Все о стройке и ремонте

Воспитание 1 год. Как воспитывать детей после года, с чего начать? Ошибки в воспитании годовалых малышей

Процесс воспитания детей – трудное занятие, результаты которого видны далеко не сразу.

Часто родители считают, что грудного малыша нужно покормить и одеть по погоде, а воспитанием можно заняться попозже. Правильным и плодотворным воспитание ребенка от 1 года будет только тогда, когда развитие и воспитание началось еще с пеленок.

От рождения до года

Воспитание детей от 0 месяцев — важный элемент в педагогической системе. Месячный малыш хорошо различает голоса родных и близких людей. У годовалого ребенка на подсознательном уровне уже сформированы привычки, склонности к тому или иному виду деятельности. Проявляются особенности личности. Например, к концу третьего месяца малыш должен научиться какое-то время самостоятельно проводить в кроватке, если он спит с пустышкой, то засыпать без ее и укачивания.

Воспитание детей с рождения начинается с регулярных разговоров с родителями, пением песенок, рассказыванием сказок. Для грудного малыша важно соблюдать режим дня и придерживаться правил гигиены.

Воспитание новорожденного будет плодотворным, если родители используют для развития ребенка музыку, регулярное прослушивание которой будет помогать раннему формированию речи.

Пройдет совсем немного времени, и быстро развивающийся малыш начнет ползать, а вскоре и ходить. Совершенствование двигательных навыков ребенка в 8 месяцев приводит к активному перемещению по дому, изучению нового для него пространства. Восемь месяцев – время, когда нужно приучать грудного ребенка к гигиеническим процедурам: мытью рук перед едой, смене грязной одежды, чистке десен и первых зубов. Восьмой месяц в жизни малыша предусматривает выполнение простых физических упражнений, массажа.

Воспитание ребенка в 9 месяцев предусматривает знакомство со словами «нет» и «нельзя». От того, насколько убедительны будут родители в этот период, зависит дальнейшее воспитание ребенка в год.

На девятом месяце многие малыши предпринимают попытки к самостоятельному передвижению по дому. Поэтому родители должны обеспечить их безопасность.

Первый день рождения

Особенности развития личности человека закладываются в раннем детстве. От того, каким будет воспитание детей от года, зависит дальнейшее становление маленького человека.

Воспитывать детей первого года жизни нужно с учетом их физических особенностей.

Как воспитывать ребенка в 1 год? Основа развития детей этого возраста — игра. Развивать ребенка 1 года жизни помогут игрушки. Они способствуют образованию логики и познавательной активности.

После года малыш проявляет признаки самостоятельности. Он уже не слушается родителей безоговорочно, пытаясь высказать свою точку зрения на все происходящее в его жизни. Если он хочет один, без помощи взрослых, исследовать мир, не нужно ему мешать. А вот ненавязчивая помощь будет весьма кстати.

Взрослые должны помнить, что в этом возрасте ребенок быстро утомляется, поэтому игру нужно чередовать с физическими нагрузками и следить за тем, чтобы малыш закончил играть до того, как ему надоест.

В год и три месяца ребенку можно предлагать занятия, связанные с развитием мелкой моторики, что самым лучшим образом скажется на интеллектуальном развитии.

Занятия с малышом должны сопровождаться общением со взрослыми, что станет отличной базой для формирования развития речи.

С года начинается активное пополнение словарного запаса маленького человека. Не стоит отчаиваться, если первое время он не будет произносить слова вслух. Малыш обязательно запомнит их и произнесет чуть позже.

Часто в полтора года дети начинают уже сами проситься на горшок. Однако не редки случаи, когда небольшие неприятности случаются и в три года. Приучать к этой процедуре нужно мягко и ненавязчиво.

В этом возрасте родители часто жалуются на то, что кроха не слушается, плохо ест и не желает засыпать в определенное время. Не стоит ругать за это. Придумайте историю, где любимый персонаж из мультфильма делает то, что малышу не хочется.

Маленький исследователь

Воспитание ребёнка в 2 года заключается в непрерывном общении с ним, вовлечением в жизнь семьи. Однако помните, что с двухлетнего возраста возрастает желание самостоятельно выполнять различные поручения. Не препятствуйте этому, а поощряйте. В возрасте 2 лет маленький человек с удовольствием будет выполнять небольшие поручения: подаст папе инструмент, принесет нужную вещь маме и так далее.

Два года – возраст, когда кроха не воспринимает категорических запретов. Он не слушается, кричит, всячески проявляя свое несогласие. Лучшим выходом из этой ситуации будет переключение внимания малыша на что-либо другое.

Двухлетний малыш уже понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Однако это совершенно не мешает ему по-своему реагировать на замечания взрослых. Поэтому нужно стараться разговаривать с крохой на его языке, спокойно и мягко объясняя последствия тех или иных действий.

Детей 2 лет отличает любознательность, они стараются одеваться, раздеваться и кушать самостоятельно. Такие действия у ребёнка в 2 года нужно только поощрять.

Второй год жизни характеризуется бурным развитием познавательной деятельностью крохи. К этому времени его словарный запас пополняется новыми словами, он называет себя по имени, любит играть в простые игры.

Рождение манипулятора

Знаменитый кризис 3 лет часто застает родителей врасплох. Жизнерадостная кроха превращается в постоянно хнычущего и вечно чего-то требующего человечка. Он не слушается, кричит, топает ногами, стараясь добиться желаемого любой ценой. Правильное воспитание трехлетнего малыша – залог успешных взаимоотношений крохи со взрослыми в дальнейшем.

3 года – переломный этап. В 3 года кроха начинает интересоваться всем. Он задает множество вопросов, ему интересно все.

Переосмысление жизненных позиций и взаимоотношений с людьми, попытки понять свое место в семье и обществе, стремление к самостоятельности — такова характеристика третьего года жизни. Кроха не слушается, всячески старается привлечь внимание, кричит, отказывается от еды.

Воспитание 3-летнего малыша заключается, в первую очередь, в терпеливом объяснении правил поведения в конкретных ситуациях. Чтобы он начал слушаться родителей, взрослым нужно научиться слышать его, разбираться в причинах негативного поведения.

Важный совет родителям по воспитанию детей от 3 лет дает доктор Комаровский. Он считает, что любовь, терпение и понимание – составляющие, которые помогут преодолеть любой особый период жизни малыша.

  • Малышу всегда нужно чувствовать поддержку родителей. При этом ни в коем случае нельзя навязывать помощь крохе.
  • Будьте настойчивыми, но справедливыми. Если принято решение сказать «нет», то малыш должен четко понимать, что родители не поменяют решения.
  • Исключите любую реакцию на истерику.
  • Не нужно впадать в истерику самим родителям. Спокойно переждите, когда пройдет пик выражений эмоций, и переключите внимание на другой вид деятельности.

Дети растут быстро, и время стирает многие неприятные моменты взросления крох. Родителям стоит запастись терпением и проявить безграничную любовь к своему малышу.

Данный возрастной период субъективно делится на два этапа – от года до полутора, от полутора до двух лет. Такой незначительный, на первый взгляд, промежуток для психологии детей имеет существенные различия, так как малыши действительно растут не по дням, а по часам.

И если годовалого непоседу не отругаешь за то, что он специально измазался краской, то двухлетний озорник уже должен осознавать, как правильно поступать, а как нет, что можно делать, а что нельзя.

В каждом возрасте осуществляется разное воспитание малыша и чем старше становится маленькая личность, тем его поведение должно быть осознанным, обоснованным логически.

Методы и задачи воспитания ребенка от 1 до 2 лет

В этом возрасте развитие должно быть направлено на формирование культурно-гигиенических норм, культуры детей, улучшения социализации (если существуют сложности, особенности и проблемы в адаптации), бережливости, соблюдении иерархии в обществе.

Взрослый должен помочь освоить маленькому непоседе устную речь и организовать безопасное поле деятельности, чтобы обеспечить полноценное развитие дочери или сына. Что означает полноценное развитие?

Это – игра на внимание, логику, память, где принимает участие не только мама и семья, но и «ожившие» куклы, машинки и другие игрушки. Нужно научить детей понимать суть процесса, развивать, учиться играть. Большая ошибка родителей – предоставить малыша самому себе.

Физическое и психологическое воспитание ребенка — секреты

Девочка и мальчик в год, 2 и 3 по-разному развиваются. Например, малышки раньше начинают ходить и говорить. Если Ваш сын в год только-только начал передвигаться без помощи родителей, то это не означает что у него детский возрастной кризис или какие-то особенности, отставание в развитие.

Помните, что всему свое время. Жизнь полна неожиданностей, так что будьте готовы к тому, что ваш непоседа заговорит не в два года, а чуть позже.

Правильное воспитание — как воспитывать ребенка правильно

Однозначного ответа на этот вопрос нету. Все зависит от темперамента характера малыша. Так, кому-то требуется дисциплина, другим нужно дать больше свободы действий. Главное для родителей – выработать правильную тактику, ведь психология непоседы в этом возрастном периоде очень ранима, и некоторые действия со стороны мамы и папы могут навредить.

Гармоничное и всестороннего воспитание с первого года жизни – залог его счастливого и беззаботного детства. Не стоит сильно ограничивать малыша, подавлять его любопытство и интерес, воспитывать в строгости и беспрекословном подчинении.

Обратите внимание, что процесс умственного, психо-эмоционального и иногда даже физического развития неразрывно связан с отношениями внутри семьи. Поэтому первый совет мама и папам – воспитывать любя.

Как правильно воспитывать ребенка с 2 лет

В двухлетнем возрасте малышу необходимо прививать чувство милосердия по отношению к другим, учить его самообслуживанию – помыть руки, умываться, самостоятельно кушать, правильно держать ложку, соблюдать гигиенические и санитарные нормы – ходить на горшок, вытирать руки.

В этом возрасте детки уже начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, где нет мамы с папой, бабушки и дедушки, есть только воспитатель, у которого физически не хватит времени на индивидуальное обслуживание каждого подопечного.

Особенности воспитания ребенка

Особенности развития и воспитания с 1 года жизни заключаются в постепенном отучивании малышей от мам. Родительница должна ненадолго отлучаться от своего подопечного, чтобы он набрался самостоятельности и уверенности.

Стоит помнить, что в этом возрасте детки еще неуверенно ходят, поэтому создание безопасной среды – приоритетная задача.

Особенности воспитания ребенка в два года – закрепление навыков самообслуживания, помощь в социальной адаптации, прививание таких черт характера, как доброта, милосердие, сострадание, развивающие ум и физическую выносливость занятия.

Воспитывать мальчика двух лет и воспитание девочки двух лет сильно различается. Обычно маленькие принцессы более спокойны, рассудительны, чистоплотны, созидательны, а будущие солдаты импульсивны, эмоциональны, агрессивны.

В воспитание непоседы необходимо отталкиваться от его темперамента, прививая и корректируя качества характера, которые ему не хватает.

Ошибки в воспитании

Самые распространенные ошибки – физические наказания, сравнивание с другими детьми, апатия и молчание родителей в качестве наказания, фразы – я тебя не люблю, ты плохой, постоянное подавление самостоятельности и необоснованная избалованность.

Мир эмоций маленького человека открыт для нас, мы можем наблюдать все движения его души. Маленький ребенок находится в постоянном потоке новых впечатлений, его все удивляет, поражает, а эмоциональная жизнь необыкновенно насыщенна. Он переходит от одного к другому, не пытаясь понять, что с ним происходит, и действует исключительно под влиянием эмоций. Весь мир для него новый, с иголочки, и он открыт ошеломляющему многообразию и ярким впечатлениям.

Но эмоциональная палитра ребенка 1-2 лет ограниченна: если он недоволен или устал, то начинает кричать и плакать. Если доволен, ему нравится игра - он громко хохочет. Малыш всецело поглощен настоящим моментом и немедленно реагирует на происходящее. Порой эмоции "наскакивают" одна на другую, создавая душевный хаос, часто оборачивающийся шумом и криками. Успокаивая, утешая или отвлекая ребенка, вы не только помогаете ему справиться с бурей чувств, но и участвуете в процессе, в ходе которого ребенок понемногу учится управлять своими эмоциями. Переходя от смеха к слезам, ребенок побуждает родителей реагировать, устанавливать ограничения и, конечно, объяснять, что с ним происходит. Мы часто расстраиваемся оттого, что наш обожаемый, улыбавшийся еще минуту назад малыш теперь кричит и топает ногами.

Совет 1
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя то, что доставит вам удовольствие и поможет успокоиться, Старайтесь предвидеть возможные неприятности, которые могут вас расстроить, вызвать гнев.
Например, не стоит давать ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Попробуйте научиться распознавать предвестников собственного эмоционального срыва и найдите подходящее для себя средство справляться с ним.

В другой проекции

Типичная ошибка взрослых в подобной ситуации состоит в том, что они проецируют собственные чувства на ребенка. Не пытайтесь поставить себя на его место. В его возрасте недовольство и слезы в большинстве случаев не означают боли и страдания. Это просто доступный малышу способ выразить досаду, разочарование или гнев, потому что объяснить все это словами он еще не может. До 1,5-2 лет справиться с такими эмоциональными бурями довольно легко, достаточно лишь отвлечь его и переключить внимание на что-то другое. Правда, не стоит при малейших признаках недовольства немедленно бросаться развлекать малыша. Таким образом вы даете ему понять, что его "плохие" чувства не имеют права на существование. Ребенок может почувствовать, что вас путают проявления гнева или обиды, и, соответственно, их нельзя выражать свободно, а необходимо скрывать и даже подавлять. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш отклик. Только ваше отношение, поведение, слова помогут ему сориентироваться в том, что с ним происходит. Вы устанавливаете для него границы, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь их разрушительной силы. Когда малыш повзрослеет, установленные вами ограничения, которым он порой сопротивлялся, станут частью его убеждений и послужат основой для построения границ его личности. Нет никаких оснований думать, что ребенок самостоятельно научится контролировать себя, так же как ошибочно стараться во что бы то ни стало идти на поводу у крохи, следовать за его эмоциональными порывами.

Если вы:
Находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Постарайтесь отложить на некоторое время совместные игры с ребенком. В минуты раздражения не берите его на руки: дети легко "заражаются" эмоциональным состоянием родителей.
Расстроены.
Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоиться". Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что вы сердитесь не из-за него. Чтобы малыш научился лучше понимать вас, а значит, и себя, важно прямо говорить ему о своих чувствах, желаниях и потребностях.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком "страдальцу". И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Новые горизонты

В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется. Он вступает в период, когда ему хочется проявлять самостоятельность. Это период, когда малыш может на улице внезапно вырвать ручку из вашей руки и с независимым видом припустить вперед. Он становится капризным и требовательным и бурно протестует против запретов и ограничений. И в то же время, словно пугаясь собственной смелости, сильнее проявляет свою зависимость от вас. Ему больше, чем когда-либо, необходимо быть уверенным в том, что вы его любите. Теперь вам нужно не только тем или иным образом реагировать на эмоциональные проявления ребенка, но и объяснять ему правила поведения в обществе: "Нельзя залезать с ногами на стол"... Вы должны ставить необходимые ограничения и объяснять их причины: "Вижу, что тебе это не нравится, но я не могу позволить тебе лезть руками в тарелку с кашей. Это очень некрасиво, и ты испачкаешься".

Родители не должны менять свои правила в зависимости от настроения ребенка, даже если он устраивает им сцену на людях, иначе ультиматумы будут повторяться снова и снова. Многие родители думают, что их ребенок страдает, когда требует чего-то со слезами. Одни капитулируют, устав от , другие боятся, что ребенок перестанет их любить... И все-таки вы не должны оказаться в ситуации, когда ребенок с вашего согласия манипулирует вами. Необходимо сделать так, чтобы он почувствовал границы, которые ему нельзя переступать.

Совет 2
Установленные однажды правила не должны меняться ни при каких обстоятельствах. Их необходимо соблюдать всем членам семьи: только тогда малыш поймет, что манипулировать вами бесполезно.

Только спокойствие

Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.

В этом "переходном" возрасте "маленькие трагедии" происходят буквально каждый день. Зачастую родители не знают, как реагировать на эмоциональные вспышки, либо не уверены, что поступают правильно. Многие взрослые предпочитают игнорировать разбушевавшихся чад, считая, что внимание лишь ухудшит ситуацию. Конечно, истерику непросто выдержать, но не стоит оставлять ребенка одного в тот момент, когда он не может справиться с собой, с собственными чувствами. Игнорирование не самый лучший способ выразить недовольство поведением ребенка, к тому же дети неплохо перенимают родительские методы. Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда ребенок "не слышит" родительских просьб и обращений, выражая свое недовольство именно таким, известным ему способом. Если малыш еще не "завелся" всерьез, можно попытаться отвлечь его, предложив ему какое-нибудь увлекательное занятие, которое поможет ему немедленно забыть о том, что его расстроило. Если же переключить его внимание уже невозможно, попробуйте взять его на руки и крепко прижимайте к себе, пока он не успокоится. Или просто побудьте рядом, давая ему понять, что вы доступны. Когда он утихомирится, коротко и просто поясните ему, с чем, по вашему мнению, связана такая реакция. Вы можете выразить недовольство его поведением, но обязательно покажите ему, что понимаете, что с ним происходит.

Немаловажно и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, научится ли ребенок выражать свои чувства адекватно ситуации. Если вам свойственно отвечать на бурное поведение своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.

Комментировать статью "Эмоциональный ребенок: попробуем настроить"

я не знаю что мне делать со своим гневом, помогите? моему ребенку 1.4 бывает, что ребенок начинает истерить и мне не удается его успокоить, он выкручивается из рук не дает его взять дико орет, бывает даже бьется головой об стену, пол, тумбу. Когда я не могу его успокоить то начинаю выходить из себя, начинаю орать и могу шлепнуть ребенка, тогда он начинает еще больше истерить и тогда у меня начинается истерика. Когда же он успокоится и я осознаю ситуацию то начинаю испытывать дикое угрызение совести из-за того что поступила неправильно с ребенком наорала и ударила, что я плохая мать а так хочется быть лучшей мамой в мире. Каждый раз даю себе слово что такого не будет,что быду держать сябя в руках, но срываюсь и тогда очень жалею об этом. Подскажите, помогите, очень хочу изменить ситуацию!

19.02.2019 00:33:19,

детские истерики в основном из-за того, что мама где-то допустила ошибки в воспитании и уходе за своим малышом. Здесь надо понимать, что полноценный эмоциональный интеллект ребенка формируется уже в первых год жизни маленького человечка. Поэтому важно сомообразовываться, я вот постоянно читаю статьи о том как происходит развитие ребенка до года у ребёнка и как правильно формировать детские эмоциональные реакции.

24.12.2017 19:49:44,

за большим количеством слов два действительно полезных совета: 1. один раз установленное правило должно соблюдаться всеми и всегда
2. ответом на негативные эмоции ребенка не должны быть агрессия или игнор.
Так зачем же так много слов?

06.09.2007 15:40:24, masya

Всего 6 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Психология детей от 1 до 2 лет":

Начинаю сходить с ума из-за ребенка. Ему 5 лет. Был прекрасным ребенком, можно перечислять массу достоинств. И вдруг, именно вдруг, без всяких происшествий и потрясений, у ребенка резко поменялось сразу все поведение: и оценка окружающего мира, и восприятие родных и взрослых, появились вредные привычки, изменилось отношение к друзьям и сверстникам, Короче, то, что раньше было положительным стало не то что отрицательным, а вообще не допустимым. Что мне делать?

Эмоциональная задержка развития. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется.

Какая у вас была первая встреча с малышом, какие вы испытали эмоции, какие у вас были впечатления? Моя близкая подруга своего первого ребенка после рождения даже не захотела взять, ей даже было противно, уберите, говорит, ребенка, хотя она очень любит детей, и своих...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребёнок повторяет неприятные действия.. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых...

эмоционально -лабильное расстройство. Заболевания. Другие дети. Мы удочеряем девочку из Дома Ребенка, и у нее диагноз - эмоционально -лабильное расстройство, оформлена инвалидность. Эмоциональный ребенок: попробуем настроить.

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам.

Конференция " Детская психология " " Детская психология ". Как отучить ребенка 1 ,5 вытаскивать язык. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия Теребит уши. Капризы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Ласковый ребенок. Проблема?. Отношения с детьми. Детская психология. И я представила, что через лет 10-15 я вот захочу ее обнять, поцеловать, а она уже не захочет. И вот так же расстроюсь уже я. В общем, я тогда извинилась перед ней.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребенку 2 года - руки во рту ПОСТОЯННО держит. Не знаю что и делать, причем творится это только последние месяца 3-4, до этого все было нормально.

Навеяно нижним топиком suddenness....Тут народ часто обсуждает,что понимают или не понимают дети в таком то возрасте.Что ребенку можно говорить и как обьяснить..Я на собственном опыте убедилась,что ребенок понимает гораздо больше,чем мы думаем!!!Хочу привести неск. примеров,кот. меня в этом убедили.

Ребенок убегает на прогулке. Нестандартная (?) ситуация. Детская психология. Вспомнилось: позавчера машин было очень мало, в переулке у нас было тихо, НА СЕРЕДИНЕ дороги малыш по виду полутора лет общался с кошкой.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребёнок повторяет неприятные действия.. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни (Играть-тьтьть и так много раз)...

Эмоциональное развитие младенца. * * * Ребенком нужно гордиться. Дети напряжение чувствуют, однозначно. Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка.

О детских эмоциях. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и О детских эмоциях. Прочитала статью в журнале об агрессивности ребенка 2-3 лет. Сказано было, что в этом возрасте дети не...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Ребенок пукает, причем так,что сама от этого просыпается, и перед тем,как эти...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Как воспитывать двух детей, чтобы они были не просто друзьями, а родными людьми в истином смысле этого слова? Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до...

Ребенок кричит. Ему 1 год и 2 месяца. Кричит по любому поводу и без повода. Если что-то забираешь - кричит. Если берешь на руки - кричит. Отпускаешь -тоже кричит. Ходила ко врачу, говорит - нормальный ребенок без отклонений.

Одним из важнейших периодов жизни ребенка, способного оказать огромное влияние на его дальнейшее развитие, является период от первого до второго года. В это время он очень интенсивно растет и изо дня в день приобретает новые навыки и опыт взаимодействия с окружающими его людьми. Но, если физиологическое развитие ребенка от года изучено достаточно хорошо, то проблема воспитания в этот период стоит достаточно остро.

Воспитание после года происходит одновременно с развивающими занятие

Базовые потребности ребенка на первом году жизни

Психология развития выделяет две базовые группы потребностей детей этого возраста:

  1. Физиологические потребности. К физиологическим потребностям годовалого ребенка относятся потребность в пище, воде, сне, тепле, полноценном отдыхе.
  2. Психологические потребности. Потребности к безопасности, эмоционально-близком общении с родителями, потребность в познании окружающего мира

Несмотря на то, что формально эти группы потребностей существенно отличаются друг от друга, провести между ними четкие ограничения, достаточно сложно. Главная причина – это тесная взаимосвязь между ними, формирующаяся с самого рождения и сохраняющаяся в течение всей жизни.


Контакт с матерью — главное для ребенка после года

К примеру, кормление ребенка может удовлетворить не только физиологическую потребность (устранение чувство голода), но и психологическую (близкий контакт, взаимодействие с матерью).

Что говорят психологи о воспитании ребенка до одного года?

Одно из самых распространенных заблуждений, с которым связана психология воспитания и развития ребенка от 1 года, связано с тем, что в будущем ребенок все равно не будет помнить то, что происходило с ним в это время. А значит вовсе не обязательно уделять воспитанию должное время и внимание.

Безусловно — вряд ли кто-нибудь из нас сможет вспомнить те события, которые происходили с нами в раннем детстве, в частности – до двух лет. Тем не менее, период от года до двух лет – это тот самый период, когда начинают закладываться первые психические процессы. Ребенок получает первый в своей жизни опыт и первые воспоминания о достаточно активном (а не пассивном, как до первого года) взаимодействии с окружающим его миром.


Ребенок в полтора года изучает мир

Воспитанием ребенка необходимо заниматься с самого рождения – это утверждение не вызывает сомнений ни у одного современного психолога.

Действительно, чем раньше родитель начнет вкладывать в него свое внимание и проявлять к нему заботу, тем быстрее дадут знать о себе первые результаты. Упущения, допущенные даже на ранних этапах, могут вылиться в пробелы в воспитании, заполнить которые будет очень непросто еще много лет.

Но всегда ли легко понять, что именно пытается донести он до своих родителей? Чаще всего, даже самые простые эмоциональные реакции вызывают самую неоднозначную реакцию его родственников.

Малыша начинает интересовать общение со сверстниками

Плач у ребенка от одного года

В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).

После первого года возможности взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.


Плач у ребенка — способ заявить о себе

Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.

Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.

  1. Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
  2. Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
  3. Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
  4. Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов. Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?


Приучение малыша к самостоятельности

Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.

И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.


В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру

И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?

  1. Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
  2. Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
  3. Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
  4. Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.

Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше

Какие навыки должны развиться у ребенка к первому году?

Психология развития утверждает, что воспитание ребенка в период год и до двух лет – два должно обеспечить ему развитие следующих навыков:

  1. Самостоятельное передвижение по квартире.
  2. Выделение в окружающем его пространстве предметов, представляющих для него больший интерес, людей, более приятных ему в общении.
  3. Совместная деятельность — лучший способ воспитания

    К двум годам ребенок становится еще активнее и любознательнее. У него развиваются познавательные процессы и начинают давать знать о себе первые зачатки характера. Очень важно, чтобы в это время от чувствовал полноценную поддержку со стороны родителей и других, значимых для него людей.

Личность человека, по мнению многих психологов, формируется в первые годы жизни. Именно поэтому так важно при воспитании ребенка от 1 года, во время активного роста и быстрого развития, чтобы малыш получил необходимый для будущей жизни опыт, который и станет базисом в его дальнейшей жизни.

Поэтому мамам и папам, особенно молодым, у которых практически отсутствует опыт воспитания детей, необходимо научиться быть родителями, получая необходимые знания о психологических и физиологических особенностях развития малыша.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Большинство трудностей и ошибок воспитания ребенка 1-5 лет базируется на том, что родители не понимают своего малыша, считая его «уменьшенной моделью» взрослого человека. Поэтому у родителей довольно часто возникает раздражение по поводу того, что разумные с их точки зрения доводы ребенок оставляет без внимания. С другой стороны, стремление подстроить как свою жизнь, так и жизнь ребенка под современные требования и темп, окружая малыша различными методиками обучения раннего возраста с применением компьютерных технологий, не всегда приносит желаемого результата.

Довольно часто из-за желания раннего развития родители забывают о своей основной задаче – любить малыша и понимать его потребности. Основное отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок в раннем возрасте лишь имитирует логическое мышление, подражая взрослым, и, не имея стереотипов, обычно бывает поглощен исключительно текущим моментом и ситуацией, проживая «здесь и сейчас». Поэтому большинство детских эмоций подчиняются ситуации – он может искренне расстроиться от потери любимой игрушки, но очень быстро отвлекается, если его внимание привлечет что-то интересное. Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие.

Также для понимания своего малыша и правильного воспитания ребенка в 1-2 года родителям необходимо понимать, что его сознание не направлено в будущее. Не имея собственного опыта и развитого абстрактного мышления, ребенок полностью погружен в текущий момент с весьма конкретными предметами, людьми и игрушками.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

Главным источником развития и воспитания ребенка в 1,5 года и старше является игровая предметная деятельность. Для этой цели необходимо использовать различные методики и пособия, что будет способствовать быстрому развитию логического мышления и познавательной активности, а, значит, ускорит социальное и эмоциональное развитие.

Для эффективного воспитания ребенка 1-5 лет необходимо придерживаться нескольких правил:

  • Поскольку ребенок этого возраста достаточно быстро утомляется без движения, игровую деятельность рекомендуется сочетать с физической активностью;
  • Следует внимательно следить за тем, чтобы малыш не уставал, заканчивая игру до того, как она станет ему неинтересной;
  • Любое игровое занятие должно сопровождаться активным общением между взрослыми и детьми, что будет способствовать развитию речи.

Также для успешного воспитания ребенка в 1-2 года необходимо знать, что для общения с ребенком необходимо говорить на «понятном» ему языке. Для того чтобы малыш быстрее понимал то, что от него хотят его родители, следует придерживаться некоторых простых правил:

  • Необходимо стараться сделать свою речь более образной. Для ребенка речь не является главным способом коммуникации, доминирующим мышлением является наглядно-действенное. Поэтому чем нагляднее и образнее будет обращение к малышу, тем быстрее он поймет то, что от него хотят;
  • Игра является лучшим способом для закрепления информации при развитии и воспитании ребенка 1-5 лет. С помощью игры достаточно легко моделировать различные ситуации, а подобная подача надолго закрепляется в памяти малыша;
  • Аналогично играм, дети очень хорошо понимают язык сказок. При этом в воспитании ребенка младшего возраста можно использовать как известные сказки, так и придуманные самостоятельно. Персонажей в этом случае можно ставить в ситуации, которые необходимо объяснить ребенку. Проживая те или иные моменты вместе с героями сказки, малыш надолго запоминает созданные образы, а сама ситуация для него становится более понятной;
  • При возможности необходимо подкреплять свои слова действиями. Это относится к простым понятиям, когда ребенку необходимо объяснить основные правила личной гигиены или техники безопасности;
  • Легче всего нужная информация запоминается тогда, когда ее преподносят как бы невзначай, в контексте возникшей ситуации. Так, обсуждать опасность, которую несут автомобили лучше всего во время прогулки, а необходимость мыть руки после прогулки – непосредственно по возвращении домой.

Также многие психологи при воспитании ребенка в 1,5 года и старше советуют использовать как можно меньше запретов и категорических «нет», а вместо запретов лучше рассказывать о последствиях и предложить другие возможности. Это связано с тем, что дети не приемлют любые ограничения, а также практически не реагируют на раздраженные фразы и риторические вопросы, которые в обобщающей форме описывают их плохое с точки зрения взрослого поведение. Кроме того, дети этого возраста не понимают иронии и сарказма, поэтому для того, чтобы донести свою мысль ребенку, лучше их в своей речи не использовать.

Эти несложные правила помогут наладить общение с ребенком и лучше понять его потребности и особенности, что позволит сделать процесс воспитания малыша от 1 года наиболее приятным и эффективным.

Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

Помимо игр с дидактическим материалом, необходимо уделять внимание и сюжетным играм. Для разыгрывания бытовых ситуаций можно использовать кукол и игрушки-животные. Для начала лучше использовать простые и понятные для малыша этого возраста сюжеты, которые постепенно необходимо усложнять различными ситуациями и деталями.

Взрослым с рациональным мышлением на первый взгляд эти игры могут показаться скучными и не несущими пользы для развития и воспитания ребенка в 1,5 года и старше. Однако именно таким играм нужно уделять много времени, поскольку они обогащают опыт малыша и учат его проживать, на первый взгляд родителей, незначительные ситуации. Начинать можно с последовательных моментов, происходящих в жизни малыша – кормление, прогулка, купание, игры, укладывание спать, что будет способствовать пониманию взаимосвязи этих действий в его собственной жизни.

При этом сюжетные игры предоставляют много возможностей для проявления воображения и фантазии, что является основой развития интеллектуальных способностей ребенка. Кроме того, посредством сюжетной игры закрепляются представления ребенка о реальной действительности – об одежде, мебели или посуде. Для разнообразия в игру можно вводить картинки с изображением птиц и животных, что будет увеличивать познавательный интерес.

Видео с YouTube по теме статьи: