Все о стройке и ремонте

Игра «Путешествие на воздушном шаре. Деловая игра «катастрофа на воздушном шаре Психологическая игра полет на воздушном шаре правильно

Эта очень известная, можно сказать - традиционная групповая (командная) игра, проявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также насколько мелкие соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные - вплоть до необходимости выжить...

Предложенный здесь вариант "Катастрофы" имеет несколько отличий от традиционного ее варианта: а именно:

· игра сопряжена со следующей - "Необитаемый остров", что делает ее сценарно увлекательней;

· несколько изменен подлежащий ранжиру список вещей - он подработан под следующую игру "Необитаемый остров" и делает выбор более сложным и увлекательным. Впрочем, приводится и более нейтральный-стандартный вариант списка вещей - тогда игра идет спокойнее и не так остро.

В "Катастрофу" можно играть и одним составом, без разбивки на несколько команд, но если количество игроков оказывается больше двадцати, это уже нецелесообразно. На наш взгляд, группу предположим 32 человека стоит разбить на четыре команды по 8 человек. Разбивка может по любому принципу, но мы обычно формируем "идейно-тематические" группы по следующей процедуре:

– Кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? А самый Добрый-сердечный-сострадательный? А самый Трудяга-Работяга? А самый Дикий Варвар? - Выбрать этих Лидеров.

· Возможен вариант, когда эти Лидеры выбираются отдельно среди ребят и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг ядра из двух Лидеров, парня и девушки.

Теперь эти Лидеры вокруг себя, вызывая по одному человеку, формируют себе команды Работяг-Деятелей, Гуманистов-Сердечников, Варваров и Мудрецов. Так сформировались четыре команды, сели в четыре замкнутые м-группы.

· Как правило, взявшись за руки и закрыв глаза, чувствуя только руки друзей. И тогда последующая настройка-вводная начинается как с обычных формул расслабления, тонкой чувствительности, переходя позже на тематику “Полета на воздушном шаре”.

Лирическая настройка-вводная (выход на Тему):

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара, который был подарен вам (например, комитетом по делам молодежи ООН). Вы поднимаетесь над землей, вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над морем - видимо, это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дела, ваш воздушный шар уверенно несет вас в даль. Но что это? Вот на горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, он ее перевернет. Вдалеке, по направлению ветра - несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей - и долетите до островов. Но что выбросить? Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах, и сколько вам там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах сказать что-то трудно: сейчас тепло, но какая будет зима - неизвестно.

Все открыли глаза и оказались в своей группе, не забывая обстановку, в которой вы находитесь.

Итак, все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и сделают самостоятельное ранжирование: в какой последовательности вы будете выкидывать вещи, чтобы до острова долететь. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа строго самостоятельно, ни какие вопросы с соседями обсуждать нельзя. На всю работу у вас строго 10 минут.

Список вещей, находящихся в гондоле шара: Каны, миски, кружки, ложки - 7 кг; Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 6 кг; Подборка полезных книг про все - 22 кг; Консервы мясные - 20 кг; Топоры, ножи, лопата - 12 кг; Канистра с питьевой водой - 20 л; Бинты, вата, перекись, зеленка - 5 кг; Винтовка с запасом патронов - 30 кг; Презервативы и другая контрацепция - 2 кг; Импортный шоколад - 10 кг; Золото, бриллианты - 4 кг; Очень большая собака - 55 кг; Рыболовные снасти - 1 кг; Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь - 3 кг; Теплая одежда и одеяла - 50 кг; Соль, сахар, набор поливитаминов - 9 кг; Медицинский спирт - 10 л

· Дополнительно мы в этой разработке даем другой список вещей: более стандартный и не привязанный к следующей игре "Необитаемый остров”.

10 минут индивидуальной работы.

После того, как свое - индивидуальное - ранжирование сделал каждый, дается задание для работы в командах: "Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Выкинете не то - умрете на острове с голоду или беззащитно погибнете. Тем более - если выкинете сразу все: это равносильно гибели. Свое индивидуальное ранжирование сделал каждый, но все вы в командах, и каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас не меньше 20, не больше 30 мин. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, вы подведете ее итоги, в частности, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе всех к общегрупповому. Как это подсчитать, я объясню потом, это несложно. И тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым - или кто лучше всех умеет убеждать других".

30 минут командной работы.

· Очень часто в группах идут энергичное, но тупое препирательство, в ходе которого никаких решений принять не получается. Тогда ведущему стоит "останавливать ход времени" и вправлять мозги: "Все закрыли глаза. Ход времени остановился, вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернут они корзину, и большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем больше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли все-таки выжить эти люди? И от кого это зависит? ... Время включается снова! Работаем!"

Те м-группы, которые выработали решение раньше, ранжируют победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть его список ранжира, и есть список ранжира общегруппового. По каждому пункту надо посчитать МОДУЛЬ РАЗНОСТИ. То есть, если по п. 1 (Каны, кружки...) у Васи ранжир 3 (он решает выкидывать это третьим номером), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна двум (5 - 3 = 2). Если бы у Васи этот пункт был бы на 5-ом месте, а у группы на 2-ом, разница была бы “три” (а не минус три, потому что берется всегда модуль разности). Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от общегруппового, и сравнить, чье решение к общегрупповому оказалось ближе - Васино или Петино.

Если же группа не сумела справить с заданием досрочно, этот ранжир победителей можно совершенно безболезненно пропустить. Это, конечно, очень интересно для игроков, но, на наш взгляд, вещь малонужная. Если есть возможность, это стоит обсудить с группой: что, на их взгляд, важнее: умение доказать именно СВОЮ ПРАВОТУ - или работать в целом на СПАСЕНИЕ ГРУППЫ?

· Теоретически очень несложно представить себе тактику, когда Вася может быстро “подмять” под себя всю группу. Он просто заявляет: “Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи должно принимать только единогласно, а никаких поправок к своему решению я не приму. Я вполне готов погибнуть, а вы, наверное, хотите жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спору без драки примете решение мое...” Вопрос: считать ли Васю гением общения?

А что по-настоящему важно, так это обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. “Какова была общая стратегия? Кто вносил какой вклад (дать обратную связь на каждого). Ранжирование: Кто нас спасал и наоборот (С КЕМ БЫ ТЫ НЕ ПОЛЕТЕЛ?) - по стилю обсуждения и работы.

На это обязательно надо дать 10 мин. Если же этот момент пропустить, то для ребят все происшедшее окажется только увлекательной, но не психологической игрой. Только ПРИКЛЮЧЕНИЕМ, но не УРОКОМ ЖИЗНИ.

Стандартный набор (не привязанный к игре "Необитаемый остров"):

Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
6 кг
2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
3 кг
9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
Ракетница с компл. сигн. ракет 6 кг
Комплект географических карт и компас 2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Список вещей, ориентированный на игру “Необитаемый остров”

Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
6 кг
22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 6 кг
Подборка полезных книг про все 22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Презервативы и другая контрацепция 2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Необитаемый Остров

При правильном настрое эта игра может быть большой и может дать очень много. Она может:

· продиагностировать взаимоотношения между членами команды, выявить лидеров, симпатии и антипатии,

· проявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество и мудрость, жестокость и безответственность, творческое начало и упрямство, бодрость духа и неожиданное занудство);

· наглядно показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайного, а что - рождено требованиями самой жизни;

· познакомить с реалиями совершенно взрослой жизни.

Игра может запускаться и самостоятельно, но вживание в нее происходит быстрее и лучше, если она идет как продолжение игры "Катастрофа на воздушном шаре". Этот вариант мы и показываем.

Игра лучше всего проходит в группе (команде) численностью от 7 до 15 человек. У нас обычно играют параллельно четыре команды по 7-9 человек (Трудяги, Варвары, Мудрецы и Гуманисты).


Инструктаж к Игре:

"С помощью Господа Бога вы почти благополучно спаслись и оказались на Необитаемом острове..." (далее зачитывается - см. Приложение).

Вы не совсем с пустыми руками, у вас есть вещи - последняя треть из списка вашего ранжира (кто раньше - у того половина) плюс зажигалка с запасом жидкого газа.

Вы не обязаны реализовывать Символику вашей группы. Вы собрались под знаком Мудрецов, но теперь живите, какие вы есть реальные. Игра - способ лучше узнать друг друга в обсуждении - и жизни. Сделайте свою жизнь-обсуждение живыми и яркими.

Начать ИГРУ, оставить 10 минут на обсуждение итогов игры-работы и обратную связь на каждого.

· В "Необитаемый остров" мы обычно играем в два этапа. Первый раз - как бы пробная игра, устраивается сразу после "Катастрофы..." и длится недолго. Но за это время все входят в ее атмосферу и к следующему разу, ко второму разыгрыванию "Острова" оказываются хорошо душевно подготовленными.

По итогам первого этапа игры стоит обсудить, какие команды смогли сделать игру интересной, а какие - нет. Стоит, в частности, подсказать, что не интересно, если вы, как игроки:

– заняты только делом, а не психологией. Полчаса обсуждаете, будут ли на острове козы, а не поинтересуетесь душой того, кто согласился быть палачом. Что стоит за вашими выборами-решениями? Какая психология?

– не делитесь своими переживаниями по ходу игры. Кого-то принятая жизнь на Острове уже тяготит, но он сидит, терпит и молчит.

– все решения перекидываете на Лидера-Старшого. "Будет проблема - Старшой решит". Пусть решает сейчас! Как бы вы решили на месте Старшого?

– уходите от проблем. Надо делиться на семьи - не хи-хи, а делитесь!

Продолжение игры в Необитаемый остров: игра запускается заново, возможно с небольшим обновлением состава команд и с большим временем. Перед игрой стоит напомнить основные установки, делающие Игру интересной - и предупредить о важности решения вопроса о власти.

Стоит предупредить, что власть может быть захвачена. Например, один сильный договаривается с другим сильным, сманивает на свою сторону колеблющихся - и подавляет раздробленную оппозицию, диктуя ей свои условия. Обыкновенный фашизм.

Другая опасность - тягомотная демократия Советов, где каждый мелочный вопрос решается по часу и у каждого свое мнение.

Первое обсуждение в м-группах: Какую задачу перед Жизнью на Острове вы ставите? Чему хотите себя научить? Будут ли индивидуальные задания? - 5 мин. - и доклады.

Дополнительное задание: "Будьте готовы сделать Рекламу Своего Острова и своей жизни!"

ИГРА идет неопределенное количество времени (от часа до двух), пока одна или две команды ее точно не исчерпают.

Во время игры-обсуждения каждые 15 мин. стоит делать РЕФЛЕКСИЮ по пунктам (для этого в каждую команду раздать шпаргалку с вопросами):

– дружественная, добрая, веселая атмосфера? Кто создает тепло, а кто - конфликтоген или зануда?

– конструктивность? Решаете быстро, дельно, сильно? Кто создает пустой треп или вязкое болото?

– динамика, острота сюжета? Создаете ли трудные, острые ситуации-сюжеты? Кто?

– кто - вне обсуждения? Почему?

По окончании Игры 10 мин ее обсуждение и обратная связь на каждого. Что я дал для жизни на Острове? Много ли?

В какую Общину ты пошел, если бы твоя Община погибла? - К Варварам? Работягам? Мудрецам? Гуманистам? Выбор аплодисментами.

Игра

Волею судеб вы оказались на НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения, короткий холод зимой, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и трагичность происшедшего, тем более что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Тут не место для развлечений, трепа и хихонек - вам надо есть и надо выжить. Настройте себя соответствующим образом - и наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить остров, организовать на нем хозяйство. Для этого на листке бумаги сделайте карту острова и обозначьте, что на нем где есть.

Кто у вас будет Лидер? Какие есть у него рычаги власти?

Вам нужно наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела, распределить функции, роли, обязанности и т.п. Какие санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей? Если у вас случится ситуация "Стрекоза и Муравей", то что Муравьи скажут Стрекозе? И если он один Муравей, а все - Стрекозы?

Вы будете выдумывать законы свои или примете какую-либо религию, где законы общежития уже определены? А если среди вас неверующих кто-то верующий и тратит время на постройку часовни и молитвы, вместо того чтобы трудиться на огороде или воевать вместе со всеми, как тогда?

Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну? по трудовому вкладу? больше слабым и больным? (и у вас оказывается выгоднее быть слабым и больным?) больше сильным, ибо от них больше проку? А если кто-то сердобольный решит подкармливать лентяя, которого все решили не кормить?

Ваша община принимает решения большинством голосов? А могут ли мужчины, если их большинство, решить про жизнь женщин?

Пределы власти вашей Общины, может ли она вмешиваться в чью-то частную жизнь? Имеет ли право человек никого не слушать и жить по своему? А если он злой и вредит? (На острове растет конопля, и один из вас стал наркоманом, не работает, ворует и писает в щи).

Возможен ли у вас раскол на две колонии? Что делать, если одна группировка начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на отдельный собственный кусок острова? На часть имущества? На какую? (У вас на всю общину два топора, он сам забрал себе один - иначе, говорит, не выживу. Ваши действия?)

Какое наказание за изнасилование? убийство на почве ревности? воровство? поджоги? Есть ли у вас что-то, за что полагается смертная казнь? Кто тогда будет палачом?

Есть ли у вас неприкосновенность личной собственности? Имеет ли право община у кого-то что-то (хижину или вещи) реквизировать в случае острой необходимости? А если он не отдает и воюет?

При жарком климате: вы все равно будете соблюдать приличия и требовать хотя бы минимума одежды, или разрешается ходить без?

Имеет ли право каждый мужчина когда-то иметь женщину, чтобы не взбеситься? Как это право он может реализовать? Кто хотел бы, чтобы свои занятия сексом окружающие скрывали? А кто разрешил бы сексу быть открытым?

У вас будет "шведская семья"? Многоженство-многомужество? Пары? Кто с кем? Какие примете законы про ревность? В какой идеологии будете воспитывать детей?

Если первые годы вы не можете позволить себе рождения ребенка (вас мало, и каждый работник на счету), что делать с риском забеременеть без возможности аборта? Судьбу ребенка определяет родители, община или мама? Имеет ли право пара рожать детей, если кормить детей потом приходится другим?

Имеет ли право кто-то вести образ жизни, делающий его слабым, болезненным и обузой для остальных?

По результатам ваших решений: Нет ли у вас теперь обиженных, недовольных, одиноких? Сможете ли вы им чем-нибудь помочь?

Когда благоустроитесь: будут ли у вас выходные, праздники? Какие, когда? Как их будете устраивать? Каких других ритуалов вы захотите придерживаться?

__________________________________

Вам дается полная свобода действий в рамках задания. Выберите летописца, чтобы записывать все, что вы решили, вести "летопись жизни". И постарайтесь, чтобы ваша жизнь была живой и богатой. Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать Земной Рай? - Вперед!

Я - Хозяин?

Эта игра - тренинг уверенности в себе. Основной механизм - ролевая игра типа актерской, а мотивом оказывается ситуация командного состязания, ситуация "брошенного вызова". Это очень сильный мотив, и там, где пасует человек сам перед собой и ведущий один на один перед ним, группа сверстников в ситуации командного соперничества из самого слабого за несколько минут "выжимает" максимум из возможного.

Вопросы ведущего: “Что такое для вас Хозяин? А Не-Хозяин?” В процессе ответов группы идет формирование общих смыслов.

· Отвечают обычно по типу: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, а готов оценивать сам; он не тревожный; не мельтешит и не заискивает; разрешает себе быть раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться и давать разрешения другим.

Итак. одна из главных черт "Хозяина" - это уверенность себе. Кто в себе уверен, встаньте!

· Поздравьте того, кто встал первым или самым "сильным" образом, а остальные пусть сядут.

Я верю, что ты - Хозяин, но покажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй что-то - так, чтобы все поняли, что Хозяин здесь - ты. Пожалуйста!

· У Сильных это обычно получается, и неплохо. Это может быть что угодно: например, спокойное распоряжение: “Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!” Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты.

– Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!

· Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он Хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсудите это.

Хорошо, а теперь, как Хозяин, передай свои полномочия: назначь следующего ("Хозяином будешь ты!" - из претендентов. Претендент должен произнести какую-нибудь фразу (или, например, просто назваться) так, чтобы все почувствовали - это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают рукой с пальцем вверх (говорит как хозяин, уверенный в себе человек) или вниз (говорил как человек зависимый, не уверенный в себе).

· Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как это: "продемонстрировать, что Я - Хозяин!"

Впереди - командная игра, и все должны разбиться по командам. Конечно, это можно сделать как угодно, но мы и это оформляем в виде веселой и подвижной игры.

Итак, разбивка на 4 команды через игру: "В группу по...!" Все ходят под музыку по кругу, по команде "В группу по N!" все объединяются в (двойки, четверки, тройки - что будет названо). Предупреждение: "Кто останется вне (двойки, четверки и т.д., получит фант! Ваша задача - обязательно оказаться в м-группе!" Итак, ходим! А теперь... в группу по 3!

· Дикий рывок, все (почти) мгновенно в тройках. Проработайте тех, кто оказался вне.

Ходим... В группу - по 4! по 5! по (столько, чтобы все разбились на четыре команды)!

Итак, образовалось четыре команды, назовем их Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Перед каждой командой стоит двоякая задача:

найти в соседней команде Слабака (или Слабаков, можно и парня, и девушку), и одновременно

подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинение в адрес своих Слабаков. “Опровержение” может быть и словами, и делами, но делами лучше. Сразу стоит подсказать, что “опровергать” можно, как оставаясь среди своих, в окружении своей команды, так и перейдя в окружение обвиняющей тебя команды. Последнее, очевидно, труднее, и годится только для по-настоящему в себе уверенных людей.

На подготовку - 5 минут.

Игра: Команда называет у соседей Слабаков, те опровергают - своей реакций и своими действиями.

· Ведущий комментирует и подчеркивает сильные стороны Слабаков.

Обычно собственно Игра (доказательство "Я - Хозяин" играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою Силу, обсуждение; затем Обвинители сами оказываются в роли Обвиняемых со стороны следующей команды, и т.д. Но иногда, на больших конкурсах (а эта игра великолепно идет на конкурсах Молодых Коммерсантов) для экономии времени ее можно запустить во всех группах одновременно. В этом случае к каждой команде нужно приставить Судей (выделяются из других - нейтральных - команд).

Войди красиво

Это небольшое упражнение для ребят, которое имеет смысл и само по себе, и как средство для создания теплой и красивой атмосферы.

Стулья расставляются кругом, все парни выходят за круг, девушки садятся через стул. Ребята должны: войти по очереди в круг, поприветствовать всех девушек, подойти к одной, опуститься на одно колено, поцеловать поданную руку, попросить разрешения сесть рядом, сесть.

· Ведущий комментирует сделанное каждым, отмечая и удачное, и весело пародируя менее удачное.

Конкурс артистизма

Прошу встать, Девушки пересаживаются на один ряд стульев, ребята - на другой, напротив них. Объявляется КОНКУРС АРТИСТИЗМА под лозунгом "Мы, конечно, лучше - хотя вы, безусловно, прекрасны!" Кто будет капитаном команды девушек? Капитаном команды ребят?

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

    Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

    Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.

    Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

    После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Деловая игра «Золотые орехи»

Методические указания по проведению : Деловая игра направлена на развитие навыков вербальной и невербальной форм деловых коммуникаций у ее участников.

Для проведения игры группа разделяется на две команды с равным числом участников. Эти команды должны разойтись по разным помещениям и не иметь возможности общения друг с другом до начала игры. Членам команд запрещается обмениваться письменными описаниями ролей.

Членам каждой команды раздается описание одной из двух ролей. Время для ознакомления с ролью ограничивается преподавателем и устанавливается в пределах до 20 минут. Это время должно быть использовано для прочтения материала и обсуждения общей линии проведения переговоров с другой командой.

Для проведения переговоров каждая из команд должна выдвинуть по одному переговорщику. Эти переговорщики будут вести прямые устные переговоры друг с другом.

Команды также предупреждаются, что во время переговоров их представителей, члены команд не могут допускать никаких устных комментариев, давать переговорщикам устные указания или подсказывать.

При этом, однако, разрешается писать и передавать переговорщикам записки, которые они могут использовать при переговорах.

Любая из команд может обратиться к преподавателю с просьбой прервать переговоры и назначить нового переговорщика.

Переговоры проводятся в общей аудитории, куда собираются обе команды. Переговорщикам должен быть предоставлен стол для переговоров, установленный таким образом, чтобы он был виден всем участникам. Команды должны быть рассажены таким образом, чтобы исключить возможность устного общения во время переговоров (желательно за спинами своих переговорщиков). Обмен записками между командами также запрещается.

Время переговоров обычно не превышает 20 минут. Таким образом, игра занимает по длительности один академический час (45 мин.).

Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл» История

Вы работаете в новой фармацевтической фирме «Пилл», возникшей несколько лет назад на «пустом месте». Все сотрудники Вашей фирмы до этого составляли костяк одной из второстепенных лабораторий ВНИИ «Химзащита» – крупного НИИ, принадлежавшего Министерству обороны.

Ваша бывшая лаборатория занималась во ВНИИ «Химзащита» сугубо гражданскими разработками, которым дирекция не придавала особого значения, т.к. бюджет финансировал работу лишь «основных» лабораторий, а Вы работали по договорам с фармацевтическими предприятиями. Часть Ваших перспективных разработок пылилась на полках – Вы не могли доказать руководству, что делаете нужное дело…

Трансформация экономики создала условия для частной предпринимательской деятельности. Вся «команда» ушла из ВНИИ и создала частную фирму ООО «Пилл». Самому «старому» сотруднику, Вашему директору, всего 35 лет.

Личных сбережений сотрудников ООО хватило на уставный фонд, получение соответствующей лицензии и аренду помещения. Старые наработки удалось успешно внедрить на крупном фармацевтическом предприятии, а на вырученные средства приобрести специальное оборудование, необходимое для новых исследований и разработок.

Не так давно Ваша фирма разработала новый уникальный препарат Х для лечения болезни Дипса. Эта коварная болезнь возникает в период беременности и приводит к смерти новорожденного через 2 недели после родов. Своевременное (24 часа после родов) введение препарата Х обеспечивает полное излечение новорожденных. Более того, вакцинация беременных надежно защищает плод от возможности приобретения болезни Дипса. Это пионерское изобретение – ни в одной другой стране мира нет ничего подобного препарату Х.

“Группа”

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.)”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

“Джойстик”

Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком" передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.

Цель: повышение сплочение группы, командный дух, соревнование.

“Подъемный кран”

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

тренер победившей команды;

полковник, выигравший битву;

балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

пловец, поднявшийся на гребень волны;

облако, летящее по небу в жаркий день;

бревно на субботнике;

прыгун, зависший над планкой;

цветок лотоса на поверхности озера и т. д.

“Тетрис”.

Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.

“Путешествие на воздушном шаре”

Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины.

Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

“Клоун”

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

“Яблочко”

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

“Сантики”

Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: “Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться.

Тука - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные веревки. Сейчас мы, подобно тукану, будем “нанизываться” на длинную, около 15 м. длиной, веревку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первый из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанными к ней.

“Клубок”

Та же самая веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача - снова образовать круг.

“Тише-громче”

Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

“Зоопарк”

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

“Математика”

Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: “Начинаем считать по кругу, Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя”. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

“Дрессировка”

Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика” и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.

“Тренировка эмоциональной устойчивости”

Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”. После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

“Внутреннее движение”

Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.

Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?

“Семья”

Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).

“Групповая социометрия”.

а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.

б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.

в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.

Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?

Возможно неоднократное применение этого упражнения.

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает.

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером − то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет − его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры.

Игра идет в три этапа:

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Анализ проводится с помощью ответов на вопросы:

· Какова была атмосфера в группе?

· Что мешало достижению согласия?

· Какие выявились признаки лидерства?

· Кто проявлял активность?

· Кто был пассивным?

· Кто доминировал?

· За счет чего оказывалось влияние?

· Какие индивидуальные стили общения можно было выявить - уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж, поиск единомышленников, что-то другое?

· Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению согласия?

Задание 16 . Рефлексия личностной позиции в группе. Ознакомьтесь с поданной ниже информацией. Определите, каков был Ваш стиль вхождения в профессиональную группу. Почему Вы так думаете?

В современном менеджменте существуют следующие четыре вида вхождения в коллектив той или иной организации и усвоения ее норм и ценностей:

Отрицание. Человек все отрицает, ему все не нравится, и он принимает свой новый коллектив, что называется, скрипя зубами, постоянно это всем показывая. Такие работники ни в одной фирме долго не задерживаются.


«Конформизм ». Человек соглашается со всем, что ему говорят и чего от него требуют. Такие люди не имеют своего мнения и не слишком переживают за дела фирмы, оставаясь пассивными во многих ситуациях. Они могут быть хорошими работниками, но прежде всего - исполнителями, не проявляющими ценной сегодня инициативы.

«Мимикрия ». Внешне соглашаясь с нормами и требованиями организации, человек в действительности внутренне их не принимает. Как правило, такие люди - потенциальные перебежчики в другие организации, как только для этого представится удобный случай.

«Адаптивный индивидуализм». (Самый продуктивный). Демонстрируя этот вид вхождения, человек успешно адаптируется к требованиям новой организации, но при этом открыто может выражать свое несогласие и позволяет себе выступать с критикой того, что ему не нравится. Как правило, это очень крепкие профессионалы, которые болеют за дело и не могут равнодушно видеть то, что плохо делается в той сфере, в которой они хорошо разбираются.

Задание 17 . Рефлексия профессионального потенциала, основанная на самоанализе возможностей.

В книге американского исследователя Макса Эггера «Блистательная карьера» был опубликован перечень вопросов для изучения своих возможностей в построении карьеры. Попробуйте обоснованно ответить на эти вопросы.

Наброски вех жизненного пути:

· Как бы я хотел использовать свою жизнь и чего я хотел бы добиться?

· Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, на это десятилетие?

· Как выделиться в лучшую сторону во время встречи: за сегодняшний день, в этом месяце, в этом году?

· Каковы намеченные мною вехи карьеры и когда я должен их достичь?

· Являются ли мои цели измеримыми и делимыми на этапы?

· Можно ли установить реалистичные сроки для достижения моих целей?

· Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

Наметка вех жизненного пути связана с задачей стратегического планирования жизни. Опыт показывает, что организации и отдельные работники, не владеющие навыками стратегического планирования, имеют гораздо более худшие показатели по сравнению с теми, которые такое планирование имеют. То же самое можно сказать и про отдельного человека.

Выявление точки наилучшего приложения сил:

· В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

· Какие возможности роста имеются в моей работе?

· В чем я сегодня добился успеха и благодаря чему?

От чего следует отказаться в интересах карьеры, почему?

Карьеру надо строить по военному принципу - нанесение главного удара, для чего собираются все силы в одной точке.

Самоанализ и самомотивация:

· Что является для меня наиболее важным стимулом?

· Как я буду вознаграждать себя за прилежание и успехи?

· Как я могу улучшить свою работу?

· Какие навыки мне потребуются в дальнейшем для моей работы?

· Какие личностные качества помогают и мешают мне в моей работе?

· Что я узнал сегодня полезного, что поможет мне завтра работать лучше?

· Что я должен делать, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень: на этой неделе, в этом месяце, в этом году?

Без поддержания самомотивации на высоком уровне карьерный рост будет периодически выдыхаться. Без надлежащего давления пара в котле паровоз не будет двигаться вперед. Поэтому нужна регулярная подпитка.

Изучение непосредственного начальника:

· Как получили свои места мой начальник и начальник моего начальника?

· Что нравится и что не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

· Чем я могу способствовать успеху моего начальника?

· Что читает по специальности мой начальник и стоит ли мне читать то же?

· Какими сильными и слабыми сторонами обладает мой начальник? Как мне их можно использовать?

· Могу ли я влиять каким-либо образом на моего начальника?

Хороший начальник на работе - все равно что хороший отец дома. Лучше иметь хорошего начальника в плохой организации, чем плохого - в хорошей. Хороший начальник сам растет и способствует росту своих подчиненных.

Изучение возможностей организации:

· Какова культура моей организации и насколько я ей соответствую?

· Кто в нашей организации лидер и чем я от него отличаюсь?

· Как люди здесь получают повышение?

· У кого в нашей организации реальная власть?

· Каков классический путь продвижения к интересующей меня должности в этой области деятельности, в этой организации?

· Кто в организации имеет серьезное влияние на принятие важных решений?

· Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как я могу в них попасть?

· Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

· Каковы критерии успеха в работе: у организации, у моего начальника, у меня?

· Как успех в работе измеряется и ранжируется мною, моим начальником, в нашей организации?

· Как мне приобрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах собственного труда, в своей организации?

Создание сети связей и знакомств:

· Как мне поддерживать полезные контакты, чтобы они помогали моей деятельности?

· Что из того, что я делаю или читаю, может быть полезно тем, кого я включил в свою сеть?

· С кем у меня сложились взаимоотношения и как я могу их улучшить?

· С кем мне хотелось бы наладить контакты и как этого достичь с помощью коллег и знакомых?

· Какие контакты принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

Знакомства и связи - это канаты, которые могут поднять вас на вершины успеха. Это те же время и деньги, которые помогают профессиональному росту. Над развитием сферы знакомств и их поддержанием надо работать точно так же, как и над своим профессиональным мастерством, если не больше.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с определенным эталоном - это … группа.

а) формальная;

б) условная;

в) референтная;

г) реальная.

2. Сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, изменение своего поведения под влиянием группы во избежание конфликта с ней - это …

а) внушаемость;

б) конформизм;

в) нонкомформизм.

3. По значимости для индивида выделяют группы:

а) реальные и условные;

б) формальные и неформальные;

в)референтные и нереферентные.

4. Конформизм - это:

а) негативное отношение к кому-либо;

б) подчинение влиянию другого человека;

в) позитивное отношение к чему-либо;

г) подчинение человека групповому давлению.

5. Какому стилю лидерства соответствует директивный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

6. Какому стилю лидерства соответствует коллегиальный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

7. На формальные и неформальные группы делятся по признаку классификации:

а) по характеру деятельности;

б) по формам собственности;

в) по характеру внутренних связей;

г) по статусу.

8. На неформальную структуру коллектива не влияет:

а) коммуникация;

б) идентификация;

в) адаптация;

г) интеграция;

д) субординация.

9. Какой тип взаимоотношений характеризуется дистанциированием друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов;

д) соперничество.

10. Какой тип взаимоотношений характеризуется ориентацией на индивидуальную цель даже в условиях совместного труда, основывающегося на общем взаимном доверии?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов.