Все о стройке и ремонте

Безутешный феофилакт. О неразумном богаче Игумен Феофилакт (Безукладников) Служение золотому тельцу в разгаре

Архимандрит Феофилакт (в миру Григорий Александрович Безукладников ; 1 декабря , Пермская область , РСФСР) - священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит , наместник Новоиерусалимского монастыря .

Биография

Родился 1 декабря 1963 года в городе Оса Пермской области в семье священника . Был пятым из двенадцати детей .

После окончания средней школы города Чёрмоз поступил в Одесскую духовную семинарию . По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены» .

Отслужив два года в армии, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию . В конце учёбы поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

После окончания семинарии 3 июля 1987 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского .

30 мая 1988 года был рукоположён в сан иеромонаха .

С 15 декабря 2004 года был членом московского Епархиального совета .

С 2005 года по 2008 год - настоятель храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» .

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Феофилакт (Безукладников) назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря .

12 декабря 2008 года указами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы .

На период его наместничества пришлась самая большая за всю историю реконструкция и реставрация. В 2008 году после посещения Новоиерусалимского монастыря первыми лицами государства, для воссоздания исторического облика и восстановления святой обители был создан Благотворительный Фонд, сопредседателями попечительского совета которого стали Патриарх Кирилл и премьер Дмитрий Анатольевич Медведев .

25 сентября 2011 года в храме Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прочитал молитвы над игуменом Феофилактом и вручил ему игуменский жезл .

14 августа 2015 года освятил новое здание, построенное для музея «Новый Иерусалим»

8 мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря и на малом всходе возвёл игумена Феофилакта в сан архимандрита .

Напишите отзыв о статье "Феофилакт (Безукладников)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Феофилакт (Безукладников)

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.

Веками сложилось в православной церкви убеждение, что монахи должны жить в монастыре. ХХ век внес свои коррективы - монахи теперь служат на приходах в городах, активно занимаются стяжанием денег, постоянно общаются с женщинами. При этом уверяют себя и верующих, что не испытывают никакого соблазна. И вот что самое удивительное - мир их любит! Вспоминается случай из жизни первых монахов-пустынников. Один молодой монах спросил у старца: “Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?” - “Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир сам немедленно отречется от тебя!”


Формально епископом Москвы считается Святейший Патриарх Алексий II, но по сути рулит духовной и материальной жизнью столицы владыка Арсений, его викарий. Сегодня в столице около 600 храмов. Первопрестольная разделена на благочиния - их 15. Во главе каждого - священник или монах. Благочинные отчитываються перед владыкой Арсением. Недавно он почувствовал себя ущемленным. В беседе с близким священником признался: “Какой-то ставрополец (так называют в церковных кругах епископа Ставропольского и Чеченского Феофана) давно владеет роскошной квартирой на старом Арбате, выстроил дачу на Николиной Горе. А я вынужден ютиться в квартирке на Олимпийском проспекте да коротать дни в патриаршей резиденции в Переделкине”.

Эта жалоба немедленно достигла благочинных. Раз в полгода являются они к владыке с отчетами и пухлыми конвертами. Каждый приносит как минимум полмиллиона российской валюты. Как распоряжается владыка Арсений этими приношениями - никто не знает. Говорит, что все идет на нужды патриархии. Никаких расписок, ни подобия учета денег владыка не ведет. Кроме этого существует жесткая такса. Если провинциальный священник хочет получить в Москве приход, он должен принести сребролюбивому владыке от 25 до 50 тысяч американских рублей. Так что бедным его никак не назовешь. Недавно владыка приобрел квартирку на старом Арбате (Староконюшенный переулок, д. 41), пока на подставное, довольно симпатичное женское лицо. И досталась она всего-навсего за 750 тысяч долларов. Необходимо вложить в ремонт еще тысяч триста. Но это уже мелочи.

Безукладный приход

В конце 80-х годов к патриарху обратился главный нарколог Москвы Эдуард Дроздов с предложением восстановить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле. Он был выстроен великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства мужа - великого князя Сергея Александровича. Просьба Дроздова была удовлетворена. Зарегистрировали общину. Архитектор Эдуард Наседкин подготовил необходимую документацию и в течение 15 лет руководил восстановлением храма-памятника. Понадобилось 9 лет, чтобы поднять его из руин. В 1999 году он был освящен патриархом. Несколько членов общины удостоились церковных наград. Началось восстановление больничного храма святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана при Боткинской больнице. Но тут настоятеля отправили на Север России поднимать разоренную епархию.

Владыка Арсений не упустил шанса и назначил нового настоятеля - игумена Феофилакта Безукладникова. Принесло его в Москву откуда-то с дальнего Севера, и попал он поначалу в Оптину пустынь. Когда московская интеллигенция задумала передать храм в музее-усадьбе Шереметевых Русской церкви, то его настоятелем стал 28-летний иеромонах Феофилакт. Поначалу вел себя тихо. Потом вошел в силу и потребовал выделения гектара земли для нужд подворья. И отхапал ее у музея. Первая акция, прославившая ретивого игумена, - разграбление реставрационных мастерских музея в мае 1998 года. Музейщики долго ходили по судам, но поскольку мастерские находились на храмовой земле, то действия Феофилакта были признаны законными.

Тогда-то я начал присматриваться к Феофилакту. Оказывается, Гриша (мирское имя монаха) с детских лет проявлял жгучий интерес к женскому полу. Но родители готовили его к высокой епископской карьере. Широкая натура Гриши (сверстники звали его Распутиным) полностью развернулась, когда он стал настоятелем Останкинского храма. Не пропускал ни одних крестин, выбирал молодых женщин и заставлял их раздеваться догола. Жалобы сыпались на женолюбивого иеромонаха, но он нашел подход к владыке Арсению. Вскоре стал игуменом и был в 2000 году награжден президентом Ельциным медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени - “За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций”.

Быть может, президенту стало известно, что Гриша-Феофилакт наконец-то остановил свой выбор на красавице Жанне, которая родила ему очаровательную дочку. Владыка Арсений сделал Феофилакта настоятелем второго храма и благочинным Всехсвятского округа. И раньше-то его не просто было найти. Став благочинным и семейным человеком, он неуловим. Приезжает как-то священник за получением миро, а благочинного нет. Отвечают ему: “Крестит”. Приезжает второй раз. Ему говорят: “Нетути. Отпевает”.

А в новом храме сказал прихожанам: “Я вас всех разгоню!” И действительно, в январе этого года прошла ревизионная проверка. Никаких нарушений не обнаружено, но разогнаны все, кто в течение 15 лет самоотверженно восстанавливал храм. Несмотря на растоптанные судьбы строителей храма и преданные поруганию полученные ими патриаршие награды, действия Феофилакта опять признаны законными. Настоятель приезжает вечерком для того, чтобы опустошить церковную кружку. Забыто восстановление больничного храма. Священники следуют примеру настоятеля и куют деньгу. Благо, что рядом открылся морг. В храме отсутствует дежурный священник - он теперь дежурит в морге. А Феофилакт нацелился на Тульскую кафедру. Собирает деньги для того, чтобы пробиться в епископы.

Больное православие

Это проблемы не только Русской церкви. Первой оказалась поражена Греческая церковь. Греческие священники давно и легально занимаются коммерческой деятельностью. Второй скандал разразился в Иерусалимской церкви. В начале лета был смещен за коррупцию патриарх Ириней. Глава Элладской церкви архиепископ Христодул заявил, что “были приняты все необходимые меры для самоочищения и для защиты священного института Церкви”. Были отправлены на покой два скандальных митрополита и несколько архимандритов.

В России же тишь да гладь. Постоянным членом Священного синода по-прежнему остается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Свои первые миллионы он сделал на табачных аферах в середине 90-х годов. Недавно поведал любимой газете “Радонеж” о невинных увлечениях. Вилла в Швейцарии дает возможность заниматься горными лыжами, а уединенный коттедж в Финляндии - плаванием. Владыке скоро 60 лет - важно сохранить хорошую физическую форму для борьбы за патриарший престол. Состояние Гундяева перевалило за миллиард долларов.

Увлекшись служением золотому тельцу, епископы забыли о мудрых словах апостола Павла: “Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушения и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с истинного пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний”.

В преддверии нашего самого главного праздника Пасхи Христовой хотелось бы услышать Ваши рассуждения о предстоящем празднике. Я сейчас вспоминаю, как много лет назад я ходил на пасхальные богослужения в Ново-Иерусалимский монастырь. Здесь было холодно, храм не отап-ливался. Люди с трудом выдерживали эту службу. Но все равно это было радостно. Сейчас обстановка изменилась. Условия более комфортные, храм расцвел. Хотелось бы поговорить и о предстоящем великом празднике, и о том, что происходит в нашем монастыре.

Действительно, по милости Божией меняется облик нашей святой обители Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Вы правильно подметили, что очень ярко это проявляется в праздник Святой Пасхи. Если мы возьмем не только, скажем, период Вашей молодости, но и, скажем, период дореволюционный, тоже интересно, как писалось об этом в летописях. На праздник Пасхи в соборе ставились баки или чаны с горячими углями и поскольку в апреле или в начале мая в соборе была еще изморозь, было сыро и холодно, то чтобы выдержать Пасхальную службу, люди регулярно подходили к ним, пытаясь согреться, а иначе порой было даже невозможно выдержать эту ночную Пасхальную службу, потому что собор каменный и он за зиму сильно остывал и набирался влаги. Это и мне пришлось испытать здесь в первые годы моего наместничества, когда собор еще не был теплым. Буквально через 20 минут уже начинали слезиться глаза, замерзали руки, надо было скорее выбегать на улицу, на солнышко или бежать в теплое помещение, чтобы немножко отогреться, иначе можно было просто заболеть. Эта холодная сырость пронизывала всего человека, и от нее не было никакого спасения. Но люди все равно старались пережить в таких условиях Пасху. Я думаю, им в этом помогали воспоминания событий ветхозаветной Пасхи. Вы помните, что Пасха - это от еврейского слова песах, то есть проходить мимо. Оно обозначало, что ангел прошел мимо домов, где по повелению Божию заклали пасхального агнца и его ели поспешно с посохом в руках, обутые. Этот агнец запекался с горькими травами, потому что в этот день предстоял им исход из Египта, и они должны были выйти из рабства в Египте в землю Обетованную, которую Господь им давал в наследство, чтобы они были богоизбранным народом, хранителем веры во Единого Истинного Бога. То есть Пасха иной раз сопрягалась с понятием горьких трав и поспешного выхода.

То же самое в Новом Завете. Христос недолго был в пещере. Он быстро воскрес. И мы, входя в Кувуклию, в Гроб Господень, тоже там не должны оставаться надолго, получив там радость о Воскресении Христовом, получив там благодать Божию. Гроб Господень - это самое святое место на земле и там всякий человек впитывает в себя столько благодати, сколько способен воспринять. Мы тоже должны выйти из Гроба Господнего, озаренные светом Воскресения Христова и благодати Божией и поспешить нести эту весть, подобно апостолам.

У нас в Новом Иерусалиме много было разных периодов строительных, реставрационных для Воскресенского собора, но мне запомнился один из периодов, когда вокруг Кувуклии были на полу изображены лучи, которые от нее исходили. Они были выложены белым камнем и чередовались с кирпичом. Как бы было показано, что от Кувуклии изливается свет во все стороны земли. И эти лучи как раз исходили от святых апостолов, которые были раньше и сейчас изображены в нишах в наружном иконостасе около Гроба Господня. Это показывало, что апостолы пошли от Гроба Господня, когда убедились, уверились, что Господь воскрес, с проповедью о воскресшем Христе по лицу всей земли. Причем у них было огромное желание даже умереть и кровь пролить за проповедь о воскресшем Христе. И вот мы должны, подражая апостолам, такими же вдохновленными выходить из Гроба Господня с желанием идти свидетельствовать о воскресшем Христе не только словами, но прежде всего, нашей жизнью.

Что касается сегодняшней жизни монастыря, то вы правильно подметили, что действительно, он несколько изменился за последние 8 лет. Уже проведена реставрация Воскресенского собора, и в прошлый год в Неделю Антипасхи, в неделю Фомину, Святейший Патриарх Кирилл возглавил великое Патриаршее освящение Воскресенского собора и была отслужена первая Божественная литургия в новоосвященном храме. Это было для нас своего рода кульминацией праздника. Так получилось, что даже в таком плотном, тесном графике Святейшего Патриарха все равно образовалось это окошко, что через неделю после Пасхи Патриарх смог сюда приехать. И мы при согласовании этой даты с протокольными службами премьер-министра, Патриарха и других высокопоставленных лиц были удивлены, что такое событие произошло 8 мая. Даже возложение венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду из-за этого события перенесли на день раньше и совершили его 7 мая, с тем, чтобы 8 числа сюда мог прибыть и Святейший Патриарх, и премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев с супругой, и Виктор Алексеевич Зубков, и министры, и губернатор Московской области, и другие члены Попечительского совета и Совета Фонда смогли здесь на месте молиться, участвовать в этом важном событии освящения Воскресенского собора и первой Божественной литургии в новоосвященном храме. Таким образом, в жизни Нового Иерусалима произошел важный исторический, эпохальный момент. И поэтому у нас в этом году будет первая Пасха уже в освященном Патриархом соборе после реставрации. Мы к ней готовимся с трепетом, с чувством благоговения и, прежде всего, думаем о том, чтобы каждому из нас в Пасхальную ночь не быть бы посрамленным тем, что, может быть, недостойно провели Великий пост или не во всем покаялись, не полностью очистили свою совесть или провели этот Великий пост нерадиво. Очень хочется, чтобы эта Пасхальная радость была полной, как широкая река полноводной, и чтобы она нас всех охватила, и мы смогли бы достойным образом праздновать праздник Светлого Христова Воскресения.

Нам приятно, что с каждым годом число паломников в этот день возрастает. Что люди начинают ценить то, что у нас тоже есть в России Новый Иерусалим, где главная святыня - это Воскресенский собор и можно сказать, в России - это главное место, где нам надо быть на праздник Святой Пасхи. С каждым годом здесь пребывает все больше и больше людей и все стараются и встретить Светлое Христово Воскресение, и помолиться, и исповедоваться, и причаститься Святых Христовых Таин. Для нас это отрадно. Мы стараемся все сделать, чтобы людей встретить достойным образом и чтобы этот праздник у нас стал общим и от этого он стал еще радостнее, потому что когда мы делимся радостью Светлого Христова Воскресения, то у нас эта радость увеличивается и умножается. Мы так и подходим к этому празднику.

А ведь многие люди и не знают, что Святейший Патриарх Никон, созидая этот монастырь, хотел создать проекцию Святой Земли на русской земле и очень многие люди, которые не могут поехать на Святую Землю в силу различных причин, наверное, не прогадают и получат большую благодать, если приедут именно сюда, в Новый Иерусалим.

Святейший Патриарх Никон строил этот Новый Иерусалим, эту святыню не как какой-то китч и совсем не для того, чтобы прославить себя, свое имя, но именно по любви к своей пастве. Он видел, какое важное значение имеет Гроб Господень, все святыни Святой Земли для русского христианина. Это, по сути, пятое Евангелие - то, что нам досталось после Христа, то что связано с Его земной жизнью, и мы видим, что, к сожалению, во все века не так просто было попасть на Святую Землю. Скажем, в том же XVII веке, чтобы туда сходить пешком, а другого способа и не было, требовалось 11 лет жизни этому посвятить, необходимо было пройти пять государств, которые были в основном мусульманские. Это было даже небезопасно для жизни, но человек хочет поклоняться этим святым образам, перед ними предстоять, молиться, проникаясь этим духом. Поэтому-то Святейший Патриарх Никон для них и устраивает Ново-Иерусалимский монастырь, в который собирает все основные святыни, связанные с земной жизнь Господа и нашего Спасителя Иисуса Христа.

Надо сказать, что это актуально и сегодня. Сегодня, хотя конечно, можно в Иерусалим попасть довольно быстро - на самолете три с половиной часа, и ты уже там, на Святой Земле. Но посмотрите, и сегодня многих людей, например, по причине санкций, введенных против них многими странами, удерживают от этого паломничества, или им не рекомендован выезд из страны в силу их обязанностей, их профессионального или воинского долга. Такие люди себя иногда чувствуют окраденными или лишенными этой пасхальной радости, возможности помолиться у этих святынь и поэтому их тоже всех ждет Новый Иерусалим. Тех, кто не может поехать на Святую Землю, приезжайте, приходите в Новый Иерусалим и здесь вы получите по вашей вере такую же благодать, как и на Святой Земле. Именно для этого Святейший Патриарх Никон и создал эту святую обитель. К примеру, он рассматривал Крест Христов. Ведь это единственный крест, который освящен кровью Христа. Но посмотрите, Церковь на этом не останавливается. Она изготавливает множество крестов, их освящают епископы или священники, читая при этом молитвы, кадя фимиамом, окропляя святой водой, и, когда люди после этого берут крест, его лобызают или перед ним преклоняются, то крест их спасает и сохраняет. Эти слова и начертаны на наших нательных крестиках. То же самое иконы. У нас, конечно, есть известные, очень чтимые чудотворные иконы. Смотрите позицию Церкви, не только Русской Православной Церкви, но и позиции других Поместных Православных Церквей. Что они делают? Они делают списки этих икон, причем делают их во множестве. Их тоже освящают епископы или священники, кадя фимиамом, читая молитвы, окропляя святой водой и после этого каждая такая икона, список с того первого образа тоже становится источником Божественной благодати. Поэтому люди могут иметь этот список у себя в храме или в монастыре, или даже у себя в кельи, или у себя в доме, в частной квартире, кто какой хочет образ святого или образ Божией Матери, чтобы перед ним преклоняться и получать эту Божественную благодать. Как бы от этой иконы у них течет ручеек этой Божественной Благодати и чем больше икон, тем больше этих ручейков.
То же самое Патриарх Никон хотел эту мысль продлить и далее, и он создает образ Кувуклии - Гроба Господня, созидает Святую Голгофу с Крестом. Древо кипариса для этого креста было принесено из Иерусалима, а монастырский мастер вырезал крест точно в ту меру креста, на котором был распят Христос. Также Патриарх Никон устрояет и место Обретения Креста Господня, и Темницу Спасителя, где Он томился последние часы перед распятием. И даже видимым образом Господь подтверждает явление благодати своей на этих святых местах. Патриарх Никон, устрояя место, где был найден на Святой Земле Крест Господень, хотел первоначально по своему замыслу сделать здесь престол в честь Обретения Креста Господня. Но произошло чудо. Как и там, в Иерусалиме, на этом месте забил источник воды. То есть у него не получилось сделать основание престола, потому что забил святой источник, и Святейший Никон пил воду только из этого источника. И этот источник бьет и сегодня, то есть произошло сугубое чудо - там, на Святой Земле, и у нас это чудо повторилось.

В период, когда монастырь был закрыт с 1919 по 1994 года, вода в этом источнике иссохла, источник стал пуст, но когда блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексей II вместе с членами Священного Синода приняли решение о возобновлении монашеской жизни и богослужебной жизни в Новом Иерусалиме, начались первые службы и освящение воды, то вода стала появляться. Спустя эти годы и десятилетия, это чудо повторяется, и мы видим, что на Новосионский холм, который высотой 19 метров возвышается над всей округой, опять пришла вода, и этот источник опять стал функционировать. Он опять ожил. По началу воды было не так много, а сейчас там люди берут воды неограниченно. Народ берет, а она все пополняется и пополняется, прибывает и прибывает, и мы уже не ограничиваем никакой мерой. Кто хочет, тот канистрами может эту воду наливать и увозить с собой, то есть это видимый знак того, что Господь дает благодать не мерою. Была бы только наша вера. То есть когда здесь прекратилась молитва, то вода ушла, а как только опять возобновилась жизнь монашеская, богослужебная жизнь, опять появились люди верующие, появились монахи, вода опять пришла, опять этот источник функционирует. Мы многократно освящаем здесь воду на протяжении всего года и эту воду раздаем всем желающим.

То же самое, может быть, невидимым образом, но мы также получаем и на Голгофе у святого Креста. Этот Крест у нас в Новом Иерусалиме почитается чудотворным. Он благоухает и из него тоже выделяется порой маслянистое миро. Люди об этом тоже свидетельствуют. То есть это для нас величайшая святыня, к которой все относятся с глубоким уважением.

Так же самый камень Помазания. У нас лежит тот камень, который положил сам Святейший Патриарх Никон еще тогда, 365 лет назад. И по сей день люди также приходят, преклоняются и молятся перед ним и получают Божию благодать.

То же самое касается и Кувуклии, Гроба Господня. Это главная святыня в Новом Иерусалиме. Я как наместник могу свидетельствовать, что нам очень приятно видеть, что здесь формируются порой такие же очереди, как на Святой Земле, то есть поток людей такой, что стоит дежурный, чтобы поддерживать порядок. И людям порой, чтобы попасть в Гроб Господень и там помолиться, приходиться стоять не один час в этой очереди. И они чувствуют эту благодать Божию. Ведь к пустому, сухому колодцу человек не пойдет, а сюда люди приходят и здесь молятся, получают просимое, получают от Господа вразумление, как им дальше жить, как им дальше себя вести, как им дальше относиться к своей жизни. И они об этом свидетельствуют другим, и поэтому поток людей здесь возрастает не только за счет средств массовой информации, но именно, когда один человек об этом свидетельствует другому человеку. Эта народная молва ширится и она самая надежная в нашей церковной жизни, когда человек говорит: «Я свидетель, я свидетельствую о том, что это было, и что я пережил, что я ощутил». Это все и происходит в Новом Иерусалиме.

Батюшка, еще хотелось бы вспомнить волнующий момент для каждого православного человека - это схождение Благодатного Огня. Я сейчас вспоминаю 1992 год, когда после многих десятилетий безвременья мой друг, великий русский скульптор Вячеслав Клыков возобновил эту традицию принесения благодатного огня из Иерусалима в Москву. И я помню, как лампада с этим Огнем была установлена у подножия памятника святым Кириллу и Мефодию, который освятил Святейший Патриарх Алексий. В своем слове он сказал такую фразу, которая запала мне очень глубоко в душу: «необходимо, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность».

Очень верно. Сошествие Благодатного Огня - это тоже явное чудо, как и то, о котором мы сейчас уже говорили - как живоносный источник, - которое каждый год подтверждает Воскресший Господь. Он исходит по церковному Юлианскому календарю именно на нашу православную Пасху, подтверждая истинность того, где благодать Божия живет, в какой Церкви и где есть спасение. В образе этого Благодатного Огня является благодать Божия накануне главного праздника, праздника всех праздников - Светлого Христова Воскресения. Действительно, это идет с первых лет после Воскресения Христова. Это чудо никогда не прекращается. Вернее сказать, в один год, в 1923, Благодатный Огонь не сходил, когда все Поместные Православные Церкви приняли Новый стиль. Господь как знак показал, что это неугодное действие, и, слава Богу, что Предстоятели Поместных Православных Церквей и весь епископат одумались и исправили эту ситуацию.

Мы каждый год с трепетом ожидаем этого чуда. Как только Благодатный Огонь сходит, эта весть моментально распространяется везде, особенно сейчас, благодаря техническим достижениям, средствам массовой информации, люди друг другу звонят, рассказывают об этом, у всех уже радость. Господь еще дает милость, поскольку существует предание, что в тот год, когда не сойдет Благодатный Огонь, это может обозначать Пришествие в мир уже антихриста, последние годы перед кончиной мира с совершением всех апокалиптических событий. Поэтому мы молимся, чтобы благодать Божия над нами пробавилась, чтобы еще Господь дал нам время для покаяния, для нашего исправления, если возможно.

В Ново-Иерусалимском монастыре, конечно, главный праздник - это праздник Воскресения Христова. Само название монастыря - Воскресенский, касается Воскресения Христова, и главный собор наш Воскресенский и у нас престольный праздник - это Пасха. В отличие от других храмов и монастырей наш престольный праздник длится семь дней - всю пасхальную седмицу, то есть семь дней как один день проходит. Мы этому очень рады и очень счастливы, что у нас такой престольный праздник, на котором можно ликовать, праздновать целую неделю.

Поэтому всю неделю идут крестные хода, мы тоже стараемся их сделать и по стенам монастыря, и за стенами, и к Скиту Патриарха Никона. Ходим всю неделю, везде кадим фимиамом, окропляем святой водой, совершаются пасхальные песнопения, чтение Евангелия о Воскресении Христовом, чтобы через это освящалась наша святая обитель, освящалось все вокруг и освящало нас самих. Это самое главное.

Как апостол Павел говорит, если Христос не воскрес, то тщетна наша вера, напрасны наши упования. Поэтому праздник Воскресения Христова имеет прямое значение для каждого из нас и, конечно, особый для насельников святой обители. Мы все стремимся, чтобы в душе, в сердце каждого из нас Христос бы воскрес, чтобы мы, когда произносим вслух слова «Христос воскресе» не лицемерили, что Он действительно у нас воскрес, чтобы это было нашей реальностью, нашим смыслом, той целью, ради чего мы когда-то приняли таинство Святого Крещения и ради чего мы находимся в Церкви. Мне очень нравятся слова святых отцов, что не наступит время антихриста, пока у нас сохранится хоть один архиерей, который почитает Воскресение Христово. Надо сказать, что это касается не только архиереев, но и священников, и монахов, и мирян, потому что архиерей - это возглавление той общины, которая реально существует. Поэтому все мы должны празднество этого Светлого Христова Воскресения праздновать светло. Так, как это, например, указывается в правилах шестого Вселенского собора, что надо всю пасхальную седмицу, как один день и утром, и вечером пребывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин. Мы собираемся духовно, мы мобилизуемся, напрягаемся во время Великого поста и ходим в храм, и делаем поклоны и дома, и в церкви, и наши молитвословия становятся более продолжительными, а когда наступает Пасха, мы как бы расслабляемся, мы как бы себе говорим: «Христос Воскрес, что еще надо? Все хорошо, все в порядке!» Но при этом мы немножко сами себя расслабляем, и люди уже начинают просто праздновать, не ходя в церковь, не участвуя в богослужениях, не причащаясь Святых Христовых Таин. А дьявол только этого и ждет. Человек после Великого поста уменьшает молитву, меньше времени находится в храме, а это ему и на руку. И он пытается людей порой поссорить, какие-то возникают смущения, недоумения, поэтому мы должны быть богомудрыми и после напряженного времени Великого поста не должны ослабевать в молитве, но, напротив, стараться как можно чаще посещать на Пасхальной седмице Божий храм и причащаться Святых Христовых Таин.

Это сейчас более подробно прописано в положении о Таинстве Причащения, о том, как надо причащаться, о том, что в период Светлой седмицы Церковь делает некоторые послабления в правила подготовки ко Святому Причащению, когда вместо трех канонов и акафистов надо прочитать один канон пасхальный и канон ко Причастию, а, скажем, вместо вечерних и утренних молитв достаточно прочитать Час Пасхи. То есть Церковь идет нам навстречу, говоря, что ради такой великой радости вам можно где-то уменьшить, но именно несколько уменьшить, а не совсем забросить молитву, не совсем забросить участия в церковных богослужениях. Нам надо понять, что и во время ликования и радости, надо все равно быть в единении со Христом, с Церковью и друг с другом.

Хочется пожелать, чтобы наши храмы, начиная, например, с понедельника Светлой седмицы не пустели, чтобы люди посещение храмов не меняли на дачи, на которых просто жарят шашлыки. Мы не запрещаем это делать, но надо все-таки посещать церковные богослужения и держаться этой радости, причащаясь в эти дни Святых Христовых Таин. Именно в этом и состоит Пасха, что мы с Воскресшим Христом. Это хотелось бы пожелать всем вашим читателям, хоть в электронной версии, хоть в печатном варианте, чтобы нам на Пасхальной седмице сохранять это ликование.

- Спаси Вас Господи, дорогой батюшка!

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

В 1971-1981 года учился в средней школе имени Героя Советского Союза В. Е. Ершова города Чёрмоз . После окончания средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию . По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены» .

В 1982-1984 годы проходил действительную срочную службу в рядах Советской армии в военно-строительных войсках в звании рядового .

Отслужив в армии в 1984 году, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию . Параллельно проходил обучение в регентском классе при Московских духовных школах .

Служение в 1987-1991 годы

В марте 1987 года принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где исполнял общие монастырские послушания. 3 июля того же года наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского .

16 июля 1987 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры митрополитом Кишинёвским и Молдавским Серапионом (Фадеевым) рукоположен в сан иеродиакона . В том же году, по окончании курса в Московской духовной семинарии, продолжил обучение в Московской духовной академии .

30 мая 1988 года в Успенском соборе лавры архиепископом Зарайским Иовом (Тывонюком) рукоположен в сан иеромонаха после чего, отслужив в Лавре одну литургию, был направлен вместе с иеромонахом Мелхиседеком (Артюхиным) , иеродиаконом Панхарием и иеродиаконом Иннокентием возрождать Оптину пустынь . В связи с этим перевёлся на сектор заочного обучения МДА .

Служение в Москве (1991-2008)

Когда перед монастырём встал вопрос об открытии подворья в городе Москве, по решению духовного собора был направлен в столицу. В марте 1991 года при храме Живоначальной Троицы в Останкине было организовано подворье Оптиной пустыни, настоятелем которого стал иеромонах Феофилакт. В декабре 1999 года Останкинский храм утратил статус подворья Оптиной пустыни, став патриаршим подворьем .

В марте 2003 года одновременно назначен настоятелем храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и благочинным Всехсвятского округа города Москвы .

В 2004 года назначен духовным попечителем негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери „Знамение“ в Ховрине» .

15 декабря 2004 года был избран членом Епархиального совета Московской городской епархии .

Продолжал работать руководить восстановительными работами в Троицком храме «мы получили в пользование здание храма и территорию вокруг него площадью более одного гектара, а также смогли восстановить три флигеля, которые исторически существовали на этой территории. В прошлом году к празднику Святой Пасхи удалось завершить восстановление наружной части стен храма. Отреставрирован его интерьер. Осталось провести реставрацию иконостаса и закончить отделку на некоторых других участках <…> Во флигелях разместились учебные аудитории воскресной школы и библиотека духовной литературы для прихожан и всех желающих» .

12 декабря 2008 года указами временно управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности настоятеля храма «Отрада и Утешение» на Ходынском поле и приписных к нему храмов и часовен , должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы . В 2009 году освобождён от настоятельства в Троицком храме в Останкене .

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником

Рады Вас приветствовать! Примерно год назад Вы были последний раз в эфире, и многие неотложные дела, связанные с восстановлением знаменитого, величественного Новоиерусалимского монастыря, который находится в Истре, занимали очень много Вашего времени. Только сейчас мы наконец-то встретились. Как сейчас дела в монастыре, как проходит его восстановление?

– Восстановительные и реставрационные работы в монастыре в основном завершены. В связи с этим 15 ноября к нам прибыли очень высокие гости: Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, премьер-министр Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – настоятель нашей обители, наш священноархимандрит, и Виктор Зубков, все 9 с лишним лет председатель Правления Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Они очень внимательно осмотрели монастырь. Могу сказать, что их пребывание предполагалось в течение часа 15-ти минут, а вместо этого они пробыли в общей сложности 4 часа. Поэтому они все внимательно осмотрели.

Владимир Владимирович был в нашем монастыре 10 лет назад на праздник Рождества Христова, отстояв всю ночную Рождественскую службу, и осмотрел монастырь. И вот теперь, спустя 10 лет, он поделился впечатлениями, что и тогда его поразили, с одной стороны, масштабность этого монастыря, а с другой стороны, огромный объем работы, который необходимо было выполнить. И теперь, после завершения работ, он и другие высокие гости все осмотрели. Можно сказать, для нас это была самая высокая комиссия, которая только возможна на земле (понятно, что есть еще и Божия оценка).

От прибывших высоких гостей оценка была в основном положительная, они все высоко оценили. Но и дали еще поручение передать Русской Православной Церкви и нашему монастырю конный двор и гидросистему с прудами, которые тоже необходимо восстановить, отреставрировать. Но это уже больше относится к Русской Палестине (Новый Иерусалим не может быть без Русской Палестины). И вот теперь, по завершении работ внутри стен монастыря, уже следующим этапом будет восстановление Гефсиманского сада, конного двора и всей гидросистемы, то есть 9-ти прудов, которые Святейший Патриарх Никон выкопал своими руками – он, по сути дела, передвинул реку Истру подальше от стен монастыря, а в старом русле организовал 9 прудов, где разводилась лучшая рыба. И этой рыбой в основном питались монахи, паломники и все трудники, жившие в монастыре.

Совсем недавно прошел Архиерейский Собор, очень много делегаций посещали Ваш монастырь. Расскажите подробнее о делегациях – и что именно поразило и удивило в Вашем монастыре наших дорогих гостей?

– Наверное, самым знаковым посещением был приезд 1 декабря Патриарха Иерусалимского Феофила. Наши русские Патриархи, конечно, неоднократно бывали там, на Святой Земле, но чтобы Иерусалимский патриарх прибыл в Новый Иерусалим – это было впервые за всю историю. Мы знали, что Патриарх Феофил хотел к нам приехать, и неоднократно, но вот только сейчас это состоялось. И он с огромным удовлетворением прошелся по всей обители, особенно по Воскресенскому собору. Для него, конечно, было очень трепетно сравнить, как там, на Святой Земле, и как здесь все сделано и устроено. Он тоже был очень доволен, поражен, сказал много добрых, теплых слов. Встреча была очень непринужденная – он благословил всех детей, всем раздал иконочки, очень много останавливался, говорил – даже говорил про красоту, что если кто-то будет нас упрекать за нее, то мы должны объяснить, что красота церковная призвана к тому, чтобы и в душе у нас тоже была красота. Очень много сказал хороших назидательных слов. Встреча была неформальная, спокойная.

Кроме того, нашу обитель посетили делегация Чешских земель и Словакии во главе с митрополитом Ростиславом и делегация Американской Православной Церкви во главе с митрополитом Американским и Канадским Тихоном, делегация Болгарской Православной Церкви во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом; приезжали архиереи, которые имели желание и возможность, были свободны и посещали наш монастырь частным образом. Мы едва успевали просить наших экскурсоводов, чтобы они могли все показать, объяснить, рассказать. Мы тоже были рады такому естественному посещению и что молва о нас растет.

По сути дела, в эти дни исполнилась мечта Святейшего Патриарха Никона, его искреннее, горячее желание, чтобы Новый Иерусалим стал всемирным центром Православия, куда бы прибывали архиереи, священники, монахи, миряне разных Поместных Православных Церквей, где бы они молились и славили Бога, в Троице славимого и поклоняемого, на разных языках мира. Вот это и происходило – и у гроба Господня, и на голгофе, и у других святынь все молились на разных языках. И для нас это было огромное воодушевление, что одна из целей, ради которой Патриарх Никон построил Новый Иерусалим, сейчас начала осуществляться. Для нас это было очень утешительно.

Зачастую в храмы и монастыри приходит очень много людей, но, наверное, добрая половина их – самые настоящие туристы, которые просто приходят посмотреть и редко понимают, что здесь происходит. Как в монастыре устроен прием туристов или паломников? Как вы боретесь с какими-то проблемами? Ведь и в шортах в храм нельзя войти, и с непокрытой головой у нас не принято женщинам входить.

– Мы стараемся держаться такого принципа – если к нам приезжает турист, чтобы он вышел от нас паломником за время его пребывания в святой обители, когда он видит эту прекрасную архитектуру, слышит пение, чтение, богослужение. Самое главное – благодать Божия, которая там почивает. Когда он преклоняется перед этими святынями, молится перед ними, его душа в это время меняется.

У нас реставраторы рассказывали интересную вещь. Когда они были студентами архитектурных институтов, их посылали описывать и обмерять разрушенные закрытые монастыри. И там, казалось бы, не было монахов, но они таким образом изучали наше народное достояние. Они вспоминают, что именно там они стали верующими: даже разрушенные своды, алтарные апсиды, колонны и то меняют душу. Тем более теперь, когда эта красота восстановлена и находится в том достойном виде, как и замышлял ее строитель – Патриарх Никон, и так, как подобает быть в Церкви, чтобы все было благообразно и по чину, – это производит и должно производить огромное впечатление на каждого человека. И поэтому равнодушных людей не остается, все действительно бывают потрясены, кто больше, кто меньше, но на каждого свое воздействие производит святая обитель.

И наша задача состоит в том, чтобы быть именно мелкими сошками в руках Божиих и постараться послужить каждому, кто приходит в святую обитель. Можно сказать, что за эти годы все-таки степень воцерковленности становится больше: уже больше людей, которые слышат о Боге, о Церкви, уже нет такого дремучего незнания, которое было в прежние десятилетия, особенно после распада Советского Союза, после многих безбожных десятилетий. Сейчас ситуация, конечно, уже поменялась, стала другой.

Но когда мы стоим на Исповеди, порой подходит до 50% людей, у которых эта Исповедь первая в жизни. Это я говорю как священник, который сам принимает Исповеди. И поэтому у нас стоит задача, чтобы их первое соприкосновение с Церковью, с Богом через святые таинства стало первой ступенькой, но не последней. И мы стараемся им помочь встать на первую ступень: как Божия Матерь, Которую привели в храм родители, поставили на первую ступеньку, а уже остальные 15 Она пошла Сама. Вот и у нас стоит такая же задача – помочь им встать на путь духовной жизни.

А так, что касается встречи туристов, паломников, – монастырь заключает очень много договоров, чуть ли не ежедневно, с разными турфирмами, операторами, компаниями и затем, уже опираясь на эти договоры, к нам приезжает очень много самых разных делегаций. Могу сказать, что на сегодня в монастыре работает 5 операторов, которые принимают телефонные звонки, заявки экскурсионных групп, и трудятся 19 экскурсоводов, которые порой едва успевают водить одну группу за другой.

Люди слышат про новый монастырь, радуются, что он воссоздан, что его передали Церкви и что он пребывает в такой красоте и достойном благолепии, и стремятся сюда приехать (я уже не говорю просто о «сарафанном радио», когда люди рассказывают это друг другу), народная молва идет – и все стараются приехать. Поэтому у нас бывает очень много людей и летом, и в церковные и государственные праздники, и на каникулах. Понятно, что в рабочий день, когда все в основном работают или учатся, бывают какие-то единичные экскурсии – это могут быть люди преклонного возраста, пенсионеры, но и то люди приезжают. А вот в субботу, воскресенье, праздники (теперь вот будут длинные зимние каникулы) бывает очень много людей.

Я был в городе Истре неоднократно и посещал монастырь. И действительно, город обычный, как и многие тысячи городов по всей матушке России, но монастырь очень величественный. Некоторые мои неверующие знакомые, жители славной Истры, высказывали такое мнение: «Зачем нужно вкладывать деньги в храмы, если их можно вложить в инфраструктуру города, построить дороги и так далее?» И таких людей много, вопрос очень острый, не только у нас встречается, а много где еще, когда почему-то храм в благолепии, а вокруг большая разруха. Что отвечать таким людям?

– На самом деле, здесь нет противоречия или оно несколько искусственное. Храм для нас – это величайшая святыня, это место особенного присутствия Божия. Если говорить про наш монастырь, то ему уже 360 лет. Мы восстанавливаем ту порушенную святыню, которая была закрыта в 1919 году – именно тогда началось ее первое разорение. И особенно сильно она была разрушена во время Великой Отечественной войны, после двухнедельной немецкой оккупации, когда фашисты, уходя, взорвали собор и все высокие постройки монастыря. И до конца этот процесс восстановления не был совершен до сегодняшнего дня. Поэтому такую великую святыню и наше народное достояние мы обязательно должны восстанавливать.

Представьте себе, что в храмах (это Небо на земле) совершается то великое дело спасения, ради которого мы все здесь, на земле, и живем. Чтобы у нас был смысл жизни, чтобы мы готовились к вечности и чтобы Царство Божие, пришедшее в силе, уже сейчас началось в нашем сердце, в нашей душе. В том числе и во время Рождественского поста мы готовимся, чтобы сердце каждого из нас стало тем вертепом, где бы смог возлечь Богомладенец Христос. Поэтому, придя на Рождественскую службу, мы должны постараться достичь этой цели, насколько это в меру наших сил и возможностей.

То же самое в отношении исторической самоидентификации всей нашей нации и каждой личности: мы не можем быть без таких памятников истории и культуры. Есть такой закон, что если убрать все памятники и святыни, то через одно поколение это уже будет не народ, а какая-то масса, которую можно будет направить куда угодно, – те, кто не знает ни своей истории, ни своих святынь, ни своих корней: с такими можно вытворять все что угодно. Мы такими ни в коем случае не должны стать.

А что касается других систем (ЖКХ, дорог), то все это нужно делать. Но если мы станем верующими, если между нами будет в большей степени Христос, то тогда и поведение людей будет другое. И здесь те средства, которые мы потратили на храмы Божии, на монастыри, ничтожны в сравнении с бюджетом, который вообще есть у нас в стране и в каждом районе. Здесь наоборот: одно приносит только благо для другого.

То же самое могу сказать по Истре. Как теперь расцветает город! Как много там решается самых разных проблем, как он благоукрашается! Ведь Новоиерусалимский монастырь тянет за собой и все остальное: теперь уже рядом не может быть какой-то полуразрухи, какой-то грязи, все подтягивается одно за другим, оно как бы влечет. Так и должно быть: для монахов образец, пример – это ангелы, а для мирян – монахи. Когда эта цепочка выстраивается, то все начинает тянуться кверху, к Богу, одно за другим, как за паровозом. То же самое во всей нашей жизни – социальной, бытовой, когда возникает Церковь, Бог приходит в нашу жизнь, она вся подтягивается, становится лучше.

Как и много веков назад, вокруг монастырей собирались поселения, вырастали в целые города, и жили, и кормились за счет обители.

– Наш Новоиерусалимский монастырь стал в прямом смысле слова градообразующим для города Истры – город Воскресенск (так он назывался до 1930 года) получил при императрице Екатерине статус сразу и города, и уезда, ведь в нем проживало 28 000 человек. Представьте себе две деревни, в которых население 28 000 человек – разве это мало? Они трудились в монастыре, служили паломникам, принимали их, привозили-отвозили, изготавливали и реализовывали для них сувениры, кормили их: город этим жил, в этом участвовал.

Наш телезритель задает вопрос: «Почему сейчас монастыри не закрыты от мира?» (видимо, считает, что монастыри должны быть как раз закрытыми).

– Дело в том, что есть разные традиции монашеской жизни. Например, в Греции монастыри, как правило, более уединенные от мирских людей и вообще от мирской жизни. Там исторически было так, что монахи 5 дней в неделю уходили в более глубинную, сокровенную часть монастыря, где они молились уже без доступа мирских лиц и трудились в виноградниках, или хлеб растили, или ухаживали за монастырской скотиной. И только в субботу, в воскресенье или в праздники они приходили в храмы, куда имели доступ и миряне. Порой даже в таких храмах прямо посередине была стена, так что миряне были в одной половине, а монахи в другой: они совершали богослужение, и люди его слышали, слышали пение, чтение, но самих монахов не видели.

В русской традиции монастыри более открыты – даже так и говорится, что монах уходит из мира, чтобы служить миру. Это уже тоже древняя русская монашеская традиция, которая сложилась у нас. Хотя и у нас при монастырях бывают скиты, куда нет доступа мирским лицам, особенно женщинам (порой только раз в год, например, в Неделю жен-мироносиц, туда разрешают приходить и женщинам на богослужение). У монахов там более уединенная жизнь. Такая традиция у нас тоже есть, – но в большинстве случаев наши монастыри общежительные, они более открыты для мира, на богослужении присутствуют ежедневно и монашествующие, и миряне. И даже порой послушания наряду с монахами исполняют паломники, которые приезжают в монастырь пожить, помолиться, потрудиться в период отпуска, или на каникулах, или в период каких-то праздников. Такова традиция русского монашества.

Можно ли отречься от мира, не идя в монастырь?

– Можно, но это сложнее. Когда у нас все монастыри были закрыты после революции, то монашество все равно сохранялось. Это было так называемое тайное монашество, когда человек принимал монашество, а потом продолжал ходить в мирской одежде и работать на какой-то гражданской работе. И даже мог причащаться с мирским именем – о том, что он монах, не знал даже духовник. Порой даже после смерти его как мирянина и хоронили, а иногда находили только какую-то котомочку, где была записка, что он на самом деле монах или монахиня, и уже отпевали как монаха с монашеским именем. Это так называемое тайное монашество.

Интересно, что в период тайного монашества и тайных монастырей и процветало в нашей Церкви старчество. Например, в дореволюционное время богословы говорили: «Ну, уж точно, старчество может быть только в открытых, действующих монастырях». Нет, Дух Святой дышит где хочет, когда хочет и через кого хочет. И поэтому при таком тайном монашестве, при тайных монастырях, при неофициальных, незарегистрированных общинах, когда человек принимал монашество, он жил и был монахом только для Бога, выполняя монашеские обеты. Все это сохранялось, и были среди них великие старцы.

Но все-таки для того монастыри и создаются, чтобы в них было удобнее, сподручнее спасаться. Ведь если посмотреть, что такое жизнь в монастыре, что такое монастырский устав, то там все направлено к тому, чтобы помочь человеку спастись, помочь ему сделаться иным, другим, измениться в лучшую сторону. И если в миру нас толкают в грудь, против течения, чтобы нам было трудно идти в Царствие Небесное, то в монастыре будут толкать в спину, помогая идти в рай, в Царствие Небесное. В этом смысл монастыря: там объединяются все люди, которые хотят спастись, опираясь на монашеские принципы, монашеские устои, уставы монашеской жизни. Вместе удобнее, сподручнее спасаться, достигать Царствия Небесного.

Вопрос телезрительницы: «Очень хороший канал „Союз”, канал „Спас” тоже, но очень мало идет библейских фильмов. Скажите, можно ли детям показывать по интернету западные фильмы про Иисуса Христа, про Матерь Божию, про апостолов?»

– Западные фильмы – в основном католические или протестантские, в которых их создатели (сценаристы, режиссеры, актеры) показывают нам свой подход, свое понимание, тот образ, который они исповедуют. Это не всегда бывает согласно с православным вероучением. Поэтому нам прежде всего надо знать наше православное вероучение, Священное Писание и толкование Священного Писания, чтобы какие-то искажения, неточности или извращения веры не пришли бы к нам в наше сознание через просмотры этих фильмов. Те, кто уже знаком с православным вероучением, могут посмотреть этот фильм, если там нет ничего душевредного или растлевающего. Но здесь надо иметь определенное рассуждение и фильтр. То есть не все фильмы стоит смотреть. Надо всегда помнить, как апостол Павел говорит: «Все мне позволено, но не все полезно». Или: «Все мне позволено, но не все назидает».

Записала Елена Кузоро