Все о стройке и ремонте

Мировым сообществом называют. Мировое сообщество и мировая система

термин, который используется для обозначения некоторой гипотетической общности граждан всех стран мира, которые объединены в общем порыве интернационализма в единый фронт. Данное выражение обычно употребляется в осуждающем контексте: «все мировое сообщество осудило акт...», «мировое сообщество обеспокоено...», «мировое сообщество выдвинуло требования к диктаторскому режиму...» и т. д. Вполне понятно, что никакого сплоченного мирового сообщества на самом деле нет, большинство государств живет сами по себе, пытаясь не вмешиваться во внутренние дела прочих государств и не допуская в свои внутренние дела вторжения извне. Более того, многие государства и блоки государств находятся друг с другом если не в открытом противостоянии, так в состоянии холодной войны, что вообще не позволяет говорить о какой-либо целостности.

Из всего вышеописанного ясно, что выражение «мировое сообщество» - это элемент манипуляции общественным мнением, когда под этими словами получателю информации навязывается определенная точка зрения, выгодная манипуляторам. Ведь если все мировое сообщество осудило, то как же не осудить простому обывателю, который смотрит репортаж об осуждении. Естественно, что данная технология манипуляции используется для давления на неугодные новому мировому порядку режимы, а также для оправдания различного рода гуманитарных миссий в отношении таких режимов.

См. также: государство-изгой, гуманитарная помощь, международный терроризм, общечеловеческие ценности, прогрессивное человечество, самоопределение, свобода вероисповедания, социал-дарвинизм, экономическая блокада.

Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, от­ношения. Это единая система со своими особыми системообра-зующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Но здесь неизбежно возникает вопрос об инсти­туциональной инфраструктуре или просто структуре. Если на уров­не внутриполитической системы структура группируется вокруг государства, выступающего в качестве ее осевого элемента, то в международно-политичесой системе данная проблема ока­зывается, на первый взгляд, неразрешимой в силу отсутствия еди­ного осевого элемента. Структура предполагает организацию, упо­рядочение, систематизацию, стуктурирование составных эле­ментов. В международно-политической системе эти начала обес­печиваются в силу утверждения ифраструктуры взаимодействия главных субъектов международной политики в лице независи­мых, самоопределяющихся акторов конкретной исторической эпо­хи: городов-государств, империй или национальных государств.

Необходимо учесть, что структура - это абстракция, кото­рая основана на некоей ранжировке институтов и отношений. Но ос­тается вопрос о принципах и формах самой ранжировки. Во вну­триполитической системе она устанавливается в соответствии с действующими писаными или неписаными конституциями. Ее составные элементы располагаются в порядке иерархического со­подчинения низших уровней высшим. Одни - вышестоящие уров­ни - призваны командовать или управлять, а другие - ниже­стоящие - подчиняться. Национальное правительство не только вправе принимать законы, обязательные для всех граждан госу­дарства, но, как правило, также обладает достаточными ресур­сами и средствами контролировать действия всех граждан, на­ходящихся под его юрисдикцией.

Поэтому внутриполитическая система характеризуется как ие­рархическая, вертикальная, централизованная, гомогенная, уп­равляемая. Интернациональная сфера - горизонтальная, де­централизованная, гетерогенная, неуправляемая, ее составные элементы взаимно адаптируются друг к другу. В централизован­ной системе решения принимаются на самом верху, а в сфере меж­дународной политики - на самом низу, т.е. на уровне конкрет­ных государств. Формально все они равны между собой. Ни одно из них не вправе командовать другими и не обязано подчинять­ся другим. Здесь нет единого правительства, полномочного кон­тролировать или регулировать политическую деятельность всех акторов. Поэтому современную международно-политическую си­стему называют децентрализованной, анархической.

На национально-государственном уровне сила государства осуществляется именем права и справедливости. Противники су­ществующего режима бросают вызов его претензиям на власть, они ставят под сомнение его право на правление. На междуна­родном уровне сила государства используется во имя собствен­ной защиты и пользы. Конфликты и войны между государства­ми не могут - во всяком случае не всегда могут - решать вопросы власти и права, они могут лишь фиксировать масштабы потерь и приобретений вовлеченных сторон. На национальном уровне устанавливаются иерархические отношения власти, на между­народном уровне - отношения сравнительной мощи. На наци­ональном уровне частная сила, использованная против правительст­ва, представляет угрозу политической системе. На международном уровне сила, использованная конкретным государством против другого государства, не представляет угрозу системе международ­ной политики, хотя она и составляет угрозу отдельным членам мирового сообщества.

Дело в том, что организационные принципы внутриполити­ческой и международно-политической систем существенно отлича­ются друг от друга. Внутриполитические структуры имеют правительственные институты и учреждения, наделенные пол­номочиями управлять и командовать. Международно-политиче­ские структуры такими институтами не располагает. В данном случае формально все государства равны по отношению друг к дру­гу и ни одно государство не вправе командовать другими. Отсут­ствуют отношения иерархии и соподчиненности, а также какой-либо наднациональный орган, правомочный принять решения, обязательные для всех членов международного сообщества. Ко­нечно, существуют международные организации. Но они не правомочны принять решения или законы, обязательные для всех членов международного сообщества.

Очевидно, что без соответствующего выяснения вопроса об ана­томии и институциональных субъектах политической системы не может быть и серьезного разговора о ее целях и функциях, об условиях и принципах распределения и реализации полити­ческой власти и о многих других ключевых проблемах политологии. С этой точки зрения политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составля­ющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координа­ции политической жизни. Нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно. Выделение понятия «политическая система» диктуется прежде всего тем, что оно свободно от правоведческих и законоведческих значений, ас­социируемых с понятием «государство». Его концептуальное значение шире и позволяет включать феномены и процессы, не все­гда отождествляемые с собственно государством, но тем не ме­нее без государства нет политической системы, и, естественно, оно должно стоять в центре внимания политологического иссле­дования. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государст­венной власти и рычагов государственного управления. Государ­ство по своему существу призвано обеспечить целостность и един­ство разнообразных институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления.

Например, политические партии, избирательная система, система представительства, немыслимы вне их связи с государ­ством. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий ин­терес, оно есть главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Это, собственно говоря, основная форма по­литической интеграции общества на строго ограниченной геогра­фической территории, подчиненной определенному виду поли­тического господства.

В самом государстве центральное место занимают парла­мент, правительство и все исполнительные органы власти, адми­нистративный аппарат, институты, занимающиеся отправлени­ем правосудия. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и су­дебных органов в совокупности играют роль управляющей под­системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определенностью, установленной конституцией, известной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это вытекает из самого принципа разделения властей на три са­мостоятельных ветви: законодательную, исполнительную и су­дебную. В этом качестве каждая из них выступает как самостоятельная субсистема по отношению к общей управляющей системе.

Как уже отмечалось, немаловажное место в политической си­стеме занимают партии и связанные с ними организации, объ­единения, союзы, иные механизмы реализации политического про­цесса. Подчеркивая значимость партий, германский политолог К. фон Байме называл современные западноевропейские поли­тические системы «партийными демократиями». Нередко пар­тии, партийные и избирательные системы рассматриваются как самостоятельная сфера, существующая отдельно от политичес­кой системы. Более обоснованной в этом вопросе представляется позиция Г.Алмонда. Он, в частности, проводил различие между двумя уровнями политических структур: институцио­нальным и ассоциативным. При этом государство и его инсти­туты составляют первый, а партии - второй уровень. Однако пар­тии играют существенную роль как в определении структуры политической системы, так и в ее функционировании.

Показательно, что ряд исследователей оценивают партии в качестве структурообразующих элементов политических режи­мов в рамках той или иной политической системы. Они во мно­гом определяют жизнеспособность и функционирование полити­ческой системы. Более того, в тоталитарной системе единственная господствующая партия органически и неразрывно сливается с го­сударством, так что выделить институциональный и ассоциатив­ный уровни здесь невозможно.

Современные политические системы немыслимы без партий и связанных с ними институтов. Не случайно, например, в кон­ституции ФРГ зафиксирован юридический и политический ста­тус партий, они признаются главными политическими органи­зациями государства.

Помимо названных базовых структурных элементов полити­ческая система включает различные общественно-политические организации, комитеты политического действия, институты и механизмы принятия решений, такие, например, как инсти­туты корпоративизма (об этом см. в последующих главах). В це­лом политическая система охватывает институционально-орга­низационный аспект подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами, функциями.

Мировым сообществом называют все страны, которые в настоящий момент существуют на планете. Связи между государствами становятся более и более тесными, причем они могут носить политический, экономический или культурный характер. Процесс глобализации трудно оценить однозначно. С одной стороны, он помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дает людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Однако глобализация имеет и негативные стороны. Неповторимые культурные организмы, то есть отдельные общества, утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. А развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов.

Под глобализацией в социологии и других общественных науках понимают формирование наднациональных структур в сфере экономики, политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые процессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций, в сфере политики -- ООН, ЮНЕСКО, а также в появлении разнообразных военных блоков. Сфера культуры затронута указанным процессом не в меньшей мере, поскольку в настоящее время вследствие развития средств связи наблюдается унификация стиля жизни.

И. Уоллерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой все большую власть приобретают наднациональные экономические факторы. На основании этого утверждения он делает вывод, что национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы. Уоллерстайн предложил также концепцию мировой экономической системы -- совокупности государств, объединенных экономическими связями, но политически не зависящих друг от друга. Это понятие он ввел по аналогии с понятием мировой империи -- государства, которое подчиняет и объединяет несколько других государств.

По мнению Уоллерстайна, мировая экономическая система в настоящий момент охватывает весь мир, однако положение отдельных стран в рамках этой системы неравноценно. По этой причине американский исследователь предложил выделять в мировой системе ядро, полупериферию и периферию.

К ядру, по мнению Уоллерстайна, относятся развитые экономические страны (США, Канада, страны Западной Европы и Япония). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни.

Страны периферии -- это самые бедные страны Африки и Латинской Америки. Такие страны характеризуются высокой политической нестабильностью, полной неразвитостью перерабатывающей промышленности; фактически они представляют собой «сырьевые придатки» стран ядра, поскольку полезные ископаемые в них только добываются, но не перерабатываются.

Промежуточное положение между странами ядра и странами периферии занимают страны полупериферии. С одной стороны, они не настолько могущественны, чтобы сравниться со странами ядра, по отношению к которым они также обычно являются «сырьевыми придатками». Со странами ядра их роднит то, что по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль. Например, Бразилия продает произведенные на своей территории автомобили, которые вряд ли кто-нибудь станет покупать в США: там гораздо больше востребован кофе, который производится в Бразилии. Однако страны полуперифе- рии более развиты, чем страны периферии: Бразилия отличается от последних, поскольку она достаточно индустриально развита (если бы это было не так, то и автомобили бы она не производила).

Глобальную мировую систему в науке принято называть мировым сообществом. Мировое сообщество не является обществом в обычном смысле этого слова, поскольку оно объединяет множество обществ. А общество связано с нацией и государством, хотя и не равно им. По этой причине мировое сообщество называют также квазиобществом.

Существует два основных подхода к феномену глобализации. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, проблему таких болезней, как рак, СПИД, представляющих большую опасность для человечества в целом, парниковый эффект и т. д.

Другие ученые, внимание которых в большей степени приковано к изучению процесса становления глобальных структур, видят в глобализации процесс вестернизации, то есть распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. Естественно, в плане оценки здесь нет единодушия, поскольку вестернизация рассматривается и как положительная, и как отрицательная тенденция; в первом случае говорят скорее о развитии и усвоении достижений, тогда как во втором -- о культурном империализме.

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой полупериферии -- вредным и разрушительным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран ядра, поскольку на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств. Страны периферии (как и страны полупериферии, но в гораздо большей степени) теперь должны подстраиваться под потребности индустриальных стран, так как вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие невозможно.

Отметим основные проявления глобализации:

происходит формирование единого информационного пространства. Ярчайшим проявлением этого является возникновение Интернета;

жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с мировой системой и глобальным обществом. Это имеет как позитивные (прежде всего экономические), так и негативные (культурные, социальные, в меньшей мере -- экономические) последствия для «колонизованных» государств;

развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий. Так как знания принадлежат по преимуществу транснациональным корпорациям, их распространение не зависит от границ культур и национальных государств.

«Глобализация» -- слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые различные значения. Однако неоспоримым фактом является осознание современным человечеством глобальных проблем, что и породило, в свою очередь, само понятие глобализации, ныне одно из самых популярных и наиболее часто употребляемых, а также привело к осознанию идеи возможной скорой гибели человеческой цивилизации, причем от ее же собственных рук. Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался появлением и позже -- обострением таких проблем, как международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп» и др.) и т. д. общество гражданское постиндустриальное глобализация

Впервые понятие глобализации было употреблено в работах французских и американских ученых в 60-х гг. XX в., а сегодня, как уже было сказано, оно является одним из самых популярных во многих языках мира. Процесс глобализации может рассматриваться как в политическом аспекте, так и в экономическом и в культурном, что позволяет говорить о его социокультурном характере. В наиболее общем виде глобализация может быть определена как исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы.

Глобализация -- явление отнюдь не новое. Глобализация в форме интернационализации хозяйственных связей и межнационального общения активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в XX в. существенно ослабляли ее импульсы.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия. Это проявляется прежде всего в формировании единого экономического и культурного пространства, когда чрезвычайная пестрота экономического и культурного уклада доиндустриального общества сменяется относительно универсальными формами экономической и культурной сфер жизнедеятельности. Поэтому иногда глобализм определяют как формирование единой капиталистической системы, в рамках которой действуют единые законы рыночных отношений.

До настоящего момента неразрешенным остается вопрос определения сущности глобализации. Многие исследователи посвятили научные труды исследованию этого социального явления Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6; Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1; Кувалдин В., Рябов А. Национальное государство в эпоху глобализации // Свободная мысль. 2000. № 1; Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5; Население и глобализация / Под общей редакцией НМ. Римашев- ской. М., 2002; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005 и др., однако в определении глобализации единогласия достигнуто не было. Глобализацию можно представить как «процесс расширения и ускорения мирового сотрудничества, затрагивающий все аспекты современной социальной жизни -- от культурной до криминальной, от финансовой до духовной» Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ.

В.В. Сапова и др. М., 2004. С. 2.. В целом же, с учетом многосторонности процесса глобализации, ее можно определить как процесс формирования и утверждения целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как такового общественным сознанием. Приведенное определение принадлежит М.О. Мнацаканяну, который также отмечает, что данный феномен не следует отождествлять с унификацией, выражающейся в американизации: в данном случае речь идет о собирании, единении человечества в целостном мире, где происходит взаимодействие разнородных и разнообразных национальных, религиозных, государственнополитических, цивилизационных составных компонентов МнацаканянМ.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 137.. Кроме того, заслуживает внимания определение глобализации, данное А.Н. Чумаковым, согласно которому под глобализацией следует понимать «многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социальноэкономического развития» Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005. С. 365..

В политическом плане глобализация проявляется в формировании и функционировании наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола.

В экономическом плане процесс глобализации можно выразить понятием «мировая капиталистическая экономика», в которой усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, а также наблюдается глобальное разделение труда, увеличение роли многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на политические и социальные изменения в различных регионах мира. Мировая капиталистическая экономика функционирует в рамках мировой экономической системы.

Мировая экономическая система--это совокупность территорий стран, объединенных экономическими связями. Данное понятие шире, чем понятие мировой капиталистической экономики, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем понятие мировой системы.

Другую форму мировой экономической системы представляли страны так называемого социалистического лагеря, куда в 19501980-х гг. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Монголия, Вьетнам. У этих стран не было единого правительства, каждая из них являлась суверенным государством, но между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы: мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизация. В отличие от мировой системы, цивилизация отражает социокультурный, а не экономический или политический аспект развития человечества. Это понятие, как и понятия «мировая империя» или «мировая система», шире, чем «страна» или «государство».

Большое внимание в социально-политологической литературе уделяется вопросу будущего мирового порядка. Сложилось несколько точек зрения, которых в зависимости от своих политических, идеологических воззрений придерживаются различные политические силы. К примеру, одни полагают, что в целом международные отношения развиваются в направлении однородно-демократического мироустройства. Подтверждением этого тезиса, а также свидетельством складывающегося единообразия основных процессов мировой политики может служить тот факт, что в начале 1990-х гг. впервые в истории человечества потенциал демократических государств превысил потенциал государств авторитарных. Идеологически близкой данной точке зрения является мнение, что современное состояние и обозримый результат международных отношений приведут к фор-мированию однополюсного мира (в частности, этой точки зрения придерживаются глобалисты либеральной партии России).

Сторонники теории «альтернативной многополярности» считают, что нынешний миропорядок будет развиваться в направлении возникновения нескольких центров притяжения. Но есть и иная трактовка этой концепции, заключающаяся в том, альтернативный полюс будет концентрироваться не на уровне отдельного государства или региона, а в обществе -- в попытках антиглобалистов, радикалов, исламистов противопоставить себя США, формируя свои центры влияния. При этом такие центры могут не совпадать с центрами государственной власти, становясь, по сути, альтернативными центрами политического влияния в глобализирующемся мире. Полюсами влияния могут стать альтернативные государствам пространства и подпространства, формирующиеся на основе интеграции производства и капитала транснациональных структур.

Как же можно охарактеризовать современный постбиполярный мир? В некоторых ситуациях он выглядит как преимущественно однополярный, но в большинстве случаев проявляется как многополярный -- с точки зрения разных измерений (национальных, транснациональных, наднациональных, культурных, цивилизационных и др.). На этот счет мнения ученых также разделились. Однако возрастающая мощь и политическая активность США, направленная на установление гегемонии в мире, заставляет склоняться большинство к тому, что современный миропорядок характеризуется однополяр- ностью и силовым мирорегулированием, а главным регулятором, во всяком случае, пока, в мире являются США.

В ближайшем будущем США, скорее всего, будут иметь неоспоримое экономическое и военное превосходство во всем мире. Большинство стран не заинтересовано во вступлении в какой-либо альянс против США, и события последних лет подтверждают это. Опасность установления именно такого миропорядка во главе с США осознают многие современные политики и теоретики политической науки. В частности, А.С. Панарин в своей монографии «Искушение глобализмом» говорит о том, что «американцы оказались призрачными глобалистами, преследующими свои великодержавные цели»1. Таким образом, он делает вывод о том, что в американском толковании мировой порядок и глобальная власть (мировое правительство) являются их порядком и их властью над миром. С этим трудно не согласиться. Свои взгляды на историю развития глобализма исследователь выразил в предложенной им классификации типов глобализма:

глобализм Просвещения, заложенный еще у истоков европейского модерна и ведущий к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса;

эзотерический глобализм правящих элит, образующих консорциум мирового правящего меньшинства и за спиной своих народов сговаривающихся между собой. Формирование мирового порядка происходит по специально разработанному сценарию, далекому от ожиданий народа, не посвященного в планы этого привилегированного клуба глобалистов;

глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы в монопольного носителя мировой власти, знаменующий формирование однополярной глобальной системы.

Каждый из этих типов глобализма, считает А.С. Панарин, был задействован при переходе России от биполярного общества к однополярному, но с разной степенью подлинности. Первоначально, на стадии перестройки, была использована пропагандистская форма просвещенческого глобализма, верующего в универсалии прогресса и единство мировых судеб народов, в результате чего были расшатаны и разрушены традиционные национальные устои, идеология советского народа. Второй тип глобализма был использован для манипулирования сознанием посткоммунистической элиты, которой предстояло сдать свою страну «победителям» в холодной войне, в результате чего прежние, конфликтующие друг с другом национальные элиты объединились для решения дальнейшей судьбы российского и остальных народов. Однако на самом деле предшествующие этапы были лишь фазой реализации третьего варианта, и в результате США, оставшись единственной сверхдержавой, получили возможность диктовать единолично свои условия мировому сообществу.

Для того чтобы Америка не осуществила свои далеко идущие планы по захвату мировой власти, необходимо выработать иную концепцию развития мирового сообщества, которая бы противостояла американской и не позволила бы США придать миру облик, соответствующий только их национальным интересам.

Мировое сообщество - это система, которая объединяет государства и народы Земли. Функции заключаются в совместной защите мира и свободы граждан любых стран, а также в решении возникающих глобальных проблем.

Интересы мирового сообщества выражаются в деятельности организаций разных стран, которые имеют общие цели, например ООН, ЮНЕСКО и др. Они как раз и выражают общее международное мнение. Главные цели мирового сообщества: сохранение мира, развитие дружеских отношений между народами, урегулирование и предотвращение споров и конфликтов, контроль за соблюдением человеческих прав и содействие в решении глобальных проблем.

Взаимообмен

В мировое сообщество входит более двухсот стран всего мира, каждая из которых имеет свои политические, социальные и экономические особенности развития. Именно разнообразие потребностей и экономическая выгода приводят страны ко взаимодействию между собой. Торговлю товарами дополняет взаимообмен специалистами, информацией и знаниями.

Благодаря распространению информации экономика другой страны получает необходимые для дальнейшего развития технологии. Обмен знаниями приводит к новым открытиям. И благодаря этому государство намного эффективнее может справляться с возникающими у него проблемами.

Сегодня все страны мирового сообщества совместно регулируют и координируют основные направления экономики. Потребность в знаниями и информацией продиктована совместными разработками проектов. Это, например, освоение других планет, Мирового океана, изучение Антарктиды и т. д. Многие проекты требуют глобальных финансовых затрат, и часто одна страна просто не в силах выделить необходимую для исследований или разработок сумму. И как раз совместная работа с другими государствами дает необходимые капиталовложения и специалистов в разных областях.

Россия в мировом сообществе

Место России в мировом сообществе - одно из ведущих. Она является постоянным членом ООН. Россия - обладатель одного из крупнейших в мире ядерных потенциалов. Также на ее территории расположено огромное количество месторождений нефти и газа, драгоценных металлов.

Россия является самым крупным государством в мире по территории. Федерация граничит с Европой и Азией, это дает стране геополитически благоприятную позицию. Помимо этого, Россия имеет еще и высокий технический потенциал.

Несмотря на то что после распада СССР в России возникло множество проблем, она все же не утратила свои позиции в мировом сообществе. Была потеряна часть важных для страны территорий, но тем не менее место России в мировом сообществе по-прежнему остается одним из лидирующих.

Проблемы

Эволюция не стоит на месте, человечество развивается, параллельно используя в своих нуждах природные ресурсы. В связи с мирового сообщества глобальны. Среди них на первом месте стоит охрана окружающей среды. Эта проблема настолько актуальна, что справляться с нею нужно не в отдельных странах, а совместно с мировым сообществом. Засорение почвы, воздуха и воды все больше приводит к катаклизмам на планете.

Месторождения природных полезных ископаемых также не вечны, и когда-то они закончатся. По расчетам ученых всего мира, это может произойти уже очень скоро, поэтому мировое сообщество пытается найти другие пути добычи необходимых для жизни ресурсов. Разрабатываются новые виды топлива, а химические реактивы пытаются заменить природными соединениями - так, чтобы они не приносили вреда ни человеку, ни природе.

Мировое сообщество государств выделяет множество других глобальных проблем. Это и продовольственный вопрос, остро стоящий еще до сих пор в некоторых странах. Это и демографическая проблема - сокращение численности населения, регулирование международной миграции, смертность. А также болезни, которые не имеют ни национальности, ни гражданства, - алкоголизм, курение, наркомания.

Глобализация

Термин "глобальный" означает "затрагивающий все страны мира", "общемировой". На сегодняшний день практически не осталось ничего, что не попало бы под влияние глобализации. Она затронула финансовые потоки, компьютеры, вирусы, программы, новые технологии, эпидемии.

Мировое сообщество государств беспокоят многочисленные преступления и терроризм, которые ширятся в огромных масштабах. В последнее время ни одна страна уже не может обособить себя от глобализации. Она объединяет все страны не только в экономическом плане, но и социальном, политическом и т. д.

Автаркия

Это понятие является противоположным глобализации. Это процесс хозяйственной обособленности страны. В основном автаркия преобладает в странах, которые находятся на ранних стадиях развития экономики. Причинами ее всегда были ручной труд и низкая производительность, и совсем небольшие потребности населения. Обычно товаров только-только хватало для товарооборота внутри самой страны.

На данный момент таких стран осталось очень мало. Практически все государства, входящие в мировое сообщество, пережили научно-технические революции, которые во много раз увеличили производительность, а значит, и количество товаров. Как следствие - расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Потребности людей возросли и стали приобретать более капризный и выборочный характер. В результате для их удовлетворения собственных ресурсов страны стало явно не хватать, отсюда уже возникла потребность выхода на вступление в мировое сообщество.

Интернет в мировом сообществе

Огромное значение оказала на все мировое сообщество которая смогла не только объединить все страны, но и увеличила товарооборот по всему миру. Обмен знаниями и информация передаются практически мгновенно в любую точку земного шара, что значительно облегчает сотрудничество между странами. Благодаря интернету с наибольшей эффективностью решаются многие возникающие глобальные проблемы в мире, и на данный момент он - лишь преддверие еще больших мировых открытий и возможностей.

Когда анализируешь исторические воззрения на общество, то неизбежно замечаешь такую особенность: начиная с Античности понятие общества постоянно расширялось – от семьи и союза племен до мировой державы. Сегодня оно разрослось до мирового сообщества (рис. 3.6).

Древние римляне, создавшие мировую империю, расширили понятие общественного и социального. Уже не союз племен, а огромная держава должна была именоваться римским обществом, ибо и столица, и далекие окраины управлялись по одним законам, а жители придерживались единых традиций и идеалов. Но можно ли мировую державу, каковой являлась Римская империя, строить по образцу общества?

Рис. 3.6.

Понятно, что в сверхдержавах иным должен быть тип отношений между властью и населением. Власть императора устанавливается сверху им самим, поэтому ее называют самодержавной. Но в греческом полисе или Римской республике власть вырастала снизу – из общества. В автократических государствах правители царствуют не волею народа, а Божьей милостью. Они лишь наместники, восседающие на вершине огромной пирамиды власти, которая но нисходящей иерархии чинов очень косвенно связана с населением. Можно ли назвать такие отношения между властью и населением социальными? В античном смысле слова нет. Скорее государственными или политическими, причем государство все больше отдаляется от общества, которое сосредоточивается преимущественно в нижней части социальной пирамиды.

Древние римляне не смогли решить для себя вопрос о том, где начинаются и заканчиваются границы общества. На него попытались ответить современные мыслители. Они ввели в обиход новое понятие – мировое сообщество , под которым сегодня понимают все пароды, обитающие на нашей планете. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле этого слова.

Дело в том, что восемь признаков Э. Шилза (см. параграф 3.3) применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свои территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органом управления мирового сообщества является Организация Объединенных Наций, которой подчиняются все страны. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает свои миротворческие силы (Голубые Каски) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского союза (ЕС), куда входят 27 стран, объединенных единой валютой, единым экономическим и политическим пространством. ЕС имеет Совет Министров (Совет Европейского союза) и Европарламент.

Мировое сообщество именуют также мировой системой . Данный термин надо понимать в узком и широком значении. Видный американский социолог и политолог Иммануил Валлерстайн предложил различать мировые империи и мировые экономические системы.

Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, персидского царя Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже – религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система – это совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV в., куда входила покоренная Русь, – империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм . Он существует уже 500 лет (с XV в.), но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации (ТНК) находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перемещают огромные капиталы через государственные границы.

И. Валлерстайн разделил мировую систему на три части: 1) ядро (англ. – core); 2) полупериферия (semi-periphery); 3) периферия (periphery).

Ядро – это ведущие индустриально развитые страны, занимающие центральные позиции в мировой экономике (прежде всего США, Западная Европа, Япония). Это самые сильные и могущественные государства с совершенной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию страны ядра экспортируют в государства "второго и третьего мира" – страны периферии и полупериферии, у которых меньше власти, богатства и влияния.

Периферия – это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Здесь полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу к иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы таких стран нестабильны, в них часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Здесь высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку благополучие государств периферии зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего диктаторские или авторитарные режимы, здесь существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства переходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность, и вскоре их смещают.

Демографическую ситуацию стран "третьего мира" характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 1960-х гг. страны "третьего и четвертого мира" взяли в долг у развитых стран несколько миллиардов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 млрд долл. США, но не видно способов, каким заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему. Самое страшное состоит в том, что, как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство в странах полупериферии механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная промышленность, заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если классификацию И. Валлерстайна передать в терминах теории постиндустриального общества Дэниела Белла, то мы получим такие соотношения:

  • ядро – постиндустриальные общества;
  • полупериферия – индустриальные общества;
  • периферия – традиционные (аграрные) общества.

Как уже отмечалось, мировая система складывалась постепенно, поэтому разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали североитальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII веке, Англия – после 1750, а Соединенные Штаты – после 1900 г. В 1560 г. ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Североитальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т.е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам "второго мира". Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полупериферии.

Выдвинутая И. Валлерстайном в 1980-е гг. теория ядра и периферии сегодня считается в принципе правильной, но нуждающейся в известных корректировке и дополнении. Согласно новому подходу основу современного международного сообщества, которое иногда именуют транснациональным миром , составляют ведущие международные организации, 50–60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. ТНК. "Глобальная экономическая федерация" пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга. На этом глобальном пространстве выделяют:

  • постиндустриальный Север, контролирующий торгово- финансовые каналы;
  • высокоиндустриальный Запад – совокупность национальных экономик ведущих промышленного развитых держав;
  • интенсивно развивающийся "новый" Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели;
  • сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов;
  • находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономичсской , или геополитической , перестройкой планеты . Для нового международного пространства характерны две тенденции:

  • 1) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав типа "Большой семерки" (после присоединения к ней России ставшей "Большой восьмеркой");
  • 2) размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример: события в Югославии, Палестине и т.д.).

Между этими двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание. Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут приводить к серьезным последствия в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны, хотя само это решение было выгодно небольшой кучке политиков в конгрессе США.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре небольшая часть населения была богатой и такая же бедной. Основное население соответствовало уровню среднего класса даже по европейским меркам. Через несколько лет действия эмбарго национальная валюта Ирака обесценилась, и основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

Являясь самым мощным экономическим государством мира, Соединенные Штаты ведут себя и как политический монополист. Доллары делают политику по принципу "один доллар – один голос". За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности ООН, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять-таки развитыми странами, скрывается намерение и воля узкого круга ведущих держав. Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств лишенные такой возможности, встают на "тропу войны". Они создают разветвленные криминально- террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру (исламский фундаментализм, "Медельинский картель" в Колумбии и др.).

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость которой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильна, как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обратили бы внимания ее "киты", сегодня сотрясают всю мировую систему. Так, кризис, начавшийся осенью 2000–2013 г. в США, в короткое время поразил все страны мира.

  • "Четвертый мир" – это страны, которые являются беднейшими в мире. Они расположены главным образом в Африке и в Азии.