытатель, знаток классической филологии и языков, рьяный собиратель и спаситель старинных рукописей, владелец одной из крупнейших в Европе личных библиотек, выдающийся философ , «идейный отец розенкрейцерства», провидец, человек, способный спать лишь два часа в сутки, - вот лишь неполный перечень качеств этой загадочной личности.

Доктор Джон Ди королевский астролог

Когда Ди вернулся в родную Англию, ему не было и тридцати, но он уже слыл авторитетным учёным, и Мария I Тюдор назначила его королевским астрологом. Она только что взошла на престол и была в расцвете сил, но «доктор Ди» какими-то только ему ведомыми способами узнал, что править ей недолго: она скоро умрёт, не оставив наследника.

В беседе с Елизаветой, сводной сестрой королевы, Ди поделился своими соображениями и предсказал этой девушке, находящейся в немилости, в скором будущем: королевский трон. Двор кишел интригами, и о столь крамольных предсказаниях шпионы тотчас донесли королеве. Расправа была короткой: астролога бросили в тюрьму «за попытку подчинить жизнь монарха магии».

Два года провёл учёный в заточении. И всё же его предсказание сбылось: Елизавета вскоре взошла на трон. Безгранично доверявшая молодому учёному, она сразу же назначила его опять-таки королевским астрологом и даже дату своей коронации - 14 января 1559 года - выбрала в соответствии с его расчётами.

Судя по всему, совет доктора Ди был точен: почти полувековое правление Елизаветы I было на редкость успешным. Оно сопровождалось расцветом искусств и науки, расширением торговых связей и географическими открытиями. И по сей день среди историков существует устойчивое мнение, что «Елизаветинский ренессанс» во многом обязан именно Джону Ди.

Реформы ученого Джона Ди

Елизавета тоже не оставалась в долгу. Она предоставила Джону Ди самые широкие возможности для научной деятельности. Пользуясь личным покровительством королевы, Ди немало сделал для своей родины. Изобретатель механических роботов и телескопа, он стоял у истоков науки морской навигации и применения в английской армии биноклей и подзорных труб. Одним из первых он предложил использовать солнечную энергию, сфокусированную с помощью огромного зеркала.

Джон Ди принимал участие во многих научных реформах.

  • Григорианского календаря
  • Учебника географии
  • Предложил идею начального меридиана, известного сегодня как Гринвичский

Таков был масштаб этой незаурядной личности.

Магия в жизни Джона Ди

Но при такой кипучей деятельности Джон Ди жил ещё одной - тайной - жизнью, о содержании которой мы можем лишь частично догадываться по сохранившимся личному и «спиритическому» дневникам, да ещё - по автобиографическим трактатам. Вчитываясь в их строки, мы с полным основанием можем назвать мировоззрение этого замечательного человека причудливой смесью мистицизма и самой передовой, по тем временам, науки.

Судите сами: наравне с сугубо научной и практической деятельностью он очень серьёзно относился к оккультной философии и магии - как к мировоззрению, помогающему проникнуть в тайны бытия. Его фундаментальный философский труд «Иероглифическая монада» (Антверпен, 1564), по мнению исследователей тайных обществ и герметических учений, стал фактически идейной основой будущего розенкрейцерства.



Можно утверждать, что большую часть своего времени Джон Ди отдавал тайным наукам: кабалистике нумерологии, алхимии, астрологии, а также гаданию. Уделял он внимание и изучению свойств зеркал. Об этой области его исследований известно очень мало, и о достижениях Ди мы можем судить только по его же скупым записям (например, по такой:

Нетрудно изготовить зеркало, которое силой солнца, даже скрытого облаками, превращает в пепел все разновидности камня и металла.

) или по свидетельствам современников, которые утверждали, что в доме Джона Ди была какая-то камера для «зеркальных видений».

Магические кристаллы и зеркала Джона Ди

И всё же чуть ли не главным увлечением всей жизни доктора Ди было изучение «магических » свойств кристаллов и искусство предсказаний с их помощью - кристалломантия.

Среди любопытных подробностей о различных магических кристаллах Джона Ди сохранились сведения о перстне с бериллом, в котором Ди мог вызывать образные видения не только у себя, но и у присутствующих. Предполагают, что кристалл в перстне был огранён особым способом, известным лишь самому Ди, - тем самым, о котором он намекает в своей знаменитой «Иероглифической монаде»:

Гранильщик бериллов сможет с высочайшей точностью узреть в кристаллической пластине всё, что только есть на земле и в воде в подлунном мире…

История знаменитого перстня, прослеживается до 1842 года, когда он был продан на аукционе таинственному незнакомцу. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Видное место среди «магических кристаллов » Джона Ди занимало зеркало из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезённое испанцами из далёкой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового зеркала ацтеков были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания.

Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нём за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Стоически перенося утраты и гонения учёной и религиозной братии, Джон Ди никогда не терял интерес к своим исследованиям и всю жизнь продолжал эксперименты с магическими кристаллами и зеркалами. То и дело вглядываясь в их таинственные глубины, Ди иногда видел в них нечто, о чём мы можем только догадываться. Так, особо ему запомнился день 25 мая 1581 года; о нём осталась даже короткая дневниковая запись:

«Я долго вглядывался в кристалл - и наконец увидел». Что так потрясло Джона Ди, мы не знаем, но, может, именно об этом он писал в другом месте: «Это я искал многие годы, в разных землях, далёких и близких; я прочитал множество книг и выучил множество языков, я общался с разными людьми, я много трудился, чтобы увидеть хотя бы лучик истинного знания… Увидев это, я осознал, что мудрость не может быть достигнута усилиями человека, но лишь по Твоей воле (о Господь)».

Прошло полтора года, и в жизни Джона Ди произошло событие, исключительное по своим последствиям: он получил подарок от неземных существ.



Это случилось в ноябре 1582 года. Во время вечерней молитвы, на фоне окна, в лучах заката, к нему «во всём величии» неожиданно явилось окружённое сиянием сверхъестественное существо - ребёнок, которого Джон Ди впоследствии называл ангелом Уриэлем - «духом света». О чём они говорили, осталось тайной, однако известно, что «ангел» подарил учёному магический кристалл «величиной с яйцо, прозрачный и переливающийся всеми цветами радуги». Как пишет сам Ди, явившийся тут же его взору архангел Михаил с огненным мечом приказал:

«Иди и возьми его, но пусть более ни одна живая душа не прикоснётся к нему».

К сожалению, у самого Ди видение посредством «камня ангела» получалось далеко не всегда, и потому он стал прибегать к помощи более способных к ясновидению помощников. Те, вглядываясь в кристалл, сообщали учёному всё, что видели в нём, а Ди скрупулёзно записывал. О том, как всё происходило, рассказывал один из таких помощников, Эдвард Келли:

В середине камня находится маленькое круглое подобие вспышки света, которая кажется похожей на шар диаметром в тридцать дюймов или около того.

Келли утверждал, что в блестящей сфере можно было наблюдать каких-то «духовных существ», которые сообщали для Ди весьма разнообразные сведения.

В течение всей оставшейся жизни - более четверти века - Ди не расставался с этим подарком. И тому были серьёзные причины. Судя по дошедшим до нас сведениям, с помощью этого магического кристалла учёный мог не только проникать в другие миры, но и заглядывать в будущее.

Ангельский язык Еноха

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами.



Это был очень странный алфавит, записи с помощью которого до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком внеземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада».

Сегодняшние учёные считают его абсолютно завершённой системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в то время. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и всё это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.



Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошёл через руки разных людей и сейчас хранится в Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его…

Есть в Лондоне место, которое каждый уважающий себя оккультист-мистик-эзотерик обязательно должен посетить. Это церковь, рядом с которой в 16 веке жил отец-основатель современной Ангелологии и Енохианской Магии . Человек написавший один из важнейших трактатов в магии символов “Иероглифическая монада ”.

Имя этого образованнейшего человека своего времени, математика, астронома, астролога, философа и мага – Джон Ди.

Фамилия Ди “Du”происходит от валлийского слова означающего “черный”. По другой версии его отец был евреем, принявшим христианство и сменившим фамилию.

В любом случае знания о тонких энергиях и силах у этого человека были неимоверно глубоки получил ли он их, как наследство от иудейской традиции или это были наработки его души в прошлых воплощениях.

Он родился 13 июля 1527 года в семье торговца тканями Рональда Ди. Получив образование в Кембридже в Сент-Джеймс колледже он зарекомендовал себя блестящим математиком. Уже в 23 года он читает лекции, собирая лучших ученых того времени.

Затем он поступает в университет Левена (сейчас это KU Leuven, Бельгия), где его наставником был великий картограф Фризиус Гемма, а друзьями Герхард Меркатор и Абрахам Ортелий.

Ему пророчили успешную карьеру преподавателя университета, но Ди увлекся астрологией. Этим он навсегда испортил своей авторитет в ученых кругах.

Но несмотря на это, именно он стоял у истоков создания Британского Музея, а собранная им библиотека по науке и магии, была одной из крупнейших в Европе того времени. В ней насчитывалось более 3000 книг, что для 16 века невероятно огромное количество. А ведь это не университетская, а его личная! Это были книги о любви, алхимии, астрономии, математике, философии, истории что показывает его удивительно разносторонний ум. Многие книги были с его пометками.

Может поэтому он и не накопил богатств. Все свои деньги он вкладывал в книги.

Увы его уникальная библиотека была разграблена, пока он путешествовал по Европе.

Судьба Ди так же удивительна как и его визионерские исследования.

Составив гороскоп королевы Марии Тюдор он попадает под суд за “вычисления”, а потом снова суд. Теперь за то, что он протестант. Блестящая защита и его оправдывают.

Не известно, чем бы для него все это закончилось, но время правления кровавой Марии подходит к завершению и к
власти приходит Елизавета.

Ди становится ее главным консультантом и магом. Королева настолько доверяет его знаниями, что поручает ему вычислить благоприятную дату для ее коронации.

Он под ее покровительством. Доходит до того, что королевскую карету часто видят возле его дома, куда Елизавета приезжает, чтобы получить совет.

Но основная магическая история Джона Ди начинается в 1582 году, когда он знакомится с Эдвардом Талботом-Келли.

Некоторые его считали Эдварда гениальным авантюристом своей эпохи, но есть и другое мнение. В магическом кругу Келли считался серьезным магом и алхимиком, который был на порядок выше Ди по своим практическим навыкам.

Познакомившись и подружившись, два гения магии начинают заниматься медиумическими опытам с магическим зеркалом из обсидиана.Этот артефакт вы и сейчас можете увидеть в Британском Музее.

С 1582 по 1589 они устанавливают связь с существами тонкого мира и получают от них различную информацию об устройстве мира. Но самое главное, это их заявление об открытии системы письма, полученной от ангелов и являющейся языком этих небесных существ.

В 1583 году Ди и Келли приглашены графом Ольбрехтом Ласким в Польшу и 21 сентября маги покидают Британию, чтобы продолжить свою работу на континенте.

Магическими экспериментами друзья поражают короля Стефана в Кракове. Город, на тот момент, представлял собой один из крупных центров европейской магии и астрологии, уступая размахом и количеством алхимических лабораторий разве что Праге.

Не исключено, что именно Ди стал прототипом небезызвестного пана Твардовского мага и волшебника 16 века, ставшего неизменным персонажем польских магических сказок и рассказов. А друг и напарник Келли превратился в его слугу.

По некоторым сведениям, несколько раз им удалось продемонстрировать превращение неблагородных металлов в золото. Сделали они это с помощью магической книги “The Book of Dunstan ” и некоего порошка “красной тинктуры”.

Книгу и порошок Келли нашел в развалинах Гластонберийского аббатства, куда его привело “сверхъестественное существо”.

Именно так описывает это Элиас Эшмол (Elias Ashmole) – член британского Королевского сообщества, алхимик, антиквар, чья библиотека и коллекция впоследствии стали основой музея Ашмола в Оксфорде.

Хотя сын Ди впоследствии эту версию и отрицал.

По другой легенде книга и порошок попали в руки Келли во время путешествия по Уэльсу, где он купил их за 2 фунта в таверне. Что мне кажется более реальной версией. Хотя и окрестности Гластонбери хранят в себе немало загадок.

В 1587 году Келли, как медиум, сообщает Ди, что ангелы повелевают им делиться всем, даже женами. Так что Келли и Ди, можно сказать, стали первыми официальными основателями “шведской” семьи.

Но в 1588 году дороги друзей расходятся.

Келли испытывает страсть к алхимии в надежде, что покровительство богатого чеха Вилема из Рожмберка, поможет ему разбогатеть. Но его страсть к алхимическим экспериментам приводит к печальному исходу.

За отказ создавать золото (или провал экспериментов с созданием золота) для большого любителя тайных наук, короля Рудольфа II, Келли дважды попадает в тюрьму.

Из последнего заключения в 1597 Келли пытается сбежать, но погибает.

По одной из версий, веревка по которой он спускался, оказалась слишком короткой. Келли падая сломал ногу и от ран вскоре умирает.

По другой версии он был убит в 1595, о чем есть запись в дневниках Ди от 25 ноября, где написано “Вести с континента. Сэр Эдвард Келли убит”.

Как бы то ни было в возрасте 42 года (или 40) маг, сумевший продемонстрировать превращение неблагородных металлов в золото королю Рудольфу II, погибает при невыясненных обстоятельствах при попытке сбежать из королевского заключения.

Отказался Келли делать золото для короля или не смог?

Есть версия современных технологов, что в основе демонстрации трансмутации не было никакой магии. Из золота и серебра мог выплавляться образец для экспериментов в пропорциях, чтобы цвет его был серебристый. При опускании в кислоту, серебро “переходило” в раствор, оставляя чистое золото.

Именно в таком “обмане ” обвиняют” другого величайшего мага сотрудничавщего с Рудольфом II – Дионисия Захария.

Обман? Возможно. Но видимо, для получения заказа и выделения средств на алхимические эксперименты в лаборатории, такого шоу было достаточно.

После смерти Рудольфа II, как гласит молва, у него в сокровищнице нашли 84 центнера алхимического золота и 60 центнеров серебра в виде драгоценных слитков.

Келли или Дионис Захарий их создал, неизвестно. Как впрочем и были ли в действительности эти центнеры драгметаллов.

А Джон Ди в 1589 году возвращается в Англию, где находит свой дом опустошенным, а библиотеку разграбленной.

Королева Елизавета на вершине власти и более не нуждается в его услугах.

Ему предлагают пойти ректором в Манчестер. Но не найдя общего языка с руководством университета в Манчестере, Ди возвращается в Лондон.

Для Джона Ди это конец карьеры. Он живет в одиночестве и нищете. Из слуг у него одна кухарка и не всегда есть дрова, чтобы согреться.

В 1608 году великого мага и алхимика не стало. Его похоронят рядом с домом, буквально через ограду от его сада, в освященной земле церкви, построенной отцом Елизаветы, Генрихом VIII. Остатки его имущества будут распроданы.

Но его слава не исчезнет. Его “Иероглифическая монада” станет одной из самых популярнейших книг по символике божественного и будет затем использоваться различными оккультными сообществами начиная от розенкрейцеров.

История медиумических экспериментов, открывших ангельский язык енохианской магии, также не исчезнет. В одном из его сундуков, случайно обнаруживают потайное отделение и в нем дневники , с описанием медиумических экспериментов и их результатов.

Эти дневники и составили главное наследство Ди. Они собраны в три тома и известны как “Книга тайн”, “Колдовские дневники” и “Книга Еноха”.

Фактически Джон Ди стал отцом современного оккультизма. На его работы опирался выдающийся автор книг по ритуальной магии Папюс . Найденные дневники, стали проводниками для медиумических экспериментов Мазерса и “Золотой Зари”. Один из таких отчетов об опытах “Золотого Рассвета”, я читала в лондонской библиотеке Гранд-ложи масонов.

Магические “Шахматы судьбы ” масонов для взаимодействия с духами, напрямую связывают с именем Ди и его описанием 72 ангельских сил.

Лингвистическое исследование “енохианского языка ” подтвердило, что это действительно язык, со своими правилами, алфавитом и грамматикой.

Магическое зеркало Ди, сделанное из обсидиана, исчезает во время распродажи коллекции Уолпола в 1842 году. Неизвестный приобрел его за 12 фунтов. Но в конце концов артефакт всплывает в коллекции Британского музея, где и находится до сих пор, рядом с еще несколькими предметами, принадлежавшими Ди.

Попадали в Европу из Америки, где были принадлежностью жрецов всевидящего и всезнающего бога Тескатлипоки. И книга судеб мира “Тonalamatl ”, считалась зеркалом, в которой отражаются судьбы людей и богов. Поэтому тех, кто приходил к оракулу приветствовали словами: “Ты пришел увидеть себя в зеркале, ты пришел посоветоваться с книгой”.

Знал ли Ди об этом? Действительно ли в Британском музее, то самое зеркало Джона Ди ? Кто знает?.

Британская монархия всегда тесно сотрудничала с магическим миром, поэтому не исключено, что и сейчас, кто-то пользуется этим артефактом. Хотя официально любой доступ к обсидиановому зеркалу запрещен.

В любом случае Джон Ди был человеком необычайным. Благодаря ему и его общению с девочкой эльфом по имени Мадина, с ангелами Аве и Рафаэль у нас есть енохианская магия и язык на котором “говорят ангелы и обитатели Эдемского сада”.

Место его могилы неизвестно. Кладбище подверглось бомбардировке во время второй мировой войны и все, что дошло до сегодняшнего дня, это старинные надгробия.

Но имени Джона Ди на каменных плитах нет. Точное место его упокоения не известно.

На месте его дома и сада, стоит современное жилое здание. Так как в Англии дома, вместо номера, чаще всего имеют имя, то рядом с церковью, на месте где был сад и дом Джона Ди вы найдете дом под номером “House John Dee ”.

В самой церкви, можно прикоснуться к месту в стене, под которой замурована рука в перчатке, вроде бы самого Ди. По преданию, ее туда вложили непосредственно перед захоронением тела мага.

Через дорогу, на берегу Темзы, есть чудесная скамейка, где можно присесть и помедитировать. Не исключено, что Ди часто приходил сюда и бродил по берегу размышляя о магии и алхимии. Или просто отдохнуть от медиумических экспериментов.

Можно попробовать увидеть то, что спрятано за полосой лондонских туманов времен Королевы Девственницы. И может быть вам повезет вспомнить…

А прототипами Джона Ди в мировой литературе стали Просперо в “Буре” Шекспира, Пан Твардовский в польских и литовских сказках и преданиях, Фауст у Гете.

Свои письма и рукописи Джон Ди часто подписывал тремя цифрами 007. Поэтому герой шпионских историй Джеймс Бонд обязан ему своим “секретным кодом” агента 007 .

Маги никуда не уходят. Они остаются в нашей памяти и истории навечно.

Copyright © Эжени МакКвин-2016




Джон Ди, вопреки хорошо сохранившемуся литературному наследию и нескольким подробным биографиям, по-прежнему остается одной из темных лошадок английской истории. Блестящий эрудит, любопытство которого к миру и жажда познания не знали границ, потомкам он известен в лучшем случае как астролог королевы Елизаветы, а то и как Джеймс Бонд эпохи Тюдоров.

Джон Ди родился 13 июля 1527 года в Лондоне в семье выходцев из Уэльса. Мальчик, даром что был сыном обычного торговца тканями, отличался завидной смышленостью и в 15 лет поступил в Кембриджский университет. В 23 он уже успел покорить Париж, где читал лекции по недавно обнаруженным работам греческого математика Евклида.

Спустя год, осиянный славой, он вернулся в Англию и занял почетную должность астролога при дворе тогдашней королевы Марии Тюдор, печально известной под прозвищем Кровавой. Вскоре он стал составлять гороскопы и для принцессы Елизаветы.

В те далекие времена математика и магия считались если и не родными, то как минимум двоюродными сестрами, а обвиненные в колдовстве женщины заканчивали свою жизнь на костре. Составление гороскопов, с точки зрения многих, особенно завистников удачливого молодого ученого, было весьма подозрительным занятием. 28 мая 1555 года Джон Ди оказался под арестом за «вычисления».

К подозрениям в занятиях колдовством вскоре добавились обвинения в государственной измене. По счастью, нашему герою, представшему перед судьями Звездной палаты (чрезвычайного суда при английском монархе в период с 1487 по 1641 годы), удалось убедить их в своей невиновности. Однако вслед за тем он подвергся религиозному допросу радикально настроенного католического епископа Боннера, как и королева Мария, носившего прозвище Кровавого. Впрочем, смекалка и дар красноречия выручили убежденного протестанта Джона Ди и на этот раз; более того — выйдя три месяца спустя на свободу, он даже стал другом и советником своего бывшего тюремщика.

Три года спустя к искренней радости английского народа скончалась королева Мария и на трон взошла ее сводная сестра Елизавета. Ее дружба и покровительство не только обеспечили Джону Ди безбедное существование, но и гарантировали защиту от возможных обвинений в колдовстве.

Генри Гиллард Глиндони. Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой

Королева искренне верила в магические способности придворного астролога и регулярно навещала его — простого смертного! — чтобы проконсультироваться по тому или иному вопросу. Джону Ди было поручено выбрать правильный день для коронации Елизаветы, а также навести порчу на испанский флот (теперь вы знаете, благодаря кому Англия разгромила Непобедимую армаду в 1588 году).

Но было бы неправильно представлять себе Джона Ди этаким астрологом-шарлатаном. Помимо составления придворных гороскопов, он, будучи прекрасным картографом и специалистом в сфере мореходства, еще и активно занимался обучением и консультированием штурманов и мореплавателей, исследовавших Новый Свет. Он же снабжал их необходимыми для успешного плавания приборами.

Джону Ди принадлежит и авторство термина «Британская империя». Он мечтал об объединении Европы от Московии до Гренландии под властью британского монарха не только посредством торговли и завоеваний, но и с помощью… магии. В хранящейся ныне в коллекции Слоуна рукописи книги Ди «Наука содействовать прогрессу и побеждать в мире» (Liber Scientia Auxilli et Victoria Terrestris, или The book of the Science of Help and Victory in the World ) обнаруживается список всех духов, управляющих земными царствами, а также информация о том, как их вызывать. Духи якобы заверили ученого, что с их помощью он не только может покорять страны без оружия, но и должен делать это во славу божью.

Как знать, возможно, Евросоюз появился бы на четыреста лет раньше, если бы Джон Ди не увлекся новой страстью.

Однажды во время молитвы ему явился шестикрылый серафим и вручил магический кристалл; глядя в него, как сообщил божественный посланник, можно было общаться с духами и в частности с ангелами, само существование которых, надо заметить, не вызывало у Джона Ди и его современников никаких сомнений.

Эдвард Келли

Правда, на деле подарок небес оказался не так-то прост в использовании. Однако тут в жизни Ди появился некий Эдвард Келли, который с первой же попытки сумел установить контакт с потустронними силами. (Самому Ди пришлось довольствоваться ролью секретаря, документировавшего для Истории эти спиритические сеансы.)

Эдвард Келли был классическим пройдохой, который, до того как провозгласить себя медиумом, подвизался на адвокатском поприще и даже частично поплатился собственными ушами за фальшивомонетничество. Он обладал весьма убедительным талантом чревовещателя и увлекался некромантией (гаданием с помощью вызывания душ умерших).

Енохианский алфавит

Видимо, польщенные таким вниманием со стороны проводивших одну за другой «спиритические встречи» Ди и Келли, ангелы раскрыли им секрет нового, «ангельского», языка, позднее названного енохианским. До сих пор остается загадкой, был ли этот язык придуман «общавшимся» с посланниками небес Келли, который затем убедил своего легковерного коллегу в истинности его существования, или же Ди был активным соучастником фарса; однако шуму они наделали много. Кое-кто даже поверил в то, что ангельский язык — предшественник иврита и, следовательно, первый язык на земле. Высказывалась также идея, что Ди был основателем британской разведки и пользовался енохианским языком для отправки шифровок королеве Елизавете, которые подписывал тремя кодовыми цифрами 007.

Дружба и сотрудничество Джона Ди и Эдварда Келли продолжались 7 лет. Все это время они колесили по Европе, развлекая магическими представлениями то одного монарха, то другого, пока в 1589 году не рассорились. Келли вернулся в Прагу ко двору императора Священной Римской империи Рудольфу II, где, не добившись успехов на алхимическом поприще, был заключен разочарованным монархом в тюрьму и умер.

Ди решил вернуться домой. Королева назначила ему неплохую пенсию, но зенит его славы, увы, миновал.

Сменивший королеву-девственницу на английском престоле Яков I не разделял ее увлечения сверхестественным. Понятно, что на процветании бывшего королевского астролога это отразилось не лучшим образом. Последние годы своей жизни он провел в нищете, зарабатывая на кусок хлеба гаданием и продавая книги из своего легендарного собрания — на тот момент крупнейшей частной библиотеки в Англии.

Белобородый волшебник умер в невероятном возрасте 82 лет. Однако надгробие с его могилы было утеряно, так что точная дата его смерти остается под вопросом.

Считается, что Джон Ди послужил прототипом доктора Фауста в одноименной пьесе Кристофера Марлоу и шекспировского волшебника Просперо в «Буре», а уже в наши дни появился на страницах романа Питера Акройда «Дом доктора Ди», в песне группы Iron Maiden и даже одной из популярных видеоигр.

Волшебное зеркало Джона Ди

Хрустальный шар и золотой диск, с помощью которых елизаветинский Мерлин общался с ангелами, хранятся в Британском музее, а в Музее науки — зеркало, в котором можно увидеть будущее, и тот самый кристалл, подаренный ему однажды архангелом Уриелем.

В политической истории Европы раннего нового времени большое место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку новой имперской идеологии, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".

Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией.

Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.

Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и прелолению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада". http://www.levity.com/alchemy/monas_r.html

Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.

Все это сделало Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577-80 гг. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков т.н. Северо-Западного пути - прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е гг., пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом.

Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света.
Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли еще короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.

Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь - дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570-80-е гг. он взаимодействовал с "Московской компанией" (Muscovy Company), специально учрежденной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызвания ангелов в хрустальном зеркале.
Оно было из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезенное испанцами из далекой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового ацтекского зеркала были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания. Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нем за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Но так уж случилось, что в 1842 году коллекция Уолпола была пущена по свету с молотка. При распродаже магический кристалл за двенадцать фунтов (по французским источникам - за 336 франков) купил человек, который предпочел остаться неизвестным. Несмотря на все предпринятые розыски, ни этого таинственного человека, ни черное зеркало Джона Ди найти так и не удалось.

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами. Это был очень странный алфавит, записи на котором до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком неземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада». Сегодняшние ученые считают его абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в те времена. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и все это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.
Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошел через руки разных людей и сейчас хранится Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его..

Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперед: Бог благословил тебя... Весь мир начинается с твоих деяний... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении". Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времен древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество.

Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдет всех королей земли. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди - "Ангел западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.

Контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своем родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек еще не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения.

Интересно, что составленный Лейкоком словарь "ангельского наречия" выдержал несколько переизданий и широко используется исседователями наследия Ди. Английский ученый Стивен Скинер говорит, что изучение этого наречия помогло кое-кому из исследователей почерпнуть немало полезного для понимания английского языка елизаветинской эпохи и более древних его вариантов.
Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.

Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской церкви). Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, - т.е. одними из древнейших известных человеческих языков. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка дает человеку мистическую власть над миром.

Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность заслуживает серьезного внимания.

Он умер в 1608 году. Свои записи Джон Ди спрятал в кедровом сундуке с двойном дном, и они долго переходили из рук в руки, никем не обнаруживаемые. Лишь спустя полвека секрет случайно обнаружил некий господин Джонс. Часть рукописей после этого сгорела, поскольку служанка взялась прокладывать манускриптами противни для выпечки пирогов. Но другая часть попала в руки Эллиоса Эшлона, естествоиспытателя и мистика. Он заинтересовался находкой и стал собирать дневники Ди, разбросанные по архивам всей Европы. В семнадцатом веке письменное наследие Ди было издано, и весь мир узнал о секретах, которые хранил сундучок с двойным дном.

Джон Ди родился в Лондоне в 1527 году. В 15 лет сын торговца тканями поступил в Колледж Св. Джона в Кембридже. Здесь он зарекомендовал себя как весьма одаренный ученик, которому интересны все области человеческого знания. Во время учебы сформировался режим дня Ди, которому он следовал всю жизнь. Восемнадцать часов в сутки он посвящал занятиям и чтению книг, четыре часа отводил на сон и лишь два часа на все остальное.

В 1546 году, после того как Генрих VIII основал Тринити-колледж в Кембридже, молодой Джон Ди вошел в его совет и стал помощником преподавателя греческого языка. В это же время он сконструировал механического жука, которого запустил в зал во время представления комедии Аристофана «Мир». Зрители были шокированы увиденным. Ди тут же заподозрили в колдовстве. С этого момента и до конца его жизни слава чародея и чернокнижника будет преследовать его как тень.

Джон Ди

Затем Ди отправился учиться в один из старейших университетов Европы во фламандском Левене, читал лекции по Евклиду в Парижском университете, где заработал славу выдающегося оратора и был приглашен занять место профессора математики. Тем не менее 24-летний Ди отказался и решил вернуться на родину.

Вскоре после своего возвращения в 1552 году Ди был принят как астролог при дворе юного короля Эдуарда VI. Существует мнение, что он даже оказал монарху некую важную услугу, за которую был щедро вознагражден. Однако после воцарения Марии Тюдор в 1553 году, его жизнь оказалась в серьезной опасности. Как придворный астролог он составил гороскопы для находящейся на троне королевы и ее сестры Елизаветы. Из них выходило, что Марию ждет скорая смерть, а Елизавета займет ее место. Ди обвинили в государственной измене и бросили в тюрьму. Ему грозила смертная казнь, однако чудесным образом архиепископ Лондона, отправивший на костер немало еретиков, неожиданно способствовал освобождению Ди из темницы. В 1558 году Елизавета стала королевой Англии, а Джон Ди ее личным астрологом и советником. Его стали часто отправлять в Европу с секретными поручениями разведывательного характера. Свои донесения астролог подписывал псевдонимом «007».

При дворе короля Эдуарда VI Джона Ди считали астрологом

За всеми этими политическими делами Ди не забывал заниматься науками, как точными, так и оккультными. В 1561 году он дополнил и расширил книгу по алгебре «Основа искусств» Роберта Рекорда, который всего за четыре года до этого предложил использовать в математике знак равенства. Редакция Ди приобрела огромную известность и переиздавалась около 45 раз — до 1700 года.

В 1563 году Ди опубликовал «Иероглифическую монаду», в которой сделал попытку создать особую каббалу с помощью алхимических символов. Книга была посвящена императору Священной Римской империи Максимилиану II, а также лично представлена королеве Елизавете I, которая смогла соприкоснуться с тайнами нумерологии, каббалистики и астрологии.


Магические артефакты из коллекции Ди в Британском музее

В 1570 году Ди написал обширное предисловие к английскому переводу «Начал» Евклида, в котором исследовал все существовавшие на тот момент отрасли чистой и прикладной математики. Эта работа содержала выкладки, позволявшие считать Ди одним из предвестников неевклидовой геометрии.

В этом же году Джон Ди купил для себя дом в Мортлейке, на западе Лондона. Вскоре он превратился в неформальную академию, где вопросы математики обсуждались наравне с каббалистикой и нумерологией. Дом Ди представлял из себя астрономическую обсерваторию и химическую лабораторию, объединенные одной крышей. Также существенную часть жилища занимала коллекция диковин естественной истории и огромная библиотека (более 4 тысяч книг), включавшая множество редких манускриптов на разных языках.

Джон Ди основал на окраине Лондона неформальную академию

В 1576 году Ди в составе экспедиции Мартина Фробишера пересек Атлантический океан в поисках Северного пути в Индию. Новый проход на Восток так и не нашли, но зато вдохновленный путешествием Ди в 1577 году написал «Общие и частные соображения, касающиеся совершенного искусства навигации». В эту книгу Ди включил перерассчитанные им с высокой точностью навигационные таблицы, а также представил собственные мысли о том, как Британия с помощью сильного флота должна стать величайшей державой мира, повелительницей морей. Дальнейшая история страны показывает, что Елизавета и ее последователи на английском троне не были глухи к советам доктора Ди. Английский историк культуры Возрождения Фрэнсис Йейтс и вовсе называет Ди «архитектором идеи Британской империи».

В 1582 году в жизни Джона Ди произошла встреча, отмеченная черным пятном на его биографии. Он познакомился с 27-летним Эдвардом Келли, который правдоподобно выдавал себя за медиума, каббалиста и алхимика, но на деле был сущим шарлатаном. Дальновидный Джон Ди оказался под обаянием этого искусного обманщика после того, как тот помог ему установить связь с ангелом Ариэлем, чей голос Ди якобы слышал в своем хрустальном шаре. Вскоре они начали проводить спиритические сеансы, результатом которых стали многочисленные тетради, исписанные откровениями ангелов на придуманном Ди енохианском языке (назван в честь библейского патриарха Еноха, разговаривавшего с ангелами).

Тесное сотрудничество с Келли продолжалось до 1589 года. Однако Ди провел это время интересуясь не только ангелами. В 1583 году он принял участие в реформировании британского календаря. Ди поддержал идею перейти на григорианский календарь, однако комиссия, решавшая этот вопрос, не согласилась. В итоге, Британия жила по юлианскому календарю до 1752 года.


Портрет Джона Ди

Существуют легенды, что Ди имел отношение к победе Британского флота над «непобедимой армадой» короля Испании Филиппа в 1588 году. По одной из них, Ди навел на испанцев, решивших вторгнуться в Британию, шторм, потрепавший их корабли, по другой, — сделал предсказание, позволившее англичанам заранее подготовиться к наступлению противника. Более правдоподобная версия гласит, что Ди, находившийся в то время вместе с Келли в Польше, был тайным агентом Елизаветы в Кракове и перехватывал приходящие из Ватикана сведения о намерениях испанцев.

Согласно легенде, Джон Ди помог англичанам одолеть испанский флот

Через год после разгрома «армады» доктор Ди вернулся в Англию. Он нашел свой дом разграбленным: многие книги были украдены, а его лаборатории разрушены. Постарались недруги Ди, считавшие его чародеем и некромантом. Однако королева по-прежнему оставалась его заступницей. В 1595 году она назначила Ди ректором колледжа Христа в Манчестере. Должность принесла ему немало мучений. Не найдя общего языка с молодыми учениками, он стал объектом злых шуток и издевательств. После смерти королевы Елизаветы в 1603 году трон перешел к Якову I, не питавшему любви к магии. Ди был отстранен от двора и умер в бедности в Мортлейке в 1608 году.

Пытаясь постичь законы, из которых выстраивается порядок нашего мира, Джон Ди с одинаковым увлечением занимался каббалистикой и математикой, навигацией и астрологией. Для него это были лишь разные инструменты, ведущие к одной истине. В его время магия была неотличима от экспериментальной науки, а изыскания ученого для обывателя были также непонятны, как и заклинания чародеев. Наука складывалась из желания человека постичь устройство Вселенной. Свой вклад в понимание этого механизма Джон Ди несомненно внес.